ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.03.2019

Просмотров: 5784

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В самом широком смысле этого слова культуру можно рассматривать как развивающуюся совокупность материальных, политических и духовных достижений человечества, характеризующих определенный способ общественно-практической деятельности людей на каждом историческом этапе развития общества. Каждый этап развития человеческой истории характеризуется своим, присущим лишь ему уровнем материальных, политических и духовных потенций и достижений человечества, всех его отношений с действительностью: экономических, политических, теоретических, нравственных, эстетических и т.д.

Сохраняя и передавая самую разнообразную информацию о жизнедеятельности прошедших поколений, культура является одновременно и результатом, и средством развития личности и общества.

Иными словами, культура - это исторически определенный способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, зафиксированный, функционирующий и развивающийся в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и ценностей, а также соответствующих организаций и учреждений, в совокупном отношении людей к природе, между собой и к самим себе.

Духовная культура в ряду явлений культуры занимает особое место. Она нарастает на основе общественного бытия, пронизывает все его сферы и оказывает активное влияние практически на всю жизнедеятельность человека и общества. Как отражение общественного бытия она несет на себе отпечаток характерных черт эпохи и определенной общественно-экономической формации, интересов и потребностей больших социальных общностей и социальных слоев. Таким образом, духовную культуру можно рассматривать в этом качестве как нечто единое целое, присущее нации, государству, региональной группе государств.

В обществе духовная культура проявляется через процесс освоения ценностей и норм предшествующих поколений, производство и развитие новых духовных ценностей. Будучи включенными в бытие человека и общества, в материальную и духовную жизнь, они играют существенную роль в социальной деятельности по освоению и преобразованию мира, служат своеобразными ориентирами в этом процессе. Главная цель и главная функция духовной культуры состоит в формировании определенного типа человеческой личности в интересах общества, в регулировании поведения человека в процессе его взаимоотношении с обществом себе подобных, с природой и окружающим миром. Из этого вытекает и другая функция духовной культуры - формирование познавательных способностей личности. Духовная культура общества находит свое выражение в различных формах и уровнях общественного сознания, в освоении и обогащении мира духовных ценностей.

При наличии ряда общих моментов с материальным производством духовное производство имеет свою специфику. Предметом труда в нем выступают не только природа и природные вещества, но и общественный прогресс во всем богатстве его социальных связей, человеческое мышление и деятельность людей. Весьма своеобразны и субъект духовного производства, и орудия его деятельности. В обществе формируется особый социальный слой профессионалов, занятых созданием духовных ценностей. В массе своей это представители интеллигенции.


Но создание ценностей духовной жизни, духовная культура вообще не могут развиваться вне народа, который и является ее основным творцом и потребителем. Таким образом, духовная культура развивается народом. Лучшие образцы духовного производства, получив социальную оценку, входят в фонд духовной культуры социума, становятся его достоянием. Потребляя духовные ценности, человек формируется как личность и в этом качестве выступает и как объект, и как субъект духовного производства. Для духовного формирования используются система образования, воспитания, средства коммуникативного воздействия и т.д. Важную роль играет и самостоятельное усвоение субъектом духовных ценностей, самообразование и самовоспитание.








































59. Роль духовной культуры в жизни общества.

Духовную сферу общества обычно связывают с культурой. В самом широком значении слова культура – это различные виды преобразовательной

деятельности человека и общества, а также её

результаты. В этом значении культура – это всё, что создано человечеством.

Культура – это мир человека, способ его бытия.

Выделяют основные функции культуры:

регулирующая функция (регулирование поведения

человека, образцы поведения);

образовательно-воспитательная функция (уровень культуры личности определяется приобщением к культурному наследию, передача социального опыта);

интегративная функция (культура сплачивает людей, обеспечивает целостность общества);

ценностная функция (формирование у человека

определённой системы ценностей, мировоззрения) .

Духовная культура – это прежде всего идеи,

выразившиеся в достижениях науки, произведениях искусства, литературы, человеческом мировоззрении, религии, философии, комплексе социальных норм и ценностей и т.д. Её ядром и носителем является

система духовных ценностей.

По степени распространённости принято делить культуру на мировую и национальную. Кроме того, у каждой демографической, социальной,

профессиональной группы может выделяться

собственная культура (её называют субкультурой). Если ценности субкультуры вступают в противоречие с ценностями общества, она превращается в контркультуру.

В зависимости от того, кто создаёт культуру, каков её уровень и кто является её потребителем, различают три формы – народную, элитарную и массовую

культуру.

элитарная культура, которая создаётся для

привилегированной части общества;

народная культура, которую создают анонимные

творцы, не имеющие профессиональной подготовки;

массовая культура, которая обладает небольшой

художественной ценностью, но является авторской и у неё огромная аудитория

Несмотря на различные оценки влияния культуры на жизнь людей, практически все мыслители признавали что:

1) духовная культура играет важную роль в жизни

общества, являясь средством аккумуляции, хранения и передачи накопленного человечеством опыта;


2) что культура является особой человеческой формой бытия, которая имеет свои пространственно-

временные границы;

3) культура служит одной из важнейших

характеристик жизнедеятельности, как отдельной

личности, так и конкретного общества в целом.

Влияние науки на духовное развитие человека.

На начальных этапах своего существования наука не оказывала сколько-нибудь заметного влияния на развитие

общества. Однако с течением времени положение изменилось. Примерно с XIX века наука начинает играть заметную роль, опережая развитие материального производства, которое в свою очередь начинает изменяться в соответствии с логикой развития науки. Наука становится особым видом духовного производства, продукция которого предопределяет появление новых отраслей материального производства (химии, радиотехники, ракетостроения, электроники, атомной промышленности и т. д.). Огромную роль приобретают так называемые научные модели общественного развития, с

помощью которого общество получает возможность, не прибегая к таким методам познания, как эксперимент,

определять цели и направление своего развития.

Искусство - как часть духовной культуры.

Другим важнейшим видом духовного производства является искусство. Создавая художественные образы, которые, с известной долей условности могут быть приравнены к научным моделям, экспериментируя с ними при помощи

собственного воображения, люди могут лучше познать себя и мир, в котором они живут. При помощи искусства

художники, писатели, скульпторы воспроизводят часто скрытые, незаметные, однако весьма существенные стороны окружающей действительности.

Искусство представляет собой высшую форму эстетического сознания. Оно является необходимым элементом

общественного сознания, обеспечивающим его целостность, мобильность, устойчивость в настоящем и направленность в будущее.

Предмет искусства -- человек, его отношения с окружающим миром и другими индивидами, а также жизнь людей в определенных исторических условиях. Искусство обусловлено миром природы и общественных отношений, которые окружают индивидов.

Художественно-концептуальная функция выражается в свойстве искусства анализировать состояние окружающего

мира.

Функция предвосхищения характеризует способность искусства предвосхищать будущее. На этой способности основаны фантастические, утопические и социально прогнозирующие произведения искусства.

Воспитательная функция искусства отражает роль искусства в формировании целостной человеческой личности, чувств и мыслей людей.

Внушающая функция проявляется в воздействии искусства на подсознание людей, на человеческую психику. В

напряженные периоды истории она играет ведущую роль в общей системе функций искусства.

Эстетическая функция -- это специфическая способность искусства формировать эстетические вкусы и потребности


человека, пробуждать в личности желание и умение творить по законам красоты.

Гедонистическая функция показывает особый, духовный характер искусства, призванного доставлять людям

удовольствие. Она опирается на идею самоценного значения личности и осуществляет ее, доставляя человеку

бескорыстную радость эстетического наслаждения.

Познавательно-эвристическая функция отражает познавательную роль искусства и выражается в его способности к

отражению и освоению тех сторон жизни, которые труднодоступны науке.

Религия - как часть духовной культуры.

Что же касается религии, как вида духовного производства, то создаваемые с ее помощью теории и идеи играли большую роль в развитии общества, прежде всего на ранних, донаучных этапах его развития, формируя у людей абстрактное мышление, способности вычленять общее и особенное в окружающем мире. Однако возникающие в рамках религиозных воззрений духовные ценности и складывающиеся на их основе общественные связи до сих пор

играют важную роль в жизни многих обществ и отдельных индивидов.

Любая религия включает в себя несколько важнейших элементов. Среди них: вера (религиозные чувства, настроения, эмоции), учение (систематизированная, специально разработанная для данной религии совокупность принципов, идей, понятий), религиозный культ (совокупность действий, которые совершают верующие с целью поклонения богам, т. е. обряды, молитвы, проповеди и т.п.). Достаточно развитые религии имеют и свою организацию -- церковь,

упорядочивающую жизнь религиозной общины.

К духовной культуре обычно относят науку, искусство, религию, мораль, политику и право. Говоря о духовной

культуре, следует различать ее форму, которая материальна, и содержание, которое идеально. Форма характеризует то, в чем воплощены феномены данного вида культуры, а содержание -- то, что они значат для личности и общества.

Духовная деятельность совершается ради удовлетворения духовных потребностей, т. е. нужды людей в создании и освоении духовных ценностей. Важнейшие среди них -- потребность в нравственном совершенствовании, в

удовлетворении чувства прекрасного, в сущностном познании окружающего мира. Духовные ценности выступают в форме идей добра и зла, справедливости и несправедливости, прекрасного и безобразного и т. п. К формам духовного освоения окружающего мира относятся философское, эстетическое, религиозное, моральное сознание. К формам

общественного сознания относят и науку. Система духовных ценностей является неотъемлемым элементом духовной культуры.










































60. Техника и её роль в истории цивилизации.

В последнее время наша цив рассматривается как технотронная, индустриальная. Это связано в первую очередь с развитием техники. Техника и технология --- основные понятия фил техники. Техника в качестве понятия имеет два смысла. 1. орудия и инструменты труда, любые


искусственные сооружения (артефакты), созданные человеком и используемые для

преобразования ор среды, выступающие как предметы труда, и создание др средств производства и предметов для удовлет разл потребностей. 2. система навыков, уровень мастерства в

реализации того или иного вида деятельности. мы будем рассматривать 1. История становления современного чел связана с историей развития и услож техники. В доиндустриальном общ техника выступает как искусное ремесло, тех умения передаются от мастера к ученику, являются

достоянием узкого круга лиц, не получают высокой общ оценки. Технические инструменты просто расшир мощность естеств органов чел, увеличив физич мощь.В Новое время общ начинает

функционировать на машинной основе. Техника отделяется от чел, который при этом вынужден нах рядом с ней. Чел становится придатком машины, дополняет ее возможности, а не она его.

Место мастера занимает инженер, не просто передает знания и совершенствует навыки, а

изобретает, использует научные навыки. Формируется инженерное мышление, рациональное,

выраженное в общедоступной форме, имеет тенденции к стандартизации и формализации,

опирается не только на экс базу, но и на теорию. Имеет тенденции к универсализации и

распространению на все сферы жизни. На третьем этапе в результате комплексной автоматизации и превращения техники в технологию чел выступает творцом и организатором, контролером, на первом плане не его физ, а интеллектуальные усилия. Интерес к исследованию техники как к фил проблеме проявил еще Арист. Новая волна интереса связана с развитием инженерного мышления эпохи Возрождения, бэкон и картезиан традицией. Фил в лице просветителей склонна видеть в технике и тех прогрессе решающее средство разрешения социальных противоречий и достижение всеобщего благополучия. преувеличение детерминир роли техники приводит с одной стороны к технологическому детерминизму, с другой --- к технократической идеологии, согласно которой

лица и группы, создающие технику, влад ей и умеющие пользоваться, не только обл всеми соц и дух преимуществами, но и в состоянии свести управление всеми общ процессами к управлению техникой. Технологический детерминизм --- техника есть решающий фактор развития.

Различается на технологический эвдемонизм--- , считающ, что прогресс в технике и технологии автоматически устранит соц противоречия и антагонизмы, приведет к равномерному

распределению богатства и культуры. Технологический алармизм --- только негативные

последствия развития техники, усиление соц противоречий, рост насилия над личностью, дегуманиз общ жизни. Пионером технократической идеологии стал Сен-Симон. В ХХ веке всплеск внимания к проблеме техники. Вопрос о генезисе, сущности, характере и перспективе развития техники. Хайдеггер --- техника противостоит чел, через нее он отказывается от своего сущ, это неподлинное сущ человека. Шпенглер --- техника есть смерть культуры.