Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 158
Скачиваний: 2
Задачи контрольного эксперимента:
- изучить уровень адаптации первоклассников к школе после реализации комплекса мероприятий;
- проанализировать результаты исследования.
Для определения эффективности проведенной работы, мы использовали тот же комплекс диагностических методик, что и в констатирующем эксперименте:
- опрос учащихся с использованием методики изучения школьной мотивации Н.Г. Лускановой;
- цветовой тест отношений Люшера;
- опрос классного руководителя и родителей учащихся первого класса.
Методика проведения диагностик подробно описана выше (см. п.2.1).
Осуществив контрольную диагностику, мы получили следующие результаты.
- Методика изучения школьной мотивации Н.Г. Лускановой.
Для большинства учащихся характерна хорошая школьная мотивация. Дети положительно относятся к школе и учебным занятиям. Их привлекает не только внеурочная деятельность, но и сам процесс обучения, получения новых знаний.
В процессе исследования выявлены дети с низкой школьной мотивацией и школьной дезадаптацией. Однако стоит отметить, что их число сократилось. С низкой школьной мотивацией - 3 человека и негативным отношением к школе, школьной дезадаптацией - 2 ребенка.
Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного эксперимента школьной мотивации Н.Г. Лускановой представлены ниже в таблице (табл. 5).
Результаты контрольного диагностирования школьной мотивации
Уровень |
Описание уровня |
Количество баллов |
Человек |
% |
Уровень I (25 - 30) |
Высокий уровень школьной мотивации |
5 |
5 |
16,6 |
Уровень II (20 - 24) |
Хорошая школьная мотивация |
11 |
11 |
36,6 |
Уровень III (15 - 19) |
Положительное отношение к школе, но школа привлекает детей внеучебной деятельностью |
9 |
9 |
30 |
Уровень IV (10 - 14) |
Низкая школьная мотивация |
3 |
3 |
10 |
Уровень V (ниже 10) |
Негативное отношение к школе, школьная дезадаптация |
2 |
2 |
6,6 |
Проведем сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного эксперимента (табл. 6).
Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного диагностирования школьной мотивации Н.Г. Лускановой
Уровень |
Описание уровня |
Констатирующий этап, чел. |
Контрольный этап, , чел. |
Изменение, %. |
Уровень I (25 - 30) |
Высокий уровень школьной мотивации |
3 |
52 |
66 |
Уровень II (20 - 24) |
Хорошая школьная мотивация |
6 |
11 5 |
83 |
Продолжение таблицы 6
Уровень III (15 - 19) |
Положительное отношение к школе, но школа привлекает детей внеучебной деятельностью |
12 |
9 -3 |
-25 |
Уровень IV (10 - 14) |
Низкая школьная мотивация |
5 |
3 -2 |
40 |
Уровень V (ниже 10) |
Негативное отношение к школе, школьная дезадаптация |
4 |
2 -2 |
50 |
Анализ таблицы 6 позволяет сделать следующий вывод. Число детей с высоким уровнем школьной мотивации увеличилось на 2 человека. Число детей с хорошим уровнем школьной мотивации также выросло на 5 человек и составило 11 человек. Число детей с третьим уровнем школьной мотивации сократилось на 3 человека, что также можно расценивать, как положительный показатель. Это означает, что дети заинтересованы самим процессом получения знаний. Уровень детей с низкой школьной мотивацией и школьной дезадаптацией снизился на 2 человека. Таким образом, негативное отношение к школе изменилось на позитивное.
- Цветовой тест отношений Люшера.
Анализ контрольного диагностирования позволил прийти к следующему выводу. 20 учащихся первого класса (66,6%) имеют положительный эмоциональный фон. У 25 учащихся (83,3%) эмоциональный фон характеризуется преобладанием хорошего настроения. Из них соответственно: 7 учеников - преобладание положительных эмоций, 18 школьников - эмоциональное состояние в норме, адаптация протекает хорошо. У 4 учащихся (Андрей А., Ярослав М., Евгения С., Тимур Б.) сохраняется преобладание отрицательных эмоций, что свидетельствует о нарушении адаптационного процесса.
Для 27 учащихся (90%) характерно отсутствие переутомления. У 40% учащихся (12 детей) наблюдается состояние компенсируемой усталости, самовосстановление оптимальной работоспособности у этих учащихся происходит за счет периодического снижения активности.
Положительное отношение к школе отмечается у 85% учащихся исследуемой группы (26 детей). Благополучную обстановку в семье отмечают 97 % первоклассников. (29 детей). У 4 учащихся (13,3%) сохраняются инфантильные установки по отношению к классному руководителю.
Результаты данного исследования выявили негативное отношение к школе - 1 ребенка (3,3%) (Тимур Б.) и к одноклассникам - 1 человек (3,3%) (Ярослав М.). Данные анализа позволяют сделать следующий вывод. Мы видим, что выросло число детей с положительным отношением к школе. У детей отмечается доминирование хорошего настроения, положительный эмоциональный фон. Изменение показателей в лучшую сторону свидетельствуют об эффективности реализации комплекса мероприятий по содействию адаптации у первоклассников.
- Анкетирование педагога.
Согласно данным контрольного анкетирования педагога, можно сделать следующий вывод. Педагог отметил положительную динамику протекания адаптационного периода первоклассников.
Высоким уровнем адаптации с точки зрения классного руководителя обладают 11 человек (36,6%);
- средний уровень адаптации наблюдается у 16 учеников (53,3%);
- школьная дезадаптация с точки зрения педагога характерна для 3 человек (10%).
Сравнительный анализ констатирующего и контрольного диагностирования уровня школьной адаптации, по мнению учителя, представлен на рисунке 1.
Рис1. Сравнительный анализ констатирующего и контрольного диагностирования уровня школьной адаптации, по мнению учителя
- Анкетирование родителей.
Стоит отметить, что во время контрольного этапа исследования, родители были наиболее открыты и расположены к диагностированию. В ходе личной беседы они отметили изменения учащихся в лучшую сторону. Положительные изменения произошли в эмоциональном фоне учащихся, большинство детей с желанием и охотой идут в школу, самостоятельно решают домашнее задание, выстраивают дружеские отношения с педагогом и сверстниками.
Интерпретация контрольного анкетирования родителей позволила сделать следующий вывод. В анкетировании приняли участие 100% родителей. Большинство обучающихся 1 «А» класса успешно проходят процесс адаптации (28 человек, 93,3%). Большинство ребят с удовольствием идут в школу, адаптировались к новому распорядку дня и приспособились к нему, впечатления от школы накладывают положительный эмоциональный отпечаток, большинство из ребят делятся этими впечатлениями с близкими.
Число детей, которые без особой охоты идут в школу, сократилось (9 человек). Родители, в большинстве, положительно относятся к школе и классному руководителю (28 человек). Таким образом, подводя итог практической части дипломного исследования, можно сделать следующий вывод.
Констатирующий этап экспериментальной работы был направлен на изучение уровня адаптации первоклассников к школе. Анализ школьной мотивации позволил сделать вывод, что большинство детей (12 человек) имеют положительное отношение к школе, однако школа привлекает их внеучебной деятельностью. В процессе исследования выявлены дети с низкой школьной мотивацией - 5 школьников (16,7%) и негативным отношением к школе, школьной дезадаптацией - 4 ребенка (13,3%). Общий эмоциональный фон детей положительный, что свидетельствует об отсутствии у них нарушения адаптационного процесса. Большее количество детей не переутомляются, у них наблюдается положительное отношение к школе.
Несмотря на положительное отношение большинства детей к школе, имеются дети с явными признаками дезадаптации. В процессе исследования выявлены дети с низкой школьной мотивацией - 5 школьников (16,7%) и негативным отношением к школе, школьной дезадаптацией - 4 ребенка (13,3%).
Трудности в установлении взаимоотношений между первоклассниками так же негативно сказывались на учебе. Некоторое число конфликтов возникало непосредственно в процессе уроков, из-за чего концентрация внимания учеников на познавательной деятельности снижалась.
В связи с этим был разработан комплекс мероприятий по содействию адаптации первоклассников к школе.
Цель комплекса мероприятий: помощь в адаптации первоклассников к школе.
Комплекс ориентирован на содействие формированию дружеских отношений в классе, развитию уверенности в себе и своих учебных возможностях, обеспечении чувства психологической защищенности, предупреждении неблагоприятных факторов, влияющих на психическое здоровье детей через проведение комплекса мероприятий.
Разработанный комплекс состоял из 10 мероприятий. Каждое мероприятие имело следующую структуру: информационный этап (освоение соответствующих знаний и умений); практический этап (применение знаний и умений на практике); рефлексивный этап (анализ полученного опыта, возможности его применения в реальных жизненных ситуациях).
На занятиях использовались следующие формы работы с учащимися: индивидуальная, групповая, фронтальная.
При разработке и реализации комплекса мероприятий мы руководствовались следующими принципами: гуманности, учета возрастных и индивидуальных особенностей младшего школьника, сотворчества.
После реализации комплекса мероприятий автором было проведено контрольное диагностирование, направленное на выявление и сравнительный анализ данных констатирующего и контрольного эксперимента. Методики диагностирования были идентичны методикам констатирующего эксперимента.
В результате проведения диагностик мы сделали вывод, что комплекс реализуемых мероприятий является эффективным.
Число детей с высоким уровнем школьной мотивации увеличилось, дети заинтересованы самим процессом получения знаний, большинство учащихся поменяли свое негативное отношение к школе.
Родители отмечают, что дети с удовольствием идут в школу, адаптировались к новому распорядку дня и приспособились к нему, впечатления от школы накладывают положительный эмоциональный отпечаток, большинство из ребят делятся этими впечатлениями с близкими.
Таким образом, сравнительный анализ свидетельствуют об эффективности разработанного комплекса мероприятий по содействию адаптации к школе.
Заключение
Изучив теоретическую базу по проблеме исследования, нам удалось сделать следующий вывод.
Школьная адаптация - приспособление ребенка к первичному учебному коллективу (классу), нормам поведения и взаимоотношений в новом коллективе. В процессе школьной адаптации происходит включение ребенка в систему взаимоотношений класса с его традициями, нормами жизни, ценностными ориентациями
Основными показателями успешной адаптации ребенка к школе являются положительное отношение ребенка к школе, принятие школьных норм и правил, сформированность мотивации учения, хорошее эмоциональное самочувствие ребенка, формирование адекватного поведения.
Младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства.
Младший школьный возраст является достаточно значимым периодом жизни, поскольку в это время закладываются основы характера и поведения, проявляется темперамент, а также стремление занять определенный социальный статус в обществе.
Готовность ребенка к школе определяется уровнем развития личности в интеллектуальном, мотивационном, коммуникативном и физическом отношениях. Адаптация детей к школе в значительной степени определяется уровнем социально-педагогической деятельности.
Цель социально - педагогической деятельности - создание педагогических и социально - психологических условий, позволяющих ребёнку успешно функционировать и развиваться в педагогической среде (школьной системе отношений). Социально - педагогическая деятельность по адаптации первоклассников к школе осуществляется работой психолога, социального педагога, классного руководителя, а также ведется работа с семьей для выявления уровня подготовки школьников, в рамках этой работы осуществляются следующие направления деятельности: