Файл: Коммерческая деятельность розничного торгового предприятия и ее совершенствование( на примере конкретной организации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 6592

Скачиваний: 111

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2. Анализ организации коммерческой деятельности предприятия розничной торговли магазина «Пятерочка»

2.1. Характеристика магазина

Сеть магазинов «Пятерочка» - это универсальные магазины «у дома», в их ассортименте содержатся номенклатуры продовольственных и непродовольственных товарных групп.

«Пятерочка» была создана в 1998 г., а первый магазин из данной торговой сети открылся уже в 1999 г. в Санкт-Петербурге. В 2013 г. Был произведен ребрендинг, который принес множество глобальных изменений и обновлений сети магазинов. На начало 2019 года сеть насчитывает 14000 розничных магазинов по всей Российской Федерации. Чистая розничная выручка за 9 мес. 2018 г. составила 871 129 млн руб. Федеральная торговая сеть «Пятерочка» находится в управлении компании X5 Retail Group, которая также включает в себя супермаркеты «Перекрёсток», гипермаркеты «Карусель» и магазины «Экспресс», а также распределительные центры и грузовой автотранспорт.

Рассматриваемый магазин торговой сети «Пятерочка» находится по адресу г. Ижевск, ул. Ильфата Закирова, 1а. Общая площадь магазина 612 кв.м. Магазин работает круглосуточно. В магазине линейная организационная структура. Общая численность работников в магазине – 10 человек, из них:

– 1 директор;

– 1 товаровед;

– 7 продавцов–универсалов;

– 1 уборщица.

Каждый из сотрудников выполняет свои обязанности в соответствие с занимаемой должностью, руководствуясь при этом трудовым договором и планом компании для достижения максимального результата.

Директор магазина обязан выполнять план по товарообороту, который устанавливается ежемесячно, а также обеспечить сохранность товарно-материальных ценностей. В обязанности директора также входит выполнение показателей по эффективной работе всего магазина. Сотрудник, занимаемый эту должность, проходит ежеквартальные и ежегодные тренинги, различные курсы по повышению квалификации.

Заместитель директора несет ответственность за соблюдение кассовой дисциплины, принятие нового товара и списание старого. Кроме того, данный сотрудник создает, редактирует заказы от поставщиков и отслеживает их исполнение. Заместители директора также проходят повышение квалификации по специальной программе.


Товаровед занимается приемом, возвратом и списанием товара, а также утилизацией продуктов, которые необходимо уничтожить из-за истекшего срока годности. Данный сотрудник проходит специальные курсы реже всего административного персонала.

Продавцы-кассиры занимаются выкладкой продукции на витрины, стеллажи и полки согласно планограмме и стандартам компании, а также именно данные сотрудники участвуют в непосредственном принятии денежных средств от покупателей через кассу.

Контролер торгового зала занимается предотвращением краж и поддержанием правопорядка в магазине.

Данный магазин оснащен специальными противокражными рамками, по этой причине товар маркируется магнитными наклейками или полосами, которые значительно снижают процент украденного неоплаченного товара. Однако здесь имеются камеры видеонаблюдения, транслирующие видеоизображение на мониторы, расположенные в 2 комнатах – у кассовой зоны и зоне приемки товара. Из-за разделения торговой площади на несколько секторов функции контролера торгового зала выполняют также все сотрудники магазина.

Магазин располагается на 1 этаже, кроме торгового зала здесь же находится помещение-склад, зона приемки, и административно-бытовые комнаты.

Доступ к складу осуществляется быстро как со стороны зоны приемки, так и со стороны торгового зала через специальную кодовую дверь. Вся продукция на складе расположена так, чтобы можно было взять любой товар, не повредив при этом физически упаковку соседней продукции. Получить доступ к интересующему товару можно без специальной погрузочно-разгрузочной техники. Весь весовой товар, который поступает на приемку имеет ровный и четкий считываемый код, благодаря этому не требуется дополнительное время на взвешивание, расфасовку и идентификацию продукта. В самом магазине же производится расфасовка весовых сыров и колбас в специально оборудованном для этого помещении, которое оснащено необходимыми средствами.

Таблица 2 – Техническое оснащение магазина «Пятерочка»

Наименование оборудования и средств механизации

Количество единиц

Холодильное оборудование:

– холодильники для хранения продуктов с температурой хранения ниже
20 С (лари);

– пристенное холодильное оборудование марки Neo Frost;

– среднетемпературная холодильная камера

– низкотемпературная холодильная камера

4

10

15

2

2

Торгово–выставочное оборудование:

– сборные выставочные стенды;

– предкассовые стенды;

– сигаретные кэши;

– стойки для печатных издательств;

– подиумы/корзины для овощей и фруктов.

51

8

4

5

15/6

Весоизмерительное оборудование:

– напольные складские весы;

– весы в помещении для фасовки.

- гидравлическая тележка, оснащенная весами

1

1

1

Кассовое оборудование:

– кассовый аппарат, оснащенные весами

– машинка для счета денег

– ИК излучатель для проверки подлинности купюр

4

3

4


Исходя из информации, представленной в таблице 2 можно с уверенностью сказать, что техническое оснащение магазина «Пятерочка» находится на высшем уровне. Здесь есть абсолютно все необходимое для поддержания сохранности продуктов как в торговом зале, так и на самом складе.

Кассовая зона состоит из четырех кассовых узлов. При этом каждый кассовый узел оборудован столом, где установлен терминал для оплаты покупок по безналичному расчету, специальным дисплеем для покупателя и фискальным регистратором. Распознавание товара происходит посредством считывания штрихкода с товара или ввода данного кода вручную. Сканер-весы позволяют быстро и правильно опознать товар из категории «фрукты и овощи», а также сразу его взвесить.

Чтобы произвести взвешивание какого-либо продукта кассиру необходимо ввести индивидуальный код продукта, а затем подтвердить операцию клавишей, после чего на дисплее появится точный вес товара. После учета всего товара операция покупки фиксируется клавишей «Нал» или «Безнал», зависит от выбора оплаты покупателя. Все четыре кассы оборудованы специальными терминалами «Сбербанка» для безналичной оплаты. Терминал принимает к оплате карты всех платежных систем (Visa, MasterCard, Мир), которые выпущены любыми банками, не зависимо от того оснащена ли пластиковая карта бесконтактным чипом (PayPass, payWave).

Важно отметить саму процедуру покупки спиртосодержащей алкогольной продукции. Магазин «Пятерочка» действует на территории Российской Федерации, поэтому исполняет и подчиняется законам РФ. В соответствие с законом о ЕГАИС от 29.06.2015 № 182-ФЗ продажа алкогольной продукции не осуществляется после 23:00 часов вечера и до 8:00 утра по местному времени, а также такая продукция в свободное время продажи должна отпускаться через специальную кассу через акцизную марку.

Деятельность магазина «Пятерочка» соответствует требованиям СП 2.3.6.1.66-01 «Санитарно-эпидемиалогические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов», что подтверждает выданное санитарно-эпидемиологическое заключение. [26]

По виду торгового предприятия анализируемый магазин «Пятерочка»является стационарным, так как расположен в специально оборудованном помещении, предназначенном для продажи товаров и оказания услуг покупателям.

Сеть постоянно совершенствует сервис для покупателей и заботится о качестве продаваемых товаров. Если вы приобрели товар с истекшим сроком годности, то директор по свежести должен вернуть вам деньги, а также предложить в подарок за счет магазина такой же или аналогичный свежий товар надлежащего качества. В подарок предоставляется только одна единица товара вне зависимости от количества приобретенного покупателем товара с истекшим сроком годности, по стоимости не превышающую стоимость самого дорогого товара из покупки, подлежащего возврату с истекшим сроком годности


Магазин осуществляет торговлю по форме самообслуживания, который является самый удобный для покупателей метод продажи товаров.

Самообслуживание позволяет увеличить пропускную способность магазина, ускорить операции по продаже товаров, увеличить объем реализации товаров при минимальных затратах труда.

Во всех «Пятерочках» для пенсионеров действует 10%-я скидка по понедельникам с 9.00 до 13.00. Во все остальные дни пенсионерам предоставляется скидка 5% в первой половине дня при предъявлении на кассе пенсионного удостоверения, справки, выдаваемой территориальным органом ПФР, или социальной карты пенсионера.

Скидки для покупателей с детьми:

Каждую среду с 9.00 до 17.00 действует скидка на все товары для покупателей с детьми до 12 лет.

2.2. Оценка и анализ организации коммерческой деятельности магазина

Анализ коммерческой деятельности предприятия следует начать с анализа основных экономических показателей (таблица 3).

Таблица 3 – Основные экономические показатели деятельности магазина «Пятерочка» за 2017-2018 гг.

Показатели

2017 г.

2018 г.

Абс.изм.

Темп роста, %

Товарооборот, тыс. руб.

124534

136825

12291

108,8

Валовый доход, тыс. руб.

38648

41652

3004

107,7

Уровень ВД к товарообороту, %

31,03

30,44

-0,59

-

Издержки обращения, тыс. руб.

25280,4

29417,4

4137

116,4

Уровень ИО к товарообороту, %

20,3

21,5

1,2

-

Прибыль от продаж, тыс. руб.

13367,6

12234,6

-1133,0

91,5

Налог на прибыль, т.руб

2673,5

2446,9

-226,6

91,5

Чистая прибыль, тыс. руб.

10694,1

9787,7

-906,4

91,5

Рентабельность, %

8,6

7,2

-1,4

-

Средняя списочная численность рабочих, чел.

9

10

+1

111,11

Торговая площадь, м2

270

270

0

100,00

Товарооборот на 1 работника, тыс. руб.

13837,1

13682,5

-154,6

97,4

Товарооборот на 1 м2 торговой площади, тыс. руб.

461,2

506,7

45,6

108,26


Из данных, представленных в таблице 3, можно сделать вывод, что товарооборот предприятия вырос в 2018 г. по отношению к 2017 г. на 8,8%. Товарооборот увеличился, так как в одном помещении с «Пятерочкой» открылись несколько частных пунктов продажи непродовольственных товаров: очки, часы и отдел мелкого ремонта. Это значит, что возросло число потенциальных покупателей. Валовой доход вырос по своей массе, но снизился по уровню на 0,56%. Произошло это из-за роста закупочных цен на товары у поставщиков и давлению со стороны конкурентов, снижающих цены. В результате доля торговой надбавки в цене товаров снизилась, что привело к снижению уровня валового дохода.

Издержки обращения предприятия выросли как по сумме (на 4137 тыс. руб.), так и по уровню (на 1,2%). Рост произошел за счет роста переменной части издержек (т.к. товарооборот вырос в 2018г), так и за счет роста некоторых статей, в частности, роста фонда заработной платы вследствие увеличения численности персонала (+1 человек).

В результате чистая прибыль снизилась на -906,4 тыс. руб., а падение рентабельности составляет 1,4%, что свидетельствует об отрицательной динамике.

Также можно отметить рост товарооборота на 1 м2 на 45,6 тыс. руб. и снижение товарооборота на одного работника на -154,6 тыс. руб. вследствие увеличения численности персонала.

Проведем исследование товарооборота предприятия по кварталам в таблице 4.

Таблица 4 – Анализ структуры и динамики квартального товарооборота магазина «Пятерочка» в 2017-2018 гг.

Кварталы

Товарооборот, тыс. руб.

Темп роста к прошлому, %

Удельный вес к итогу, %

2017 г.

2018 г.

2017 г.

2018 г.

1

31966

33771

106,1

25,67

24,68

2

28671

30758

107,3

23,02

22,48

3

29765

32699

110,2

23,90

23,90

4

34132

39597

116,3

27,41

28,94

Итого

124534

136825

108,8

100

100

Самый максимальный оборот наблюдается в последнем квартале, в конце года, при этом эта закономерность наблюдается, как в отчетном, так и в предыдущем годах. Данная динамика связана с новогодними праздниками и застольями. А минимальные обороты наблюдаются в во втором квартале.