ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.03.2019
Просмотров: 1663
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Вопрос 1. Психопатология, патопсихология и психиатрия.
Вопрос 2. Понятие симптом, синдром, патологическое состояние, болезнь.
Вопрос 3. Позитивные и негативные симптомы и синдромы.
Вопрос 4. Общие закономерности развития психических болезней у детей и подростков.
Вопрос 5. Периодизация возраста и развития.
Вопрос 7. Общие закономерности развития психических болезней у детей и подростков.
Вопрос 8. Стресс, его причины и последствия.
Вопрос 9. Ощущения и их нарушения.
Вопрос 10. Восприятие и нарушения его.
Вопрос 11. Память, нарушения памяти.
Вопрос 12. Внимание и его нарушения.
Вопрос 13. Эмоции и их разновидности.
Вопрос 14. Уровни эмоционального регулирования.
Вопрос 15. Мотивация, ее нарушения.
Вопрос 16. Влечения, нарушения влечений.
Вопрос 17. Волевые расстройства.
Вопрос 18. Мышление, мыслительные операции.
Вопрос 19. Этапы развития мышления у детей.
Вопрос 20. Нарушения мышления.
Вопрос 21. Бредовые расстройства.
Вопрос 22. Интеллект, его составляющие.
Вопрос 23. Нарушения интеллекта.
Вопрос 24. Сознание, его расстройства.
Вопрос 25. Темперамент, его роль в формировании индивидуальности.
Вопрос 26. Характер, его роль в формировании индивидуальности.
Вопрос 27. Личность, формирование ее.
Вопрос 28. Акцентуации характера.
Онейройд — сновидное помрачнение сознания, характеризующееся яркостью и сценичностью галлюцинаторных фантастических переживаний. Больные дезориентированы во времени и окружающей обстановке, возможна двойная ориентировка в собственной личности. Продолжительность от нескольких недель до нескольких месяцев. О пережитом сохраняются обычно отрывочные переживания.
Аменция (спутанность) — глубокое нарушение сознания, с неспособностью осмыслить ситуацию в целом, с дезориентировкой, как в собственной личности, так и в окружающем. Продолжительность от нескольких недель до нескольких месяцев. Аментивный синдром отличается меньшей вариабельностью и специфичностью проявлений в зависимости от этиологического фактора.
Вопрос 25. Темперамент, его роль в формировании индивидуальности.
Темперамент — характеристика индивида со стороны его динамических особенностей: интенсивности, скорости, темпа, ритма психических процессов и состояний.
Наибольший вклад в развитие теории темперамента в отечественной психологии внес Б. М. Теплов. К числу наиболее значимых свойств темперамента им были отнесены следующие:
-
Эмоциональная возбудимость. Под этим свойством понималась способность реагировать на очень слабые внешние и внутренние воздействия.
-
Возбудимость внимания — это свойство темперамента обусловливает приспособительные функции психики индивида. Оно состоит в способности замечать предельно малое изменение интенсивности воздействующего раздражителя.
-
Сила эмоции. Современные психологи это свойство называют интенсивностью и модальностью эмоциональных проявлений.
-
Тревожность. Под тревожностью Теплев понимал эмоциональную возбудимость в угрожающей ситуации. Причем он принципиально разделял тревожность и эмоциональную возбудимость в обычных условиях. Одним из оснований для такого мнения является то, что эмоциональная возбудимость не зависит от силы раздражителя, а тревожность, наоборот, находится с ней в прямой зависимости.
-
Реактивность непроизвольных движений. Функция данного свойства заключается в увеличении интенсивности приспособительных реакций к ситуациям и раздражителям, непосредственно действующим в данный момент.
-
Активность волевой целенаправленной деятельности. Данное свойство, но мнению Теплова, проявляется в повышении активности приспособления путем преобразования ситуации в соответствии с поставленной целью.
-
Пластичность — ригидность. Функция этого свойства заключается в приспособлении к изменяющимся требованиям деятельности.
-
Резистентность. Данное свойство заключается в способности оказывать сопротивление всем внутренним и внешним условиям, ослабляющим или тормозящим начатую деятельность.
-
Субъективация. Функцию данного свойства Теплов видел в усилении степени опосредования деятельности субъективными образами и понятиями.
Включаясь в развитие характера, свойства темперамента претерпевают изменения в зависимости от условий жизни и деятельности.
Непосредственно темперамент проявляется в том, что у одного человека легче, у другого труднее вырабатываются необходимые реакции поведения, что для одного человека нужны одни приемы выработки тех или иных психических качеств, для другого - другие.
К. Е. Изард отмечает значимую корреляцию индивидуальных различий в эмоциональных проявлениях с измерениями темперамента у детей и с чертами личности у взрослых. Дети, предрасположенные к торможению, имеют как в нейрональной, так и в когнитивной системах эмоций низкий порог робости, застенчивости, страха, особенно в новых социальных условиях. С этой особенностью связана такая черта темперамента, как большая чувствительность к угрозе.
Вопрос 26. Характер, его роль в формировании индивидуальности.
Характер — подструктура личности, образуемая индивидуально-своеобразным комплексом устойчивых личностных особенностей (черт, диспозиций), определяющих присущие личности типичные формы и способы достижения целей (инструментальные проявления Х.) и самопроявления в общении с другими людьми (экспрессивные проявления Х.).
Характер проявляется в системе отношений к действительности:
-
в отношении к другим людям — общительность или замкнутость (интроверсия - экстраверсия), правдивость или лживость, тактичность или грубость и пр.;
-
в отношении к делу — ответственность или недобросовестность, трудолюбие или леность и пр.;
-
в отношении к себе — скромность или самовлюбленность, самокритичность или самоуверенность, гордость или приниженность;
-
в отношении к собственности — щедрость или жадность, бережливость или расточительность, аккуратность или неряшливость.
Характер не только формируется в деятельности и общении, но и сам влияет, обусловливает осуществление разных видов деятельности и процессы общения.
Индивидуальность — человек, характеризуемый со стороны своих социально значимых отличий от других людей; своеобразие психики и личности индивида, ее неповторимость. И. проявляется в чертах темперамента, характера, в специфике интересов, качеств перцептивных процессов и интеллекта, потребностей и способностей индивида.
Индивидуальность человека формируется под влиянием трех групп факторов:
-
наследственность и физиологические особенности человека.
-
факторы, проистекающие из окружения человека
-
черты и особенности характера: индивидуальность оказывает влияние на свое собственное формирование и развитие. Связано это с тем, что человек играет активную роль в собственном развитии и не является только исключительно продуктом наследственности и окружения.
Вопрос 27. Личность, формирование ее.
Личность — совокупность социально-значимых качеств человека.
Рубинштейн (1946) выделял следующие составляющие личности:
-
направленность (установки, интересы, потребности),
-
способности,
-
темперамент.
Формирование личности — объективный и закономерный процесс, в ходе коего человек выступает не только как объект воздействия, но и как субъект деятельности и общения; процесс освоения специальной сферы общественного опыта, отличный от освоения знаний, умений и пр.
Самые главные и крупные этапы формирования личности таковы (по А. Н. Леонтьеву):
-
Первое «рождение» — в возрасте дошкольном, когда устанавливается иерархия мотивов, первое соотнесение непосредственных побуждений с социальными критериями — возникает возможность действовать вопреки непосредственному побуждению, соответственно мотивам социальным. Оно знаменуется установлением первых иерархических отношений мотивов, первыми подчинениями непосредственных побуждений нормам социальным. Итак, здесь зарождается то, что отражено в первом критерии личности.
-
Второе «рождение» — в возрасте подростковом и связано с осознанием мотивов своего поведения и возможностью самовоспитания. Выражается в появлении стремления и способности осознать свои мотивы и проводить активную работу по их подчинению и переподчинению. Эта способность к самосознанию, саморуководству и самовоспитанию отражена во втором критерии личности.
К стихийным механизмам формирования личности можно отнести достаточно
-
общий механизм сдвига мотива на цель (цель, ранее побужденная к осуществлению каким-то мотивом, со временем обретает самостоятельную побудительную силу — сама становится мотивом),
-
механизм идентификации (подражание),
-
механизм принятия и освоения социальных ролей
Вопрос 28. Акцентуации характера.
https://stanislaw.ru/rus/research/psytests/accent/
Акцентуация характера — чрезмерное усиление и выраженность отдельных черт характера или их сочетаний, проявляемое в избирательном отношении личности к психологическим воздействиям определенного рода при хорошей или даже повышенной устойчивости к другим.
Поскольку акцентуации характера граничат с соответственными видами психопатических расстройств, их типология основана на детально разработанной в психиатрии классификации психопатий, хотя отражает и свойства характера психически здорового человека. Типы акцентуаций в основном совпадают с типами психопатий, но их список шире. Выделяются следующие основные типы акцентуаций:
1) акцентуация циклоидная — чередование фаз хорошего и плохого настроения с различным периодом; соответственно — характер циклоидный;
2) акцентуация гипертимная — постоянно приподнятое настроение, повышенная психическая активность с тенденцией разбрасываться и не доводить дело до конца; соответственно — характер гипертимный;
3) акцентуация лабильная — резкая смена настроения в зависимости от ситуации; соответственно — характер лабильный;
4) акцентуация астеническая — быстрая утомляемость, раздражительность, склонность к депрессиям и ипохондрии; соответственно — характер астено-невротический;
«Все мы бываем астениками, просто астеники бывают ими чаще.»
5) акцентуация сенситивная — повышенная впечатлительность, боязливость, обостренное чувство собственной неполноценности; соответственно — характер сенситивный;
6) акцентуация психастеническая — высокая тревожность, мнительность, нерешительность, склонность к самоанализу, постоянным сомнениям и рассуждательству, тенденция к образованию обсессий и ритуальных действий; соответственно — характер психастенический;
7) акцентуация шизоидная — отгороженность, замкнутость, интроверсия, эмоциональная холодность, недостаток интуиции в процессе общения; соответственно — характер шизоидный;
8) акцентуация эпилептоидная — склонность к злобно-тоскливому настроению с накоплением агрессии, конфликтность, вязкость, мышления, скрупулезная педантичность; соответственно — характер эпилептоидный;
«А молока, Шарик, мы тебе не дадим. Мы экономить будем.»
Кот Матроскин
9) акцентуация паранойяльная, или застревающая — повышенная подозрительность и обидчивость, стойкость отрицательных аффектов, стремление к доминированию, неприятие чужих мнений и высокая конфликтность; соответственно — характер паранойяльный;
Он это называет «я себя уважаю», другие называют «мания величия».
10) акцентуация истероидная, или демонстративная — выраженная тенденция к вытеснению неприятных фактов и событий, к лживости, фантазированию и притворству, используемым для привлечения к себе внимания; авантюристичность, тщеславие и прочее; соответственно — характер истероидный, или демонстративный;
11) акцентуация дистимная — преобладание пониженного настроения, склонность к депрессии, сосредоточенность на мрачных и печальных сторонах жизни; соответственно — характер дистимный;
12) акцентуация неустойчивая — склонность поддаваться чужому влиянию, поиск новых впечатлений, поверхностная общительность; соответственно — характер неустойчивый;
13) акцентуация конформная — чрезмерная подчиненность и зависимость от мнения других, недостаток критичности и инициативности, консерватизм; соответственно — характер конформный.
Как и в случае психопатий, различные типы могут сочетаться или смешиваться, хотя возможны не любые сочетания.
Вопрос 29. Патохарактерологические реакции.
Характерологическая реакция — часто встречающееся преходящее ситуационно обусловленное изменение поведения ребенка, проявляющееся главным образом при определенных обстоятельствах. Она психологически понятна, не приводит к нарушениям приспособления и не сопровождается соматическими расстройствами.
Патохарактерологическая реакция — психогенная личностная реакция, проявляющаяся отклонениями в поведении ребенка; она приводит к нарушениям приспособления к окружающей обстановке и сопровождается соматовегетативными расстройствами.
Обычно патохарактерологическая реакция развивается на основе характерологической, и происходит это на неблагоприятном фоне: акцентуации характера, психопатических чертах личности, органической недостаточности центральной нервной системы, дисгармонически протекающем возрастном кризе.
Причина патохарактерологических реакций — неблагоприятные и, как правило, повторно возникающие ситуации неправильного отношения к ребенку в семье, несоответствующее воспитание родителями или педагогами, лишение ребенка надлежащей заботы и ухода. Внутренние условия развития этих реакций связаны с особенностями темперамента ребенка.
Виды патохарактерологических реакций:
-
Реакция оппозиции — активная протестная реакция, направленная против лиц или обстоятельств, в которых ущемлялась личность ребенка (переживание обиды, ущемленное самолюбие, недовольство отношением близких людей, утрата внимания). Активный протест может проявляться в истериформном поведении (раннее детство), в аффективных взрывах с драчливостью (школьный возраст), в делании мелких пакостей, грубости, непослушании, агрессивности. Для патологической реакции оппозиции обязательно наличие агрессивного поведения, нередко с оттенком жестокости, с выраженным вегетативным компонентом (покраснение лица, потливость, тахикардия), длительность аффективного состояния ребенка, склонность к повторению и фиксации нарушенного поведения, приобретающего привычный характер.
-
Реакция нигилизма (отказа) — пассивная протестная реакция, заключающаяся в уходе от любых форм контакта и отказе от принятия самых желанных и любимых ребенком вещей и способов времяпрепровождения (отказ от любой деятельности, пищи, от речевых форм общения с определенными лицами, пассивность). Реакции отказа чаще всего проявляются в побегах, суицидальных попытках, уходе в мир фантазий, в уходе из школы, мутизме. Проявления пассивного протеста всегда включают изменение отношения ребенка к окружающим — недовольство, обиду, замаскированную враждебность, утрату прежнего эмоционального контакта.
-
Реакция имитации — протестная реакция, характерная для детей 10—12 лет. Это подражание в поведении какому-либо значимому для подростка лицу, подражание поведению антисоциальных элементов, курение, употребление алкоголя, бродяжничество, подражание кумирам молодежной моды и т. п.
-
Реакция контримитации — поведение строится по принципу противоположного от некоего образа (сын проститутки проявляет повышенный аскетизм и утрированные моральные требования к себе и другим).
-
Реакция компенсации — слабость и неудачливость в значимой области ребенок (подросток) стремится восполнить успехами в другой. Неудачи в учебе компенсируются озорством; изоляция в детском коллективе, унижение — агрессивным поведением.
-
Реакция гиперкомпенсации — настойчивые попытки добиться успеха именно в области, где ребенок ощущает свою несостоятельность. Робость, боязливость компенсируется безрассудной смелостью, нерешительность — скоропалительными решениями.