Файл: Организационный стресс в условиях внедрения инноваций (Теоретические аспекты исследования проблемы организационного стресса в условиях внедрения инноваций).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 159
Скачиваний: 3
Введение
В современном мире каждая организация непрерывно претерпевает изменения на глобальном или локальном уровне. Причиной этого являются постоянно изменяющийся спрос, совершенствование конкурентов, ограниченность ресурсов и многое другое. В период внедрения инноваций возникают немаловажные вопросы: «Кто и как их будет вводить?» и «Как это воспримет персонал?». От ответов на эти вопросы напрямую зависит успешность этих нововведений и организации в целом.
Однако, в гонке за финансами и технологиями, многие забывают о том, что любая технология очень сильно зависит от человеческого фактора, несмотря на то, что его постоянно минимизируют. Помимо положительных аспектов изменения всегда несут в себе социально-психологические риски, в частности стресс. В настоящее время все больше организаций уделяют внимание управлению и профилактике организационного стресса, чтобы не допустить снижения производительности труда, качества продукции или услуг, увеличения текучести кадров, ухудшения здоровья персонала и другого, от чего, в свою очередь, зависит величина прибыли.
В настоящее время принято подходить к рассмотрению организационного стресса с позиции трудовой деятельности в конкретной организации.
При этом, индивидуальные методики снижения стресса становятся малоактуальными, что, в свою очередь, приводит к необходимости работы с персоналом на уровне организации, разработки методик, ориентированных на конкретный вид деятельности и конкретные изменения.
Опираясь на вышесказанное, можно считать представленную курсовую работу актуальной.
Цель работы: исследовать организационный стресс в условиях внедрения инноваций, особенности его диагностики и преодоления.
Задачи работы:
- Изучить теоретические аспекты проблемы организационного стресса в условиях внедрения инноваций.
- Проанализировать особенности диагностики организационного стресса в условиях внедрения инноваций
- Выделить и обосновать стратегии преодоления организационного стресса в условиях внедрении нововведений в организации.
Объектом исследования является организационный стресс работников в условиях внедрении нововведений в организации.
Предмет исследования: стратегии преодоления организационного стресса в условиях внедрении нововведений в организации.
В ходе написания курсовой работы были использованы результаты современных исследований организационного стресса в области общей психологии, социальной психологии, психологии труда, физиологии, медицины и других наук.
Особый интерес представляют теоретические и практические исследования формирования, развития и профилактики стресса сотрудников в условиях инноваций, проводимые на кафедре психологии труда и инженерной психологии факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова.
Так, в диссертационном исследовании и монографии доктора психологических наук В.В. Барабанщиковой обоснованы теоретические, методические и эмпирические направления исследований профессиональных деформаций (в том числе и организационного стресса) в профессиях инновационной сферы, предложена оригинальная концепция, описывающая генезис, формы и механизмы развития, как негативных, так и позитивных (адаптивных) профессиональных деформаций субъекта труда в соответствии с актуально переживаемым психическом и функциональным состоянием.
В работе так же использованы актуальные материалы учебных пособий, разработанных для обучения студентов в высших учебных заведениях страны.
При рассмотрении вопросов психодиагностики стресса, этики, этапов и применяемых методик при психологическом обследовании, были использованы материалы, разработанные в Казанском национальном исследовательском технологическом университете (практикум «Психодиагностика стресса» под редакцией Р.В. Куприянова).
Так, в практической части работы использованы материалы в области профилактики стрессов в организации, применения методов и создания технологий по использованию персонала, раскрытые в учебном пособии «Организационный стресс», разработанным под редакцией О.Ю. Калмыкова на базе кафедры Экономика и управление организацией Самарского ГТУ.
При рассмотрении вопросов управления и профилактики организационного стресса в условиях внедрения инноваций на уровне организации были использованы материалы учебного пособия «Организационная психология», разработанного под редакцией М.А. Реньш на базе Российского государственного профессионально-педагогического университета.
В работе широко использованы материалы, опубликованные в периодических изданиях: «Психологический журнал», «Российский журнал менеджмента», «Психология. Журнал Высшей школы экономики» и др.
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты исследования проблемы организационного стресса в условиях внедрения инноваций
1.1. Понятие организационного стресса и особенности формирования
реакции на него в условиях внедрения инноваций
В настоящее время принято подходить к рассмотрению организационного стресса с позиции «профессиональной деятельности в структуре конкретных организаций, условий и содержания труда, интенсивности трудовых нагрузок» [3, с. 36].
Проблема организационного стресса в последнее время приобретает все большую научную и практическую значимость в связи с динамичным ростом социальной, экономической, экологической, техногенной, личностной экстремальности жизни людей и существенными изменениями содержания и условий труда у представителей многих профессий.
Современный труд «…характеризуется неустойчивостью, рискованностью занятости…» [53, с. 233], динамичностью, интенсивностью, трансформацией типов взаимоотношений между работниками и работодателями, что неизбежно влечет за собой повышение вероятности формирования и развития стрессовых состояний участников труда и снижение общей производительности труда. Именно поэтому, начиная с конца XX века термин «стресс» все чаще и чаще появляется в научной литературе.
Впервые «…термин «стресс» появился в журнале Psychological Abstracts в 1944 году » [43, с. 35]. В современной психологии обоснованно принято считать, что популяризация понятия «стресс» произошла благодаря работам Ганса Селье, который являлся биологом и рассматривал понятие стресса в большей степени, как физиологическую (причем неспецифическую) реакцию организма на внешние раздражители.
По мнению Г. Селье «полная свобода от стресса означает смерть» [43, с. 160]. Поэтому, даже находясь в состоянии сна, любой индивид может испытывать стрессовые состояния. Результатом воздействия негативных факторов являются психологические, социальные и физиологические эффекты, которые влияют на качество жизни человека, его здоровье и уровень продуктивности его профессиональной деятельности.
В современной психологии существует множество подходов к сущности стрессовых состояний, которые в той или иной степени сводятся к тому, что стресс - это «функциональное состояние организма и психики, которое характеризуется существенными нарушениями биохимического, физиологического, психического статуса человека и его поведения в результате воздействия экстремальных факторов психогенной природы (угроза, опасность, сложность или вредность условий жизни и деятельности». [7, с. 1].
Стрессовое состояние всегда является результатом взаимодействия человека с факторами внешней среды. Принято считать, что стресс зачастую оказывает негативное влияние не только на эмоциональные и психологические, но и физические показатели деятельности человека, однако, стресс не всегда оказывает негативное влияние, в некоторых случаях он может быть даже полезен.
Основной биологической функцией стресса является адаптация. «В экстремальных ситуациях…организм реагирует включением стереотипной, эволюционно выработанной и генетически закрепленной программы, имеющей четкую адаптационную направленность» [62, с. 3].
Она предназначена для защиты организма от угрожающих, разрушающих физических и психических воздействий. В итоге появление стресса означает, что «…человек включается в определенный тип деятельности, который направлен на противостояние опасным воздействиям». [55, с. 1].
Данному типу деятельности соответствует особое физическое состояние и комплекс различных физиологических и психологических реакций. То есть, по мере того как стресс развивается соответственно изменяются и реакции организма. Таким образом, стресс является нормальным явлением в здоровом организме. Он способствует мобилизации индивидуальных ресурсов для преодоления возникших трудностей. Это защитный механизм биологической системы.
В современной науке воздействия, которые приводят к возникновению стресса, называются стрессорами или стресс-факторами. По характеру воздействия выделяют физиологические и психологические стресс-факторы. В соответствии с этим, выделяют два основных вида стресса: физиологический и психологический.
Психологический стресс (Таблица 1.1), «в отличие от биологического стресса, описанного в классических работах Г. Селье, обладает рядом специфических особенностей» [64, с. 13].
Так, он может формироваться под воздействием ожидаемых, но не произошедших событий. При этом важным аспектом формирования и развития стресса является оценка степени участия индивида в «активном воздействии на проблемную ситуацию с целью ее нейтрализации» [65, с. 89].
Таблица 1.1
Отличия между биологическим и психологическим стрессом
Параметр |
Биологический стресс |
Психологический стресс |
Причина стресса |
Физическое, химическое или биологическое воздействие на организм |
Социальное воздействие или собственные мысли |
Характер опасности |
Всегда реальный |
Реальный или виртуальный |
На что направлено действие |
На жизнь, здоровье, физическое благополучие |
На социальный статус, чувство самоуважения и т. д. |
Наличие реальной угрозы жизни или |
Есть |
Отсутствует |
Параметр |
Биологический стресс |
Психологический стресс |
Характер эмоциональных переживаний |
«Первичные» биологические эмоции — страх, боль, испуг, гнев |
«Вторичные» эмоциональные реакции в сочетании с когнитивным компонентом — беспокойство, тревога, тоска, депрессия, ревность, зависть. |
Временные границы предмета стресса |
Конкретные, ограниченные настоящим или ближайшим будущим |
Размытые (прошлое, далекое будущее, неопределенное время) |
Влияние личностных особенностей |
незначительное |
Очень значительное |
Примеры |
Переохлаждение, ожег, интоксикация, вирусная инфекция, травма |
Выговор, повышение квартплаты, страх полета на самолете, семейный конфликт |
Источник: Щербатых Ю.В. Психология стресса и методы коррекции. - СПб.: Питер, 2006.
В соответствии с современными подходами к пониманию видов стресса (В.В. Бодров, Ю.В. Щербатых, Д.Н. Исаев) психологический стресс в свою очередь можно разделить на эмоциональный, информационный, организационный [26, с. 9].
Организационный стресс при этом рассматривается, как «психическое напряжение, связанное с преодолением несовершенства организационных условий труда, с высокими нагрузками при выполнении профессиональных обязанностей на рабочем месте в конкретной организационной структуре, а также с поиском новых неординарных решений при форс-мажорных обстоятельствах» [34, с. 31].
Основными источниками стрессовых состояний работников могут являться стиль управления в организации, характер деловых коммуникаций между сотрудниками, качество материально-технического обеспечения, условия труда и отдыха, перспективы карьерного роста и др.
В большинстве случаев причиной стресса являются организационные факторы [11, с. 22] такие, как:
- интенсивность рабочей нагрузки, нехватка времени, необходимого для качественного выполнения поставленных задач;
- низкий уровень поддержки со стороны руководства и коллектива;
- отсутствие возможности контролировать рабочую ситуацию, принимать значимые решения;
- неоднозначность предъявляемых требований со стороны руководства;
- низкая организация труда, недостаток отдыха;
- необходимость сдерживать эмоции;
- изменения и инновации в профессиональной сфере.
Согласно психофизиологическому подходу, организационный стресс представляет собой многомерный феномен, детерминированный внутриорганизационными факторами трех уровней (индивидуальные характеристики персонала, групповое взаимодействие, организационная среда) и внешними (макросредовыми) стрес-факторами, зависящими от качества и успешности взаимодействия организации (фирмы) с микро- и макробизнес-средой [15, с. 50].
В научной литературе в последнее время организационные изменения и инновации чаще всего рассматриваются «не только как вынужденная мера или ситуативная реакция на интенсивную динамику социальной макросреды, но и как оптимальный способ повышения эффективности деятельности и конкурентоспособности организации в целом, неотъемлемая черта благоприятной организационной культуры» [28, с. 79].
Последствия воздействия стрессовых ситуаций вследствие инновационных внедрений в профессиональную деятельность могут быть разнообразны и во многом зависят от индивидуально-личностных особенностей работников [34, с. 31].