Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 162
Скачиваний: 2
- психолого-педагогическая диагностика,
- развивающая психологическая и педагогическая работа,
- консультативная работа с педагогами и родителями,
- методическая работа,
- психокоррекционная работа.
Вторая часть исследования включала в себя три этапа: констатирующий эксперимент, формирующий, контрольный.
Констатирующий этап экспериментальной работы предполагал изучение уровня адаптации первоклассников к школе. Анализ школьной мотивации позволил сделать вывод, что большинство детей (12 человек) имеют положительное отношение к школе, однако школа привлекает их внеучебной деятельностью. В процессе исследования выявлены дети с низкой школьной мотивацией - 5 школьников (16,7%) и негативным отношением к школе, школьной дезадаптацией - 4 ребенка (13,3%). Общий эмоциональный фон детей положительный. Большее количество детей не переутомляются, у них наблюдается положительное отношение к школе.
Вместе с тем имеются дети с явными признаками дезадаптации. В процессе исследования выявлены дети с низкой школьной мотивацией - 5 школьников (16,7%) и негативным отношением к школе, школьной дезадаптацией - 4 ребенка (13,3%).
Трудности в установлении взаимоотношений между первоклассниками так же негативно сказывались на учебе. Некоторое число конфликтов возникало непосредственно в процессе уроков, из-за чего концентрация внимания учеников на познавательной деятельности снижалась.
В связи с этим был разработан комплекс мероприятий по содействию адаптации первоклассников к школе. Целью комплекса мероприятий было содействие формированию дружеских отношений в классе, развитию уверенности в себе и своих учебных возможностях, обеспечении чувства психологической защищенности, предупреждении неблагоприятных факторов, влияющих на психическое здоровье детей через проведение комплекса мероприятий. Комплекс мероприятий включал 10 занятий.
После реализации комплекса мероприятий автором было проведено контрольное диагностирование, направленное на сравнительный анализ данных констатирующего и контрольного эксперимента. Методики диагностирования были идентичны методикам констатирующего эксперимента.
В результате проведения диагностик мы сделали вывод, что комплекс реализуемых мероприятий является эффективным.
Число детей с высоким уровнем школьной мотивации увеличилось, дети заинтересованы самим процессом получения знаний, большинство учащихся поменяли свое негативное отношение к школе. Родители отмечают, что дети с удовольствием идут в школу, адаптировались к новому распорядку дня и приспособились к нему, впечатления от школы накладывают положительный эмоциональный отпечаток, большинство из ребят делятся этими впечатлениями с близкими. Сравнительный анализ свидетельствуют об эффективности разработанного комплекса мероприятий по содействию адаптации к школе.
Таким образом, цель достигнута, задачи решены, выдвинутая гипотеза подтвердилась.
Библиографический список:
- Алексеенко, О. Приключения веселых человечков: тренинг развития коммуникативных навыков для уч-ся первых классов / О. Алексеенко // Школьный психолог. - 2012. - № 48. - С. 8-9.
- Андреева, Г.М. Социальная психология / Г. М. Андреева. - М.: Аспект пресс, 2012. - 364с.
- Багулина, Н.В. Методика работы социального педагога в общеобразовательной школе / Н. В. Багулина // Проблемы и перспективы развития образования: материалы Междунар. науч. конф..Т. I. Пермь: Меркурий, 2011. - С. 99-102.
- Баданина, Л.П. Адаптация первоклассника: комплексный подход / Л.П. Баданина // Начальная школа плюс До и После. - 2014. - № 2. - С. 5962.
- Басова, Е.Д. Воспитательная работа классного руководителя: системный подход / Е.Д. Басова // Воспитание школьников. - 2015. - № 8.- С. 48-54.
- Безруких, М.М. Ребенок идет в школу: Знаете ли вы своего ученика? Проблемы психологической адаптации / М. М. Безруких. - М.: Академия, 2013
- Беличева, С.А. Диагностика школьной дезадаптации / С.А. Беличева. М.: Сфера, 2015. - 360с.
- Битянова, М.Р. Адаптация ребенка к школе: диагностика, коррекция. Педагогическая поддержка / М.Р. Битянова. - М.: Педагогический поиск, 2019
- Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе / М.Р. Битянова. - М.: Совершенство, 2013. - 298 с.
- Божович Л. И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности / Л. И. Божович; под ред. Д. И. Фельдштейна. - М.: Международная педагогическая академия, 1995. - 212 с.
- Болховитин, С.М. Содержание и методика воспитательной работы в группах продленного дня / С.М. Болховитин // Начальная школа. - 2013.- № 2. - С. 50-52.
- Бондаренко, Н.А. Воспитание творческой личности через коллективную деятельность / Н.А. Бондаренко // Начальная школа. - 2015.- № 8. - С. 6162.
- Бондаровская, Л.В. Сущность социально-педагогической поддержки как особого вида социально-педагогической деятельности / Л. В. Бондаровская // Омский научный вестник. - 2010. - № 1. - С. 143-145.
- Венецкая, А.Б. Формирование культуры общения младших школьников / А.Б. Венецкая // Начальная школа. - 2014. - № 2. - С. 73-77.
- Венгер, Л.А. Психологические вопросы подготовки детей к обучению в школе. / Л. А. Венгер. М.: Просвещение, 2012. - 289 с.
- Воронцов, А. Педагогические условия реализации адаптационного периода в первом классе школ развивающего обучения / А. Воронцов // Начальная школа. - 2013. - № 13. - С. 32-35.
- Вульфов, Б.З. Социальный педагог в системе общественного воспитания / Б. З. Вульфов // Педагогика. - 2012. - №5\6. - С.45-49.
- Герц, Е. Н. Психологическая адаптация учащихся 1-х классов / Е. Н. Герц // Завуч начальной школы. - 2012. - № 4. - С. 59-66.
- Долгова, В.И. Инновационные психолого-педагогические технологии в начальной школе: монография / В.И. Долгова, Н.И. Аркаева, Е.Г. Капитанец.М.: Издательство Перо, 2015. - 200 с.
- Дрягалова, Е.А. Психолого-педагогическое сопровождение процесса адаптации первоклассников к школе: автореф. дисс. канд. психол. наук. [Электронный ресурс]. - URL: http://nauka-pedagogika.com/psihologiya-19-00- 07/dissertariya-psihologo-pedagogicheskoe-soprovozhdeme-protsessa-adaptatsn- pervoklassnikov-k-shkole
- Иванова, М.Н. Воспитание в первом классе: из опыта работы / М. Н. Иванова, И. А. Нахалова // Начальная школа плюс До и После. - 2014. - № 1.С. 10-17.
- Иващенко, Ю.А. Примерная схема проведения воспитательных классных часов в первых классах начальной школы / Ю.А. Иващенко // Классный руководитель. - 2014. - № 1. - С. 51-59.
- Истратова, О.Н. Справочник психолога начальной школы: Справочник для практических психологов, педагогов и студентов психологических и педагогических специальностей / О.Н. Истратова.- Ростов н/Дону: Феникс, 2013. - 442с.
- Костышина, О. Н. Творческая самореализация младшего школьника / О. Н. Костышина // Начальная школа. - 2014. - № 1. - С. 23-26. [Электронный ресурс]. - URL: http://n-shkola.ru/archive/view/240
- Краснова, В. Г. Педагогические аспекты в социальной работе: учебное пособие / В. Г. Краснова. Волгоград: изд-во Волгогр. гос. ун-та, 2014. - 60 с.
- Кудрявцева, Е. А. Некоторые вопросы социальной адаптации шестилеток к школе / Е. А. Кудрявцева// Начальная школа. - 2014. - № 6. - С. 47-50.
- Лазарева, О.Н. Воспитание ценностного отношения к окружающему миру у младших школьников / О.Н. Лазарева// Начальная школа. - 2013. - № 10. - С. 102-105.
- Лосев, П.Н. Психолого-педагогический анализ особенностей адаптации первоклассников к школе / П.Н. Лосев// Начальная школа. - 2015. - № 8. - С. 51-55.
- Лямина, Е.М. Программа организации процесса адаптации первоклассников к школьному обучению: (подпрограмма к Образовательной программе школы) / Е.М. Лямина // Завуч начальной школы. - 2013. - № 6. - С. 74-87.
- Маленкова, Л.И. Теория и методика воспитания/ Л.И. Маленкова; под ред. П.И. Пидкасистого. - М.: Педагогическое общество России, 2012. -480с.
- Маркина, Т.А. Ретроспективный анализ проблемы социальной адаптации младших школьников в процессе физического воспитания / Т.А. Маркина // Теория и практика физической культуры. - 2014. - № 9. - С. 53-56.
- Михайлова, Н.Н. Педагогика поддержки: учебно-методическое пособие / Н. Н. Михайлова. М.: МИРОС, 2013.- 208 с.
- Налчаджян, А.А. Психологическая адаптация / А. А. Налчаджян. - М.: Эксмо, 2010. - 368 с.
- Немов, Р.С. Психология: Словарь-справочник: В 2 ч. / Р. С. Немов. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2013. - 352с.
- Николаева, М. Педагогическая поддержка младших школьников / М. Николаева // Народное образование. - 2013. - № 1. - С. 138-142.
- Петровский, А.В. Личность. Деятельность Коллектив / А.В. Петровский. - М: Педагогика, 2012. 302с.
- Поставнев, В.М. Актуальные вопросы теории и практики воспитания в начальной школе/В. М. Поставнев // Начальная школа. - 2013. - № 12. - С. 412.
- Реан, А.А. Психология детства / А.А. Реан. - СПб.: «Прайм-ЕВРОЗНАК», 2013. - 368 с.
- Селье, Е. Очерки об адаптационном процессе / Е. Селье. - М.: Просвещение, 2015. - 122с.
- Семенова, Т.С. Изучение самочувствия и эмоционального состояния первоклассников в период адаптации к школе / Т.С. Семенова. // Начальная школа плюс До и После. - 2014. № 8. - С. 13-15.
- Симонова, Г.И. Педагогическое сопровождение социальной адаптации /Г. И. Симонова // Педагогика. - 2013. - № 9. - С. 36-39.
- Соловьева, Д.Ю. Факторы адаптации первоклассников в школе / Д. Ю. Соловьева // Вопросы психологии. - 2012. - № 4. - С. 23-31.
- ФГОС. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (1-4 кл.) // Официальный ресурс Министерства образования и науки Российской Федерации [Электронный ресурс]. - URL: http://base.garant.ru/197127/#ixzz4nk2772JS.
- Фельдштейн, Д. И. Социализация и индивидуализация содержание процесса социального взросления / Д.И. Фельдштейн // Возрастная
- психология: Детство, отрочество, юность : хрестоматия. М., 2015. С. 188195.
- Цыба, Н.В. Система адаптации первоклассников как педагогическая технология / Н. В. Цыба. // Завуч начальной школы. - 2012. - № 5. - С. 68-88.
- Чаркова, Ф. В. Обучение общению / Ф.В. Чаркова // Начальная школа. - № 6. - С. 38-39.