ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.03.2019

Просмотров: 5796

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Экономическая система представляет собой совокупность экономических институтов и отношений, в которые вступают люди в процессе реализации отношений собственности, производства, распределения, обмена и потребления совокупного общественного продукта


Политическую систему составляют целостные саморегулирующиеся элементы - государство, политические партии, общественно-политические движения, объединения и отношения между ними. Индивид политически выступает в качестве гражданина, депутата, члена партии, организации.


Духовно-культурная система образуется из отношений между людьми, их объединениями, государством и обществом в целом по поводу духовно-культурных благ и соответствующих материализованных институтов, учреждений (образовательных, научных, культурных, религиозных), через которые реализуются эти отношения.


Информационная система складывается в результате общения людей друг с другом непосредственно и через средства массовой информации. В качестве ее структурных элементов могут выступать общественные, муниципальные и частные организации, учреждения, предприятия, а также граждане и их объединения, осуществляющие производство и выпуск средств массовой информации. Информационные отношения носят сквозной характер, они пронизывают все сферы гражданского общества.


Суммируя все изложенное, можно кратко определить гражданское общество как совокупность внегосударственных и внеполитических отношений (экономических, социальных, культурных, нравственных, духовных, семейных, религиозных), образующих особую сферу специфических интересов свободных индивидов-собственников и их объединений.











































54. Духовная жизнь общества. Основные формы общественного сознания.

Духовная жизнь общества - это взятая в процессе развития совокупность всех проявлений деятельности разума, воли и чувств, которые развиваются на основе практической деятельности людей.Духовная жизнь отражает природное и социальное бытие и воплощается во всем разнообразии идей, взглядов, понятий, представлений и нравов людей, социальных групп, классов, в развиваемых и создаваемых ими ценностях духовной культуры. Духовная жизнь общества включает в себя общественное сознание, духовное производство и духовное общение людей.


Духовное производство составляет деятельность людей по познанию природы и общества, созданию представлений о мире, знаниях, идеалах, теориях. Она осуществляется учеными, идеологами, художниками, которые создают духовные ценности - научные теории, произведения искусства и т.д., способные передавать людям (выражать) чувства знания, представления о мире.


Духовное общение - это деятельность людей по обмену, распространению знаний (образование), чувств, воли, идеалов (воспитание) информация о приобщении к духовным ценностям — их духовном потреблении. Средствами духовного общения являются язык, мимика, письменность, средства массовой информации (печать, радио, кино, телевидение). Общение осуществляется во всех сферах жизни, особенно в процессе образования, воспитания, пропаганды и агитации в школах, учреждениях культуры и других организациях.



В процессе духовного общения и потребления духовных ценностей формируется индивидуальное сознание людей, развивается сознание общества, в том числе и общественное сознание.


Общественное сознание - это духовное, психическое отражение общественного бытия, и прежде всего материальных условий жизни людей, в разнообразных социальных чувствах, интересах, представлениях, взглядах и теориях, которые возникают в определенный исторический период у большинства социальных групп людей.


Общественное сознание порождается материальными условиями жизни людей, в системе которых главную роль играет способ производства материальных благ. Оно возникло на основе трудовойматериальной деятельности людей и направлено на обслуживание этой деятельности. Как отмечали К. Маркс и Ф. Энгельс, "люди, которые развивают свое материальное производство и свое материальное общение (производственные отношения), изменяют вместе с этой деятельностью также свое мышление и продукты своего мышления. Не сознание определяет жизнь, а жизнь определяет сознание"1.


Отражение общественного бытия - сложный и многократно опосредованный процесс. В нем играют определенную роль разные стороны общественного бытия: экономика, классовые отношения и т.д.


Общественное бытие влияет на общественное сознание не механически, а через материальные и духовные потребности, которые возникают в процессе жизни, практической деятельности людей. Эти потребности (личные и общественные) проявляются в чувствах людей, осознаются ими и порождают личные и общественные интересы, т.е. стремление, желание удовлетворить потребности. Этими интересами (скрытыми за ними потребностями) люди руководствуются в своей практической деятельности. Социальная практика показывает, что люди привыкли объяснять свое поведение своими мыслями, идеями, но их деятельность определяется их потребностями, которые осмысливаются как личностные или же групповые.


Общественное сознание по своему содержанию и специфическим формам носит исторический характер. Сознание существует только как сознание определенной исторической эпохи, определенной общественно-экономической формации. Разное общественное бытие в каждой формации порождает разнообразные типы общественного сознания.


На ранних ступенях развития общественное сознание не делилось на разные формы. Примитивному общественному бытию первобытных людей, низкому уровню материального производства соответствовало примитивное недифференцированное сознание. Умственная работа не отделялась от физической, сознание людей было непосредственно вплетено в материальную деятельность и в материальные отношения людей, условия реальной жизни. Но уже в доклассовом обществе на определенных ступенях трудовой деятельности возникли зародыши таких форм общественного сознания, как искусство, мораль, религия.



С разделением труда, с появлением частной собственности, классов и государств общественная жизнь стала значительно сложнее. Соответственно усложнилось и приобрело иной характер общественное сознание. Разделение труда на физический и умственный, превращение последнего в монополию господствующего класса означало все большее обособление сознания от материальной практики людей. Сознание приобрело относительную независимость от общественного бытия, именно поэтому общественные идеи и теории обладают известной степенью независимости, определенной самостоятельностью по отношению к экономическому строю общества.


Под относительной самостоятельностью подразумевается способность общественного сознания развиваться по свойственным ему специфическим законам, действующим в рамках общей зависимости общественного сознания от общественного бытия.


Чем же обусловливается относительная самостоятельность общественного сознания?


В гносеологическом плане - природой самого сознания как отражения бытия, его творчески действенной активностью. Сознание не просто копирует действительность, а стремится ее познать, осмыслить, проникнуть в ее сущность и в известном смысле "идеально" преобразовать.


В социологическом смысле - отделением умственного труда от физического. По этой причине духовное производство в некоторой степени "обособляется" от материального, хотя в конечном итоге они существуют в органическом единстве.


Относительная самостоятельность общественного сознания проявляется:


а).в преемственности духовного развития человечества. Общественные идеи и теории в каждую новую эпоху не возникают на пустом месте. Они разрабатываются на основе идейного материала предшествующих эпох, под воздействием предыдущих этапов развития. Причем различные общественные группы черпают в мыслительном материале прошлого разное идейное содержание;


б).в том, что общественные теории, идеи имеют способность опережать ход исторического развития через моделирование будущего;


в).общественному сознанию в целом свойственна тенденция отставания от общественного бытия. Пережитки прошлого особенно упорно удерживаются в сфере общественной психологии, где огромную роль играют привычки и традиции, укоренившийся строй мыслей, чувств, представлений. Они обладают огромной силой инерции;


г).в активной роли общественных идей и теорий, человеческих чувств, желаний, стремлений, воли. Сила и действенность общественных идей зависит от степени распространения их в массах, поскольку для осуществления идей требуются люди, которые должны употреблять практическую силу. Чтобы осуществиться в действительности, идеи должны захватывать массы, воодушевлять их, побуждать к действию.


Опыт истории свидетельствует о том, что активная и преобразующая роль передовых идей с наибольшей силой проявляется в эпоху коренных социальных преобразований, когда в историческую деятельность включаются широкие народные массы.













































55. Социальные отношения. Природа социальных противоречий. Эволюция и революция.

Социальная философия изучает всю систему общественных отношений, исследует всеобщие

законы функционирования и развития общества как целостной системы, выявляет его природу и взаимосвязь с окружающим миром, особенности познания общественных явлений. Общество: В широком смысле – это обособившаяся от природы часть материального мира, представляющая

собой исторически развивающуюся форму жизнедеятельности людей и отношений между ними. В узком смысле – это определенный этап развития человеческой истории (например,

капиталистическое общество).

В обществознании Нового времени возникла натуралистическая программа. Суть натурализма многолика, но, так или иначе, связана с отождествлениемобщества с животным и растительным миром или их отдельными популяциями, с распространением законов биологии, механики на

общество, с объявлением тех или иных элементов природной среды определяющими факторами истории человечества.

Представители культур-центристской (идеалистической) программы рассматривают общество как сверхиндивидуальную реальность, в которой реализуется мир духовных ценностей,

культурных смыслов, которые обуславливают ход мировой истории.

Представители психологической и социопсихологической исследовательской программ ключ к пониманию социальных явлений видят в психологии.

Важное место среди исследовательских программ общества занимает марксистская суть которой составляет положение о способе производства, который складывается объективно, независимо от воли и сознания людей.

В обществе присутствует большое разнообразие различных социальных структур, систем,

подсистем. Общество не является механической суммой индивидов, а представляет собой сложную систему, в которой формируются и функционируют различные общности и группы, большие и

малые (род, племя, классы, нации, семьи). Это указывает на сверхсложный иерархический

характер организации социума, причем различные системы в нем связаны соподчиненными

отношениями. Вместе с тем каждая из подсистем может обладать известной степенью

автономности и самостоятельности.

Общество можно подразделить на четыре области, или сферы: экономическая, социальная,

политическая, духовная.

Основной формой общественного развития являются социальные противоречия.

Социальные противоречия можно разделить на материальные, практические, духовные.

Социальный конфликт − это один из видов социального отношения, заключающийся в противостоянии отдельных индивидов или групп людей, борющихся за реализацию своих интересов.

Существуют различные пути, способы, формы разрешения социальных конфликтов: так называемое "избегание", откладывание разрешения конфликта; сближение противоборствующих сторон через посредника; третейское разбирательство, или арбитраж; наконец, переговоры


конфликтующих сторон на основе баланса интересов различных социальных групп (этнических, тендерных, демографических и др.)" партий, государств.

Революция решает задачу достижения более высокой ступени становления через рождение нового, небывалого. Революция — это переход от более низкой, более простой формы развития к более высокой, более сложной форме.

Эволюция решает задачу развития, совершенствования и распространения нового, укрепления его позиций на достигнутой ступени лестницы становления. Эволюция — это развитие развития, т. е. развитие однажды возникшей формы развития.


























56. Роль народных масс и личности в истории. Феномен массового общества.

Главной силой истории являются народ, передовые классы, трудящиеся массы. Не личность

определяет роль народа, а народ определяет роль личности. Народные массы, это, прежде всего те классы и социальные слои, которые приводят в движение общественное производство, живут за счет собственного труда, то есть массы трудящихся. Из каких конкретно общественных классов и социальных групп состоят народные массы, зависит от эпохи, характера общественно-

экономической формации. Повседневная трудовая деятельность простых людей, развивающих производство, не только обеспечивает общество всем необходимым, но и создает материальную основу последовательной смены общественно-экономических формаций, то есть поступательного развития человечества.

Массы играют большую роль и в политической жизни. Без их политической деятельности

немыслимо развитие общества и, прежде всего социальных революций. Какой бы класс не

приходил к власти в ходе революции, ее главной движущей силой всегда были народные массы. Но даже в эволюционные периоды истории массы играют великую роль. В часы величайших

национальных испытаний именно народные массы, а не эксплуататорские классы, решали судьбу своей страны, вставая на ее защиту. Столь же велика роль народных масс и в развитии культуры, именно широкие массы трудящихся заложили основы всей духовной культуры человечества,

создали условия для ее прогресса. Многие культурные направления долгое время развивались

исключительно, как народное творчество.

Несмотря на решающую роль народных масс в истории общества, марксизм важное место отводит роли личности - роли выдающихся людей, руководителей, вождей, лидеров - показывает, что они выполняют необходимую для общества функцию. Это относится как к ученым, художникам и

писателям, без деятельного участия которых невозможно движение вперед науки и культуры, так и политическим и общественным лидерам. Они выполняют функцию идеологического, культурного и политического руководства массами, общественными классами и общественными группами.

В заключение необходимо подчеркнуть, что роль народных масс и роль личности в истории носит всегда объективно и субъективно ограниченный характер. В основе этой ограниченности лежит господствующий в обществе способ производства и возникающие из него общественные