ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.03.2019

Просмотров: 2146

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Западная культура, как это сложилось к XIX веку, характеризуется преобладанием рациональности, практицизма и научности во всех сферах бытия, возвышает субъект, пренебрегает коллективно-бессознательными основами культуры. Обращенность европейской культуры к достижению, успеху, к личностной победе приводит к серьезной ломке психики человека.

Вслед за многими другими философами на рубеже XIX - XX веков Юнг повторяет, что европейская культура больна и ее надо лечить. Он предлагает свой путь решения: необходима интеграция сознательного и бессознательного начала в психике человека; только в таком случае формируется подлинная индивидуальность, то есть такой человек, который хорошо представляет особенности архетипических основ своей культуры и имеет четкое представление о специфике своих личностных психических особенностей.

Из концепции архетипов культуры позже вырастает теория менталитета, успешно разрабатываемая в современной гуманитарной науке. Слово "менталитет" (от лат. mens - образ мыслей) обозначает совокупность установок и предрасположенностей человека, социальной группы, этноса чувствовать, мыслить и поступать определенным образом. Менталитет предполагает не только наличие определенных традиций и норм культуры, он включает и коллективное бессознательное, которое определенным образом влияет на поступки людей и на их понимание действительности. Таким образом, в том числе и благодаря Юнгу бессознательное и неосознанное в индивидуальной и социальной психике стало равноправным объектом научного исследования и сознание стало пониматься как природное и культурное, как чувственное и рациональное, как личностное и коллективное. Эрих Фромм (1900—1980) после окончания университета и защиты докторской диссертации по философии работал в Берлинском институте психоанализа, а затем на протяжении нескольких лет в Институте социальных исследований Франкфурта на-Майне, где именно в это время закладывались основы будущей знаменитой Франкфуртской школы Приход Гитлера к власти заставил практически всех наиболее радикально мыслящих сотрудников выехать за пределы Германии и Э. Фромм уехал из Европы в Америку, где прожил, работая в вузах США и Мексики до 1974 года.

Тезис о социальной природе бессознательного в психике позволяет Э. Фромму обратить внимание на особенности формирования человека в условиях, когда его человеческая сущность подавлена враждебными ей общественными отношениями. На этой основе вырастает специфический социальный характер, который неофрейдисты рассматривают как своего рода проекцию социальной структуры на биологические особенности индивида.Социальный характер является своего рода кристаллизацией психической энергии человека, это — определенного рода соотношение между реально существующими социально-экономическими отношениями и провозглашаемыми в обществе идеалами, и такое соотношение определяет изменение социальных характеров, а наименее изменяющаяся часть социально значимых ценностей составляет основу ментальности.Обращение к анализу социальных характеров позволило исследователям рационально объяснить почему так разительно отличаются не только народы, живущие в разных регионах, но и внутри одного и того же региона; равно как и найти объективный источник развития культуры, который представляется неофрейдистам как всегда имеющееся реально существующее несовпадение между социальным и индивидуальным характером.Работы Э. Фромма в американский период его творчестве принесли ему мировую известность, особенно значимой оказалась книга "Бегство от свободы" ( 1941 г ), в которой рассматриваются кардинальные проблемы существования человека. Фромм анализирует основные противоречия бытия человека, показывая, что они носят всеобщий характер, потому что уникальность каждого человека и всеобщий характер социума изначально несовместимы.В связи с тем, что существование человека требует от него ответственности за свой выбор, то человек чаще всего бежит от свободы, передавая ее другим или обществу. И именно это рождает тоталитарные режимы и авторитарные методы управления, гнетущие людей, но вызванные к жизни их собственными усилиями. Фромм подчеркивает, что смысл бытия человека — "быть и переживать свою самобытность в акте бытия, а не во владении, накоплении, стяжательстве и потреблении". Решающую трудность современного бытия Фромм видит в том, что развитие человеческих эмоций значительно отстает от умственного развития человека и этот конфликт привести человечество к самоуничтожению. В работе "Иметь или быть?" Э Фромм дает свою классификацию потребностей, подчеркивая их гуманистический характер:


  • Первой потребностью он считает потребность в общении, в межиндивидуальных связях,

  • второй - потребность в творчестве,

  • третьей — потребность в прочности и безопасности бытия;

  • четвертой -стремление к употреблению, поиск идентичности, а значит формирование образцов, идеалов, примеров для подражания,

  • пятой потребностью является стремление к познанию и освоению мира.

Фромм всесторонне исследует эту потребность и показывает, что если человек не в силах соединить себя с миром в акте творчества, то в нем могут пробудиться разрушительные силы, как ответы на человеческую ситуацию в конкретном обществе, а не как брутальные агрессивные инстинкты.

30. Аналитическая философия. Периодизация и основные идеи.

Аналитическая философия — это философствование посредством детального анализа используемой логики и языка.

Логика и язык выдвигаются на самый передний план. Рассмотрим основные идеи важного этапа в развитии аналитической философии – логического позитивизма. Его еще называют неопозитивизмом. Его яркие представители – Джордж Мур, Бертран Рассел, Людвиг Витгенштейн. Согласно принципу верификации (верификация – проверяемость), достоверность предложений выявляется в эксперименте. С этой целью сложный текст надо разложить на предложения. Элементарное предложение проверяется фактами. Но предложения философии нельзя проверить фактами, значит они бессмысленны. Следовательно, от философии следует отказаться в пользу науки. Это воззрение подверг аргументированной критике современный американский философ Уильям Куайн. Самый главный призыв «Все проверяй фактами» нельзя проверить фактами. Выход один – согласиться с тем, что в основе научного понимания лежат философские принципы. «Все проверяй фактами» – типичный философский принцип. Нельзя поставить эксперимент, который бы явился обоснованием философского принципа. При всем желании от философии не избавиться.

Философское знание было существенно реабилитировано в работах представителей постпозитивизма (после неопозитивизма). Виднейшие из постпозитивистов: англичане Карл Поппер и Имре Лáкатос, американцы Пол Фейерабенд и Томас Кун.

Карл Поппер предложил принцип фальсификации (фальсификация ‒ опровержение), который позволяет отличать научную теорию от ненаучной. Теорию нельзя проверить на окончательную истинность, но ее можно опровергнуть, фальсифицировать. Согласно Попперу, теории появляются, достигают стадии расцвета, а затем опровергаются. В мире теорий идет «борьба за существование», схожая с известными представлениями Ч. Дарвина о естественном отборе среди живых особей.

Неопозитивисты считали, что человек способен на ясное, истинное на века знание. Постпозитивисты же придают принципиальное значение тому факту, что человек – существо ошибающееся. Это означает, что ясное, вечное знание не может быть достигнуто: одна теория неминуемо сменяет другую. Постпозитивисты настаивают на развитии знания, причем, посредством коренных преобразований, научных революций.


Итак, видимо, аналитики правы в том, что язык позволяет выражать богатство нашей жизни. Но язык – это богатейший символ нашей жизни, а не сама жизнь как таковая во всем ее многообразии.


31. Философская герменевтика. Герменевтика (от греч. - «истолкование») - искусство толкования текстов, символов, смыслов социокультуры; экзегетика.Использовалась в теологии (толкование учений, священных текстов), филологии (интерпретация текстов древних авторов на современный язык).Философская проблематика герменевтики впервые стала разрабатываться Фридрихом Шлейермахером (1768-1834) - протестантским теологом и философом.Заметно влияние И. Канта и особенно Г. Фихте («Наукоучение»). Главная функция герменевтики - в выявлении способа выражения мысли, определяющего индивидуальность, своеобразие текста. Противопоставлял герменевтику диалектике и грамматике, которые, выявляя общее, не в состоянии уловить индивидуальный стиль произведения.ВильгельмДильтей (1833-1911) - представитель философии жизни, основатель понимающей психологии. Метод понимания, применяемый в исследовании истории, противопоставлен методу объяснения, который присущ наукам о природе. Если в основе объяснения лежат опыт, продуктивно-конструкторская деятельность рассудка, то понимание сходно с интуицией и характеризуется непосредственным постижением некоторой духовной целостности. Собственный мир понимается через самонаблюдение (интроспекцию), мир другого - через сочувствование, сопереживание.

Герменевтика - метод понимания культуры.ЭдмундГуссерль (1859-1938) в основу понимания помещает «неосознанный фон интенциональных актов познания», «нетематический горизонт», который дает некоторое представление о предмете.«Горизонты» отдельных предметов сливаются в единый «жизненный мир», делающий возможным понимание одного другим. Отдельные культурные и исторические памятники имеют смысл только через соотнесенность с «жизненным миром».Мартин Хайдеггер (1889-1976) в качестве жизненного мира рассматривает языковую реальность. «Язык - дом бытия»: герменевтика - это не только искусство толкования текстов, но и «свершение бытия», которое наиболее полно проявляется в многозначном творчестве поэтов. Истолкование поэтического слова - главная цель и функция философии герменевтики.Выдающийся представитель герменевтики XX в. - ХансГеоргГадамер (1900 г.). Опирался на «понимающую психологию» В. Дильтея, теорию «жизненного мира» Э. Гуссерля, учение о языке М. Хайдеггера, которого признавал своим непосредственным учителем.X. Гадамер рассматривает герменевтику не только как метод понимания текстов, но как особую отрасль понимания. Ее предметом наряду с историко-гуманитарными науками является и вся совокупность знаний о мире и человеческом бытии. Понимание здесь универсальный способ существования действующего человека, его непосредственный (жизненные проявления, экзистенция), так и опосредствованный (история, культура) опыт. Таким образом, пониманию придается онтологическое значение.


32. Структурализм и постструктурализм.

Тесно связанный с неопозитивизмом, структурализм сложился как философское направление в 50-е годы ХХ века на основе интерпретации конкретно-научных методов в гуманитарном знании, и, прежде всего, в лингвистике. Он явился реакцией на абсолютизацию субъективности, т.е. первичности личностного фактора в экзистенциализме и других течениях западной философии; а также выступает с претензией на роль методологии познания в области человековедения и культуры.

Импульсом к формированию структурализма стал выход в свет «Курса общей лингвистики» Соссюра, содержащей важные идеи для будущего направления:

  1. Язык – упорядоченная от простейших до сложных уровней система знаков;

  2. Источником способности языка обозначать и выражать нечто является взаимосвязь каждого элемента языка с другими, включённость элементов в определённую систему отношений.

Основными представителями философского структурализма являются Р.Барт, Фуко, Лакан, Леви-Стросс.

Леви-Стросс приходит к выводу, что культура обладает строением подобным строению языка. Он использует логическую модель языка как ключ к исследованию социальных отношений в обществе.

Обнаруженные в языке и в других областях культуры тождественные по своей природе структурные формы структуралисты связывают с еще более глубокими бессознательными уровнями человеческого духа, объединяя таким образом структурализм с психоанализом.

В основе структурного метода лежит выявление структуры, т.е. совокупности отношений между элементами целого, сохраняющих свою устойчивость при различного рода преобразованиях и изменениях.

Такая структура образует как бы «скелет» объекта, его основу. Структурные отношения характеризуют не только объектную данность какого-то одного предмета, но и их совокупности, способы операций с ними, позволяющие из одного объекта получать другой.

Выявление этих структур преобразований, обобщенное в теории структурализма, даёт объяснение разных системообразований и понятие системы объектов как таковой.

Постструктурализм.

В 70-80-е годы как извне, так и изнутри усиливается критика ограниченности структуралистского метода, обусловленная его формализмом, а порой крайними формами сциентизма.

Принципиальная бесструктурность целого региона человеческого существования становится отправным пунктом постструктурализма, проявившего себя в виде совокупности подходов в социогуманитарном познании 70-80-х годов.

Постструктурализм обычно связывают с именами Деррида, Делеза, Гваттари, Бодрийяра, Лиотара, «позднего» Барта, Фуко и др. Это направление унаследовало от структурализма определённую общность проблемного поля и отсутствие собственной цельной программы. Здесь также отмечается особый интерес к проблемам языка, но при этом решаются новые задачи, такие как, например, поиск зон свободы, находящихся за пределами структуры (желание, аффекты, тело, хаосмос).


Следует иметь ввиду, что «вне текста» для постструктурализма нет ничего, реальность для него – это по преимуществу языковая реальность (текстуализированный мир; означаемое).

Постструктуралисты подрывают представление о бытии как присутствии. В гносеологическом же плане это направление связано с распадом субъекта как центра системы представлений.

Постструктурализм максимально заостряет и фиксирует новый тип философствования – философствование без субъекта.

Одним из методов направления была объявлена деконструкция. По мнению автора деконструкции Деррида, этот метод должен расширить горизонты философской мысли. Единственный способ преодоления навязанных смыслов Деррида видит в их деконструкции с помощью глубинного анализа, что делает возможным свободное мышление, в котором нет предписанных схем, а обретение смысла происходит в процессе философствования.

Цель деконструкции активизировать внутритекстовые очаги сопротивления диктату «логоцентризма» тем самым в тексте выделяются подавляемые мотивы, противонаправленные по отношению к основному его направлению.

В методологическом плане постструктурализм тесно связан с постмодернизмом. Их стратегии во многом совпадают, Нередко в философском обороте названия «постструктурализм» и «постмодернизм» дублируют друг друга, хотя последний термин, безусловно, более широкий по значению. Он служит для обозначения специфических тенденций духовной жизни западной цивилизации конца ХХ века. Применительно к философии чаще говорят о «ситуации постмодернизма в философии». Эта ситуация обусловлена рядом факторов, которые были наиболее тематезированы в постструктурализме и нашли своё отражение в целом категориальном аппарате.

Основные сочинения:

Ж.Лиотар (род. 1924) «Состояние постмодернизма», Ж.Бодрийяр (род. 1929) «Симулякры и симуляции»,

Ж.Делез (1925-1995), Ф.Гватарри (1930-1992)“Rhizome”, Ж.Деррида (род. 1930) «Психея: изобретение другого».

33. Основные этапы развития философской мысли Беларуси: просветительство (Е. Полоцкая, К. Туровский),

Ренессанс и Просвещение (Ф. Скорина, С. Будный, С. Полоцкий, К. Лыщинский и др.).Этапы:1) Фольклорный (до Х века фольклор доминирует позже под спудом христианской и прочих идеологий): образные представления о единстве человека и природы, единство истины, блага и красоты. Пословицы и поговорки – квинтэссенция народной мудрости.2) Предфилософский - просветительский этап (X-XII века): распространение христианства (Ефросинья Полоцкая, Кирилл Туровский), просвещение и издание рукописных книг, формирование комплекса мировоззренческих, общественно-политических, этических и эстетических идей.3) Гуманистическое и реформационное движение (XVI-XVII века): влияние Ренессанса и Реформации, формирование белорусской народности и языка. Франциск Скорина – гуманизм, идея общего блага, достигаемого с помощью разумного составленного права. СимеонБудный – реформаторская свобода совести и интерес к реальности. 4) Схоластика (конец XVII в. - первая половина XVIII в.): господство казенного богословия, а на западе ордена иезуитов. Типичный схоласт - Симеон Полоцкий, богослов-книжник и учитель детей царя Алексея Михайловича, прославился своими стихами, нравоучениями и проповедями. В противовес схоластике – атеизм Казимира Лыщинского. 5) Просвещение (вторая половина XVIII в. – первая половина XIX в.): рационалистические философии, в центре внимания образование и воспитание, стремление к справедливому обществу, тайные студенческие общества.