Файл: Воспитание сенсорной культуры в раннем и младшем дошкольном возрасте.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 279

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

4 балла - в данном случае наблюдается самостоятельность действий, при этом малыш учитывает размер колечек, определена ведущая рука; имеется четкая согласованность действий обеих рук: заинтересован в конечном результате.

Задание 5

Найди парные картинки(методика Л.А. Венгера)

1 балл - действия малыша могут быть следующими: переворачивает картинки, не фиксирует взгляд на картинке, пытается взять картинку у взрослого и т. д., все это свидетельствует о неадекватности ребенка.

2 балла - в данном случае происходит понимание задания, в процессе обучения наблюдается, что ребенок может различить парные картинки, но к оценке своей деятельности безразличен: самостоятельно задание не выполняет.

3 балла - до обучения ребенок может допустить одну ошибку, при этом видно, что он задание понял. Уверенность видна после обучения, по окончании задания видит, что он достиг конечного результата.

4 балла - на лицо понимание задания, малыш сразу находит парные картинки, при выполнении задания наблюдается заинтересованность в конечном результате.

Задание 6

Поиграй с цветными кубиками (методика Стребелевой Е.А.).

1 балл - у ребенка отсутсвует понятие цвета, он не может их различить.

2 балла - даже после обучения малыш не может выделить цвета по слову, отсутствует стремтение к конечному и интерес результату.

3 балла - в данном случае наблюдается интерес к итогу задания, ребенок сличает и выделяет цвет по слову.

4 балла - эта оценка дается тогда, когда малыш умеет различать цвета, называет их, определяет по слову, наблюдается заинтересованность в конечном результате.

Задание 7

Собери цветок (4 цвета) (методика Л.А. Венгера)

Оценка действий ребёнка: принятие задания; способы выполнения; обучаемость; отношение к результату; результат.

1 балл — ребёнок не принимает задание; действует неадекватно даже в условиях обучения.

2 балла — ребёнок принимает задание, но не понимает, что части надо соединить в целое; кладёт части одну на другую; в условиях обучения действует часто адекватно, но после него не переходит к самостоятельному выполнению задания; безразличен к конечному результату.

3 балла — ребёнок принимает и понимает задание; пытается собрать цветок по образцу, но самостоятельно не может назвать цвета лепестков; после обучения с заданием справляется; заинтересован в результате своей деятельности.


4 балла — ребёнок принимает и понимает задание; самостоятельно справляется с заданием, называет все цвета правильно

Качественные критерии сенсорного развития:

- количество баллов, набранных ребенком от24-28 соответствует высокому уровню.

- наиболее высокий уровень (т.е выше среднего) сенсорного развития достигается при выполнении заданий с большей степенью самостоятельности, либо после демонстрации задания взрослым, наибольшее количество набранных балов за выполнение предложенных заданий 24-18;

- с количеством набранных баллов за выполненные задания от 18 до 12. определяется средний уровень:

- количество баллов от 12 до 7. набранных за выполнение заданий определяет достаточный уровень(ниже среднего):

- количество баллов, набранных ребенком 7, либо не набранных вообще, соответствует начальному уровню(низкий уровень).

Результаты обследования уровня развития сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста

В результате проведения нами диагностики было установлено, что в данной группе дети имеют различный уровень развития сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста. (см. Приложение 2).

Проведя первичную диагностику мы получили следующие результаты

Таблица 1

Уровень

Количество детей

Результат обследования в %

Высокий

0

0%

ВС

0

0%

Средний

4

62,5

НС

10

12,5 %

Низкий

2

25 %

Рисунок 1 Диаграмма уровня развития сенсорных эталонов детей младшего дошкольного возраста

Таким образом, нами было выявлено, что для детей в возрасте от 1,6 до 2,5 лет посещающих первую ясельную группу отмечался уровень ниже среднего 12,5% детей. Контакт затруднен, в контакте нет заинтересованности, наблюдается отворачивание от обучающего взрослого. Действие без учета свойств предмета. В конечном результате нет заинтересованности. В выполнении задания нет руководства устной инструкции. Нет действия по подражанию, действия не адекватные -наблюдается расхождения руки и глаза. Мелкая моторика развита недостаточно .Обучающая помощь не принимается.


Низкий уровень развития сенсорных эталонов у 25%. В контакт со взрослым вступают, но в своих действиях не руководствуются устной инструкцией. Нет заинтересованности в конечном результате, неспособность действовать по подражанию. Познавательный интерес слабый. Эмоциональный фон нестабильный.

Средний уровень развития игры показали 62,5% детей.

В сотрудничестве со взрослым есть заинтересованность. Внимание устойчивое. Не всегда следовали устной инструкции, присутствует действие по подражанию. Не всегда есть способность выполнить задание самостоятельно. Обучающая помощь принимается. Эмоциональный фон положительный.

Высокий уровень игровой деятельности не выявлен.

Таким образом проведенная диагностика на первом этапе показала, что нужна работа по формированию сенсорных эталонов детей первой младшей группы.

2.2. Организация работы с детьми младшего дошкольного возраста

по формированию сенсорных эталонов

Выявив особенности сформированности сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста ,на этом этапе , нами была поставлена цель - создание условий, обеспечивающих эффективное использование дидактических игр для формирования представлений о сенсорных эталонах у детей младшего дошкольного возраста.

Задачи:

  1. Создать условия для обогащения и накопления сенсорного опыта детей в ходе предметно-игровой деятельности через игры с дидактическим материалом;
  2. Формировать умения ориентироваться в различных свойствах предметов (цвете, величине, форме, количестве);
  3. Воспитывать первичные волевые черты характера в процессе овладения целенаправленными действиями с предметами (умение не отвлекаться от поставленной задачи, доводить ее до завершения, стремиться к получению положительного результата и т. д.).

Работа была построена с учётом интересов детей. Потому что, когда ребёнку интересно, обучение проходит более успешно и результативно.

Мы, на 2 этапе проводили НОД и индивидуальные занятия, куда вхо­дили дидактические игры и упражнения. (см. Приложение 3).

Занятия с использованием дидактической игры были подобраны в соответствии с планом.

На основании результатов диагностики опытно практического исследования был составлен план по развитию сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста (см. Приложение 4).

С целью анализа профессиональной деятельности по теме «Сенсорное воспитание детей» и выявления интересов и знаний родителей воспитанников по вопросам сенсорного развития была разработана анкета (см. Приложение 5), которая позволила сделать следующие выводы:


- большинство родителей имеет поверхностное представление о сенсорном воспитании и не могут оценить уровень сенсорного развития своего ребёнка;

- все родители заинтересованы в получении квалифицированной помощи по данному вопросу.

После чего была проведена работа с родителями.(см.Приложение 6,7)

2.3 Анализ результатов работы по развитию сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста

На 3 этапе после осуществления работы по формированию сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста с помощью дидактической игры, мы провели повторную ди­агностику того же автора (см. Приложение 1).

В конце учебного года была проведена повторная диагностика уровня сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста, была использована та же методика, что и в начале учебного года.

В ходе повторной диагностики получили следующие результаты, кото­рые представлены в (см. Приложение 8).

Результаты обследования уровня развития сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста

Таблица 2

Уровень

Количество детей

Результат обследования в %

Высокий

0

0%

ВС

4

25%

Средний

12

75 %

НС

0

0%

Низкий

0

0 %

Рисунок 2 Диаграмма уровня развития сенсорных эталонов детей младшего дошкольного возраста

Диагностика показала, что проведенные занятия с детьми улучшили результаты.

Результаты обследования уровня развития сформированности игровой деятельности у детей младшего дошкольного возраста

Таблица 3

Уровень

Начало года

Конец годы

Количество детей

Результат обсле­дования в %

Количе­ство детей

Результат об­следования в %

Высокий

В/С

4

25%

Средний

4

62,5% детей

12

75%

Н/С

10

12,5 %детей

Низкий

2

25 %детей


Рисунок 3 Сравнительная диаграмма уровня сенсорных детей младшего дошкольного возраста

Сравнив результаты первичной и повторной диагностики мы пришли к следующим выводам, что низкие показатели и показатели ниже среднего стали равны нулю, средний уровень увеличился на 12 %, уровень выше среднего стал 25% ,4 ребенка из среднего уровня перешли на уровень выше среднего, а 2 детей низкого уровня перешли на средний уровень, 10 детей уровня ниже среднего перешли на средний уровень.

Примеры уровня развития сенсорных эталонов детей на начало и конец года представлены в (см. Приложение 9).

ВЫВОД ПО 2 ГЛАВЕ

Таким образом, нами было выявлено, на конец года, что у детей посещающих первую младшую группу стал отмечаться средний уровень развития сенсорных эталонов и уровень выше среднего.

Следует отметить, что после проведения с детьми занятий с помощью дидактических игр, результаты формирования эталонов у детей улучшились. Таким образом, использование системы дидактических игр и упражнений способствует более эффективному процессу формирования сенсорных эталонов у детей раннего возраста.

В результате проведенной работы по сенсорному воспитанию выявлено следующее:

* Используемые задания позволили детям помочь разобраться с основными геометрическими фигурами, а также запомнить их названия.

* С помощью используемых заданий дети научились различать цвет.

* С помощью используемых заданий дети начали сравнивать предметы по величине.

* У детей наблюдается улучшение развития тактильного и зрительного восприятия.

* Улучшилась мелкая моторика рук.

Выводы о проделанной работе свидетельствуют о том, что систематизация и планомерность проведения занятий по данной проблеме, применение дидактических игр и материалов эффективно помогает развивать сенсорные эталоны, познавательную деятельность, развитие речи .

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате нашей практической работы, было отмечено, что сенсорное развитие может осуществляться в разных видах деятельности – в действиях с предметами в игре, рисовании, лепке, занятиях со строительным материалом и др. Восприятие будет более полным, если в нём участвуют одновременно несколько анализаторов, т.е. ребёнок не только видит и слышит, но ощущает и действует этими предметами.

Нами был поставлен ряд задач исследования, в том числе среди них та­кие как: первая задача – раскрыть теоретические основы, формирования сенсорных эталонов детей в первой младшей группе.