ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.03.2019

Просмотров: 5675

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Идеалы — это мечта, и о самом совершенном устройстве общества, где все “по справедливости”, и о гармонически развитой личности, и о разумных межличностных отношениях, и о нравственном, и о прекрасном, и о полной реализации своих возможностей на благо человечества. Идеалы, как правило, обращены в грядущее, однако случается, что их находят и в прошлом (вспомним эпоху Возрождения). Что в этих идеалах есть истинного, сохраняется в мировоззрении и в конечном счете реализуется в практике, в жизни, а неистинные идеалы, как утопия, будут рано или поздно отброшены.


Об убеждениях. Своего рода золотым куполом храма мировоззрения являются убеждения. Убеждения — это твердо составленная система взглядов, которые накрепко упрочились в нашей душе, при этом не только в сфере сознания, но и глубже — в подсознании., в сфере интуиции, густо окрасившись нашими чувствами. Мировоззрение срастается с миром чувств и формами поведения, оно очерчивает личность, придавая качественную определенность ее духовному миру. В сфере убеждений невозможна сделка — двух безусловных принципов убеждения в душе одной и той же цельной и принципиальной личности быть не может. Характеризуя природу убеждений, С.Н. Булгаков писал:


Чрезвычайно важную промежуточную ступень между верою и знанием составляет так называемое убеждение. Убеждение есть субъективно наиболее ценная для нас часть наших мнений, но вместе с тем убежденным можно быть лишь в том, что не имеет характера логической бесспорности, а в большей или меньшей степени поддерживается верой. Нельзя быть убежденным, например, в том, что сегодня такое-то число”(1).


Убеждения составляют стержень мировоззрения и духовное ядро личности. Человек без глубоких убеждений — это еще не личность в высоком смысле этого слова; это как бы плохой актер, играющий навязанные ему роли и в конечном счете утрачивающий свое собственное Я. Известно, что именно идейная убежденность позволяет человеку в минуту смертельной опасности преодолевать сильнейший инстинкт самосохранения, жертвовать жизнью и совершать героические поступки. История — свидетель того, что многие великие истины и принципы социальной справедливости “оплачены” кровью их убежденных защитников, которые шли на костер, виселицу, отбывали каторгу, умирали в ссылке.


Убеждения зарождаются и развиваются в ходе нашего становления, в общении с природой, в приобщении к сокровищам культуры. И по нашей воле (как бы она ни была сильна) изменить их нельзя: это нечто укорененное в глубинах нашей души. Однако наши убеждения могут меняться и даже существенным образом в периоды, когда происходит смена парадигмы знания и коренная переоценка всех ценностей, т.е. в переломные периоды в жизни общества, а также индивидуального развития.


Следовательно, убеждения не только зарождаются, но и перерождаются. Примеров этому великое множество. Перемены в убеждениях осуждать нельзя, если они имеют уважительные основания. Человеку зрелых лет позволительно изменить свои убеждения по поводу того или иного события, факта или вследствие нового, более основательного их изучения, или вследствие какой-нибудь существенной перемены, происшедшей в самих этих фактах. Говоря об этом применительно к себе, Ф.М. Достоевский утверждал, что ему очень трудно рассказывать историю перерождения своих убеждений. Об этом хорошо пишет Лев Шестов. По его словам, история перерождения убеждений — это прежде всего история их рождения. Убеждения вторично рождаются в человеке на его глазах в том возрасте, когда у него достаточно опыта и наблюдательности, чтобы сознательно следить за этим великим и глубоким таинством своей души. Но он не был бы проницательнейшим психологом, если бы такой процесс мог бы пройти для него незамеченным. Но он не был бы писателем, если бы не поделился с людьми своими наблюдениями. От прошлых убеждений Достоевского, от того, во что он веровал в молодости, когда вошел к кружок В.Г. Белинского, не осталось и следа. Обыкновенно люди считают поверженных кумиров все же богами, а оставленные храмы — храмами. Достоевский же не то что сжег — он втоптал в грязь все, чему когда-то поклонялся. Свою прежнюю веру он уже не только ненавидел — он презирал ее. Таких примеров в истории литературы немного. Новейшее время, кроме Достоевского, может назвать только Ф. Ницше. Его разрыв с идеалами и учителями молодости был не менее резким и бурным, а вместе с тем и болезненно мучительным. Достоевский говорит о перерождении своих убеждений, а Ницше — о переоценке всех ценностей. В сущности оба выражения — лишь разные слова для обозначения одного и того же процесса. Для того чтобы осмыслить действительную суть и жизненную силу мировоззренческих принципов в деятельности человека, нужно высветить не только собственно теоретические аспекты мировоззрения, но и вникнуть в глубины эмоциональных переживаний человеком этих принципов. Тогда открываются мощные мотивы, движущие силы в жизнедеятельности человека, в цепи его поведенческих актов, поступков. Необходимо отметить, что мировоззрение должно быть рассмотрено под углом зрения его истинности, точнее говоря, меры его истинности. Только истинные убеждения могут служить результативным принципом жизни человека. Убеждение человека дурно, если оно ложно.



Таковы составляющие мировоззрения, теоретическим стержнем которого является система философских знаний. А для того чтобы осмыслить эту систему, разумеется в самых общих чертах, мы прежде всего должны познакомиться с историей философии.





























2.Проблемное поле философии. Взаимосвязь онтологической, гносеологической, антропологической, аксиологической проблем.

Особенность философских проблем- это то, что они мировоззренческие. Они принципиально не могут быть исчерпаны, окончательно решены. Все философские проблемы в том или ином аспекте раскрывают связь человека с миром его бытия.

Философских направлений и школ очень много, и никакой единой общепринятой или общеобязательной классификации философских проблем и систематизации основных философских понятий не существует. Вместе с тем можно попытаться сгруппировать философские проблемы так, чтобы обеспечить максимальный учёт разных философских мировоззренческих

позиций.

Проблема – это важный вопрос, настоятельно требующий исследования или решения. Первой, прежде всего в историческом плане, ибо она действительно была поставлена первой в древнегреческой философии, является онтологическая проблема, т.е. вопрос о том, каков мир по своей сути, что является подлинным, основополагающим бытием. Вторая философская проблема – это антропологическая проблема, т.е. что такое человек, какова его сущность и как она соотносится с его существованием. Отношение человека и мира двояко. Оно может быть

практическим, когда осуществляются определённые действия и результатом их выступают изменения во внешнем мире нашего бытия либо духовным, в результате которого меняется внутренний мир человека. В свою очередь, рассматривая духовное отношение человека к миру, следует учесть, что человеческое сознание выполняет две основные функции – познавательную и ценностно-ориентационную. В результате выполнения познавательных действий мы обогащаемся новыми знаниями. Ценностно-ориентационная (регулятивная) деятельность связана с определением основополагающих жизненных ориентиров, ценностно-целевых установок, направляющих человеческую жизненную активность (либо, наоборот, побуждающих к выбору пассивной жизненной позиции).

В качестве третьей мы выделим праксеологическую проблему, связанную с раскрытием основных черт деятельно-практического отношения людей к природным и социальным условиям их бытия.

Четвёртой будет гносеологическая проблема, связанная с решением вопросов о познаваемости мира и о способах достижения надёжного, достоверного знания.

Пятой выступает аксиологическая проблема. Аксиология – это учение о ценностях человеческого бытия.

Состав данных философских проблем образует замкнутую цепочку. В истории философии эти проблемы выдвинулись и стали разрабатываться не одновременно. В русле европейской философской традиции первой выдвинулась онтологическая проблема. Далее, по идее, должна была возникнуть антропологическая проблема, но антропология долгое время не выделялась из онтологии. Вскоре обострился вопрос о познании, т.е. гносеологическая проблема. Сразу же активизируются аксиологическая и


антропологическая проблемы.

В разное время разные философские проблемы становились доминирующими. Это доминирование оставляло след в виде развитого понятийного аппарата.

В своё время философия была служанкой богословия. Это была вынужденная мера. В недавнем прошлом философию считали служанкой науки. Философия должна служить возвышению человека. Призвание всей философии – быть философией образования.




































3.Специфика философской традиции Древней Индии.

Дофилософские знания в Индии передавались в Ведах. Приблизительная датировка самых древних частей ведического корпуса восходит к середине II тыс. до н. э. Веды представляют собой сборники текстов - фрагменты древних мифов, жертвенные формулы и заклинания, предназначенные для культового употребления брахманами (жрецами).


Веды состоят из четырех отдельных корпусов: "Ригведа" (сборник гимнов), "Самаведа" (сборник песнопений), "Яджурведа" (сборник жертвенных формул), "Атхарваведа" (сборник заклинаний).


В конце II тыс. до н. э. появляются Упанишады' представляют собой собственно философские тексты, нацеленные на поиск нового знания. Уже в Упанишадах формируются основные темы индийской философии: идея единства Брахмана и Атмана и учение о карме (судьба) и перерождении.


Брахман бестелесен, всемогущ, бесконечен, вечен и непостижим. Проявлением Брахмана является Атман "Мировая душа" (Атман) идентична индивидуальной человеческой душе. Подлинная цель человеческой жизни - в уничтожении причин, которые препятствуют освобождению атмана от внешних покровов, физических и духовных оболочек. Сансара - цепь зависимых перерождений – определяется кармой, т.е. совокупным результатом мыслей, слов и поступков человека.


С VI в. до н. э. начинается время классических философских систем. Принято различать ортодоксальные системы мысли, признающие авторитет Вед как Откровение, и неортодоксальные системы, отрицающие единственность авторитета ведических текстов. К неортодоксальным системам причисляют буддизм и джайнизм. Шесть наиболее влиятельных классических ортодоксальных систем это нъяйя и вайшешика, санкхъя и йога, веданта и миманса.


Неортодоксальные системы (учения)


1.Джайнизм. Зародился в русле странствующих отшельников и монахов, которые развивают идею упанимад. В частной концепции о перерождении душ, которая привела к выводу о том, что душа существует у всего, что существует в мире. Главной целью в данном учении является освобождение души и достижение статуса совершенного человека. В душе необходимо избавляться от кармы с помощью различных добродетельных практик.


Буддизм. Ф. Б. восходит к учению Будды. Данная концепция формировалась как совокупность положительных высказываний этим мыслителем.


Основные идеи Б.: одна истина – мир устроен так, что человек в нем – страдающее существо, следовательно, страдание является конечной реальностью существования человека. Будда сформулировал благородные истины:



1) Истина страдания (рождение, старость, болезни: соединение с тем, что не желанно; разъединение с тем, что желанно);


2) истина возникновения страдания – где страдание обусловлено желанием наслаждаться, существовать и ж. гибели.


3) истина прекращения страдания, где страдание можно прекратить освобождение от страдания с помощью состояния нирваны (состояния полной отрешенности от окружающего мира).


4) истина пути, следуя которой можно избежать страданий (8 этапов преодоления страданий и достижения нирваны)


В идеале все исполнимо лишь в отреченном мире, полного отказа от лжи, воровстве, употреблении алкоголя и никотина, участия в развлечении и использовании денег.


Ортодоксальные системы.


«Ньяйя» (инд. – вхождение в предмет). Это Ф. школа, которая по своим идеалам сходна с западной логикой, возник. в 3 в. до н.э. Представители данного учения изучали механизм познания и определения правила ведения дискуссии философского диалога, что делало знание ее принципов обязательным для всякого, кто занимался Ф.


«Вайшэкшика» (инд. – Ф. различий). Данное учение исходило из принципиальной познаваемости мира и рассмотрении адекватного знания в качестве основной цели систематического мышления. Основная тема этого учения – классификация и характеристика рассматриваемых объектов.


«Йога». Данное учение основано на том, что чел. с помощь. Концентрации духовных сил, медитации и аскетизма (отказ от удовольствий), ведущего к успокоению нрава может достичь освобождения от всего материального. Соответственно Йога – это упорядоченный метод, направленный на разрыв связей между духом и телом.






4. Особенности философской мысли Древнего Китая.

Китайская философия сложилась в XI—III вв. до н.э. Свое начало китайская философия ведет от первых мифологических представлений, изложенных в древних книгах: «Книга песен», «Книга истории», «Книга перемен», «Книга обрядов», которые вместе с Летописью составляли китайское пятикнижие – основу мировоззрения образованного китайца.


Для мифологии Китая характерно представление о первоначальном состоянии мира как первобытном хаосе и двух противоположных упорядочивающих началах – небесного «ян» и земного» инь». Именно они учредили порядок на Земле.


В «Книге истории» говорится о пяти началах мира: воде, огне, дереве, металле и земле, – а также о пяти явлениях природы: дожде, солнечном сиянии, жаре, холоде и ветре. Причиной зла в мире и страданий человека является неблагоприятное сочетание этих начал и явлений. Главная нравственная заповедь для достойной жизни и поведения человека – всемерно поддерживать постоянную гармонию, осуществляя разумное сочетание начал в пище. поведении, ритуале. Постепенно зарождается важнейшее для древнекитайского мировоззрения представление о «дао» («путь») как безличном мировом законе, которому подчиняются и природа, и люди. «Дао» – и космический и нравственный закон. Древнекитайская нравственность связана с такими представлениями, как «ли» –почтительность, церемониал, ритуал, «сяо» – почитание родителей, «ди» – почитание старшего брата. Почитание родителей означало и культ предков, и почитание властей – для психологии древних китайцев характерно чувство покорности нижестоящих вышестоящим. Древнекитайская предфилософия включала в себя и зачатки наук: математики, астрономии, медицины. Уже 18-12 вв. до н.э. умели считать до 30.000. Наблюдение за небесными явлениями позволило предсказывать затмения Луны и Солнца, связать астрономические явления с земледельческим циклом, создать календарь, времяисчисление.



Свой наивысший расцвет китайская философия получает в период V—III вв. до н.э. , его называют золотым веком китайской философии. В те времена существовало шесть основных школ: 1) конфуцианство, 2) моизм, 3) школа закона (фа-цзя), по-европейски – легизм, 4) даосизм, 5) школа «инь-ян»(натурфилософия), 6) школа имен («мин-цзя»).


В большинстве школ преобладала практическая философия, связанная с проблемами житейской мудрости, нравственности, управления. Древнекитайская философия была малосистемна. Это было связано с тем, что она была слабо связана даже с той наукой, какая существовала в Китае, а также слабым развитием древнекитайской логики. Сам древнекитайский язык затруднял выработку абстрактного философского языка, а ведь философия – мировоззрение, пользующееся философским языком. Основными философскими школами Древнего Китая считаются: конфуцианство, моизм и даосизм.


Основные философские школы древнего Китая.


Конфуцианство. Основоположником этой щколы является родоначальник древнекитайской философии Кун Фу-цзы (по -русски – Конфуций) жил в 551-479 гг. до. н.э Главное его сочинение «Беседы и высказывания» – произведение совершенно несистематическое и часто противоречивое, сборник нравственных поучений, в котором трудно увидеть философское сочинение. В центре философии Конфуция проблемы воспитания, нравственные ценности и искусство управления государством. Высшая моральную заповедь Конфуция : «не делай другим того, что не желаешь себе». Основные этические понятия, составляющие правильный путь дао – человеколюбие, золотая середина, взаимность, сыновья почтительность. Этика конфуцианства основывается на принципе «золотой середины, состоящей в том, что, для того чтобы жить в согласии с другими людьми, нужно прежде всего найти согласие с собой. Главный метод управления народом – сила примера и убеждения. Если верхи будут следовать дао, то народ будет их уважать и любить.


Моизм. Основан Мо-Цзы (Мо Ди), который родился в год смерти Конфуция . Он выступил против конфуцианской школы. Моисты отрицали предопределенность всего судьбой. Небо, по их мнению, не предопределяет все и вся, а лишь желает, чтобы люди любили друг друга. Судьба человека зависит от того, как он будет осуществлять в жизни принцип всеобщей любви. В соответствии с этим «небесный владыка» награждает или наказывает его. Отсутствие всеобщей любви – причина беспорядков. Народ моисты почитали высшей ценностью и любовь к народу провозглашали, как волю небес. Были противниками войн. Всеобщее благо, согласно моистам, является высшим принципом политического действия. Моисты разрабатывали главным образом логику и теорию познания. Они признавали объективное существование вещей вне нашего сознания.


Даосизм. Важное значение в философии древнего Китая имел даосизм –учение Лао-цзы ( VI—V вв. до н.э.) о «дао» – пути вещей. «Дао» – всеобъемлещее мировоззренческое понятие. Это первоначало, первооснова и завершение всего существующего и происходящего в мире. Даосизм серьезно занимается вопросами объективной картины мира, проблемами бытия, небытия, становления, единого, многого и т.п. Основная идея Лао-цзы – жизнь природы и людей не управляется «волей неба», а протекает по определенному естественному пути- – «дао». «Дао» – это естественный закон самих вешей, которые вместе с субстанцией Ци (воздух, эфир) составляют основу мира. В мире все находится в движении и изменении, в результате чего все вещи необходимо переходят в свою противоположность. Лучший правитель тот, кто ни во что не вмешивается и не мешает дао.