Файл: Организационная культура и ее роль в современных организациях (ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА: СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 100
Скачиваний: 2
Организационные символы и обрядность. Многие верования и ценности, лежащие в основе культуры организации, выражаются не только через легенды и саги, становящиеся частью организационного фольклора, но и через различные ритуалы, обряды, традиции и церемонии. К обрядам относятся стандартные и повторяющиеся мероприятия коллектива, проводимые в установленное время и по специальному поводу для оказания влияния на поведение и понимание работниками организационного окружения. Ритуалы представляют собой систему обрядов. Даже определенные управленческие решения могут становиться организационными обрядами, которые работники интерпретируют как часть организационной культуры. Такие обряды выступают как организованные и спланированные действия, имеющие важное «культурное» значение. Соблюдение ритуалов, обрядов и церемоний усиливает самоопределение работников.
Итак, организационная культура представляет набор наиболее важных предположений, ценностей и символов, разделяемых членами организации. Выделяются различные уровни организационной культуры: поверхностный, подповерхностный, глубинный.
В зависимости от преобладания элементов того или иного уровня выделяют субъективную и объективную культуру в организации. Первая является основой формирования управленческой культуры или стиля руководства.
Организационная культура не является монолитом, а состоит из преобладающей культуры, субкультур групп и контркультур, усиливающих или ослабляющих культуру организации в целом. Сила культуры зависит от масштабов и разделяемости основных ее атрибутов членами организации, а также от ясности ее приоритетов.
Развитие организационной культуры предполагает ее формирование и поддержание. Формирование культуры происходит в условиях решения организацией двух важных проблем: внешней адаптации и внутренней интеграции. На формирование культуры в организации оказывает влияние культура общества/народа, внутри которого данная организация функционирует.
Организационная культура поддерживается тем, чему уделяется внимание, тем, как оценивается и контролируется деятельность членов организации, способами реагирования на критические ситуации — моделированием ролей и обучением персонала, критериями мотивации, а также критериями в кадровой работе.
Управление организационной культурой может осуществляться прямыми и косвенными методами. Прямое воздействие осуществляется через активную пропаганду своих идей, увольнение несогласных, воздействие личным примером и т.д. Косвенное воздействие - неожиданное - даже скрытое - поощрение желательного поведения, изменение материальных, символических аспектов организационной культуры.
Представление об организационной культуре дает наблюдение того, как сотрудники трудятся на своих рабочих местах, как они коммуницируют друг с другом, чему они отдают предпочтение в разговорах. Также понимание организационной культуры может быть улучшено, если ознакомиться с тем, как построена система карьеры в организации и какие критерии служат для продвижения работников. В случае если в организации работники продвигаются быстро и по результатам индивидуальных достижений, можно предположить, что существует слабая организационная культура. Если же карьера сотрудников имеет долгосрочный характер и предпочтение при продвижении отдается умению хорошо трудиться в коллективе, то такая организация имеет явные признаки сильной организационной культуры.
В течение многих лет люди думали, что деятельность организаций находится вне влияния культуры. Сегодня все очевиднее становится, что на каждом уровне культура глубоко влияет на деятельность организации. Каким образом осуществляется это влияние, каким образом организационная культура может определять деятельность организации, мы рассмотрим в Главе 2 на примере ООО производственно-торгового предприятия «КЕДР К».
ГЛАВА 2. РОЛЬ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ НА ПРЕДПРИЯТИИ ТОРГОВЛИ (НА ПРИМЕРЕ ООО «КЕДР К»)
2.1 Характеристика предприятия ООО «КЕДР К»
ООО производственно-торговое предприятие «КЕДР К» основано в 1998 году. На сегодняшний день данная организация является признанным производителем качественной мебели в Екатеринбурге. ООО «КЕДР К» предлагает мебель широкого спектра назначения: для медицинских учреждений, специализированных лабораторий, косметологических салонов, офисов. Производство и продажа офисной мебели является одним из основных направлений деятельности производственно-торгового предприятия «КЕДР К». Наличие собственного производства, оснащенного современным высокоточным оборудованием, новейшие технологии и опыт, позволяют организации производить исключительно качественную и профессиональную мебель, изготовленную из материалов лучших отечественных и мировых производителей.
Продажа мебели осуществляется организацией напрямую со склада, как через Интернет, так и через офис. Данное исследование проводилось непосредственно в офисе организации, который является центром продаж, лицом компании, ее официальным представительством.
Офис предприятия ООО «КЕДР К» расположен по адресу:г.Екатеринбург, Машиностроителей, 19, офис 396/2.
В компании «КЕДР К» работает всего 42 сотрудника.
Это генеральный директор, заместитель генерального директора, 6 менеджеров, 4 водителя, главный бухгалтер, помощник главного бухгалтера. 28 сотрудников занято на производстве.
В последнее время уровень продаж предприятия заметно снизился. Для того, чтобы разобраться в данной проблеме, выделим основные характеристики, которыми должно обладать предприятие торговли для того, чтобы его деятельность была эффективной:
- качество продукции;
- доступные цены;
- удобный сервис;
- эффективная рекламная политика;
- грамотный, вежливый персонал;
- дружный коллектив;
- четко установленная миссия и система ценностей организации.
Если деятельность ООО «КЕДР К» отвечает трем первым характеристикам, то остальные относятся к организационной культуре предприятия, которая находится в центре внимания данной курсовой работы.
2.2 Характеристика основных элементов организационной культуры на предприятии ООО«КЕДР К»
Исследование организационной культуры ООО «КЕДР К» проводилось на протяжении двух месяцев. Основными методиками исследования стали наблюдение и опрос.
Прежде чем начать описание, еще раз отметим, что в центре нашего внимания оказались сотрудники офиса предприятия. Перечислим их, используя вымышленные имена, но сохраняя пол, возраст и должность.
Петров, 56 лет. Генеральный директор.
Миронов, 52 года. Зам. Ген.директора.
Павлова, 58 лет. Главный бухгалтер.
Игнатова, 54 года. Помощник бухгалтера.
Дмитриева, 30 лет. Менеджер по продажам.
Савельев, 42 года. Менеджер по продажам.
Смирнова 28 лет. Менеджер по продажам.
Козлова, 34 года. Менеджер по продажам.
Самсонов, 27 лет. Системный администратор.
Воронина, 25 лет. Менеджер по рекламе.
Начиная описывать организационную культуру вышеназванного предприятия, остановимся на объективной организационной культуре ООО «КЕДР К», то есть на его физическом окружении.
Офис организации расположен в здании бизнес-центра. Здание достаточно старое, свидетельствующее о том, что капитальный ремонт здесь давно не производился. На территории здания действует пропускной контроль. Сам офис находится на втором этаже. Офисное помещение состоит из двух комнат. Внутри произведен косметический ремонт. Стены покрашены, пол застелен линолеумом, на окнах зеленые жалюзи. У генерального директора – отдельный кабинет. Генеральный директор появляется редко. Большую часть времени кабинет занимает его заместитель. Остальные сотрудники располагаются в большой общей комнате. У каждого сотрудника свое рабочее место. В здании имеется столовая.
Однако для нашего исследования наибольший интерес представляет субъективная организационная культура. Опишем организационную культуру ООО «КЕДР К» по десяти основным параметрам, перечисленным в Главе 1. Параллельно будут приведены конкретные ситуации, наблюдаемые в процессе наблюдения.
Внешний вид, одежда и представление себя на работе
Внешний вид сотрудников можно определить как опрятный. Однако стиль одежды трудно назвать деловым. Все сотрудники одеты вразнобой. Форма одежды отсутствует. Только два сотрудника и генеральный директор используют деловой костюм, остальные сотрудники одеты по-домашнему. Так как среди сотрудников офиса много женщин, целесообразно описать макияж. Макияж сотрудниц выполнен в соответствии с предпочтениями той или иной сотрудницы: одна вообще не использует косметику, другая очень активно наносит макияж.
Коммуникационная система и язык общения
Сотрудники ООО «Кедр К» используют литературные выражения, не позволяя себе нецензурную речь даже в общении друг с другом. Общение происходит в основном через компьютер. Взаимодействие с клиентами также происходит большей частью посредством компьютеров. Это обработка он-лайн заказов, ответы на электронные письма. Однако поступают и телефонные звонки, в офис приходят клиенты. Создается ощущение, что сотрудники с большим удовольствием используют письменную коммуникацию. Ответы на телефонные звонки сухие и короткие. В работе с клиентами сотрудники сдержаны, используют вариант общения: ответы на вопросы клиентов. Не стремятся представить организацию в выгодном свете.
Что и как едят люди, привычки и традиции в этой области
Питание сотрудников специально не регулируется. Офис не закрывается на обед, сотрудники по очереди выходят в столовую, иногда парами. Питание сотрудников не оплачивается предприятием.
Осознание времени, отношение к нему и его использование
Сотрудники достаточно пунктуальны, вовремя приходят на работу. Максимальное опоздание составляет 10 минут. В течение дня ведут себя спокойно и размеренно, никуда не торопятся.
Взаимоотношения между людьми
Климат в коллективе можно определить как спокойный. В коллективе существует несколько группировок. Так, например, между менеджерами по продажам существуют дружеские неформальные отношения. В течение дня они шутят, обмениваются впечатлениями по работе, ходят вместе обедать.
Отдел бухгалтерии стоит особняком. Его составляют две женщины: главный бухгалтер и помощник бухгалтера. Они близки повозрасту и старше других сотрудников. У них также доверительные отношения. Их отношение к другим сотрудникам лишено особой симпатии. Системный администратор и менеджер по рекламе «живут» в организации сами по себе, ни с кем не общаясь. Эти два сотрудника – новички в организации. Чтобы проиллюстрировать взаимоотношения между сотрудниками, приведем несколько реальных ситуаций.
Ситуация А: Менеджеру по рекламе Ворониной требуется написать статью для сайта о продукции компании. Она обращается за помощью к менеджеру по продажам Дмитриевой, задавая вопрос о характеристиках офисной мебели. Дмитриева, не отрываясь от компьютера, бросает в ответ: «не знаю, напиши что-нибудь». Воронина разочарованная возвращается на свое рабочее место. Остальные сотрудники, слыша все это, никак не реагируют, продолжая заниматься своими делами. Через пять минут, Воронина начинает рассказывать Козловой, какая распродажа сейчас в Карусели.
Ситуация Б: Менеджер Козлова неправильно заполнила некую накладную. Бухгалтер Павлова начинает отчитывать Козлову, заявляя, что ей надоела безалаберность сотрудницы, что сегодня же информация о проступке будет у генерального директора. Козлова расстроена, настроение резко падает.
Трудовая этика и мотивирование
Наглядным примером трудовой этики является общение с клиентами. Следующая ситуация описывает общение менеджера по продажам Савельева с клиентом, пришедшим в офис для оформления покупки мебели.
Ситуация В:Клиент заходит в офис. Сотрудники продолжают заниматься своими делами. Клиент первый здоровается и спрашивает, где можно найти Савельева. Савельев поднимает голову, здоровается и приглашает клиента присесть. Клиент хочет заказать мебель для офиса. Для начала он хочет посмотреть образцы мебели, узнать больше о характеристиках материалов. Савельев очень медленно, без энтузиазма начинает показывать клиенту рекламные проспекты и образцы материалов. Клиенту приходится буквально вытягивать из менеджера ответы на возникающие у него вопросы. В результате клиент, который хотел обставить свой новый офис, заказывает только стулья, прощается и уходит
Сходная манера поведения отличает всех сотрудников ООО «КЕДР К».
Мотивирование
Сотрудники организации получают только оклад и обязательное медицинское страхование, положенное по закону. Премии и проценты от продаж сотрудникам не выплачиваются. Имеется премия к новому году.
Следующие характеристики организационной культуры были описаны на основе проведенного письменного анкетного опроса. Сотрудникам организации было предложено заполнить анонимную анкету. Текст анкеты представлен в Приложении 1. Было опрошено 8 сотрудников (за исключением директората) на предмет своего положения в организации. Анкета состояла из открытых вопросов, кроме того респондентам было предложено оценить свое отношение к тому или иному предмету по десятибалльной системе. Мы разделили ответы сотрудников по группам.