ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.03.2019

Просмотров: 5794

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.






































8. Соотношение разума и веры в философской традиции Средних веков (А.Августин).

Первая фаза формирования христианской философии относится к периоду, когда становящееся христианство сталкивается и переплетается с философскими системами периода распада античного мира. С середины XII в. и до конца XIII в. происходит преворот в христианском восприятии античной философии. Наследие Аристотеля приходит на Запад в латинских преводах с арабского и греческого языков с комментариями.


Философия Аврелия Августина возникает как симбиоз христианских и античных доктрин. Главным источником для него был Платон.


Августин сделал Бога центром философского мышления, его мировоззрение было теоцентрическим.


Бог является высшей сущностью. Он единственный, существование которого независимо. Все остальное существует лишь благодаря божественной воле. Бог является причиной существования всего сущего. Бог является наиважнейшим предметом познания, познания приходящих вещей бесмысленно для абсолютного познания. Бог и причина познания, он помогает людям находить правду.


Бог – высшее благо и причина всякого блага.


Из принципа, что Бог первичен вытекает положение о превосходстве души над телом. Душа не содержит в себе ничего материального, она имеет функцию воли, мышления, памяти.


Августин первым сказал, что душа близка к Богу и бессмертна.


Вся философия Августина сосредоточена на Боге.


Бог как единое сущее и истина – содержание метафизики;


как источник познания – предмет теории познания;


как единственное благо – предмет этики;


как особа всемогущая и полная милости – главный вопрос религии.


Как и у Платона, у Августина существует два мира: идеальный в Боге и реальный в мире, возникший благодаря воплощению идеи в литерах.


Целью и смыслом человеческой жизни явл. счастье, которое должно. определить философия. Счастья можно достигнуть в Боге – это прежде всего познание Бога и испытание души.


Августин полагал, что познание возможно. Истину о Боге может познать не разум, а вера. Августин утверждал единство веры и познания, они взаимно дополняют друг друга.

Средневековую фило­софию условно можно разделить на два этапа — этап патрис­тики (II—VI) и этап схоластики (XI—XIV) вв.




































9. Дискуссии о природе универсалий в поздней средневековой философии (номинализм, реализм, концептуализм).

Схоластика (от греч. schola – учёная беседа, школа, лат. scholastica – ученый, школьный) – следующий за патристикой длительный период (VIII–XV вв.) в развитии средневековой философии, связанный прежде всего с возникновением, ростом и расширением средневековой системы образования и необходимости его обеспечения соответствующими учебными и дидактическими материалами. Это открыло для философии ещё одно широкое поле деятельности – ясно и доходчиво, связно, последовательно и систематически, применительно к тому или иному уровню преподавания и обучения излагать сложнейшие богословско-мировоззренческие проблемы (обучение, естественно, было под опекой и в рамках теологии). Именно в этот период философия получает общепризнанный и почётный, по тому времени, для неё титул и статус «служанки богословия».



Поскольку в содержательном плане принципиальные мировоззренческие проблемы были в своё время в напряжённом творческом поиске уже решены отцами церкви, представители схоластики вынуждены были, что называется, всем ходом вещей обратиться к проблемам формы, то есть к логической проблематике. И в этой области им принадлежат серьёзные достижения. Так, например, считается, что теоретические и операциональные основы математической логики заложены были именно средневековой схоластикой. В свою очередь внимание и интерес к логике были естественным следствием усилий средневековой схоластики решить для себя проблему универсалий, общих понятий, которая стала её основной темой.


Проблема универсалий

Проблема универсалий уже знакома нам по философии Платона. Это в подлинном смысле вечная философская проблема соотношения общего и единичного, проблема природы, т.е. бытийного, онтологического статуса общего. В античности эта проблема ставилась на научной, прежде всего математической основе, в эпоху схоластики, естественно, ставилась и решалась на теологической основе. При этом в рамках схоластики были выработаны два основных резко противоборствующих подхода к её решению: реализм и номинализм (умеренный номинализм получил название концептуализма).


Реализм

Реалисты – Ансельм Кентерберийский(1053–1109 гг.), Гильом из Шампо(1070–1121 гг.), Фома Аквинский(1221–1274 гг.) – были убеждены, что подлинным бытием обладает именно общее. Universalia ante rem - Общее предшествует вещам – такова краткая, ёмкая формула, выражающая эту позицию.


Номинализм

Номиналисты, – а среди них были, как, впрочем, и среди реалистов, крайние и умеренные, – Росцелин(1050–1120 гг.), Пьер Абеляр(1079–1142 гг.), Оккам(1280–1348 гг.), Буридан(XIV ст.) – наоборот, реальный бытийный статус приписывали лишь единичным вещам, а общее сводили к наименованиям (лат. nominalis – относящийся к названиям, именам), названиям, которым человек обозначает единичные вещи. У крайнего номиналиста Росцелина универсалии, общие понятия иногда истолковываются даже как «звучание голоса» (flatus vocis). При таком подходе подрывается главный христианский догмат о Единой и Нераздельной Троице, которая превращалась в троебожие.


Умеренный реалист Фома Аквинский утверждал о трояком существовании универсалий – «до вещей» они существуют в божественном интеллекте как предвечные мысли Бога, в соответствии с которыми и был сотворен мир; «в вещах», где они выступают как «субстанциальные формы» этих вещей; и «после вещей» – в человеческом интеллекте как его понятия, как результат абстрагирующей деятельности человека в ходе познания вещей природного мира. Умеренный номиналист Пьер Абеляр, отвергая реальный бытийный статус универсалий, признавал тем не менее их существование в качестве концептов, понятий человеческого ума как результата абстрагирования сходных свойств и признаков вещей и их объединения в человеческом уме (позиция концептуализма).



Неправильно думать, что проблема природы универсалий, бытийного, онтологического статуса общего, когда-то так сильно волновавшая схоластов и принимавшая часто форму острой и даже драматической борьбы реалистов и номиналистов между собой, - это чисто теоретическая, далекая от жизненной практики, давно «канувшая в лету» философская головоломка. Будучи подлинно универсальной, эта проблема вплетена в ткань всей, в том числе и социальной реальности. Когда молодые люди, он и она, создавая семью, не модифицируют кардинально своё поведение, подчиняя его закону жертвенной любви («Ты сказала, что я тебе нужен. И вот я боюсь каждой капли дождя, как бы она меня не убила»), а на первое место по-прежнему выдвигают своё собственное горячо любимое «Я» – они безнадёжные номиналисты. Безнадёжные в том смысле, что надеяться в этом случае на прочность и долголетие семьи – дело заведомо пустое.


Для социальных же «реалистов» семья – не механическое соединение самодостаточных индивидов, а новая, священная надындивидуальная общность, надындивидуальная реальность, счастливо и без капли сожаления поглощающая их в себе, поглощающая безвозвратно. То есть номинализм в нашей жизни - это эгоизм, индивидуализм, разобщенность, обособленность, отчужденность людей друг от друга, равнодушие, безразличие ко всему, что не затрагивает непосредственно интересы свободного «социального атома». Что же до теоретического аспекта проблемы универсалий сегодня, то она – головная боль современной математики и логики, а следовательно, и современного предельно математизированного естествознания. Ведь поднятая в начале XX века во всей своей остроте проблема оснований математики так и осталась нерешённой.


Схоластика – это своеобразная интеллектуальная готика средневековья, неустанное возведение стройных и законченных концептуальных построений, с той, правда, существенной оговоркой, что обитал в этих величественных интеллектуальных творениях не столько дух Божий, сколько дух рацио, дух науки, впервые столь мощно проявивший себя ещё у досократиков.


Схоластический рационализм – величина, в схоластике постоянно возраставшая. Зрелая схоластика уверенно ставила перед собой задачу построения рациональной, научной теологии, основываясь на убеждении в «возможности исследования веры с помощью разума». Пьер Абеляр – «странствующий рыцарь диалектики», отождествлявший её с логикой, «которая есть дар вечного Логоса», был убеждён, что «вера, не просветленная разумом, недостойна человека». Выражением такой нараставшей рационалистической тенденции в схоластике явились рациональные доказательства бытия Бога, первое из которых, так называемое «онтологическое» доказательство, принадлежит Ансельму Кентерберийскому. Оно исходит из самого понятия, идеи Бога. Поскольку «Бог есть то, больше чего ничего нельзя помыслить», то значит атрибут существования необходимым образом входит в само понятие Бога. (Какой же это Бог, если ему не хватает такой «малости», как существование.) Поэтому когда безумец осмеливается отрицать существование Бога, он просто не понимает, о чём говорит.



Позже, в XIII в. Фома Аквинский сформировал ещё пять рациональных доказательств существования Бога, но эти доказательства не оригинальны, так как были выдвинуты в своё время ещё Аристотелем.














10. Философия Ф.Аквинского.

Схоластика, или «школьная» философия, появилась, когда христианские мыслители стали понимать, что догматы веры допускают рациональное обоснование и даже нуждаются в нем. Схоластика рассматривала в качестве пути постижения бога разум, логические рассуждения, а не мистическое созерцание и чувство. Целью «служанки богословия» становится философское обоснование и систематизация христианского вероучения. Характерной чертой схоластики была слепая вера в непререкаемые «авторитеты». Источники схоластики – учение Платона, а так же идеи Аристотеля, из которых устранены все его материалистические взгляды, Библия, писание «отцов церкви».


Наиболее крупным представителем схоластики является Фома Аквинский. Философия Фомы Аквинского, как и его последователей, является объективным идеализмом. В поле притяжения объектов идеализма находятся различные оттенки спиритуализма, утверждающего, что вещи и явления – это лишь проявления душ. Философия Фомы Аквинского признает существование не только душ, но и целой иерархии чистых духов, или ангелов.


Фома полагал, что существует три вида познания Бога: через разум, через откровение и через интуицию по вещам, которые были ранее познаны посредством откровения. Другими словами, он утверждал, что познание Бога может опираться не только на веру, но и на рассудок. Фома Аквинский сформулировал 5 доказательств бытия Бога.


1) Доказательство от движения. Факт того, что все вещи изменяются в мире, ведет нас к мысли о том, что движимое двигается не иначе как с силой иной. Двигаться – значит приводить потенцию в акт. Вещь может быть приведена в действие тем, кто уже активен. Следовательно, все что двигается, кем-то движимо. Иначе говоря, все, что движется, движется по воле Бога.


2) Доказательство первой причины. Оно основано на невозможности бесконечного регресса: у любого явления есть причина, которая, в свою очередь, также имеет причину и т.д. до бесконечности. Поскольку бесконечный регресс невозможен, в какой-то момент объяснение должно остановиться. Эта конечная причина, по мнению Аквинского, и является Богом.


3) Путь возможности. В природе есть вещи, бытие которых возможно, но они могут и не быть. Если бы не было ничего, то ничто не могло бы начаться. Не все сущее только возможно, должно быть нечто, существование чего необходимо. Следовательно, мы не можем не принять существования того, кто имеет собственную необходимость в себе, то есть Бога.


4) Путь степеней совершенства. Мы обнаруживаем в мире различные степени совершенства, которые должны иметь свой источник в чем-то абсолютно совершенном. Другими словами, поскольку есть вещи, совершенные в разной степени, необходимым является предположении существования чего-то, обладающего максимумом совершенства.



5) Доказательство того, что мы обнаруживаем, как даже безжизненные вещи служат цели, которая должна быть целью, установленной неким существом вне их, ибо лишь живые существа могут иметь внутреннюю цель.


Фома рассматривал мир как иерархическую систему, основой и смыслом которой является Бог. Духовной сфере противостоит материальная природа, а человек является существом, соединяющим в себе духовное и материальное начала и наиболее близко стоящим к Богу. Любое явление мира обладает сущностью и существованием. Для человека и явлений живой и неживой природы сущность не равна существованию, сущность не вытекает из их единичной сути, поскольку они сотворены, а следовательно, их существование обусловлено. Лишь бог, будучи несотворенным и ничем не обусловленным, характеризуется тем, что его сущность и существование тождественны друг другу.


Ф.А. различает в субстанциях 3 рода форм или универсалий:


1). Универсалия, содержащаяся в вещи, в качестве ее сущности, непосредственная универсалия;


2). Универсалия, абстрагированная от субстанции, то есть существующая в человеческом уме. В этом виде она реально существует только в уме, а в вещи имеет лишь свою основу. Эту универсалию Фома называет рефлексивной;


3). Универсалия, не зависимая от вещи в божественном уме. Универсалии в уме творца – это неизменные, постоянные, вечные формы, или основы вещей.


Вводя градацию форм, Фома дает философское обоснование не только мира природы, но и общественного порядка. Критерием, отличающим 1 вещь от другой, выступают не их естественные особенности, а различия в совершенстве форм, являющихся «нечем иным, как подобием Бога, которому вещи сопричастны».


В это время возревает и материалистическая концепция, которая нашла свое первое выражение в концепции номинализма. Одним из крупнейших вопросов схоластики был вопрос о природе общих понятий, по которому были выдвинуты две основные противоположные концепции. С точки зрения реализма (ее придерживался, например, Фома Аквинский) общие понятия, или универсалии, существуют объективно, вне человеческого сознания и вне вещей. С позиции номинализма универсалии есть только названия, даваемые нами сходным вещам.










































11. Основные проблемы западноевропейской философии эпохи Ренессанса.

Эпоха Возрождения (Ренессанс) - означает кризис феодального строя и зарождение в Европе капитализма. Особенности философии эпохи Возрождения:


Для философии эпохи Возрождения характерен переход от теоцентризма к рационализму. Т.е. к исследованию мира средствами научного познания.


Произошла ломка теологической картины мира. Наибольший вклад в развитие внесли Д. Бруно, Н. Коперник.


Важной характеристикой этой эпохи является антропоцентризм - тип философии, сутью которого является восприятие человека в качестве центра мира, венца эволюции природы. Выражением антропоцентризма является гуманизм - течение, которое провозгласило человека высшей ценностью и сформировало понятие личность.