ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.03.2019

Просмотров: 5687

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


С помощью разума можно логически доказать одновременно оба противоположных положения антиномий — разум заходит в тупик. Наличие антиномий, по Канту, - доказательство наличия границ познавательных способностей разума.


Также в "Критике чистого разума" И. Кант классифицирует само знание как результат познавательной деятельности и выделяет три понятия, характеризующих знание: апостериорное знание; априорное знание; "вещь в себе".


Апостериорное знанието знание, кот получает человек в ре-те опыта. Данное знание может быть только предположительным, но не достоверным, поскольку каждое утверждение, взятое из данного типа знания, необходимо проверять на практике, и не всегда такое знание истинное. Например, человек из опыта знает, что все металлы плавятся, однако теоретически могут встретиться металлы, не подверженные плавлению; или "все лебеди белые", но иногда в природе могут встретиться и черные, следовательно, опытное (эмпирическое, апостериорное) знание может давать осечки, не обладает полной достоверностью и не может претендовать на всеобщность.


Априорное знание — доопытное, т.е. то, кот-ое существует в разуме изначально и не требует никакого опытного доказательства. Например: "Все тела протяженные", "Человеческая жизнь протекает во времени", "Все тела имеют массу". Любое из этих положений очевидно и абсолютно достоверно как с опытной проверкой, так и без нее. Нельзя, например, встретить тело, не имеющее размеров или без массы, жизнь живого человека, протекающую вне времени. Только априорное (доопытное) знание абсолютно достоверно и надежно, обладает качествами всеобщности и необходимости.


"Вещь в себе" — одно из центральных понятий всей филосо¬фии Канта. "Вещь в себе" — это внутренняя сущность вещи, кот никогда не будет познана разумом.


Само человеческое сознание (чистый разум), принимающее сигналы — образы от непознаваемых "вещей в себе" — окружающего мира, также, по Канту, имеет свою структуру, кот-ая включает в себя: формы чувственности; формы рассудка; формы разума.


Чувственность — первый уровень сознания. Формы чувственности — пространство и время. Благодаря чувственности сознание первоначально систематизирует ощущения, размещая их в пространстве и времени.


Рассудок — следующий уровень сознания. Формы рассудка — категории — предельно общие понятия, с помощью которых происходит дальнейшее осмысление и систематизация первоначальных ощущений, размещенных в "системе координат" пространства и времени. (Примеры категорий — количество, качество, возможность, невозможность, необходимость и т. д.)


Разум - высший уровень сознания. Формами разума являются окончательные высшие идеи, например: идея Бога; идея души; идея сущности мира и др.


Философия, по Канту, является наукой о данных (высших) идеях. Большая заслуга Канта перед философией в том, что им было выдвинуто учение о категориях (в переводе с греческого — высказываниях) - предельно общих понятиях, с помощью которых можно описать и к кот-ым можно свести все сущее. (Т.е. нет таких вещей или явлений окр мира, кот не обладали бы признаками, характеризуемыми данными категориями.) Таких категорий Кант выделяет двенадцать и делит их на четыре класса по три в каждом. Данными классами являются: количество; качество; отношение; модальность. (Т.е. все в мире обладает количеством, качеством, отно¬шениями, модальностью.)



Сами категории: количества — единство, множество, цельность; качества — реальность, отрицание, ограничение; отношения - субстанциональность (присущность) и акциденция (самостоятельность); причина и следствие; взаимодействие; модальность — возможность и невозможность, существование и несуществование, необходимость и случайность.


Наряду с "чистым разумом" — сознанием, осуществляющим мыслительную деятельность и познание, Кант выделяет "практический разум", под кот-ым понимает нравственность и также подвергает его критике в своем другом ключевом произведении — "Критика практического разума". Главные вопросы "Критики практического разума": Какой должна быть мораль? Чт.е. моральное (нравственное) поведение человека? Осмысливая данные вопросы, Кант приходит к следующим выводам: чистая нравственность — признанное всеми добродетельное общественное сознание, кот отдельный индивид воспринимает как свое собственное; м/у чистой нравственностью и реальной жизнью (поступками, побуждениями, интересами людей) существует сильное противоречие; мораль, поведение человека должны быть независимы от всяких внешних условий и должны подчиняться только моральному закону.


И. Кант следующим образом сформулировал моральный закон, кот имеет высший и безусловный характер, и назвал его категорическим императивом: "Поступай так, чтобы максима твоего поступка могла быть принципом всеобщего законодательства".


В настоящее время моральный закон (категорический императив), сформулированный Кантом, понимается следующим образом: человек должен действовать так, чтобы его поступки были образцом для всех; человек должен относиться к другому человеку (как и он - мыслящему существу и уникальной личности) только как к цели, а не как к средству.


В своей третьей книге критического периода — "Критика способности суждения" — Кант выдвигает идею всеобщей целесооб¬разности: целесообразности в эстетике (человек наделен способностями, кот должен максимально успешно использовать в различных сферах жизни и культуры); целесообразности в природе (все в природе имеет свой смысл — в организации живой природы, организации неживой природы, строении организмов, размножении, развитии); целесообразности духа (наличие Бога).


Социально-политические взгляды И. Канта: человек наделен изначально злой природой; видел спасение человека в моральном воспитании и жестком следовании моральному закону (категорическому императиву); был сторонником распространения демократии и правового порядка — во-первых, в каждом отдельном обществе; во-вторых, в отношениях м/у го-вами и народами; осуждал войны как наиболее тяжкое заблуждение и преступление человечества; считал, что в будущем неизбежно наступит "высший мир" — войны будут либо запрещены правом, либо станут экономически невыгодными.



















18. Диалектическая философия Г.Гегеля.

Георг Гегель (1770 – 1831) – представитель немецкой классической философии. Главной заслугой Гегеля признаётся разработка им диалектики. Диалектический стиль мышления был известен и до Гегеля. Заслуга Гегеля состоит в том, что он разработал целостную диалектическую систему, дал наиболее полное учение о диалектическом развитии как качественном изменении, движении от низших форм к высшим, переход старого в новое, превращение каждого явления в свою противоположность. Он подчеркнул взаимосвязь между всеми процессами в мире.


Гегель разработал идеалистическую форму диалектики: он рассматривает диалектику категорий, их связи и переходы друг в друга, развитие «чистой мысли» – абсолютной идеи. Он понимает развитие как самодвижение, саморазвитие, происходящее на основе взаимопроникновения противоположностей: поскольку явление противоречиво, оно обладает движением и развитием. У него каждое понятие находится во внутренней необходимой связи со всеми остальными. Так, возможность в процессе развития превращается в действительность, количество – в качество, причина – в следствие и обратно. Он подчёркивает единство противоположных категорий – формы и содержания, сущности и явления, случайности и необходимости, причины и следствия и т.п.


Более того, в ходе своего саморазвития абсолютная идея вынуждена перейти в свою противоположность – стать материальной природой, чтобы затем снова стать духовной (в человеческом духе).


Гегель показал внутреннюю противоречивость, взаимопроникновения и переходы «парных категорий». Для него категории и по форме, и по содержанию не нуждаются в чувственно воспринимаемом материале: они как чистые мысли и ступени развития абсолютной идеи сами по себе содержательны и поэтому составляют сущность вещей. Раскрывая диалектику категорий как чистых мыслей, будучи убеждённым в тождестве бытия и мышления, Гегель считал, что излагаемая им диалектика категорий проявляется во всех явлениях мира: она всеобща, существует не только для философского сознания, ибо «Всё, что нас окружает, может быть рассматриваемо как образец диалектики»


Гегель создал фактически непревзойденную до сих пор систему категорий диалектики. Категории у Гегеля плавно и органично переходят друг в друга. Он видит связь таких категорий, как сущность, содержание, общее, необходимое, закон, или таких, как явление, форма, единичное, случайное.


Гегелю принадлежит открытие основных законов диалектики: закона количественно-качественных изменений, закона взаимопроникновения противоположностей и закона отрицания отрицания. Через диалектику категорий он рассматривает механизм действия основных законов диалектики. Вещь есть то, что она есть благодаря своему качеству. Теряя качество, вещь перестаёт быть сама собой, данной определённостью. Количествоэто внешняя для бытия определённость, характеризует бытие со стороны числа. Дом, говорил Гегель, остается тем, что он есть, независимо от того, будет ли он больше или меньше, так же как и красное остаётся красным, будет ли оно светлее или темнее. Подчёркивая всеобщий характер закона количественно-качественных и качественно-количественных изменений, Гегель показал его своеобразные проявления в каждом отдельном случае.



Другой закон – взаимопроникновения противоположностейпозволил Гегелю обосновать идею саморазвития, ибо в единстве и борьбе противоположностей он видит основной источник развития.


Наконец, в законе отрицания отрицания Гегель видел не только поступательное развитие абсолютной идеи, но и каждой отдельной вещи. По Гегелю, мысль в форме тезиса вначале полагается, а затем как антитезис противополагается самой себе и, наконец, сменяется синтезирующей высшей мыслью. Гегель рассматривает природу диалектического отрицания, суть которого состоит не в сплошном, тотальном отрицании, а в удержании положительного из отрицаемого.


Гегель ввёл диалектику в процесс познания. Для него истина – это процесс, а не раз и навсегда данный, абсолютно правильный ответ. Каждая из исторических ступеней познания, развития науки даёт «картину абсолютного», но ещё ограниченную, неполную. Каждая следующая ступень богаче и конкретней предыдущей. Она сохраняет в себе всё богатство предшествующего содержания и отрицает предыдущую ступень, но так, что не теряет ничего ценного из неё. Таким образом, Гегель разрабатывает диалектику абсолютной и относительной истины.


Гегель утверждал совпадение диалектики, логики и теории познания. По Гегелю, логика категорий – это и их диалектика, которая в свою очередь даёт возможность обнаружения сущности, закона, необходимости и т.п.











19. Истоки и основные черты философии К.Маркса.

Марксизмэто философское учение Карла Маркса (1818 – 1883), Фридриха Энгельса (1820 – 1895) и их последователей. Философия марксизма тесно связана с немецкой классической философией.


Маркс, будучи студентом, изучал философию Гегеля и даже входил в число его последователей – кружок младогегельянцев. В те годы Маркс, как и другие гегельянцы, подчёркивал значительную роль активности личности в деле общественного прогресса, выступал с идеями просвещения народных масс и т.д.


После окончания университета Маркс разочаровался в гегельянстве и перешёл на позиции другого представителя немецкой классической философии – Людвига Фейербаха (1804 – 1872). Марксу импонировал гуманизм фейербаховского материализма, который выступал за реабилитацию чувственного начала в человеке, за полную реализацию человеком своих природных способностей, за гуманизацию отношений между людьми и т.д. Впоследствии Маркс и Энгельс критиковали Фейербаха за непринятие им диалектического стиля мышления.


Маркс выступил с идеей свободной, универсальной, творческой сущности человека. Реализации этой сущности препятствуют виды человеческого отчуждения: отчуждение человека от природы, отчуждение от своей собственной родовой сущности, отчуждение человека от человека и отчуждение человека от общества. Главным Маркс считал отчуждение труда, базирующегося на частнособственнических отношениях.



Маркс создал концепцию общественно-исторической, предметно-практической сущности человека. В ней он не противопоставляет человека природе. Человекэто результат развития природы, но это высший продукт её развития. Человек – это универсально-всеобщая сила природы. Возможности этого заложены в физиологической конституции человека как организма. Обладая такими качествами, как руки, мозг, язык, человек способен к различного рода деятельности, к овладению силами природы, подчинению её себе. Эта способность реализуется в производственной деятельности, в труде. Именно в труде марксизм видит специфически человеческое бытие, качественное отличие человека от животных.


По Марксу, человек трудится не в силу своей духовности, но, прежде всего, потому что как материальное, предметное существо он действует предметным образом. В труде Маркс выделил два основных момента: опредмечивание и распредмечивание. В процессе труда человек постоянно совершает опредмечиваниепереход свойств и характеристик живого момента деятельности субъекта, в объект, в предметное воплощение. Но труд нельзя представить как только материальный, чувственно-предметный процесс. В своей основе он имеет духовное, идеальное содержание – проект, замысел, идею. Для материалистического объяснения духовного момента деятельности Маркс использовал понятие распредмечивания. Распредмечиваниеэто обратный переход предметности в живой процесс, в способности субъекта, это освоение человеком предметных форм культуры, а через них и природы. В процессе труда человек имеет дело не только с предметами природы. Он использует орудия труда, систему знаний и другие продукты человеческой деятельности. Так как эти средства деятельности созданы или предшествующими поколениями, или представителями иного рода деятельности, то в самом труде заложена простейшая социальная связь. В форме средств труда человек имеет дело с другим человеком. Эта связь актуализируется в процессе распредмечивания. Таким образом, распредмечиваниеэто освоение человеком социального опыта человечества. Маркс ставит в прямую зависимость богатство внутреннего мира личности от богатства внутреннего мира других людей. Обмен этим богатством составляет главную цель межчеловеческого общения. В результате такого общения возникают всесторонне развитые личности. Достижение этого идеала Маркс связывал с: 1) ликвидацией частнособственнических отношений; 2) преодолением социального закрепления ролей человека в системе разделения труда; 3) формированием отношений нового типа – коммунистических отношений.


Маркс и Энгельс значительно расширили сферу применения материализма, распространив его на область общественных явлений. Также они впервые в истории философии соединили материализм и диалектику, став основателями современного диалектического материализма.