ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.03.2019
Просмотров: 1694
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Вопрос 1. Психопатология, патопсихология и психиатрия.
Вопрос 2. Понятие симптом, синдром, патологическое состояние, болезнь.
Вопрос 3. Позитивные и негативные симптомы и синдромы.
Вопрос 4. Общие закономерности развития психических болезней у детей и подростков.
Вопрос 5. Периодизация возраста и развития.
Вопрос 7. Общие закономерности развития психических болезней у детей и подростков.
Вопрос 8. Стресс, его причины и последствия.
Вопрос 9. Ощущения и их нарушения.
Вопрос 10. Восприятие и нарушения его.
Вопрос 11. Память, нарушения памяти.
Вопрос 12. Внимание и его нарушения.
Вопрос 13. Эмоции и их разновидности.
Вопрос 14. Уровни эмоционального регулирования.
Вопрос 15. Мотивация, ее нарушения.
Вопрос 16. Влечения, нарушения влечений.
Вопрос 17. Волевые расстройства.
Вопрос 18. Мышление, мыслительные операции.
Вопрос 19. Этапы развития мышления у детей.
Вопрос 20. Нарушения мышления.
Вопрос 21. Бредовые расстройства.
Вопрос 22. Интеллект, его составляющие.
Вопрос 23. Нарушения интеллекта.
Вопрос 24. Сознание, его расстройства.
Вопрос 25. Темперамент, его роль в формировании индивидуальности.
Вопрос 26. Характер, его роль в формировании индивидуальности.
Вопрос 27. Личность, формирование ее.
Вопрос 28. Акцентуации характера.
Галлюцинации подразделяются по преимущественной заинтересованности того или иного анализатора. Выделяют слуховые, зрительные, тактильные, вкусовые, обонятельные и др. галлюцинации.
По степени сложности галлюцинации разделяются на
Элементарные - мнимое восприятие отдельных звуков, шумов, стука (акоазмы) или вспышек света (фотопсии).
Простые галлюцинации - те, которые можно локализовать в пределах одного анализатора (только обонятельные или только слуховые и т.п.).
Сложные (комплексные, комбинированные) - это галлюцинации, одновременно возникающие в двух и более анализаторах.
Выделяют также гипногогические (возникающие в состоянии перехода от бодрствования ко сну) галлюцинации и гипнопомпические (возникающие при пробуждении).
Функциональные галлюцинации - возникновение образов, на фоне действия внешнего раздражителя, который, не воспринимаясь в иллюзорном смысле, создает условия для проявления галлюцинаций. Например, в шуме дождя больной начинает слышать голоса людей. Отличие функциональных галлюцинаций от иллюзий в том, что они не сливаются с внешним раздражителем и даже не искажают его, а воспринимаются одновременно с ним.
Очень важным для диагностики является деление галлюцинаций на истинные и ложные или псевдогаллюцинации.
От истинных галлюцинаций псевдогаллюцинации отличаются следующими критериями:
-
Критерий неполноты компонентов реальности. Псевдогаллюцинации не имеют внешней проекции, а проецируются внутри тела больного, либо за пределами внешнего горизонта. Образы могут быть лишены цвета, формы, звучности и других свойств, что создают у больного впечатление необычности воспринимаемого предмета или явления.
-
Критерий чувственной яркости. Псевдогаллюцинации лишены реальности и чувственной живости. Например «голоса», которые слышит больной слишком громкие или слишком тихие, лишены тембра или акустичности, «плоские, как по радио». Больные характеризуют псевдогаллюцинаторные образы, как «нематериальные», «прозрачные», «лишенные объемности».
-
Критерий «сделанности», «навязанности извне». Неполнота и необычность восприятия при отсутствии критики к болезненному происхождению воспринимаемого образа порождает чувство искусственности, навязанности этих образов. Больные связывают эти образы с действиями определенных лиц, которые заставляют их воспринимать слуховые или зрительные образы. Это отражает неразрывную связь псевдогаллюцинаций с бредом воздействия.
-
Критерий актуальности поведения. Истинные галлюцинации, как правило, отражаются в поведении больного. Так, он старается закрыть уши руками, «чтобы не слышать голоса», старается «не наступить на видимую змею» и т.п. В то же время больной, испытывающий псевдогаллюцинации, продолжает безучастно лежать в постели, хотя в ряде случаев, особенно при императивных (приказы) псевдогаллюцинациях, больной может подчиняться псевдогаллюцинаторным «приказам».
-
Критерий социальной уверенности. Больные с истинными галлюцинациями уверены, что и окружающие испытывают те же переживания, в то время как больные с псевдогаллюцинациями считают свои переживания сугубо личным делом. Этот критерий во многом сходен с чувством навязанности и «сделанности».
Псевдогаллюцинации, являясь составной частью синдрома Кандинского – Клерамбо, указывают на хроническое, затяжное течение болезненного процесса и наблюдаются, как правило, при эндогенных психозах, чаще в рамках параноидной шизофрении.
Галлюцинации достаточно часто встречаются при психозах у детей всех возрастов, но выявление их представляет значительные трудности т.к. во-первых, дети часто отождествляют их со сновидениями, а во-вторых, галлюцинации у детей трудноотличимы от эйдетических образных представлений. Чем младше ребенок, тем чаще у него преобладают зрительные и тактильные галлюцинации. Все галлюцинации у младших детей носят нестойкий характер, возникают или усиливаются на фоне тревоги и страха, расстройств сознания, при ослаблении которых могут исчезнуть. У подростков уже может возникнуть синдром галлюциноза - обильные, чаще однотипные галлюцинации на фоне ясного сознания, не подвергающиеся постоянной бредовой интерпретации.
Вопрос 11. Память, нарушения памяти.
Память — процессы организации и сохранения прошлого опыта, делающие возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания.
Процесс запоминания состоит из следующих этапов:
Перцепция (схватывание) - основные свойства предметов и явлений «схватываются» нашим представлением.
Фиксация (удержание) - осуществляется благодаря наличию ассоциативных связей, сопоставлением с имеющимся объектом.
Репродукция - воспроизведение.
Грубые и стойкие нарушения памяти, встречающиеся у взрослых, в детском возрасте наблюдаются сравнительно редко.
Расстройства памяти подразделяются на гипермнезии, гипомнезии и амнезии, к которым могут присоединяться парамнезии, включающие в себя псевдореминисценции, конфабуляции и криптомнезии.
Гипермнезии - усиление памяти в болезненном состоянии на события прошлого (например, в гипоманиакальном состоянии человек может вспоминать события, казалось бы давно забытые). Это временное усиление памяти, как компенсаторное явление, наблюдается при плохом развитии смысловой памяти у детей-олигофренов.
Амнезии - выпадение из памяти более или менее значительного количества воспоминаний.
Если амнезия распространяется на события, относящиеся к периоду болезни, ставшей причиной нарушения памяти, она называется антероградной.
Если амнезия распространяется на события, предшествовавшие болезни, которые в свое время были хорошо усвоены, она называется ретроградной.
Сочетание носит название антероретроградной амнезии. Наблюдается чаще, как следствие органического поражения головного мозга (последствия черепно-мозговой травмы, энцефалита и др.). У детей и подростков эти разновидности амнезий охватывают короткий отрезок времени.
Нарушение памяти преимущественно на текущие события носит название фиксационной амнезии.
Замещение провалов памяти при различных видах амнезии событиями, которые могли иметь место, но в других временных промежутках или просто переставленными по времени называется псевдореминесценциями.
Замещение провалов памяти событиями фантастическими, явно выдуманными, называется конфабуляциями. В отличие от псевдореминесценций, конфабуляции наблюдаются в случаях выраженного слабоумия, когда у больного утрачена критика относительно отношения окружающих к его высказываниям.
Криптомнезии - нарушение памяти, при котором человек, прочитав, или услышав что-либо интересное, забывает о происхождении и источнике этих сведений и по прошествии времени выдает данные сведения, как исходящие от него лично.
Сочетание фиксационной амнезии с парамнезиями, нарушением концентрации внимания носит название Корсаковского амнестического симптомокомплекса. Такие нарушения могут наблюдаться при церебральном атеросклерозе, последствиях травмы, либо, как ведущий синдром в рамках Корсаковского психоза (алкогольная энцефалопатия, при которой нарушения памяти и интеллекта сочетаются с периферическим полиневритом).
Корсаковский синдром, крайне редко и в рудиментарной форме, встречается у детей старше 10 лет и подростков после тяжелых менингитов, энцефалитов, эпилептического статуса. Он характеризуется непродолжительностью, меньшей выраженностью дезориентировки и благоприятным прогнозом - почти полным восстановлением памяти и интеллекта.
По закону Рибо, при хронических заболеваниях, сопровождающихся нарушениями психики, а также в процессе естественного старения в первую очередь забываются события недавнего прошлого, а события, относящиеся к отдаленному времени остаются в памяти относительно сохранными.
У детей и подростков прогрессирующее снижение памяти с развитием деменции отмечается при энцефалитах.
Вопрос 12. Внимание и его нарушения.
Внимание — сосредоточенность деятельности субъекта в данный момент времени на каком-либо реальном или идеальном объекте (предмете, событии, образе, рассуждении и т. д.).
Учитывая основные характеристики внимания, выделяют следующие виды нарушений внимания:
-
снижение устойчивости;
-
уменьшение объема;
-
нарушение переключения.
Снижение концентрации внимания и его колебания приводят к снижению устойчивости внимания. Недостаточная устойчивость внимания затрудняет протекание целенаправленной познавательной деятельности и является одной из самых главных предпосылок к возникновению трудностей в мыслительной деятельности.
У психически больных, как правило, нарушено и зрительное, и слуховое внимание. По методике отыскивания чисел по таблицам Шульте обнаруживаются результаты, превосходящие норму по количеству затраченного времени. Обращает на себя внимание общая замедленность в работе с резко выраженной неравномерностью психической деятельности.
По данным Э. И. Леонгард, половина умственно отсталых детей младшего школьного возраста либо не может пользоваться словесной инструкцией, либо словесная инструкция практически не влияет на их деятельность. Произвольное внимание вырабатывается у них с трудом.
Уменьшение объема внимания - это количественное сужение совокупности раздражителей из-за нарушения способности к их удержанию.
Так, например, у умственно отсталых детей по сравнению с их нормальными сверстниками сужен объем внимания. Они смотрят и не видят, слушают и не слышат. Бросая взор на какой-то предмет, они видят в нем меньше отличительных признаков, чем нормально развивающийся ребенок. Это одна из причин, осложняющих ориентировку таких детей на улице, в помещении и особенно в малознакомых местах.
Нарушения переключения внимания - это нарушение лабильного перехода от одного стереотипа выполнения деятельности к другому, нарушение способности к оттормаживанию предшествующих способов деятельности.
Умственно отсталые и больные эпилепсией испытывают значительные трудности при переключении с одного задания на другое. В их деятельности особенно ярко проявляется застреваемость или "соскальзывание" на уже знакомый способ решения задания. У них снижена способность к распределению внимания между разными видами деятельности. Они не могут сразу выполнять два задания, например рисовать и рассказывать стихотв
Синдромы нарушений внимания
Рассеянность - нарушения способности длительно концентрировать внимание, сосредоточения с постоянными переходами от одного явления к другому, ни на чем не задерживаясь. Рассеянность часто бывает при утомлении, при астенических состояниях разного генеза и, как правило, сочетается с повышенной истощаемостью внимания.
Повышенная отвлекаемость - запредельная (чрезмерная) подвижность внимания, непрерывный переход от одного вида деятельности к другому. При этом пи одно действие не доводится до конца. Повышенная отвлекаемость весьма характерна для маниакального состояния, где она тесно связана с ускорением ассоциативных процессов.
Инертность внимания (малая подвижность внимания) характеризуется нарушением переключения внимания, это как бы патологическая фиксация внимания.
Апрозексия - полное отсутствие внимания.
Вопрос 13. Эмоции и их разновидности.
Эмоция — состояния, связанные с оценкой значимости для индивида действующих на него факторов и выражаемые прежде всего в форме непосредственных переживаний удовлетворения или неудовлетворения его актуальных потребностей.
Условно эмоции можно поделить на положительные, нейтральные и отрицательные, попробуем перечислить основные из них.
К положительным эмоциям принадлежат:
-
удовольствие,
-
восторг,
-
радость,
-
уверенность,
-
симпатия,
-
любовь,
-
нежность,
-
блаженство.
К негативным эмоциям принадлежат:
-
злорадство,
-
месть,
-
горе,
-
тревога,
-
тоска,
-
страх,
-
отчаянье,
-
гнев.