Файл: Особенности управления организациями в современных условиях и пути его совершенствования (Теоретические основы управления организацией).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 72

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение.

Я выбрал, на мой взгляд, очень важную тему для курсового исследования-

особенности управления организациями в современных условиях и пути его

совершенствования. Фирмы, сообщества, организации играют крайне

важную роль в современном мире. Глобализация - путь современного

общества. Мы сделали огромный шаг от одиноко стоящих, продуктовых

магазинчиков, до сетевых гигантов, раскинувшихся не только по всей стране,

но и за ее пределы. И если владелец небольшого бизнеса с легкостью

управляется с несколькими продавцами и бухгалтером, то как быть

владельцам сетей ресторанов и бутиков, управленцам целых заводов и

производств? Наука менеджмент, помогает управленцам достигать поставленных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением принципов, функций и методов научного управления. А так как наука не стоит на месте, то и методы постоянно обновляются и совершенствуются.

Цель моего исследования: особенности управления организациями в современных условиях и пути его совершенствования.

Алгоритм действий:

1. Рассмотреть теоретические основы и исследовать современные методы управления персоналом;

2. Провести анализ системы управления на конкретном примере;

3. Разработать основные направления по совершенствованию системы управления на данном предприятии;

Методы, используемые мной, в процессе исследования, это изучение и анализ теоретических основ менеджмента, и попытка применить их на конкретном объекте исследования.

Глава 1. Теоретические основы управления организацией.

1.Что такое организация

Организация- это совокупность людей, групп, объединенных для достижения какой-либо задачи на основе принципов разделения труда, разделения обязанностей и иерархической структуры.

Организация же, как процесс, представляет собой: «Совокупность действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого. Организация представляет собой сознательно координируемое социальное образование с определенными границами, которое функционирует на относительно постоянной основе для достижения общей цели или целей».1


Для того что бы организация полноценно функционировала, требуется системный подход, четкая структурированность и выстроенная иерархия управления. Естественно, чем больше организация, тем больший бюрократический аппарат требуется для ее функционирования. По мере роста управленческого аппарата, организация становится все более «неповоротливой», больше времени требуется для реакции на внешние или внутренние факторы и угрозы. Поэтому крайне важно правильно выстроить управленческую структуру.

2. Структура организации.

Структура организации — схема взаимосвязей отделов, департаментов и других ее составных частей. Рациональная структура организации предполагает комбинацию следующих трех факторов:

1) реальных взаимосвязей между конкретными людьми;

2) политики руководства и методов управления;

3) полномочий и функций работников.

Руководитель организации должен самостоятельно разрабатывать структуру управления, учитывая факторы и риски с которыми столкнется предприятие в процессе работы: квалификации персонала, удобство контроля и тому

подобное. То есть прорабатывать варианты широких и узких норм управляемости. С целью повышения эффективности управления предприятие разделяется на отделы (службы, департаменты). Такой подход называется департаментализационным2. В настоящее время теория организаций сформировала четыре вида подобных подходов:

  1. Функциональный состав организации — эта схема чаще всего применяется на предприятиях. Работники группируются в соответствии с функциями, выполняемыми в рамках фирмы, — производство, маркетинг, бухучет, управление персоналом. Основной недостаток этой схемы — узкая область интересов, потому что бухгалтера волнуют только бухгалтерские проблемы, а не проблемы всей организации. Этот вид разделения называется функциональной департаментализацией.
  2. Создание группы на территориях - еще одна схема департамиментализации, где за деятельность отвечает конкретный руководитель. Для больших организаций подобная схема очень важна.
  3. При масштабировании организации становится целесообразным создание производственных подразделений. Деятельность и персонал в них группируются по видам продукции и технологиям — это производственная департаментализация.
  4. Проектная департаментализация- это когда персонал сосредоточен в подразделениях временно, под текущий проект. За все виды деятельности отвечает руководитель проекта, и после завершения работы персонал переводится на другие проекты. Здесь есть противоречие в виде двойной подчиненности. Например, введенный на проект бухгалтер, подчиняется еще и главному бухгалтеру.

У каждой схемы есть свои плюсы и минусы, универсальной структуры нет. Зачастую, руководитель на своем предприятии, использует смешанные структуры организации. В зависимости от ситуации на рынке или внутренних факторов, гибридные схемы позволяют наиболее эффективно распределять ресурсы и выполнять текущие задачи.

Так же, не стоит забывать о понятии формальной организации.

Формальная организация3это вид организации, в которой спланирована и закреплена документально структура полномочий и функций. Структура формальной организации определяет набор функций, позволяющий выполнять поставленные задачи. Характеризуется такая организация определенной степенью стандартизации функций — есть их описание, определены процедуры выполнения. Чем выше уровень стандартизации (а определенный уровень необходим), тем меньше личный вклад работника и меньше альтернатив поведения внутри организации. Сама по себе, стандартизация, необходима для полноценного функционирования организации. Во-первых, благодаря ей проще управлять предприятием. Во-вторых, работникам комфортнее находится в организации, где существуют заведенные правила и стандарты. Проще ориентироваться и понимать свою ответственность за соблюдение этих норм.

Степень формализации в организациях различна. Однако многие виды социальных взаимодействий во внутренней среде организации не вписываются в ее формальную структуру, поэтому существуют неформальные организации.

Неформальная организациявид организации, в которой взаимоотношения не носят заранее спроектированного и закрепленного характера.

Формируются такие организации на основе общности интересов работников, их личной жизни или схожих взглядов на рабочие процессы. Крайне важно руководителю быть в курсе о существовании подобных организаций у себя на производстве. Это поможет правильно распределять трудовые ресурсы. От комфорта работников на рабочем месте зависит их производительность и отношение к предприятию, и наоборот, поможет предупредить конфликтные ситуации.

3. Разделение труда

Структурный подход к организации описывает вертикальное разделение труда в управлении организацией.

Рисунок 1. Вертикальное разделение труда в управлении.

Вертикальное разделение труда связано с иерархией управления в организации: чем больше ступеней иерархической лестницы, тем сложнее организация. Горизонтальное разделение труда отражает степень разделения


его между отдельными структурными единицами. Чем больше в организации сфер, требующих специализированных знаний, тем она сложнее. Горизонтальная специализация направлена на дифференциацию функций.

Рисунок 2. Горизонтальное разделение труда в управлении.

При рассмотрении вопросов разделения труда, нужно различать

масштаб и глубину работ. Масштаб работ — это количество, определяющее ее объем. Глубина работ определяется объемом (количеством)

контролируемых показателей, а также уровнями управления. Напри‑

мер, маркетолог всегда имеет большую глубину работ, чем бухгалтер.

Немаловажным, в построении организации, является вопрос о количестве непосредственных подчиненных у руководителя. Термин «охват контролем», как раз и означает количество этих подчиненных. Наиболее известная работа в этой области принадлежит В. С. Грайчунасу. Следуя его теории можно понять, что число работников, в подчинении у руководителя должно быть ограничено. Число работников в подчинении у руководителя, не одинаково, и меняется в зависимости от сложности работ и уровня профессионализма подчиненных. В теории называется цифра семь. Именно столько подчиненных может быть у руководителя, плюс-минус два.

Многолетняя практика изучения науки менеджмента показала, что работы нужно организовывать таким образом, чтобы работник отчитывался только одному руководителю.

Таким образом, рассмотрев подходы к построению организаций, а именно — разделение труда, охват контролем, департаментализация свидетельствуют о взаимосвязи между структурой и моделью управления.

4. Уровень централизации в современном мире

Централизация4 - сосредоточение власти в одних руках. Суть централизованных организаций — разделение процесса принятия решения и процесса его реализации: высшие руководители принимают решения, управленцы среднего звена передают и согласовывают их, работники — выполняют. Аналитика такого рода предприятий показывает, что они весьма затратны, медленнее приспосабливаются к внешним изменениям, персонал ограничен в творчестве и инициативе.

Сегодня, современные технологии позволяют модернизировать стиль управления компанией и изменять процесс принятия решений. Сильно вырастает значимость производства более наукоемкой и высокотехнологичной продукции. Отсюда закономерен рост профессионализма и образованности работников. Работник теперь способен выполнять не одну, а несколько задач. Формируются профессиональные команды, появляется метод группового решения задач. Все это неизбежно ведет к изменению самих методов управления. Коллектив организации отказывается от сложившихся стереотипов, согласно которым важные указания спускаются свыше и отступление от них невозможно. Перестройка организации приводит к реализации принципа децентрализации, преимущества которого заключаются в том, что при нем происходит передача в низовые звенья процесса принятия решений.


Получается:

— часть решений принимается на низших уровнях управленческой иерархии;

— решения, принятые на низших уровнях, более важны;

— различные организационные функции подвергаются большему влиянию решений, принятых на низших уровнях;

— уменьшается объем централизованного контроля.

Децентрализация приводит к большей автономности подразделений в принятии решений. Из чего возрастает их ответственность за прибыльность и убыточность.

На соотношение централизации и децентрализации в управлении

непосредственное влияние оказывают следующие факторы:

— размер организации;

— технология производства товаров и услуг;

— внешняя среда.

Размер организации влияет на сложность управления. Чем больше персонала, тем выше уровень горизонтальной дифференциации, необходимой для координации горизонтальных подразделений. Известно, что в зависимости от количества персонала в организации возникают следующие проблемы:

— до 10 чел. — по распределению ответственности,

— при 50–100 чел. — по делегированию полномочий,

— при 100–300 чел. — по определению новых функций,

— при 200–500 чел. — по координации управленческих функций,

— более 500 чел. — по системе контроля за исполнением решений5.

Рассматривая децентрализацию предприятий, увеличение самостоятельности подразделений и масштабирование компаний нельзя забывать о таком важном понятии как делегирование. В каких же случаях имеет смысл руководителю делегировать какие-то свои функции. Ну конечно же, когда нужно сосредоточится на стратегических задачах, чтобы не отвлекаться на каждодневные проблемы и вопросы. Делегирование уместно, когда подчиненный способен решить поставленную задачу не хуже руководителя.

Теорией организаций расписаны основные принципы делегирования:

— передача полномочий должна осуществляться в соответствии с ожидаемым результатом;

— каждый подчиненный должен точно знать, кто его уполномочил, перед кем он несет ответственность;

— руководитель должен принимать решения в пределах своих полномочий;

— передаются лишь полномочия: ответственность несет руководитель.

Делегирование, это прежде всего, способ повышения эффективности предприятия. Очень важной тенденцией развития организаций является уменьшение числа решений, принимаемых в высшем звене за счет предоставления больших полномочий низшим уровням.

  1. Общие законы развития организации (основные положения)