Файл: ПСИХОПАТОЛОГИЯ 1 - 30 (perks included ver.).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.03.2019

Просмотров: 1591

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Вопрос 1. Психопатология, патопсихология и психиатрия.

Вопрос 2. Понятие симптом, синдром, патологическое состояние, болезнь.

Вопрос 3. Позитивные и негативные симптомы и синдромы.

Вопрос 4. Общие закономерности развития психических болезней у детей и подростков.

Вопрос 5. Периодизация возраста и развития.

Вопрос 6. Возрастные кризы.

Вопрос 7. Общие закономерности развития психических болезней у детей и подростков.

Вопрос 8. Стресс, его причины и последствия.

Вопрос 9. Ощущения и их нарушения.

Вопрос 10. Восприятие и нарушения его.

Вопрос 11. Память, нарушения памяти.

Вопрос 12. Внимание и его нарушения.

Вопрос 13. Эмоции и их разновидности.

Вопрос 14. Уровни эмоционального регулирования.

Вопрос 15. Мотивация, ее нарушения.

Вопрос 16. Влечения, нарушения влечений.

Вопрос 17. Волевые расстройства.

Вопрос 18. Мышление, мыслительные операции.

Вопрос 19. Этапы развития мышления у детей.

Вопрос 20. Нарушения мышления.

Вопрос 21. Бредовые расстройства.

Вопрос 22. Интеллект, его составляющие.

Вопрос 23. Нарушения интеллекта.

Вопрос 24. Сознание, его расстройства.

Вопрос 25. Темперамент, его роль в формировании индивидуальности.

Вопрос 26. Характер, его роль в формировании индивидуальности.

Вопрос 27. Личность, формирование ее.

Вопрос 28. Акцентуации характера.

Вопрос 29. Патохарактерологические реакции.

Вопрос 30. Реактивные состояния.

Грубые нарушения сексуального поведения чаще всего наблюдаются психопатических личностей и умственно отсталых, а также при тяжелых психических заболеваниях (шизофрения, эпилепсия, старческое слабоумие).

Расстройства влечения к пище (расстройства пищевого влечения):

Анорексия – снижение или отсутствие влечения к еде с утратой чувства голода. Выделяют анорексию нервную, в виде навязчивого стремления к похуданию, наблюдаемую преимущественно у девушек. Нервная анорексия обусловлена наличием дисморфофобических, дисморфоманических переживаний или истерических расстройств личности. При психогенной (психической) анорексии причиной отказа от еды являются психопатологические расстройства.

Полифагия (булимия, обжорство) – чрезмерное влечение к еде. Встречается при слабоумии, шизофрении, мании и эндокринных расстройствах.

Извращение пищевого влечения (поедание несъедобного, парафагия, пикацизм) – стремление поедать несъедобное: землю, уголь, испражнения (копрофагия, 2GIRLS1CUP ;) ), мел (э, в смысле, мел вкусный и съедобный ващета >:[ ).

Расстройства влечения к жизни:

Самоистязание – стремление наносить себе побои, причинять телесные страдания. Обычно наблюдается при меланхолическом раптусе, абстиненции, бредовых состояниях.

Самоуродование (самоповреждение, членовредительство) – нанесение себе повреждений, тяжелых увечий. Наиболее тяжелые самоповреждения наносят себе психически больные в состоянии алкогольного делирия и при шизофрении. Расстройство встречается также и при психопатиях, реактивных состояниях.

Самоповреждения могут носить рентный (установочный) характер, когда человек стремится извлечь из этого выгоду.

Самоубийство – преднамеренные, осознанные действия, направленные на добровольное лишение себя жизни. При разборе мотивов самоубийства выделяют несколько видов суицида:

  • показное самоубийство – действия направлены на привлечение к собственной персоне внимания окружающих. Суицид является средством воздействия личности на неблагоприятную ситуацию. Встречается при истерии, тюремных психозах. Всегда совершается на виду;

  • аффектогенное самоубийство – совершается под воздействием сильного аффекта, является своеобразной формой аффективной разрядки;

  • истинный суицид (суицидомания) – стремление к самоубийству, неоднократное повторение суицидальных попыток. Наиболее характерно для больных МДП в депрессивной фазе, при шизофрении;

  • рациональный суицид – самоубийство, совершенное психически здоровым человеком, обычно осуществляемое при наличии неизлечимого соматического заболевания. Суицид рассматривается как единственное средство избавления от страданий.

Расстройства полового предпочтения

Фетишизм – проявляется тем, что фетиш (какой-нибудь неживой предмет) является самым важным источником сексуальной стимуляции или необходим для удовлетворительной сексуальной реакции.


Фетишистский трансвестизм - ношение предметов туалета противоположного пола или одежды противоположного пола для воссоздания соответствующей этому полу внешности и ощущения принадлежности к нему. Переодевание в одежду противоположного пола связано с половым возбуждением. При достижении оргазма и снижении полового возбуждения возникает сильное желание снять одежду противоположного пола.

Эксгибиционизм - периодически возникающая или постоянная тенденция неожиданно показывать свои половые органы незнакомым людям (обычно противоположного пола), что обычно сопровождается половым возбуждением и мастурбацией.

Вуайеризм - периодически возникающая или постоянная тенденция подглядывать за людьми во время сексуальных или интимных занятий, таких как переодевание, что сочетается с половым возбуждением и мастурбацией.

Педофилия - предпочтение половой активности с ребенком или детьми пубертатного возраста.

Садомазохизм - предпочтение половой активности в качестве реципиента (мазохизм) или наоборот (садизм), или того и другого, что включает боль, унижение, установление зависимости.

Вопрос 17. Волевые расстройства.

Воля – это сознательная организация и саморегуляция человеком своей деятельности и поведения, направленная на преодоление трудностей при достижении поставленных целей. Воля – это особая форма активности личности, особый вид организации ее поведения, определяемого поставленной ею самой целью.

Нейрофизиологической основой волевых актов являются сложные взаимодействия разных структур головного мозга, ведущими из которых являются корковые центры лобных долей (целенаправленность), пирамидные клетки (произвольные движения), ретикулярная формация (энергетическое снабжение корковых структур).

Патология волевой сферы представлена усилением, ослаблением, отсутвием и извращением волевой активности.

Гипербулия – болезненно повышенная волевая активность. Больные обнаруживают болезненно облегченную решимость, при которой любая идея немедленно реализуется, возможность правильного обсуждения снижена, а действия скоропалительны. Гипербулия – характерный симптом маниакального синдрома. Кроме того, гипербулию могут обнаруживать бредовые больные при реализации своих бредовых идей.

Гипобулия – болезненное снижение воли, при котором сила мотивов, побуждений снижена, затруднено определение и удерживание какой-либо цели. Больные ничем не занимаются, вялы, пассивны, длительно сидят или лежат в одной позе с безразличным выражением лица. Крайняя степень гипобулии называется абулией (отсутствие воли) и проявляется отсутствием побуждений, утратой желаний, полной безучастностью и бездеятельностью, почти полным ограничением общения. Абулия встречается так же при сенильных психозах, депрессии, астении.


Парабулии – извращение воли, представлены различными кататоническими симптомами:

  • ступор – общая двигательная заторможенность, оцепенение, сопровождается утратой какого-либо контакта с окружающими;

  • мутизм – утрата речевого контакта с окружающими при сохранении речевого аппарата, немотивированный отказ от речи;

  • негативизм – бессмысленное противодействие, немотивированный отказ больного от выполнения каких-либо действий, иногда в форме противоположного действия (активный негативизм);

  • стереотипии – постоянное, однообразное, монотонное повторение какого-либо действия (двигательные стереотипии) или ритмичное, монотонное повторение какого-либо слова, словосочетания, иногда бессмысленное название сходных по звучанию фраз, слов или слогов (речевые стереотипии – вербигерации);

  • пассивная подчиняемость – больной не может противоборствовать приказам окружающих и полностью их выполняет, независимо от содержания;

  • эхопраксия – больной полностью повторяет все действия другого человека;

  • эхолалия – повторение полностью или частично речи окружающих, при этом на вопрос, обращенный к нему, больной отвечает повторением вопроса или последних слов вопроса;

  • каталепсия (восковая гибкость) – проявляется в повышении мышечного тонуса (этот феномен развивается постепенно, начиная с мышц шеи, плеч и, затем, охватывает все тело), вследствие чего тело больного длительное время может сохранять приданное ему положение, даже если поза крайне неудобна. Сам больной не делает никаких движений, но не сопротивляется изменению его позы и застывает в ней надолго.

Кататония – симптомокомплекс психических расстройств, в котором преобладают двигательные нарушения в форме акинеза (кататонический ступор) или в форме гиперкинеза (кататоническое возбуждение).

Для кататонического ступора характерно наличие повышенного тонуса мышц, который развивается как бы сверху вниз (жевательные мышцы, шейные и затылочные, далее мышцы плеч, предплечий, кистей рук и, в последнюю очередь, мышцы ног). Гипертонус может предстать в виде ступора или в виде восковой гибкости (каталепсия). Кроме того, при кататоническом ступоре выявляются негативизм, мутизм, пассивная подчиняемость.

В соответствии с выраженностью и преобладанием тех или иных двигательных расстройств выделяют несколько разновидностей кататонического ступора, которые могут сменять друг друга:

  • ступор с восковой гибкостью;

  • негативистический ступор;

  • ступор с мышечным оцепенением.

Ступор и возбуждение могут появиться изолированно, но могут и сменять друг друга.

Вопрос 18. Мышление, мыслительные операции.

Мышление — процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредствованным отражением действительности.


Мыслительная деятельность осуществляется в виде переходящих друг в друга мыслительных операций: сравнение – обобщение, абстракция – классификация – конкретизация. Мыслительные операции – это мыслительные действия.

Сравнение – мыслительная операция, раскрывающая тождество и различие явлений и их свойств, позволяющая провести классификацию явлений и их обобщение. Сравнение – элементарная первичная форма познания. Первоначально тождество и различие устанавливаются как внешние отношения. Но затем, когда сравнение синтезируется с обобщением, вскрываются все более глубокие связи и отношения, существенные признаки явлений одного класса.

Сравнение лежит в основе стабильности нашего сознания, его дифференцированности (несмешиваемости понятий). На основе сравнения делаются обобщения.

Обобщение – свойство мышления и в то же время центральная мыслительная операция. Обобщение может осуществляться на двух уровнях. Первый, элементарный уровень – соединение сходных предметов по внешним признакам (генерализация). Но подлинную познавательную ценность представляет собой обобщение второго, более высокого уровня, когда в группе предметов и явлений выделяются существенные общие признаки.

Абстракция (от лат. abstractio – отвлечение) – операция отражения отдельных существенных в каком-либо отношении свойств явлений.

Классификация – группировка объектов по существенным признакам.

На высшем этапе познания осуществляется переход от абстрактного к конкретному.

Конкретизация (от лат. concretio – сращение) – познание целостного объекта в совокупности его существенных взаимосвязей, теоретическое воссоздание целостного объекта. Конкретизация – высший этап в познании объективного мира. Познание отталкивается от чувственного многообразия конкретного, абстрагируется от отдельных его сторон и, наконец, воссоздает мысленно конкретное в его сущностной полноте. Переход от абстрактного к конкретному – теоретическое освоение действительности. Сумма понятий дает конкретное в его полноте.

Анализ – умственное действие, направленное на мысленное расчленение познаваемого объекта на составные элементы, части, структуры, на ознакомление с его свойствами, качествами, особенностями и т.п.

Синтез – умственное действие, посредством которого субъект соединяет мысленно выделенные части объекта в прежних или в новых сочетаниях для того, чтобы понять какая связь может существовать между ними и как они взаимодействуют. Анализ и синтез тесно связаны между собой.

Вопрос 19. Этапы развития мышления у детей.

Стадии развития мышления характеризуют последовательность становления индивидуальной умственной деятельности (Немов, 1990). Различают четыре стадии развития мышления. Провести чёткие границы между ними достаточно трудно. В схематическом изложении они представляются следующим образом.


  1. Наглядно-действенное мышление или сенсомоторное мышление — мышление в виде сложных координированных движений (сидение, стояние, ходьба, произношение звуков речи и др.), а также посредством неких простейших действий с предметами, оказавшимися в поле зрения. Такие движения и действия осуществляются в рамках исследовательской активности, с их помощью изучаются собственное тело и внешняя среда. Ребёнок может, например, дотянуться до предмета, потрогать его, схватить, зажать в руке, оттолкнуть или отбросить от себя, потрясти его, поднести ко рту и т. д. Это, по Л.С.Выготскому, доречевое мышление, поскольку оно осуществляется до включения речи в мышление у детей в возрасте до 2–2,5 лет.

  2. Наглядно-образное мышление, конкретное мышление, предметное, ручное мышление (по И.П.Павлову), или, согласно Ж.Пиаже, предоперационная стадия мышления, — мышление посредством операций с наглядными образами или, точнее, в виде целесообразных действий с различными предметами. Этот вид мышления формируется у детей в возрасте от 2–2,5 до 4–5,5 лет и представляет собой, как полагают, первый этап интериоризации действий. Иными словами, действия с предметами основаны на определённых когнитивных схемах, ребёнок как бы знает назначение предметов и что с их помощью он может делать. Это уже речевое или символическое мышление, так как наглядные образы и действия с предметами имеют названия, а это начало понятия, мысли. Тем не менее ребёнок не отделяет ещё мысль об объекте и сам этот объект, для него они слиты воедино.

  3. Образное мышление, или, по Ж.Пиаже, стадия конкретных операций, — мышление посредством операций с мысленными образами или, что примерно одно и то же, с конкретными и собирательными понятиями, общие и особенно отвлечённые понятия представлены в нём в расплывчатом виде. Тем не менее это мышление неразрывно связано с речью, в этом смысле оно является словесно-образным. Данный вид мышления доминирует у детей от 4–5 до 8–11 лет. Выражение «доминирует», заметим попутно, не передаёт всего значения того, что на самом деле происходит. Оно означает только то, что перед ребёнком существенно расширяются познавательные горизонты, его ум решительно вторгается в те области действительности, которые до этого были ему недоступны. Обобщающие и в особенности абстрактные понятия в умственной деятельности представлены на этой стадии развития недостаточно, вернее, они слишком расплывчаты, границы их подвижны и неопределённы. Все операции мышления с доступными понятиями выполняются, впрочем, достаточно успешно.

  4. Концептуальное мышление (словесно-логическое, абстрактное, теоретическое, понятийное, отвлечённое), по Ж.Пиаже, стадия формальных операций — мышление посредством логических операций с идеями и понятиями разного типа, включая общие и отвлечённые. Формируется в возрасте от 11–12 до 14–15 лет. Мыслительные операции могут на этой стадии совершаться без какой-либо конкретной опоры и с минимальным участием субъективных факторов. В логическом плане приоритет отдаётся причинно-следственным отношениям. Этот вид мышления продолжает развиваться далее на протяжении всей жизни индивида. Отвлечённое мышление не гарантирует безошибочности его результатов. Более того, вероятность ошибок ещё более возрастает в силу возможного отрыва от почвы реальности. Благодаря концептуальному мышлению человек создал науку и получил возможность целенаправленно, осознанно влиять на природную и социальную действительность. Кроме того, он сумел существенно преобразовать и предшествующие виды мышления.