ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.03.2019
Просмотров: 1677
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Вопрос 1. Психопатология, патопсихология и психиатрия.
Вопрос 2. Понятие симптом, синдром, патологическое состояние, болезнь.
Вопрос 3. Позитивные и негативные симптомы и синдромы.
Вопрос 4. Общие закономерности развития психических болезней у детей и подростков.
Вопрос 5. Периодизация возраста и развития.
Вопрос 7. Общие закономерности развития психических болезней у детей и подростков.
Вопрос 8. Стресс, его причины и последствия.
Вопрос 9. Ощущения и их нарушения.
Вопрос 10. Восприятие и нарушения его.
Вопрос 11. Память, нарушения памяти.
Вопрос 12. Внимание и его нарушения.
Вопрос 13. Эмоции и их разновидности.
Вопрос 14. Уровни эмоционального регулирования.
Вопрос 15. Мотивация, ее нарушения.
Вопрос 16. Влечения, нарушения влечений.
Вопрос 17. Волевые расстройства.
Вопрос 18. Мышление, мыслительные операции.
Вопрос 19. Этапы развития мышления у детей.
Вопрос 20. Нарушения мышления.
Вопрос 21. Бредовые расстройства.
Вопрос 22. Интеллект, его составляющие.
Вопрос 23. Нарушения интеллекта.
Вопрос 24. Сознание, его расстройства.
Вопрос 25. Темперамент, его роль в формировании индивидуальности.
Вопрос 26. Характер, его роль в формировании индивидуальности.
Вопрос 27. Личность, формирование ее.
Вопрос 28. Акцентуации характера.
Вопрос 20. Нарушения мышления.
Симптомы нарушения ассоциативного процесса: нарушение темпа мышления, нарушение стройности мышления, нарушение целенаправленности мышления.
Нарушения темпа ассоциативного процесса:
Ускорение мышления. Речевая продукция конспективно отражает содержание мышления, логические построения минуют промежуточные звенья, повествование отклоняется по боковой цепи. Проявлением резкого ускорения темпа мышления является скачка идей (Fuqa idearum). Такие расстройства характерны для маниакальных состояний. Другим вариантом ускоренного темпа мышления является мантизм (или ментизм), который представляет собой, возникающий помимо воли больного наплыв мыслей(характерный симптом шизофрении).
Замедление темпа мышления характерно для депрессивных, апатических, астенических состояний и легких степеней помрачнения сознания.
Нарушение ассоциативного процесса по стройности:
Разорванность — выражается в нарушении смысловых связей между членами предложения при сохранности грамматического построения фразы. На более ранних этапах заболевания она может проявляться в нарушении смысловых связей не внутри предложения, а в процессе повествования между фразами, которые в отдельности имеют законченное смысловое содержание. Симптом остановки, блокирования мыслей или Sperrunq (от немецкого - закупоривать) заключается во внезапном обрыве мыслей (эти симптомы характерны для шизофренического процесса).
Инкогерентное мышление — расстройство речи и мышления, при котором главными чертами являются нарушение грамматики, необъяснимые переходы от темы к теме и потеря логической связи между частями речи.
Бессвязность — проявляется не только в нарушении смысловой стороны речи, но и в распаде синтаксического строя предложения (наблюдается при расстройствах сознания в структуре синдрома аменции).
Вербигирация — своеобразные стереотипии в речи, доходящие в некоторых случаях до бессмысленного нанизывания сходных по созвучию слов.
Паралогическое мышление. При паралогическом мышлении не просто нарушается нормальная логическая сущность умозаключений, а возникает иная, свойственная только больному система логических построений. Сочетается с неологизмами - словами, отсутствующие в обычном словаре, созданные самим больным и не обладающие общепринятым смыслом.
Нарушение целенаправленности мышления:
Патологическая обстоятельность — излагая события, больной застревает в деталях, которые занимают все большее место в основной линии повествования, отвлекая больного от последовательной цепи изложения, делая его рассказ чрезмерно длинным.
Персеверация — болезненное повторение одного слова или группы слов, несмотря на стремление больного перейти к другой теме и попытки врача ввести новые стимулы.
Резонерство — склонность к бесплодному рассуждательству. Больной в своем повествовании пользуется декларативными заявлениями, приводит необоснованные доказательства.
Символизм — имеется общепринятая система символов, которая находит широкое использование в повседневной жизни (знаки дорожного движения). Символизм психически больного принципиально отличается тем, что он вкладывает в те или иные знаки, рисунки, цвета особый смысл, понятный только ему.
Аутистическое мышление — характеризуется отрывом от окружающей реальности, погружением в мир воображения, фантастических переживаний.
К патологии суждения относятся навязчивые, сверхценные, доминирующие, бредоподобные и бредовые идеи.
Навязчивые идеи. К категории навязчивых состояний относятся навязчивые мысли, сомнения, воспоминания, представления, желания, страхи, действия. Они возникают в сознании человека непроизвольно и препятствуют нормальному течению мыслительного процесса. Больные понимают их ненужность, болезненность и пытаются избавиться от них.
Навязчивые явления разделяются на три группы:
-
отвлеченные, т.е. не вызывающие яркой эмоциональной окраски навязчивые идеи,
-
образные, с тягостными, эмоционально отрицательно окрашенными переживаниями и
-
фобические, навязчивые страхи.
Сверхценные идеи — представляют собой аффективно насыщенные стойкие убеждения и представления. Они захватывают сознание целиком и надолго. Тесно связаны с реальностью и отражают личностные оценки больного и его устремления.
Сверхценные идеи по своему содержанию не являются нелепыми, они не носят характера чуждости в отношении личности. Патологичность сверхценных идей заключается не в их содержании, а в том непомерно большом месте, которое они занимают в психической жизни, чрезмерном значении, которое им придается.
Доминирующие идеи — это мысли связанные с реальной ситуацией, преобладающие в сознании человека на определенном промежутке времени и мешающие сосредоточиться на текущей деятельности.
Бредоподобные идеи - являются ложными умозаключениями, связанными с расстройствами воли, влечений, эмоциональными нарушениями. Они характеризуются отсутствием тенденции к систематизации, кратковременностью существования и возможностью частичной коррекции путем разубеждения.
Вопрос 21. Бредовые расстройства.
Бред – ложное, непоколебимое убеждение, касающееся себя и/или окружения, которое не отвечает реальности и не разделяется другими людьми сходного социокультурального происхождения. Больной стойко убежден в этом, вопреки очевидности, этому противоречащей.
Бредовые идеи характеризуются следующими критериями:
-
противоречие с действительностью,
-
возникновение на патологически измененной почве (то есть наблюдаются только в болезненном состоянии),
-
подчиненность законам «кривой логики»,
-
не поддаются психологической коррекции,
-
полное отсутствие критики к ним у больного.
Бредовое восприятие - правильное сенсорное восприятие, внезапно приобретающее совершенно новый смысл или особое значение, обычно апокалептическое, мистического или угрожающего характера.
По содержанию бредовые идеи классифицируются следующим образом:
-
идеи величия;
-
идеи депрессивного характера;
-
персекуторная группа бреда (бред отношения, преследования, отравления, ущерба и т.п.);
-
примитивные бредовые идеи.
Система бредовых идей формируется в закономерной последовательности и проходит через три этапа:
-
Паранояльный этап - монотематический, систематизированный бред толкования, при отсутствии нелепых суждений и галлюцинаций, положительно эмоционально окрашенный. Паранояльный бред может быть представлен бредовыми идеями сутяжничества, изобретательства, реформаторства, высокого происхождения, реже идеями отношения, ревности, ипохондрическими и пр.
-
Параноидный этап - характеризуется наличием бредовых идей преследования, воздействия, отравления, которые сочетаются с галлюцинаторными расстройствами. Бредовые переживания эмоционально отрицательно окрашены, политематичны, по мере течения заболевания становятся все более нелепыми и отрывочными, теряется их конкретная направленность.
-
Парафренный этап отличается нелепым, фантастическим, глобального масштаба бредом величия, сочетающегося с нарушением ассоциативного процесса.
Бредово́е расстро́йство — психическое заболевание, характеризующееся наличием хорошо систематизированного, доминирующего бреда, но, в отличие от шизофрении, лишённого причудливости.
Выделяются следующие подтипы бредового расстройства:
-
эротоманический тип (erotomanic type)
-
грандиозный тип (grandiose type)
-
ревнивый тип (jealous type)
-
персекуторный тип (persecutory type) (преследования)
-
соматический тип (somatic type)
-
смешанный тип
-
неуточнённый тип.
Синдром Кандинского-Клерамбо характеризуется совокупностью взаимосвязанных симптомов:
-
псевдогаллюцинации,
-
бред преследования и воздействия,
-
психические и физические автоматизмы.
Выделяют идеаторные автоматизмы: насильственно возникающий наплыв мыслей; возникновение чужих, сделанных мыслей; симптомы открытости и отнятия мыслей; звучания мыслей или повторения собственных или сделанных мыслей.
Синдром Котара - нигилистический бред громадного масштаба в сочетании с ипохондрическими бредовыми идеями и идеями собственной греховности.
Синдром Капгра - больные с этим синдромом утверждают, что они постоянно или периодически встречаются с двойником кого-то из близких людей.
Близким к синдрому Капгра является синдром Фреголи – бред положительного и отрицательного двойника и бред метаморфозы. Для этого психического феномена характерны бредовые идеи преследования, сочетающиеся с постоянным ложным узнаванием преследователя во многих окружающих больного лицах.
Бред положительного двойника заключается в том, что больной ранее незнакомых ему людей считает своими родственниками или близкими знакомыми. При бреде отрицательного двойника больной начинает считать чужими ранее хорошо ему знакомых людей.
Бред интерметаморфозы проявляется в высказываниях больного о том, что окружающие его люди подверглись каким-то значительным внешним или внутренним изменениям.
Вопрос 22. Интеллект, его составляющие.
Интеллект – сложное комплексное понятие, объединяющее способность человека к суждениям и умозаключениям, накоплению знаний и практическому их применению.
Р. Стернберг выделил 3 формы интеллектуального поведения:
-
вербальный И. (запас слов, эрудиция, умение понимать прочитанное);
-
способность решать проблемы;
-
практический И. (умение добиваться поставленных целей и пр.).
Интеллект как способность обычно реализуется при помощи других способностей.
Таких как способности
-
познавать,
-
обучаться,
-
мыслить логически,
-
систематизировать информацию путём её анализа,
-
определять её применимость (классифицировать),
-
находить в ней связи, закономерности и отличия,
-
ассоциировать её с подобной и т. д.
О наличии интеллекта можно говорить при совокупности всех этих способностей, в отдельности каждая из них не формирует интеллект.
К параметрам, формирующим отличительные особенности интеллектуальной системы человека относят:
-
объём рабочей памяти,
-
способность к прогнозированию, орудийной деятельности, логике,
-
многоуровневую (6 слоев нейронов) иерархию системного отбора ценной информации,
-
сознание,
-
память.
Вопрос 23. Нарушения интеллекта.
( повторенье – мать ученья,…)
В психиатрии различают две основные формы патологии интеллекта:
-
врожденное малоумие - олигофрения,
-
приобретенное слабоумие - деменция.
Олигофрения (малоумие) – врожденное или рано приобретенное (в первые 3 года жизни) слабоумие, выражающееся в недоразвитии психики в целом, преимущественно интеллекта.
Степени выраженности олигофрении (от глубокой к легкой):
-
идиотия,
-
имбецильность,
-
дебильность.
(… утешенье дураков!)
Приобретенное слабоумие (деменция) – является синдромом, обусловленным заболеванием мозга, как правило, хронического или прогрессирующего характера, при котором имеются нарушения ряда высших корковых функций, включая память, мышление, ориентировку, понимание, счет, способность к обучению, язык и суждения.
Деменция приводит к отчетливому снижению интеллектуального функционирования и чаще всего также к нарушению повседневной деятельности.
Виды приобретенного слабоумия:
-
тотальная деменция (диффузная) - поражение всех видов психической деятельности, распад личности больного, отсутствие критического отношения к своему состоянию (сенильная деменция, прогрессивный паралич).
-
лакунарная деменция (парциальная, очаговая) – грубые мнестические и эмоциональные расстройства сочетаются с относительной сохранностью личности больного, частично с критическим отношением к своему состоянию (сосудистая деменция).
При развитии деменции, прежде всего, страдает творческое мышление, затем нарушается способность к абстрактным суждениям и, в конце концов, оказывается невозможным выполнение простых задач.
По степени тяжести выделяют
-
деменция с наличием критики к имеющимся расстройствам,
-
деменция с отсутствием критики,
-
деменция с распадом ядра личности.
Вопрос 24. Сознание, его расстройства.
Сознание — это
-
(фил., псих.) способность отражать мир
-
(мед.) способность находиться в состоянии бодрствования и адекватно отражать действительность.
Бодрствование контролирует ретикулярная формация.
Признаками сознания являются:
-
ориентировка
-
ориентировка в собственной личности (аутопсихическая ориентировка)
-
ориентировка в месте и времени (аллопсихическая ориентировка)
-
-
контактность – способность устанавливать контакт с окружающими и наиболее продуктивно его использовать.
-
активное мышление – возможность концентрации внимания, продуктивного осмысления обстановки.
«При потере сознания человек переходит в состояние нестояния»
А.Б. Томилов
Количественные формы нарушения сознания
Ослабление интенсивности сознания происходит при синдроме оглушения.
По степени глубины выделяют:
-
обнубиляция – легкая степень оглушенности;
-
сомноленция – более глубокая степень нарушения сознания, когда слабые раздражители остаются незамеченными и воспринимаются только очень интенсивные;
-
собственно оглушение — наиболее выраженная степень оглушения.
Сопорозное состояние — представляет собой глубокое оглушение, при котором с больным совершенно невозможно вступить в контакт. Больные в сопорозном состоянии могут лишь проявлять малодифференцированные и очень кратковременные реакции на сильные раздражители. Болевая чувствительность, конъюктивальные и зрачковые рефлексы сохраняются.
Коматозное состояние — характеризуется полным отсутствием реакции на внешние раздражители. Исчезает болевая чувствительность. Зрачковые, конъюнктивальные и корнеальные рефлексы не вызываются. Появляются патологические рефлексы.
Кома бывает:
-
умеренная,
-
глубокая,
-
терминальная.
Качественные формы нарушения сознания
Сумеречное состояние характеризуется пароксизмальным течением: внезапным началом, критическим окончанием и полной амнезией переживаний.
Сознание суживается на ограниченном круге переживаний, часто извращенно оцениваются отдельные явления из окружающего. Устрашающие галлюцинации, возникающие в измененном сознании, на фоне аффективной напряженности влекут за собой опасные или нелепые поступки.
Наблюдается при экзогенном типе реакций – в остром периоде инфекционных, интоксикационных психозов, либо как эквивалент эпилептического припадка.
Делирий — характеризуется наплывом ярких, преимущественно зрительных иллюзий и галлюцинаций на фоне ложной ориентировки в окружающем, при этом ориентировка в собственной личности остается ненарушенной. Эмоциональное состояние и поведение больного зависят от характера галлюцинаторных переживаний. Продолжительность делирия от нескольких часов до нескольких дней. Воспоминания о пережитом отрывочные, в памяти остаются преимущественно болезненные переживания, на основе которых может формироваться бред.