Файл: Коммерческая деятельность розничного торгового предприятия и ее совершенствование( на примере конкретной организации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 6589

Скачиваний: 111

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

В условиях рыночной экономики одним из ключевых элементов организации бизнеса является система организации коммерческой деятельности. Коммерция в сфере товарного обращения ‒ это совокупность коммерческих операций и процессов, направленных на эффективную куплю-продажу и доведение товаров до потребителей с ориентацией на спрос и получение реальной прибыли.

Коммерческая деятельность является одной из важнейших областей человеческой деятельности, возникших в результате разделения труда. Она заключается в выполнении ряда торгово-организационных операций, направленных на процесс купли-продажи товаров и оказание торговых услуг с целью получения прибыли. От эффективности организации этих процессов зависит рентабельность торговых организаций.

Таким образом, актуальность данной темы курсовой работы обусловлена тем, что организация и управление коммерческой деятельностью предприятия считаются одним из наиболее важных элементов системы взаимодействия фирмы и потребителя как субъектов экономических отношений. Только эффективная коммерческая деятельность имеет возможность способствовать удачной и стабильной деятельности организации, и вовсе не только оградить ее от влияния негативных факторов воздействия внешней среды, но и дать предприятию преимущества перед конкурентами.

Цель курсовой работы исследование организации коммерческой деятельности магазина «Пятерочка».

Объект исследования - магазина «Пятерочка». Предмет исследования – коммерческая деятельность магазина «Пятерочка».

Для достижения поставленной цели в работе были определены и решались следующие задачи:

  • исследовать теоретические аспекты коммерческой деятельности;
  • проанализировать коммерческую деятельность и выявить проблему в деятельности магазина «Пятерочка»;
  • разработать мероприятия по совершенствованию коммерческой деятельности и рассчитать экономическую эффективность предложенных мероприятий.

В процессе написания работы применялись методы экономического анализа, монографические, абстрактно–логические, статистико–экономические методы.

Теоретической основой исследования послужили работы следующих авторов по исследуемой тематике: А.В. Волкова, Р.А. Горигорян, Г.Г. Иванова, С.И. Ивановой, В.М. Кондрашева, А.Л. Королевой, Л.И. Кравченко, Н.В. Максименко, В.Н. Платонова, А.А. Терещкиной и других.

Информационную базу составили законодательные акты в сфере деятельности торговых предприятий; результаты исследований, содержащиеся в работах отечественных экономистов; материалы периодических изданий; справочные и инструктивные материалы; показатели деятельности магазина «Пятерочка».


Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников. В первой главе представлены теоретические основы организации коммерческой деятельности. Во второй главе дана характеристика организации и проведена оценка ее коммерческой деятельности. В третьей главе содержатся возможные пути совершенствования эффективности коммерческой деятельности.

1. Теоретические основы коммерческой деятельности в розничной торговле

1.1. Понятие коммерческой деятельности

Возникновение коммерческой деятельности связано с появлением товарообменных операций. В условиях рыночной экономики она играет важную роль во взаимоотношениях хозяйствующих субъектов, т.к. общественно-экономическая жизнь в современном мире основана на товарно-денежных отношениях [24, с. 51].

При централизованно распределительной системе товарных ресурсов и государственном ценообразовании коммерческая деятельность ограничивалась разработкой заказов, формальным заключением договоров поставки с назначенными сверху поставщиками, на определенный ассортимент и количество товаров, контролем за поставками товаров и обслуживанием покупателей в дефицитном товарном предложении. Инициатива, предприимчивость и самостоятельность коммерческих работников пресекались, относились к служебным нарушениям и административно наказывались, а лица, уличенные в спекуляции, несли уголовную ответственность [12, с. 88].

Предпосылки для развития коммерческих отношений при планово-централизованной экономике отсутствовали, т.к. товарно-денежные операции в условиях жесткого распределения товарных ресурсов и прикрепления розничных торговых организаций к определенным поставщикам нельзя назвать коммерческой работой [7, с. 19].

Коммерческая деятельность может развиваться только при свободной торговле в условиях конкуренции между независимыми субъектами рынка, когда торговые предприятия несут всю полноту экономической ответственности за закупку и реализацию товаров. При этом они обязательно должны быть заинтересованы в увеличении товарооборота и расширении своей хозяйственной деятельности, свободны в выборе средств такого расширения и не являться монополистами в реализации тех или иных товарных групп на какой-либо территории.


В рыночной экономике торговля приобретает новые черты своей социальной роли, активно влияет на все стороны производства и реализации товаров [12, с.89].

На сегодняшний день существует множество определений коммерческой деятельности (таблица 1).

Таблица 1 – Определения понятия коммерческой деятельности с точки зрения разных авторов

Автор

Определение

Бунеева Р.И.

[3, с. 22]

Коммерческая деятельность- деятельность юридических и физических лиц, связанная с осуществлением операций купли-продажи в целях удовлетворения спроса и получения прибыли.

Половцева Ф.П.

[17, с. 24]

Коммерческая деятельность – это все то, что обеспечивает максимальную выгодность торговой сделки для каждого из партнеров при первоочередном учете интересов промежуточного и конечного потребления.

Иванов Г.Г.

[8]

Коммерческая деятельность представляет собой совокупность процессов, связанных с куплей-продажей, удовлетворением спроса, минимизацией расходов и получением прибыли.

Федорова М.А. [20, с. 110]

Коммерческая деятельность представляет собой специфический технологический процесс, под которым понимается совокупность операций, связанных с движением товара по товаропроводящей сети и его реализацией (транспортировка, хранение, упаковка, фасовка, купля-продажа и т.д.) с

Панкратов Ф.Г.

[16, с. 11]

Коммерция – вид торгового предпринимательства или бизнеса, но бизнеса благородного, того бизнеса, который является основой любой по-настоящему цивилизованной рыночной экономики

Щетинина Е.Д.

[29, с. 132]

Коммерческая деятельность – составная часть предпринимательства, выраженная в совокупных процессах и операциях, направленных на совершение актов купли-продажи товаров в целях удовлетворения покупательского спроса и получения прибыли.

Яковлев Г.А.

[25, с.9-10 ]

Коммерческая работа в торговле представляет собой обширную сферу оперативно-организационной деятельности торговых организаций и предприятий, направленные на совершение процессов купли-продажи товаров для удовлетворения спроса населения и получения прибыли.

Коммерция (торговля) – емкое понятие. Часто оно употребляется в очень широком смысле обозначая практическую деятельность, направленное на систематическое извлечение прибыли. Именно в таком контексте понятие «коммерция» и «коммерческий» используется. Г.К.Р.Ф. с


Представленные формулировки понятия «коммерческая деятельность» свидетельствуют о многообразии определений в словарной, учебной и монографической литературе. Несмотря на то, что во многих определениях «коммерция» представлена в широком смысле как «предпринимательство», коммерческая деятельность является более узким понятием, т.к. из всех видов предпринимательской деятельности только торговое дело можно назвать в чистом виде коммерческим.

Итак, если обобщить вышеприведенные определения, то можно сделать вывод, что коммерческая деятельность – это сфера оперативно-организационной деятельности, направленной на совершение актов купле-продажи товаров, оказание услуг, осуществление работ с целью удовлетворения покупательского спроса и получения прибыли [12, с. 95].

Акт купли-продажи товаров базируется на основной формуле товарного обращения (1) – смене формы стоимости [4, с.27]:

(1)

где Д – Т – фаза купли;

Т` - Д` - фаза продажи

Это означает, что коммерческая деятельность в торговле – понятие более широкое, чем простая купля-продажа товаров, т.е. чтобы акт купля-продажи состоялся, необходимо совершить некоторые оперативно-организационные и хозяйственные операции, в том числе изучение спроса населения и рынка сбыта товаров, нахождение поставщиков и покупателей товаров, налаживание с ними рациональных хозяйственных связей, транспортировку товаров, рекламно-информационную работу по сбыту товаров, организацию торгового обслуживания и т.д. [16, с. 202].

Коммерческую деятельность как научное направление можно отнести к социально-экономическим наукам, т.к. с одной стороны она направлена на удовлетворение индивидуальных и общественных потребностей, а с другой – включает товарно-денежные отношения между хозяйствующими субъектами, направленные на эффективное использование денежных средств и получение прибыли [17, с.22].

Рассматривая системный характер коммерческой деятельности, в ее структуре можно выделить ряд подсистем, следующих, как правило, друг за другом, или параллельно (рис. 1).

Информационное обеспечение текущей деятельности

Сбор и анализ информации об уровне спроса и состоянии рынка, свойствах товара, особенностях конкурентной среды и т.д.

- определение потребности;

- поиск поставщиков;

- установление связей и т.д.

Осуществление действий по закупкам

Учитывается существующий потребительский спрос. При управлении запасами ставится цель сокращения издержек обращения.


Формирование ассортимента и управление запасами

Выбор наиболее оптимальных способов продажи товара. Обеспечение качественного обслуживания клиентов.

Организация розничной продажи товаров

Рекламно-информационная деятельность

- планирование затрат на рекламу;

- разработка рекламных мероприятий;

- создание и содержание основных каналов коммуникации с клиентами

Рисунок 1 – Подсистемы коммерческой деятельности [16, с.19]

Эффективность коммерческой деятельности в сфере товарного обращения обеспечивается профессиональным выполнением ее функций: изучение спроса и определение потребности, организация торгового обеспечения через закупочную деятельность, ценообразование, рациональное управление товарными запасами, качественное и культурное обслуживание покупателей. Так как конъюнктура рынка находится в динамическом изменении, исследование всех этих направлений всегда будет необходимо.

Основными субъектами в рыночных отношениях выступают юридические лица и индивидуальные предприниматели. Именно они, в соответствии с законодательством, имеют право заниматься предпринимательской, а значит, и коммерческой деятельностью.

Коммерческая деятельность по продаже товаров в розничных торговых предприятиях имеет свою специфику [16, с.21]. Так как в розничной сети завершается процесс доведения товара от производства до потребителя, то коммерческая деятельность, связанная с розничной продажей товаров, является наиболее ответственной, поскольку на данном этапе приходится иметь дело с конечным потребителем товара. Поэтому помимо предложения розничному покупателю широкого выбора высококачественного товара, необходимо использование современных, удобных для покупателя методов продажи, прогрессивных систем расчета за покупки и т.д. [12, с. 99].

Рассмотрим более подробно этапы коммерческой деятельности на розничном предприятии на рис. 2.

Формирование ассортимента

Анализ рынка, изучение спроса

Анализ и выбор поставщиков

Определение потребности в товарах

Организация хозяйственных связей с поставщиками

Закупка товаров

Продажа товаров и оказание услуг

Анализ удовлетворенного и неудовлетворенного спроса

Рисунок 2 – Этапы коммерческой деятельности на розничном торговом предприятии [16, с.22]

Так, согласно рисунку 2, первым этапом коммерческой деятельности розничного предприятия является исследование рынка товаров: анализ рыночных процессов, изучение спроса и предложения на товары, причинно-следственные связи. Изучение и прогнозирование покупательского спроса является важным коммерческим условием успешной продажи товаров в розничной торговой сети. Поскольку объем и структура спроса населения меняются под воздействием различных факторов (демографические, социально-экономические, природно-климатические и т.д.), то его изучение требует комплексного подхода, который позволит получить полную информацию о необходимых потребителю товарах и ценах, которые они готовы заплатить [12, с. 99].