Файл: Особенности управления организациями в современных условиях и пути его совершенствования (Теоретические основы управления организацией).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 84

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Говоря о развитии организации, мы затрагиваем такую тему в классической Теории организации как «Законы организационного развития». Здесь описываются свойства, принципы и законы организационного развития. Достаточно интересная на мой взгляд тема, в которой раскрывается сущность организации как процесса или системы определяется не столько формой ее представления, сколько внутренним содержанием, отражающим возможности использования и развития ее потенциала. Эти свойства и законы раскрывают и потенциал любой организации, подтверждая возможность ее функционального применения и взаимодействия с другими процессами и системами. Основные свойства7:

  1. Свойство эмерджентности. Эмерджентность означает несовпадение цели организации с целями входящих в нее частей. Например, цель фирмы состоит в получении максимальной прибыли при минимальных расходах на рабочую силу. Персонал организации руководствуется целью максимизации заработной платы при минимизации затрат труда.
  2. Свойство синергии. В управлении организацией синергичность означает сознательную однонаправленную деятельность всех членов коллектива (подразделений) в стремлении к общей цели.
  3. Свойство мультипликативности. Это управляющие действия или стихийные процессы, направленные на умножение эффективности системы. Например, реконструкция производства позволила фирме добиться резкого увеличения прибыли, дала возможность увеличить долю средств, направляемых на инвестиции, увеличила объемы и номенклатуру выпускаемой продукции. Мультипликативность может быть, как положительной, так и отрицательной.
  4. Свойство устойчивости. Устойчивость работы системы может быть нарушена при необоснованном усложнении или упрощении организационной структуры. Опыт управления показывает, что для

повышения устойчивости работы, как правило, приходится устранять излишние звенья или подсистемы управления и значительно реже — добавлять новые.

На устойчивость работы организации влияют внешние факторы (например, инфляция, спрос, взаимоотношения с партнерами и государством). Для повышения устойчивости работы необходимо быстро перестраивать коммуникации организации в соответствии с новыми целями и задачами.

  1. Свойство адаптивности. Под адаптивностью понимается способность организации приспосабливаться к новым внешним условиям, возможности саморегулирования и восстановления устойчивой деятельности. Адаптивные организации часто имеют органическую структуру, когда каждый субъект управления (подразделение, рабочая группа, работник) имеет возможность взаимодействовать с каждым.
  2. Свойство централизованности. Речь идет о свойстве системы быть руководимой из какого-то единого центра, когда все части организации руководствуются командами из центра и пользуются заранее определенными правами.
  3. Свойство обособленности. Обособленность означает стремление системы к автономности, изолированности и проявляется при решении вопросов распределения ресурсов и властных полномочий частей большой организации, конгломератных объединений, централизации и децентрализации управления. Способствуют обособлению и противоречия целей и интересов процесс распределения прибылей между частями целого. Часто наблюдаются процессы обособления персонала в неформальные группы на основе личных связей, симпатий, общих взглядов и черт характера, близкого уровня образования, этнической принадлежности, возраста, должностного положения и т. д.
  4. Свойство совместимости. Под совместимостью понимается

взаимоприспособляемость и взаимоадаптивность частей системы.

На уровне предприятий нередко возникают противоречия интересов организации и потребностей ее подразделений. К примеру, руководство компании может принять решение о направлении большей части прибыли, зарабатываемой одним подразделением, на развитие другого, в данный момент убыточного.

  1. Свойство обратных связей. Фундаментальное свойство больших

систем — установление обратных связей, сущность которых что информация (ресурсы, энергия) с выхода системы (или входящих в нее подсистем) поступает на вход этой системы (или подсистем, в нее входящих).

Для производственной системы принцип обратных связей работает следующим образом. Выходная информация, например, показатели хозяйственной деятельности, под действием различных обстоятельств постоянно варьируются во времени, менеджмент постоянно проводит их анализ и сравнение с поставленными целями (вход системы). По результатам сравнения принимаются управленческие решения, корректирующие работу системы (в случае необходимости).

  1. Свойство неаддитивности. Как правило, большие системы характеризуются неаддитивностью т. е. эффективность их деятельности варьируется во времени и далеко не всегда равна алгебраической сумме эффектов частей в нее входящих. Например, в большинстве случаев эффективность работы группы из 7 человек выше, чем группы, в которую входят 17 сотрудников. Многие психологи считают, что рабочая группа (руководитель плюс взаимодействующие между собой исполнители), с точки зрения эффективности и оперативности руководства, взаимодействия членов и экономии средств должна иметь численность не менее 5 и не более 9 человек (так называемый закон «7 плюс-минус 2»).

Понятие «принцип» означает общие положения формирования и самоформирования систем, обеспечивающие их упорядоченность и целостность функционирования. Через принципы организации применяются и организационные законы. На самом деле законы и принципы отражают один и тот же аспект окружающей действительности, но делают это в разной форме. Законы — в виде образа, а принцип — в виде требования.

  1. Принцип обратной связи. По каналам обратной связи информация о работе управляемой системы поступает в управляющую систему, которая на основе полученных данных начинает корректировать работу управленческого процесса. Корректировке подвергаются цели, задачи, технологии, структура и культура.
  2. Принцип развития. Развитие — необратимое, направленное и закономерное изменение системы.
  3. Принцип соревновательности и конкуренции. Принцип конкуренции позволяет развить в организации состязательные начала. При этом развиваются сильные стороны организации, а факторы внешней среды рассматриваются не как угрозы, а как возможности.
  4. Принцип дополнительности. В организационных системах сочетаются, с одной стороны, объективные устойчивые тенденции, программируемые процессы, а с другой стороны — случайные, неустойчивые, стихийные, не программируемые, вероятностные. Эти начала дополняют друг друга и способствуют более эффективному и устойчивому функционированию организационных систем.

Любая организация — это сложная динамическая система и ей присущи общие системные свойства. Организации развиваются по объективно существующим законам, которые должны целенаправленно использоваться в процессе деятельности. Рассмотрим сущность следующих законов:

Закон самосохранения- любая организация стремится противостоять внешним и внутренним разрушающим воздействиям и использует для этого весь свой потенциал. На организацию действуют две группы противоположных фак‑

торов: факторы сохранения и факторы разрушения организации.

К факторам сохранения относятся:

а) внутренние факторы:

— высокий профессионализм персонала;

— стабильность кадров;

— хорошая технологическая, информационная и иная оснащенность;

— квалифицированное руководство;

б) внешние факторы:

— хорошая ресурсообеспеченность;

— наличие высокого спроса;

— положительные действия государства, общественности и т. д.

К факторам разрушения относятся:

а) внутренние факторы:

— недостаток или избыток чего-либо;

— плохая оснащенность;

— слабое руководство;

— низкий профессионализм персонала;

— текучесть кадров и т. д.

б) внешние факторы:

— низкий спрос;

— налоговый и бюрократический пресс;

— плохая ресурсообеспеченность;

— нормативное вмешательство в структуру;

— отсутствие эффективного страхования и т. д.

Закон развития- каждая организация в процессе своего развития стремится достичь наибольшего суммарного потенциала.

Закон синергии- для любой организации существует такой набор элементов, при котором ее потенциал всегда будет либо больше простой суммы потенциалов, входящих в нее элементов, либо меньше.

Закон Информированности-упорядоченности: чем большей информацией располагает организация о внешней и внутренней среде, тем эффективнее ее сопротивление внешним и внутренним разрушающим воздействиям.

Закона единства анализа и синтеза- каждая система стремится настроиться на наиболее экономичный режим деятельности за счет постоянного анализа своей существующей структуры и функций и синтеза новой структуры и функций.

Закон композиции и пропорциональности- каждая система стремится к оптимальному взаимному расположению элементов и оптимальным связям между ними.

В теории организации выделяется ряд принципов, обеспечивающих закон композиции и пропорциональности:

— планирование;

— координирование;


— стабилизация;

— согласование;

— полнота.

Практика использования закона состоит в обоснованном выборе необходимых элементов организации и в обеспечении требуемых для них пропорций.

Вот так выглядят основные принципы и законы организаций и организационных систем. Опираясь на эту теорию можно и нужно правильно оценивать организацию, выявляя ее слабые стороны и исправляя их. Либо же наоборот развиваться налаживать систему опираясь на ее сильные стороны.

  1. Целеполагание.

А для того, чтобы правильно и быстро развиваться, знать куда стремиться и над чем работать, необходимо правильно поставить цели. Иными словами, цель - это результат деятельности организации, к достижению которого направлены усилия всех ее членов. Для целей характерны следующие черты

и свойства: четкая ориентация на определенный отрезок времени, конкретность и измеримость, непротиворечивость и согласованность с другими целями и ресурсами, адресность и контролируемость. Поскольку организация создается для выполнения какой — либо функции, то эта функция должна быть переведена на язык конкретных целей. Подобным образом организация формирует себе цели-задания. Организация с ее структурой создается под эти цели. Они включают в себя требования рынка, планы, поручения вышестоящих организаций. Общие и индивидуальные интересы работников, реализуемые через организацию, образуют цели-ориентиры. Их конкретное содержание — получение того или иного вознаграждения, место на рынках сбыта и т. д. Существуют также цели системы. К ним относятся: обеспечение стабильности, равновесия, целостности организации; сюда же относятся цели, обеспечивающие выживание организации в меняющихся

условиях конкуренции. Существует два вида целей, долгосрочные и краткосрочные. Краткосрочные цели достигаются в течении года, а долгосрочные планируются на два и более лет. Это принципиальное разделение, так как они существенно различаются по содержанию. Для краткосрочных целей характерна большая

конкретизация и детализация в таких вопросах, как кто, что и когда должен выполнять. Если возникает необходимость, можно устанавливать промежуточные цели. Наиболее распространенными направлениями, по которым в деловых организациях устанавливаются цели, являются следующие:

— прибыльность — величина прибыли, рентабельность, доход на акцию;

— положение на рынке — доля рынка, объем продаж, относительная по отношению к конкурентам доля рынка, доля отдельных продуктов или услуг в общем объеме продаж и т. д.;


— производительность — издержки на единицу продукции, материалоемкость, отдача с единицы производственных мощностей и т. д.;

— финансовые ресурсы — структура капитала, движение денег в организации, величина оборотного капитала, внешние и внутренние инвестиции и т. д.;

— мощности организации — размеры занимаемых площадей, количество единиц техники и т. д.;

— человеческие ресурсы — степень заполненности рабочих мест, совмещение должностей, текучесть кадров, повышение квалификации работников;

Существует несколько ключевых требований к самому процессу постановки целей, или SMART-подход. Если перевести с английского, то аббревиатура SMART характеризует цели как: Конкретные, Измеримые, Достижимые, Актуальные, Ограниченные по времени. Это обязательные характеристики целей. Благодаря им процесс целеполагания полезен для организации.

Кстати в разных организациях, процесс постановки целей различается. В одних он полностью централизован, в других имеет место децентрализация. При децентрализованном построении целей различают две схемы построения- снизу-вверх и сверху вниз.

В любом случае решающая роль в установлении целей принадлежит высшему руководству.

  1. Отличия классического менеджмента от современного и требования к современному менеджеру

Несмотря на относительную молодость этой науки, она успела претерпеть множество изменений. Современный менеджмент отличается от классического менеджмента начала ХХ годов.

В статье Юрия Алексеевича Маленкова описаны основные положения:

«Классическое определение традиционного менеджмента основано на 

разделении процесса управления по функциям. К основным функциям 

относятся:

планирование — формирование целей организации и выбор путей их 

достижения;

контроль — определение соответствия характеристик управления целевым 

плановым параметрам и оценка эффективности действий менеджеров и их 

подразделений;

координация — обеспечение взаимодействия между различными звеньями подразделений, организациями и управленческими работниками

мотивация — система стимулов эффективного труда, создание целевых 

установок эффективного труда.

Эти функции иногда расширяют и дополнительно включают такие, как:

организация (как функция управления) — определение того, как должны 

быть достигнуты цели, кем и когда, распределение работ между