ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.03.2019

Просмотров: 2152

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


20. Материализм французских философов-просветителей (Д.Дидро, К.Гельвеций, П.Гольбах, Ж.Ламетри).

Начиная примерно с середины XVIII в. Во Франции появляется плеяда мыслителей- просветителей , многие из которых были также и замечательными представителями философского материализма . Французский материализм XVIII в. - новая историческая ступень в развитии материалистической философии, существенно отличающееся от предшествующих материалистических учений.

Английский материализм XVII в. Имел в значительной мере аристократический характер , его учение предназначалось для избранных. Напротив ,французские материалисты несут свои идеи в широкие круги городского общества .Они излагают свои философские взгляды преимущественно в форме широкодоступных изданий.

Французские материалисты опирались на широкое развитие свободомыслия в Англии. Но английский материализм не был единственным теоретическим источником для французских философов. Другим важным источником были для них механический материализм физики Декарта, а также материалистическое учение Спинозы о природе , субстанции и ее атрибутах , о человеке , о душе и ее отношении к телу.

Французский материализм не просто продолжал традиции , порожденные общественно-историческим развитием Англии , Франции и Нидерландов , он развивал эти традиции дальше , выдвигал новые идеи. Для французских материалистов наряду с механикой опорой становятся также медицина , физиология, биология. Еще более оригинальны этические и общественно-политические взгляды французских материалистов . И в этой области они продолжают дело великих мыслителей Гоббса, Спинозы, Локка. Однако эти учения в значительной мере утрачивают в философии французских материалистов тот абстрактно-натуралистический характер , какой они имели у писателей XVII века.1

21. Критическая философия И.Канта.

Иммануил Кант (1724-1804) - родоначальник немецкой классической философии, основатель критического, или трансцендентального, идеализма.Ученый в 1747-1755 гг. - в «докритический» период (до 1770 г.) создал «небулярную» космогоническую гипотезу происхождения Солнечной системы из туманности - гипотезу о большой Вселенной вне нашей Галактики - учение о замедлении в результате приливного трения - суточного вращения Земли – учение об относительности движения и покоя.Эти исследования, объединенные материалистической идеей естественного развития Вселенной и Земли, сыграли важную роль в формировании диалектики. Философ в «докритический» период под влиянием эмпиризма и скептицизма К. Юма:1) наметил различие между реальным и логическим основанием;2) ввел в философию понятие об отрицательных величинах;3) осмеял увлечение современников мистикой и «духовидением».Ограничивается роль дедуктивно-формальных методов мышления в пользу опыта. В 1770 г. – переход И. Канта к воззрениям «критического» периода. «Критика чистого разума» - 1781 г., «Критика практического разума» - 1788 г., «Критика способности суждения» - 1790 г.Это теория познания, этика, эстетика и учение о целесообразности природы.И. Кант выступает против догматизма абстрактной философии (метафизики) - без предварительного исследования форм познания и границ познавательных способностей.Приходит к агностицизму: дуалистическому учению о непознаваемости «вещей в себе», являющихся объективным источником ощущений. Познаются только «явления», посредством которых вещи себя обнаруживают. Явления образуют сферу бесконечного возможного опыта. Достоверное теоретическое знание имеется только в математике и естествознании.Оно обусловлено существованием общезначимых априорных форм, упорядочивающих хаос ощущений.Априорные формы рассудка (понятия) + априорные формы связи (синтеза) чувств и понятий = основа законов: постоянства, взаимодействия, причинности.И. Кант считал, что равно могут быть обоснованы противоположные решения:1) мир и конечен, и не имеет пределов;2) существуют неделимые частицы (атомы) - и таких частиц нет;3) все процессы (поступки) протекают как причинно обусловленные, и совершаются свободно4) имеется безусловно необходимое существо - и такого существа нет.Итак, разум по природе антиномичен - раздваивается в противоречиях. Но они кажутся. Решение - в ограничении знания в пользу веры, в различении «вещей в себе» и «явлений», в признании «вещей в себе» непознаваемыми.


22. Диалектическая философия Г.Гегеля.

Гегель трактует диалектику как универсальный метод  мышления, базирующийся на идеях развития и противоречивости бытия и противоположный  методу метафизики, связанной с поиском  неизменных принципов и первоначал всей реальности. 3 закона диалектики Гегеля:

Диалектический метод  Г. Гегеля - это живой, постоянно развивающийся  процесс сугубо рационального постижения мира, общества и самого мышления. Оценить  этот метод и сегодня непросто именно потому, что он является вершиной рационального понимания и объяснения мира. Диалектику Гегеля еще при  его жизни назвали «положительным»  методом познания мира, «разумной» метафизикой. Рациональный способ познания и объяснения целостного мира теперь стал особого рода творческим актом человеческой мыследеятельности: в его основе - диалектическая (содержательная), а не формальная логика. Любой процесс развития протекает, как утверждает Г. Гегель, по триадической (диалектической) схеме: утверждение, или полагание (тезис), отрицание утверждения (антитезис) и, наконец, отрицание отрицания, то есть снятие противоположностей (синтез). В синтезе примиряются между собой тезис и антитезис, в результате чего и возникает новое качественное состояние. Вот характерный пример такого диалектического цикла в природе, приведенный самим Гегелем: «Почка исчезает, когда распускается цветок, и можно было бы сказать, что она опровергается цветком; точно так же при появлении плода цветок признается ложным наличным бытием растения, а в качестве его истины вместо цветка выступает плод» [2]. Философ справедливо утверждал, что сама истина подвижна. Она не есть отчеканенная монета, которая дана готовой и может быть положена в карман, она всегда есть процесс, взятый вместе с результатом. Гегелевскую философию познания отличает особое ее пристрастие к диалектической логике. В основе логики лежит идеалистическое представление о том, что источник всякого развития находится в саморазвитии понятий. Причем центральным понятием является именно развитие, представляющее собой не что иное, как деятельность Абсолюта (мирового духа), который предстает в виде духовной целостности, или мысли, мыслящей самое себя. Абсолют характеризуется сверхвремен-ным движением в области чистой мысли в восходящем ряду все более конкретных категорий. Первоначально это есть переход в отчужденное состояние небытия, то есть в природу (инобытие духа), с последующим возвращением человека к себе в формах индивидуальной психической деятельности («субъективный дух»).

1. Закон единства  и борьбы противоположностей (источник  развития в борьбе противоположностей)

2. Закон взаимного  перехода , количественных и качественных превращений.(накопившиеся количественные изменения приводят к качественным изменениям и к механическому развитию)


3. Закон отрицания  (зерно в земле - сгнивает - росток - новое зерно, любая стадия  в процессе развития сменяется  новой стадией, которая затем  сменяется еще более новой  стадией)

 Спираль - иллюстрация  закона отрицания отрицания.

23. Антропологический материализм Л.Фейербаха.

Философия Людвига Фейербаха (1804 — 1872) считается завершающим этапом НКФ, видными представителями которой были Кант, Гегель, Шеллинг и Фихте, и началом материалистической эпохи в немецкой и мировой философии. Главное направление философии Фейербаха — критика немецкого классического идеализма и обоснование материализма.

Материализм как направление философии возник задолго до Фейербаха (Древняя Греция — Демокрит и Эпикур; Англия нового времени - Бэкон, Локк; Франция - просветители-материалисты), однако указанные материалистические философские школы были, главным образом, внутренним национальным явлением своего времени и отличались непоследовательностью и противоречиями, находились под сильным влиянием теологии, искали компромисс м/у материалистическими идеями и существованием Бога (формой подобного компромисса был, в частности, деизм).

Философия Людвига Фейербаха стала первым случаем глубоко последовательного материализма, основными чертами которого были: полный разрыв с религией (атеизм) и освобождение от многовекового религиозного влияния; попытка объяснить Бога и религию с материалистической точки зрения, исходя из человеческой природы; материалистическое, с учетом новейших достижений науки объяснение проблем окружающего мира и человека; большой интерес к социально-политическим вопросам; убеждение в познаваемости окружающего мира.

Философия Фейербаха стала водоразделом м/у НКФ и немецким материализмом XIX в., предтечей марксизма. Сформировавшаяся под большим влиянием философии Фейербаха марксистская философия (К. Маркс, Ф. Энгельс) вышла за национальные рамки Германии и стала общемировой философией, особенно популярной в середине и конце XIX - первой половине ХХ вв. В ряде стран, пошедших по коммунистическому пути развития (СССР, Китай, Восточная Европа, некот-ые страны Азии и Африки), материалистическая философия (выросшая на основе философии Фейербаха, Маркса, Энгельса и др.) стала официальной и общеобязательной.

Ранний период философии Фейербаха характерен критикой идеалистической философии, особенно Гегеля. Так, Фейербах: отвергает идею тождества бытия и мышления; не признает наличия абсолютной идеи — самостоятельной субстанции и превопричины материального мира; логически доказывает невозможность отчуждения (превращения) абсолютной идеи в материальный мир — окружающий мир очевиден и осязаем, в то время как абсолютная идея — лишь догадка разума, выдумка Гегеля; не признает единства философии и религии; отвергает диалектику (ошибка Фейербаха). Философию Гегеля Фейербах считает искусственной, подверженной предрассудкам, обращенной в прошлое, не соответствующей новейшим достижениям науки.


В противовес объективному идеализму Гегеля Фейербах выдвинул теорию антропологического материализма. Суть этой теории в том, что: единственно существующими реальностями являются природа и человек; человек является частью природы; человек есть единство материального и духовного; человек должен стать главным интересом философии; идея существует не сама по себе, а есть продукт сознания человека; Бога как отдельной и самостоятельной реальности не существует; Бог — плод воображения человека; природа (материя) вечна и бесконечна, никем не сотворима и никем не уничтожима; все, что нас окружает (предметы, явления), — различные проявления материи.

Особое место в философии Фейербаха занимает проблема Бога. В отличие от прежних философов-материалистов, искавших компромисс м/у своими материалистическими взглядами и идей существования Бога, — деистов и др., Фейербах: выступает с атеистических позиций; тесно увязывает проблему Бога с антропологией.

Также Л. Фейербахом были затронуты вопросы познания (гносеология). Фейербах был оппонентом И. Канта, кот. выдвинул теорию об ограниченных познавательных способностях разума человека и непознаваемости внутренней сущности вещей и явления окружающего мира (агностицизм). Наоборот, согласно Фейербаху окружающий мир познаваем, а познавательные возможности разума безграничны. Однако безграничность возможностей познания разума наступает не сразу, а развивается постепенно, по мере эволюции человека, накопления опыта, роста научно-технического прогресса. "То, что не познаем мы, познают наши потомки".

Основу познания, по Фейербаху, составляют субъективные чувственные ощущения, в основе которых лежит объективная реальность и кот-ые осознаются разумом. Таким образом, гносеология Фейербаха базируется на материалистических принципах при соединении и уравнении эмпирического и рационального подходов.

Социально-политические взгляды Фейербаха были обусловлены его антропологической философией. Суть этих взглядов в следующем: человек — уникальное биологическое существо, наделенное волей, разумом, чувствами, желаниями; полнокровная реализация человеком своего "Я" возможно только во взаимодействии с "Ты" (т.е. другими людьми) — человек может жить только в обществе; основой связей м/у людьми в обществе, стержнем общества должна стать религия; данная религия должна быть основана не на вере в выдуманное сверхъестественное существо — в Бога, а на иных принципах; необходимо отбросить традиционную религию (христианство, мусульманство и т. д.) и заменить ее религией любви людей к друг другу и религией любви внутри семьи как наиболее отвечающей природе человека; смыслом жизни человека должно стать стремление к счастью.

24. Иррационализм (от латинского «irrationalis» - неразумный) ограничивает или отрицает верховенство разума, признавая доминирующим нечто иное: волю (волюнтаризм), чувства, интуицию (интуитивизм), мистическое «озарение», воображение, инстинкт, «бессознательное» и т.п.


Родоначальником считается С. Кьеркегор (1813-1855 гг.), утверждавший, что у каждого своя внутренняя сущность (экзистенция - жизненность), заложенная Богом, но недоступная разуму. Ее-то и необходимо выявлять и проявлять максимально свободно, избегая диктата государства и общества. Что доступно лишь «избранным» в виде эстетических, этических и религиозных переживаний. Он убежден: «страдания приобщают к вечности»!

У А. Шопенгауэра (1788-1860 гг.) мир дан человеку в качестве единства-взаимодействия воли и представления – по сути эгоистичных, как всякая «жажда жизни». Окружающие нас люди-эгоисты составляют «наихудший из миров», где индивиды теснят и притесняют друг друга. История не имеет смысла, будущее ужасно, истинная мудрость – абсолютный пессимизм. Но человек, жаждущий освободиться от мирских соблазнов и страданий, может это сделать с помощью строгой аскезы (умерщвления желаний) – аналога буддистской нирваны.

Ф. Ницше (1844-1900 гг.) яркий представитель так называемой «философии жизни» (интуитивного постижения целостности и динамики бытия). Отличал две тенденции, в разной мере присущие разным людям: «дионисийское начало» (естественное буйство жизни) и «аполлоновское» (нудная и примитивная упорядоченность). Преобладание первого начала делает человечество сильным, развивающимся. Преобладание второго признак деградации и беспомощности. Проповедовал культ сильной личности и господство сверхлюдей, движимых «волей к власти».

25. Истоки и основные черты философии К.Маркса.

Карл Маркс считал, что у Гегеля «...диалектика стоит на го¬лове. Надо поставить ее на ноги...». Идеи надо пересадить в го¬лову и считать, что человек приобретает их в процессе своей об¬щественной практической жизни, это просто-напросто мысли, по-средством которых мы преобразуем мир. Решающее человечес¬кое дело состоит в преобразовании мира, детальнее, в развитии производительных сил, отношений собственности, наконец, в ре¬волюциях, после буржуазной рано или поздно наступает черед социалистической революции. Для Маркса центральная про¬блема–это проблема общества, общественного. Маркс выдвигает целый блок новых проблем. Центр философии Нового времени–субъект разумный. Гегель в центр философии ставит разум(ми-ровой). Маркс сдвигает философию в сторону общества. Теперь субъект понимается как атом, в кот.сосредоточен ансамбль существующих общественных отношений. Первично общество, а не субъект, он вторичен. Кант, Гегель, Маркс едины в высокой оценке разумного начала. Все–рационалисты. Фило-софия Н.В. по преимуществу рационалистична. Общественный труд–солнце человека. Итак, что такое об¬щество? В чем состоит его тайна? Как случилось, что на протя¬жении многих тысяч лет человек не мог познать ее? На эти вопросы Маркс предлагает вполне определенные ответы. Разделение труда приводит к тому, что люди работают друг для друга, обмениваются результатами своего труда. Внешне труд отдельного человека кажется чем-то сугубо индивидуальным, но по своей сути он является представителем общественного труда, ве¬личина которого определяется товарно-денежным механизмом. Реальность общественного труда не бросается в глаза, уже по этой причине его трудно обнаружить. К тому же общественный труд становится по-настоящему значимым лишь при капита-лизме, ибо здесь совместная трудовая деятельность людей приобретает осо¬бую масштабность. Все, что происходит в человеческом общест¬ве, вращается вокруг общественного труда. Маркс на¬зывает общественный труд солнцем человека. Маркс за справедливость–каждому по труду; он считает, что капиталисты часть труда рабочих присваивают безвозмезд¬но, т.е. обманывают, эксплуатируют их. Значит, рабочим надо объединяться, иначе им не отстоять свои права. Что же касает¬ся социалистической революции, то будучи результатом загово¬ра, она обречена на провал. Надо чтобы для нее созрели объек¬тивные, материальные условия, т.е. чтобы общественный труд был развит всемерно, когда олицетворение частной собственно-сти, а именно таким олицетворением и являются капиталисты, станет излишним и основная масса людей не будет их терпеть. Такова концепция Маркса, практического подтверждения кото¬рой пока не достигнуто. Практика–критерии истины. Согласно Марксу, вопрос об истинности познания–это вопрос практики. На практике че¬ловек убеждается в ложности или истинности своих суждений. Из практики он узнает, что менее и что более важно. В теории более значимое ставится на первое место, логика научного рас¬смотрения реализуется в переходе от общего к частному, отфун¬даментального к менее фунда-ментальному. Практика вынуждает отказываться от заблуждений и ведет вперед к истине. Про¬тив этих утверждений Маркса трудно что-либо возразить. Основные достижения философии Маркса: 1) в талантливой критике недостатков капитализма; 2) в разра¬ботке проблемы практики; 3) в постановке проблемы природы общественного. Професси¬ональные философы относятся к Марксу с большим уважением. Маркс на¬писал мало философских работ, тем не менее он был крупным мыслителем, влияние его идей сказывается по настоящее время. Друг Маркса Фридрих Энгельс уступал ему в философском та¬ланте, но во многих отношениях был очень интересным челове¬ком, смелым, скромным(прекрасный бизнесмен, полиглот, го¬ворил и писал на 20 языках).