ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.03.2019
Просмотров: 1692
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Вопрос 1. Психопатология, патопсихология и психиатрия.
Вопрос 2. Понятие симптом, синдром, патологическое состояние, болезнь.
Вопрос 3. Позитивные и негативные симптомы и синдромы.
Вопрос 4. Общие закономерности развития психических болезней у детей и подростков.
Вопрос 5. Периодизация возраста и развития.
Вопрос 7. Общие закономерности развития психических болезней у детей и подростков.
Вопрос 8. Стресс, его причины и последствия.
Вопрос 9. Ощущения и их нарушения.
Вопрос 10. Восприятие и нарушения его.
Вопрос 11. Память, нарушения памяти.
Вопрос 12. Внимание и его нарушения.
Вопрос 13. Эмоции и их разновидности.
Вопрос 14. Уровни эмоционального регулирования.
Вопрос 15. Мотивация, ее нарушения.
Вопрос 16. Влечения, нарушения влечений.
Вопрос 17. Волевые расстройства.
Вопрос 18. Мышление, мыслительные операции.
Вопрос 19. Этапы развития мышления у детей.
Вопрос 20. Нарушения мышления.
Вопрос 21. Бредовые расстройства.
Вопрос 22. Интеллект, его составляющие.
Вопрос 23. Нарушения интеллекта.
Вопрос 24. Сознание, его расстройства.
Вопрос 25. Темперамент, его роль в формировании индивидуальности.
Вопрос 26. Характер, его роль в формировании индивидуальности.
Вопрос 27. Личность, формирование ее.
Вопрос 28. Акцентуации характера.
Вопрос 1. Психопатология, патопсихология и психиатрия.
Психиатрия — область медицины, изучающая причины заболеваний психических, их проявления, способы лечения и предупреждения. Основным методом психиатрии является клиническое обследование с использованием методов нейрофизиологических, биохимических, иммунологических, генетических и психологических. Выделяется:
-
психиатрия общая (или психопатология общая) — которая исследует закономерности нарушений деятельности психической;
-
психиатрия частная — которая занимается заболеваниями психическими, прежде всего психопатиями, неврозами, состояниями реактивными.
Патопсихология — раздел медицинской психологии, изучающий закономерности распада психической деятельности и свойств личности при болезни.
Анализ патологических изменений осуществляется на основе сопоставления с характером формирования и протекания психических процессов, состояний и свойств личности в норме. В этом состоит основное отличие П., интерпретирующей данные исследования в категориях психологической теории, от психопатологии — области психиатрии, изучающей патологию психики на основе общеклинических категорий (возникновение и исход болезни как клинически закономерная смена симптомов и синдромов; основные методы — клиническое наблюдение и беседа.). При этом если клинические (психопатологические) исследования обнаруживают, описывают и систематизируют проявления нарушенных психических процессов, то П. вскрывает характер протекания и особенности структуры психических процессов, приводящих к наблюдаемым в клинике симптомам.
П. изучает психические расстройства в первую очередь экспериментально-психологическими методами.
Ее прикладное значение в медицинской практике проявляется в использовании полученных в эксперименте данных:
-
для диагностики дифференциальной расстройств психики;
-
для установления меры выраженности дефекта психического в интересах экспертизы — судебной, трудовой, военной и пр.;
-
для оценки эффективности проводимого лечения по характеристикам динамики психического состояния больных;
-
для анализа возможностей личности больного с позиции ее сохранных сторон и перспектив компенсации утраченных свойств — в целях выбора психотерапевтических мероприятий и проведения психической реабилитации.
Психопатоло́гия — раздел психиатрии и клинической психологии, занимающийся изучением расстройств психики с точки зрения медицины и психологии . Основные методы — клиническое наблюдение и беседа.
-
Общая психопатология — изучает основные, свойственные многим психическим болезням, закономерности проявления и развития патологии психической деятельности, общие вопросы этиологии и патогенеза, природу психопатологических процессов, их причины, принципы классификации, методы исследования и лечения.
-
Частная психопатология — изучает отдельные психические заболевания, их этиологию, патогенез, клинику, закономерности развития, способы лечения и восстановления трудоспособности. Речь при отдельных психических заболеваниях изучается в рамках патопсихолингвистики.
Вопрос 2. Понятие симптом, синдром, патологическое состояние, болезнь.
Симптом — характерные проявления, признаки психических или органических нарушении и заболеваний, свидетельствующие об изменении обычного или нормального функционирования организма.
Симптомы организуются в синдромы.
Синдром — определенное сочетание признаков (симптомов) какого-либо явления, объединенных единым механизмом возникновения и развития; рассматривается как самостоятельное заболевание (напр., синдром Меньера) или как стадия (форма) каких-либо заболеваний (напр., нефротический синдром, уремия при хроническом нефрите). Термин употребляется в патопсихологии, обозначая определенное сочетание признаков болезни.
Патологическое состояние — относительно устойчивое отклонение от нормы, имеющее биологически отрицательное значение для организма (нарушение гомеостаза) и проявляющееся клинико-психопатологической симптоматикой и социальной дезадаптацией.
Болезнь - нарушение нормальной жизнедеятельности организма, обусловленное функциональными или (и) морфологическими изменениями. Возникновение болезни связано с воздействием на организм вредных факторов внешней среды (физических, химических, биологических, социальных), с его генетическими дефектами и т. д.
У человека и животных болезнь выделяют в определенную нозологическую форму (определенная болезнь (напр., грипп, рак), которую выделяют как самостоятельную болезненную форму), если известны ее причины (этиология), патогенез (особенности развития), характерные изменения в органах.
Вопрос 3. Позитивные и негативные симптомы и синдромы.
Все психопатологические симптомы можно разделить на две группы:
Позитивные (продуктивные симптомы, плюс-симптомы) — те симптомы, которые отсутствуют у здорового человека, но появляются у больного в результате болезни (например, галлюцинации, бред, тревога, депрессия и пр.).
Негативные (минус-симптомы, дефект) — уменьшение или выпадение психических функций, имеющихся у здоровых (например, амнезия, деменция, апатия и пр.).
Предполагается, что эти группы симптомов имеют разный патогенез.
Негативные симптомы (симптомы выпадения) связаны с утратой мозговой ткани или разрушением психических функций, во многих случаях они стойкие, необратимые и ближе связаны с этиопатогенетическими аспектами болезней, которые их вызывают.
Позитивные симптомы — чаще всего преходящи, обратимы и связаны с временными «функциональными» нарушениями в деятельности мозга, в том числе они могут развиваться как реакция на утрату других функций (растормаживание иерархически более низших функций, освободившихся от сдерживающего контроля со стороны распадающихся иерархически более высших функций).
Позитивные психопатологические синдромы (они же «плюс-симптомы») — это новые, отсутствовавшие до этого в психике, синдромы, которых в норме быть не должно. Иными словами, не было — появилось, приплюсовалось(на этом плюсы и позитивизм заканчиваются).
По нарастанию тяжести синдромов им были выделены 9 кругов для продуктивных (позитивных) синдромов:
1) эмоционально-гиперестетические, астенические расстройства;
2) аффективные;
3) невротические и деперсонализации;
4) паранойяльные и галлюцинозы;
5) галлюцинаторно-параноидные, парафренные (сочетание фантастического бреда величия, бреда преследования и воздействия, явлений психического автоматизма и аффективных расстройств) и кататонические (полная обездвиженность);
6) помрачения сознания;
7) парамнезии (обманы памяти, «ложные воспоминания»);
8) судорожные синдромы;
9) психоорганические.
Негативные психопатологические синдромы (они же дефицитарные синдромы, они же «минус-симптомы») - это когда из психической деятельности (такой, как ей положено быть в норме), с присущей нормальному человеку совокупностью качеств и свойств, выпадает, утрачивается что-то из оных. Соответственно наносится ущерб психической деятельности и формируется дефект личности.
Для негативных расстройств А. В. Снежневский выделил 10 кругов:
1) истощаемость психической деятельности;
2) субъективно осознаваемая измененность;
3) объективно определяемые изменения личности;
4) дисгармония личности, включающая шизоидизацию;
5) снижение энергетического потенциала;
6) снижение уровня личности;
7) регресс личности;
8) амнестические расстройства;
9) тотальное слабоумие;
10) психический маразм.
Вопрос 4. Общие закономерности развития психических болезней у детей и подростков.
В онтогенезе человека происходят замещение и поглощение биологического и связанного с ним природно-психического социально-психическим. В этом заключается общая закономерность психического онтогенеза.
Переход от низшего к высшему составляет основное направление в развитии психики человека. Основной движущей силой перехода ребенка на более высокие ступени его психического развития является его (ребенка) контакт с непрерывно усложняющимися условиями социального окружения.
В условиях психической болезни происходит сдвиг субординационных отношений между природно-психическим и социально-психическим с более ярким проявлением и усилением природнопсихических явлений.
Данное психологическое состояние проявляется в растормаживании и усилении влечений, инстинктов, потребностей, низших эмоций.
Психическое развитие протекает не равномерно, поступательно, а поэтапно и скачкообразно. Отдельные этапы разграничены временными рамками, когда происходят наиболее бурные, качественные изменения в психике. Эти периоды получили название возрастных кризов. В эти периоды в связи с нарушением физиологического и психологического равновесия часто возникают различные психопатологические симптомы, т.е. нарушения психического развития. Эти нарушения могут быть вызваны, как биологическими, так и средовыми факторами или их сочетаниями.
Психический дизонтогенез (нарушение психического развития), проявляется в нарушении темпов, сроков развития психики в целом и отдельных функциональных систем.
Основные типы нарушений психического развития:
Ретардация - запаздывание или остановка развития отдельных психических функций. Она может быть тотальной и парциальной (нарушение темпа и сроков созревания отдельных функциональных систем). Клиническим выражением тотальной психической ретардации является общее психическое недоразвитие (олигофрения).
Парциальная ретардация- незрелость отдельных психических процессов – речи, внимания, школьных навыков, сюда же относятся проявления инфантилизма и невропатии (ЗПР). В этих случаях запаздывает переход от более простых, преимущественно природно-психических свойств к более сложным – социально-психическим, познавательным.
Асинхрония - диспропорциональное, искаженное развитие психики.
Характеризуется выраженным опережением развития одних психических функций и запаздывание других. Искаженное развитие проявляется в симптоме детского аутизма и гебоидном синдроме (сочетание патологически преувеличенных, заостренных и видоизмененных пубертатных свойств) в подростковом возрасте.
Случаи, при которых одна или несколько функциональных систем, развиваются значительно обгоняя типичную для них хронологию, обозначаются термином акселерация.
Иллюстрацией могут служить дети с чрезвычайно ранним развитием психики (вундеркинды), либо с односторонним развитием отдельных качеств психической деятельности (музыка, поэзия, спортивные достижения).
Третий тип - высвобождение и фиксация более ранних форм нервно-психического реагирования на более поздних этапах развития. Высвобождение и фиксация более ранних форм реагирования проявляется нарушением навыков опрятности, патологическими привычными действиями, мутизмом, патологическими страхами и фантазиями.
Детскому возрасту свойственно продолжающееся развитие и созревание физиологических систем и морфологических структур мозга. Поэтому наряду с негативными и продуктивными симптомами, обусловленными механизмами выпадения или возбуждения относительно зрелых систем, большое место в клинической картине психических заболеваний принадлежит негативным и продуктивным дизонтогенетическим симптомам.
В основе негативных дизонтогенетических симптомов лежит задержка или искажение развития нервно-психических функций. В первую очередь симптомы приостановки и задержки темпа познавательных функций и мышления, что клинически проявляется синдромами умственной отсталости и пограничных состояний интеллектуальной недостаточности, симптомами недоразвития и задержки развития речи и моторики.
Продуктивные дизонтогенетические симптомы имеют в своей основе явление «дисфункции созревания» или «относительной возрастной незрелости» физиологической системы и клинически проявляются стереотипиями, эхолалиями, некоторыми видами страхов, патологическими фантазиями, ипохондрическими и дисморфофобическими переживаниями, а также синдромом сверхценных интересов и увлечений.
Ввиду незавершенности, рудиментарности в детском возрасте психопатологических синдромов, свойственных психическим заболеваниям взрослых, термин «синдром» в детской психиатрии часто используется для условного обозначения более или менее определенных сочетаний психических нарушений, характерных преимущественно для детского и подросткового возраста. Их основу составляют негативные и продуктивные дизонтогенетические симптомы и их комбинации.
В «критические периоды» не только имеются условия, облегчающие возникновение психических заболеваний, но и наблюдается их более тяжелое, нередко злокачественное течение. В то же время психические заболевания, возникающие в интервалах между периодами «возрастных кризов», отличаются более благоприятным течением и менее тяжелыми проявлениями.
В детском и подростковом возрасте симптомы психических расстройств имею ряд особенностей. Прежде всего, как было отмечено ранее, эти симптомы мало специфичны в нозологическом отношении, т.е. одни и те же симптомы встречаются при различных психических заболеваниях (невротические реакции, органическое поражение ЦНС, шизофрения). Эти симптомы свойственны определенному возрасту и не встречаются или возникают как исключение и в значительно измененной форме на других возрастных этапах.
Вопрос 5. Периодизация возраста и развития.
Патогенетическую основу преимущественных для детского и подросткового возраста психических расстройств составляют механизмы сменяемости различных уровней патологического нервно-психического реагирования не те или иные вредности.
Схематически выделяют четыре основных возрастных уровня:
Соматовегетативный уровень реагирования (0-3г) ему свойственны различные варианты невропатического синдрома, психические заболевания проявляются нарушениями со стороны внутренних органов, преимущественно желудочно-кишечного тракта, нарушением сна, вегетативными расстройствами.
Психомоторный уровень реагирования (4-7 лет), к нему относятся синдром гиперактивности, неврозоподобные двигательные расстройства (тики, заикание, мутизм). Выделение данного уровня для детей дошкольного и школьного возраста объясняется тем, что с 6 до 12 лет происходит дифференциация функций двигательного анализатора и к 7 годам ядро корковой части двигательного анализатора приобретает структуру сходную с архитектоникой у взрослых.
Аффективный уровень патологического реагирования (5-10 лет), для него характерны симптомы страхов, уходов и бродяжничества, повышенной аффективной возбудимости. Появление этих расстройств связано с началом формирования самооценки и самосознания.
Наиболее поздно, а именно 11-17 лет, проявляется преимущественно эмоционально-идеаторный уровень реагирования. Психические расстройства возникают на основе сверхценных образов, к которым склонны подростки. Это суицидальные реакции, ипохондродисморфофобические расстройства, синдромы сверх ценных интересов и увлечений и философской интоксикации.