Файл: Организационная культура и ее роль в современных организациях (Понятие и роль организационной культуры предприятия).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 166

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Первое впечатление внешнего вида организации: произвело впечатление.

«Проходная». «Проходная» внушает доверие, ощущается стабильность и солидность организации: хороший ремонт, светлый хорошо освещенный коридоры. В фойе оборудован специальный уголок для посетителей, где можно отдохнуть в ожидании встречи, и ознакомиться с информативной доской предприятия.

Система кабинетов выстроена таким образом, что руководители предприятия занимают большой кабинет с комнатой отдыха. Каждый кабинет оснащен компьютером, подключенным к интернету, на стенах висят картины. В кабинетах много цветов, за которыми ухаживают сами сотрудники.

В коридорах имеются огнетушители и стрелки с указанием выходы в случае аварийной ситуации. В здании есть комнаты личной гигиены. В кабинетах есть кулер с горячей и холодной водой.

Анкетирование персонала организации:

Следующим инструментом диагностики организационной культуры и системы ценностей выступает анкетирование персонала. Главными темами в данном случае являются:

  • основные ориентации организации;
  • стратегия организации;
  • сильные и слабые стороны организации;
  • совместная работа;
  • информация / коммуникации;
  • особенности типичных сотрудников;
  • социально-психологический климат;
  • представление руководства.

Мы проанализировали состояние организационной культуры, используя методику, предложенную профессором И.А.Кульковой. В целом можно сказать, что в организации существуют и применяются все инструменты, из которых складывается организационной культуры, что способствует четко выстроенной организационной культуре в целом. Сотрудники знают, какими документами регламентируется их работа. Какие цели, планы у организации в целом, что способствует эффективному существованию организации.

Выявлено, что в организации отсутствует элемент «поведение сотрудников», который описывает выполнение функции, а также обслуживание рабочих мест.

В организации реализуется и существует проект «Моя идея» – инструмент развития организационной культуры в ООО «Терминал», который провозглашает, что «авторы идей по оптимизации процессов – наши уникальные сотрудники».

ООО «Терминал» крайне заинтересовано в сотрудниках, активно участвующих в процессе совершенствования всех аспектов его деятельности: как внешних клиентских, так и сопутствующих внутренних. «Моя идея» предоставляет авторам простой и эффективный способ продвижения идеи до начала реализации и отслеживания всего последующего пути ее реализации.


В 2015 году правлением ООО «Терминал» была утверждена концепция программы «Кадровый актив: Стратегия ООО «Терминал». Потребность в человеческих ресурсах» ‒ инструмент, который позволяет:

Определить высокопотенциальных сотрудников.

Выделить и подготовить приемников на ключевые должности.

Повысить лояльность и удерживать высокопотенциальных сотрудников.

Эффективно распределять ресурсы, в том числе и на обучение.

В организации имеется своя нижеперечисленная система льгот, которыми могут воспользоваться сотрудники организации:

  • добровольное медицинское страхование (ДМС);
  • доплата к пособию по временной нетрудоспособности;
  • доплата по случаю отпуска по беременности и родам;
  • проезд и провоз багажа к месту отпуска;
  • целевые оплачиваемые отпуска;
  • материальная помощь;
  • материальная помощь при чрезвычайных жизненных ситуациях;
  • материальная помощь родственникам умерших работников ООО «Терминал»;
  • командообразующие мероприятия.

Все вышеперечисленные льготы прописаны в организационно-распорядительных документах ООО «Терминал».

Помимо системы льгот в организации существуют компенсационные льготы, в них входят такие льготы как: возмещение транспортных затрат; сотовая связь; представительские расходы; командировочные расходы; рабочее место.

Для вышеуказанных преимуществ организация также разработала организационные и административные документы, в которых указывается, к кому применяются эти положения, то есть кто может на них рассчитывать.

Важными для функционирования ООО «Терминал» является уровень организационной культуры и социальные отношения между персоналом, что и будет более детально проанализировано далее в работе.

Организационная культура организации часто не осознается сотрудниками, но может сильно влиять на принятие принципиальных решений. Для исследования организационной культуры ООО «Терминал» была использована методика К.Камерона - Р.Куинна. Проведенный анализ свидетельствует, что организационная культура ООО «Терминал» соответствует «рыночному» типу культуры.

Организационная культура «рыночного» типа предусматривает, что персонал в процессе работы ориентирован на внешние факторы, а не на внутренние отношения. Лидеры организации являются серьезными конкурентами, общей целью организации (и команды) является стремление занять лидирующие позиции на рынке. Критерии успеха определяются в терминах «доля рынка», «проникновение на рынок» и т. д.


Несомненным преимуществом организационной культуры типа «рынок» является нацеленность персонала на результат, ключевой заботой персонала является выполнение поставленных задач, для персонала характерна самоотдача и высокий конкурентный дух между собой. Однако это приводит к недостаткам организационной культуры типа «рынок» - высокий уровень соперничества персонала, низкая командная сплоченность и конфликты в команде из-за распределения внутренних ресурсов.

Ниже представлена анкета, посвященная исследованию организационной культуры и системы ценностей (заполненная 20 работниками организации). В состав респондентов вошли: работники со средним возрастом от 30 до 40 лет, со средним стажем 5-10 лет (в анкетирование приняли 10 участников управленческого персонала, и 10 производственного). По каждому ответу сформирован средний балл.

Внимательно прочитайте следующие высказывания и отметьте, насколько каждое из них соответствует вашей организации (1 – полностью не соответствует, 7 – полностью соответствует). Результаты анкетирования сотрудников представлены в таблице 3.

Таблица 3

Анкетирование сотрудников

Критерии соответствия

Баллы

Мы предоставляем потребителям высококачественные услуги

5

В нашей организации много времени уделяется развитию работников

2

Каждый знает, что он делает. Все обязанности строго распределены

6

Наша организация очень успешна на рынке

4

Все работники, если потребуется, останутся сверхурочно

5

Мы серьезно относимся к претензиям клиентов

7

Для нас главное – снизить издержки

7

В нашей организации доверяют работникам

5

Наша организация динамично развивается

5

Как можно заметить почти каждого сотрудника не устраивает как в организации ведется политика по развитию работников, также сотрудники не считают, что организации не успешна на рынке.

Как вы оцениваете степень внутриорганизационного сотрудничества? (1 – крайне низкая, 7 – высокая). Оценка сотрудниками внутриорганизационного сотрудничества показана в таблице 4.

Таблица 4


Анкетирование сотрудников

Степень внутриорганизационного сотрудничества

Баллы

Между коллегами

6

Между начальником и подчиненным

5

Между сотрудниками из разных подразделений

4

Между подразделениями

4

В целом, внутриорганизационное сотрудничество между персоналом в ООО «Терминал» находиться на достаточно хорошем, среднем уровне. Каким образом вы узнаете о важных переменах (решениях) в организации и как своевременно вы получаете данную информацию?

  • в процессе личного общения с коллегами;
  • своевременно.

Укажите 5 наиболее отличительных черт типичного работника вашей организации: профессионализм; компетентность; выдержанность; коммуникабельность; уверенность в себе.

Как обычно выглядит ваш непосредственный начальник? (1 – полностью не соответствует, 7 – полностью соответствует). Смотреть таблицу 5.

Таблица 5

Анкетирование сотрудников

Как обычно выглядит ваш непосредственный начальник

Баллы

Он отмечает мое усердие

6

Он дает четкие указания

5

Он объективно оценивает меня

6

Он заботится о наших личных контактах

4

Большинство сотрудников довольны своим начальником, но считают, что он мало уделяет времени.

Что вы ожидаете от вашей организации в будущем? (1 – совершенно неважно, 7 – очень важно). Результаты анкетирования представлены в таблице 6.

Таблица 6

Анкетирование сотрудников

Что вы ожидаете от вашей организации в будущем?

Баллы

Хорошую социальную поддержку

6

Гарантию сохранения рабочего места

7

Хорошие отношения с коллегами

6

Хорошую работу в команде

6

Несомненно, делая вывод по этой таблице, можно сказать, что все сотрудники, в обмен на свой труд ждут отдачу от организации.

Итого: 113 баллов / 21 = 5,33 – достаточно высокое значение среднего балла свидетельствует о высокой организационной культуре.


Глава 3. Разработка путей совершенствования организационной культуры ООО «Терминал»

3.1 Основные пути улучшения организационной культуры ООО «Терминал»

Аналитический обзор организационной культуры в ООО «Терминал» позволил выявить ряд проблем, влияющих на эффективность деятельности организации. В рамках написания выпускной квалификационной работы была разработана программа, направленная на совершенствование организационной культуры в ООО «Терминал» Разработанная программа представлена в таблице 7.

Таблица 7

Программа по совершенствованию организационной культуры

ООО «Терминал»

Параметры

Компоненты программы

Основные проблемы,

выявленные в организации

разобщенность сотрудников организации; низкая производительность труда; низкий уровень дисциплинированности сотрудников.

Причины проблемных зон в организации

сотрудники организации не объединены общими целями и интересами, что приводит к недопониманию и долгосрочному достижению целей. Разные интересы сотрудников и частые конфликты привели к тому, что в организации наблюдается напряженная морально- психологическая обстановка, что в свою очередь влияет на производительность труда. Коллектив организации можно назвать молодым, т.к. все сотрудники работают в ней менее 4-х лет. В основном штат сотрудников составляют молодые и амбициозные специалисты, которые еще не прониклись духом компании. В связи с этим уровень дисциплинированности в организации низкий.

Способы достижения целей (мероприятия)

проведение мероприятий по тимбиллдингу; организация для сотрудников семинара по управлению конфликтами.

Результаты

повысятся сроки достижения целей на 15%; увеличится производительность труда на 5%; повысится эффективность планирования на 12% повысится эффективность труда на 6%;

снизится количество невыполнения распоряжений и заданий на одного работника на 27%; повысится эффективность руководителя на 10%.

Риски

не качественное проведение тимбилдинга;

низкий уровень усвоения материала семинара сотрудниками организации.

Пользователи

сотрудники ООО «Терминал»