ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.03.2019

Просмотров: 2088

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

10. Римский период античной философии

С начала III столетия до н. э. в регионе Средиземного моря существенно усиливается влияние Рима, который из городской республики становится сильной державой. Во II в. до н. э. он владеет уже большой частью древнего мира. Под его экономическое и политическое влияние попадают и города континентальной Греции. Тем самым в Рим начинается проникновение греческой культуры, составной частью которой была философия. Римская культура и образование развивались в совершенно других условиях, чем те, которые были несколько столетий до этого в Греции. Римские походы, устремленные во все стороны известного тогда мира (с одной стороны, в области зрелых цивилизаций древнего мира, а с другой - на территорию "варварских" племен), образуют широкие рамки для формирования римского мышления. Успешно развивались естественные и технические науки, небывалого размаха достигают политические и юридические.

Для римской культуры характерно стремление обогатиться лучшим из того, с чем сталкивается Рим, стремящийся к мировому господству. Логичным поэтому является то, что и римская философия формируется под решающим влиянием греческого, в частности эллинистического, философского мышление Определенным импульсом для расширения греческой философии в Риме было посещение его афинскими послами, среди которых были наиболее выдающиеся представители существовавших в то время греческие философских школ (середина II в. до н. э.).

Приблизительно с этого времени в Риме развиваются три философских направления, которые сформировались уже в эллинистической Греции,- стоицизм, эпикуреизм и скептицизм.

11.Соотношение разума и веры в философской традиции Средних веков (А.Августин)

Господство церкви и религии в духовной жизни общества. Философия только религиозная.

В философии средневековья выделяются два периода, называемых «патристика» (IVVIII вв.) и «схоластика» (VIXV вв.).

Патристика — это система теолого-философских взглядов «отцов церкви», обосновывавших и разрабатывавших идеи христианства. Патристика разделилась на западную, где писались труды на латинском языке, и восточную, где произведения создавались на греческом языке. К наиболее известным относятся Климент Александрийский, Григорий Нисский, Августин Блаженный, Иоанн Златоуст.

Климент обнаруживал в философии те стороны, которые могли быть использованы богосло­вами. Именно ему принадлежит положение, что философия должна быть служанкой богословия. В философии, указывал он, особо полез­ным является способ рационального доказательства. В религии же единственным путем к Богу до сих пор служит вера.

Само понятие "схоластика" имело в средние века положительное значение. В переводе с латинского и греческого это слово означало «школа», "школьный", «ученый», «ученость» и обнимало своим содержанием преподавание и исследования, которые велись во всех школах, в том числе в высших — университетах. Соответствующий смысл вкладывался и в понятие «схоластическая философия», содержание кото­рой было преимущественно ориентировано на рационалистическое обос­нование положений христианского вероучения. Лишь к концу средневековой культуры данный термин («схоластика») стал обретать в устах критиков теологии значение бесплодного, оторванного от действительности умствования, начетничество, буквоедство; в этом своем значении данное слово употребляется и в наше дни.


Августин.

  • учение о предопределении

  • человеческую историю видел в борьбе двух царств: земного (светского) и божьего. Божье царство на Земле – Римская католическая церковь.

  • При сотворении мира Бог заложил в материальный мир в зародыше формы всех вещей.

  • Самодостоверность человеческого сознания.

12. Дискуссии о природе универсалий в поздней средневековой философии (номинализм, реализм, концептуализм).

.Одна из особенностей философии средневековья проявилась в споре между реалистами ( от латинского реалис - вещественный ) и номиналистами ( от латинского номен - имя ). Спор шел о природе универсалий ( от лат. универсалис - общий ), т.е. о природе общих понятий. 
Реалисты
 ( Иоанн Скот, Фома Аквинский ), основываясь на положении Аристотеля о том, что общее существует в неразрывной связи с единичным, являясь его формой, сформулировали концепции о трех видах существования универсалий:
1. до вещей в божественном разуме
2. в самих вещах, как их сущность или форма
3. после вещей, в человеческом разуме, как результат  абстракции и обобщения. 
Номеналисты
 ( Расцелин ) отрицали идею объективного существования общего. Они считали, что универсалии существуют лишь в человеческом разуме, т.е. отрицали не только наличие общего в конкретной вещи, но его существование до вещи. Универсалии - только имена вещей и существование их сводится лишь к колебанию голоса. Существует только индивидуальное и только оно может быть предметом познания.
Церковь приняла умеренный реализм Фомы Аквинского и осудила номенализмРасцелина. Выступая против крайностей реализма и номенализма Пьер Обеляр выработал объединяющую формулу концептуализма: универсалии не обладают самостоятельной реальностью. Реально существуют лишь отдельные вещи, однако универсалии получают реальность в сфере ума в качестве понятий, представляющих собой результат обобщения отдельных свойств вещей.концептуализм - умеренная позиция в споре об универсалиях. Отвергался крайний реализм и утверждалось, что в единичных предметах существует нечто общее, выражаемое понятием. Основные представители концептуализма - Фома Аквинский, Петр Абеляр.

13. Основные проблемы западноевропейской философии эпохи Ренессанса.

1. Философией эпохи Возрождения называется совокупность философских направлений, возникших и развивавшихся в Европе в XIV — XVII вв., которые объединяла антицерковная и антисхоластическая направленность, устремленность к человеку, вера в его великий физический и духовный потенциал, жизнеутверждающий и оптимистический характер.

Предпосылками возникновения философии и культуры эпохи Возрождения были:

совершенствование орудий труда и производственных отношений;

кризис феодализма;

развитие ремесла и торговли;

усиление городов, превращение их в торгово-ремесленные, военные, культурные и политические центры, независимые от феодалов и Церкви;


укрепление, централизация европейских государств, усиление светской власти;

появление первых парламентов;

отставание от жизни, кризис Церкви и схоластической (церковной) философии;

повышение уровня образованности в Европе в целом;

великие географические открытия (Колумба, Васко да Гамы, Магеллана);

научно-технические открытия (изобретение пороха, огнестрельного оружия, станков, доменных печей, микроскопа, телескопа, книгопечатания, открытия в области медицины и астрономии, иные научно-технические достижения). 2. Основными направлениями философии эпохи Возрождения являлись:

гуманистическое ( XIV - XV вв., представители: Данте Алигьери, Франческо Петрарка, Лоренцо Валли и др.) - в центр внимания ставило человека, воспевало его достоинство, величие и могущество, иронизировало над догматами Церкви;

неоплатоническое (сер.XV - XVI вв.), представители которого - Николай Кузанский, Пико деллаМирандола, Парацельс и др. - развивали учение Платона, пытались познать природу, Космос и человека с точки зрения идеализма;

натурфилософское ( XVI - нач. XVII вв), к которому принадлежали Николай Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей и др., пытавшиеся развенчать ряд положений учения Церкви о Боге, Вселенной, Космосе и основах мироздания, опираясь на астрономические и научные открытия;

реформационное ( XVI - XVII вв.), представители которого -Мартин Лютер, Томас Монцер, Жан Кальвин, Джон Усенлиф, Эразм Роттердамский и др. - стремились коренным образом пересмотреть церковную идеологию и взаимоотношение между верующими и Церковью;

политическое ( XV - XV ] вв., Николо Макиавелли) - изучало проблемы управления государством, поведение правителей;

утопическо-социалистическое ( XV - XVII вв., представители -Томас Мор, Томмазо Кампанелла и др.) - искало идеально-фантастические формы построения общества и государства, основанные на отсутствии частной собственности и всеобщем уравнении, тотальном регулировании со стороны государственной власти. 3. К характерным чертам философии эпохи Возрождения относятся:

антропоцентризм и гуманизм — преобладание интереса к человеку, вера в его безграничные возможности и достоинство;

оппозиционность к Церкви и церковной идеологии (то есть отрицание не самой религии, Бога, а организации, сделавшей себя посредником между Богом и верующими, а также застывшей догматической, обслуживающей интересы Церкви философии — схоластики);

перемещение основного интереса от формы идеи к ее содержанию;

принципиально новое, научно-материалистическое понимание окружающего мира (шарообразности, а не плоскости Земли, вращения Земли вокруг Солнца, а не наоборот, бесконечности Вселенной, новые анатомические знания и т. д.);

большой интерес к социальным проблемам, обществу и государству;

торжество индивидуализма;


широкое распространение идеи социального равенства

14. Возрожденческий платонизм и натруфилософия.

Неоплатонизм. Неоплатонизм представляет собой идеалистическое направление в философии, которое ставило своей целью строгую систематизацию учения Платона, устранение из него противоречий и его дальнейшее развитие. Особого расцвета неоплатонизм достиг в эпоху Воз­рождения XV века. Теоретики неоплатонизма:

  • противопоставляли сложившейся и чрезмерно систематизи­рованной схоластической философии новую философскую систему, основанную на идеях Платона;

  • предложили новую картину мира, в которой уменьшалась роль Бога и усиливалось значение первоначальных (по от­ношению к миру и вещам) идей;

  • не отрицали божественную природу человека, но в то же время рассматривали его как самостоятельный микрокосм;

  • призывали к переосмыслению ряда постулатов прежней фи­лософии и созданию целостной мировой философской сис­темы, которая охватила бы собой и согласовала все имею­щиеся философские направления.

Наиболее известными представителями неоплатонизма эпо­хи Возрождения являлись Николай Кузанский и Джованни Пи­ко делла Мирандола.

Николай Кузанский (1401 – 1464) был священнослужителем, богословом, однако придерживался новаторских для своего време­ни философских взглядов. Дал новую трактовку бытия и позна­ния, согласно которой между Богом и Его творением не существует разницы (то есть мир един, а Бог и окружающий мир, Вселенная – одно и то же). «Единое» (Бог) и «бесконечное» (Его творение) относятся между собой как минимум и максимум (противоположности), а по­скольку Бог и Его творение совпадают, то совпадают мини­мум и максимум. Исходя из этого, Николаем Кузанским был выведен закон совпадения противоположностей: поскольку противополож­ности совпадают, то совпадают форма и материя (следова­тельно, сущность (эссенция) и существование (экзистенция) неразрывны и бытие едино). Едины идея и материя. Он полагал, что реально существует (поглощая все остальное) актуальная бесконечность, что Вселенная бесконечна, не имеет начала, не имеет конца, не имеет центра, а Земля не является центром Вселенной. Вселенная – это чувственно изменчивый Бог, абсолютный и завершенный (мир, природа, все сущее заключено в Боге, а не Бог – в окружающем мире). Бесконечность Вселенной, окружающего мира приводит к бес­конечности познания. Поэтому невозможно достичь абсолютного (полного) знания, увели­чение знаний приведет только к учености, но не истинному знанию («ученому незнанию» – термин Николая Кузанского). Таким образом, Николай Кузанский, будучи философом идеалистического направления и богословом, очень близко по­дошел к материалистическому объяснению окружающего мира (Вселенной) и подготовил почву для натурфилософских учений – Николая Коперника, Джордано Бруно, Галилео Галилея и др.


Джованни Пико делла Мирандола (1463 – 1494) попытался объединить все известные ему религиозные и философские уче­ния и создал эклектическое произведение «900 тезисов», главные идеи которого заключались в том, чтобы возвысить человека и отделить от окружающего мира, при­знать отдельной реальностью («четвертым миром» космоса, наряду с элементарным, небесным и ангельским), признать за человеком полную свободу выбора, объединить все философские учения и найти «золотую сере­дину» путем их согласования.

Натурфилософия. В период Позднего Возрождения (XVI – XVII вв.) в Европе (осо­бенно Италии) получили распространение натурфилософские идеи. Представители натурфилософии обосновывали материалистический взгляд на мир, стремились отделить философию от теологии, формировали научное мировоззрение, выдвигали новую картину мира (в которой Бог, Природа и Кос­мос едины, а Земля не является центром Вселенной) и считали, что мир познаваем и в первую очередь благодаря чувственному познанию и разуму (а не Божественному от­кровению). Наиболее яркими представителями натурфилософии эпохи Возрождения являлись Андреас Везалий, Леонардо да Винчи, Николай Коперник, Джордано Бруно и Галилео Галилей.

Андреас Везалий (1514 – 1564) совершил революцию в фило­софии и медицине. Он материалистически объяснил происхождение мира, в центре которого ставил человека. Везалием были опровергнуты взгляды, более тысячи лет гос­подствовавшие в медицине со времен Галена (130 – 200) – древнеримского врача, который описал физиологию и строение человека, опираясь на исследования животных. Напротив, Веза­лий основывал свои выводы на многочисленных анатомических экспериментах и издал знаменитую для своего времени книгу «О строении человеческого тела», где подробно описал анатомию человека, которая гораздо больше соответствовала реальности, чем анатомия, описанная Галеном.

Леонардо да Винчи (1452 – 1519), сочетая разработку новых средств художественного языка с теоретическими обобщениями, создал образ человека, отвечающий гуманистическим идеалам Возрождения. Кроме того, он сделал многочисленные открытия и экспериментальные исследования в области математики, естествознания, механики. Отстаивал решающее значение опыта в познании природы.

Николай Коперник (1473 – 1543), опираясь на астрономические исследования, выдвинул принципиально иную картину бытия, в соответствии с которой Земля не является центром Вселенной (отвергался геоцентризм), Солнце является центром по отношению к Земле (геоцентризм заменялся гелиоцентризмом), а Земля вращается вокруг Солнца. Кроме того, Коперник доказал, что все космические тела движутся по собственной траектории, что космос бесконечен и что процессы, происходящие в космосе, объяснимы с точки зрения природы и лишены «священного» смысла.