Файл: Теории обучения и воспитания.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 147

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Задачи контрольного эксперимента:

  • изучить уровень адаптации первоклассников к школе после реализации комплекса мероприятий;
  • проанализировать результаты исследования.

Для определения эффективности проведенной работы, мы использовали тот же комплекс диагностических методик, что и в констатирующем эксперименте:

  • опрос учащихся с использованием методики изучения школьной мотивации Н.Г. Лускановой;
  • цветовой тест отношений Люшера;
  • опрос классного руководителя и родителей учащихся первого класса.

Методика проведения диагностик подробно описана выше (см. п.2.1).

Осуществив контрольную диагностику, мы получили следующие результаты.

  1. Методика изучения школьной мотивации Н.Г. Лускановой.

Для большинства учащихся характерна хорошая школьная мотивация. Дети положительно относятся к школе и учебным занятиям. Их привлекает не только внеурочная деятельность, но и сам процесс обучения, получения новых знаний.

В процессе исследования выявлены дети с низкой школьной мотивацией и школьной дезадаптацией. Однако стоит отметить, что их число сократилось. С низкой школьной мотивацией - 3 человека и негативным отношением к школе, школьной дезадаптацией - 2 ребенка.

Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного эксперимента школьной мотивации Н.Г. Лускановой представлены ниже в таблице (табл. 5).

Таблица 5

Результаты контрольного диагностирования школьной мотивации

Н.Г. Лускановой

Уровень

Описание уровня

Количество

баллов

Человек

%

Уровень I (25 - 30)

Высокий уровень школьной мотивации

5

5

16,6

Уровень II (20 - 24)

Хорошая школьная мотивация

11

11

36,6

Уровень III (15 - 19)

Положительное отношение к школе, но школа привлекает детей внеучебной деятельностью

9

9

30

Уровень IV (10 - 14)

Низкая школьная мотивация

3

3

10

Уровень V (ниже 10)

Негативное отношение к школе, школьная дезадаптация

2

2

6,6

Проведем сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного эксперимента (табл. 6).

Таблица 6

Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного диагностирования школьной мотивации Н.Г. Лускановой


Уровень

Описание

уровня

Констатирующий этап, чел.

Контрольный этап,

, чел.

Изменение,

%.

Уровень

I

(25 - 30)

Высокий

уровень

школьной

мотивации

3

52

66

Уровень

II

(20 - 24)

Хорошая

школьная

мотивация

6

11 5

83

Продолжение таблицы 6

Уровень

III

(15 - 19)

Положительное отношение к школе, но школа привлекает детей

внеучебной

деятельностью

12

9 -3

-25

Уровень

IV

(10 - 14)

Низкая

школьная

мотивация

5

3 -2

40

Уровень

V

(ниже

10)

Негативное отношение к школе, школьная дезадаптация

4

2 -2

50

Анализ таблицы 6 позволяет сделать следующий вывод. Число детей с высоким уровнем школьной мотивации увеличилось на 2 человека. Число детей с хорошим уровнем школьной мотивации также выросло на 5 человек и составило 11 человек. Число детей с третьим уровнем школьной мотивации сократилось на 3 человека, что также можно расценивать, как положительный показатель. Это означает, что дети заинтересованы самим процессом получения знаний. Уровень детей с низкой школьной мотивацией и школьной дезадаптацией снизился на 2 человека. Таким образом, негативное отношение к школе изменилось на позитивное.

  1. Цветовой тест отношений Люшера.

Анализ контрольного диагностирования позволил прийти к следующему выводу. 20 учащихся первого класса (66,6%) имеют положительный эмоциональный фон. У 25 учащихся (83,3%) эмоциональный фон характеризуется преобладанием хорошего настроения. Из них соответственно: 7 учеников - преобладание положительных эмоций, 18 школьников - эмоциональное состояние в норме, адаптация протекает хорошо. У 4 учащихся (Андрей А., Ярослав М., Евгения С., Тимур Б.) сохраняется преобладание отрицательных эмоций, что свидетельствует о нарушении адаптационного процесса.

Для 27 учащихся (90%) характерно отсутствие переутомления. У 40% учащихся (12 детей) наблюдается состояние компенсируемой усталости, самовосстановление оптимальной работоспособности у этих учащихся происходит за счет периодического снижения активности.

Положительное отношение к школе отмечается у 85% учащихся исследуемой группы (26 детей). Благополучную обстановку в семье отмечают 97 % первоклассников. (29 детей). У 4 учащихся (13,3%) сохраняются инфантильные установки по отношению к классному руководителю.


Результаты данного исследования выявили негативное отношение к школе - 1 ребенка (3,3%) (Тимур Б.) и к одноклассникам - 1 человек (3,3%) (Ярослав М.). Данные анализа позволяют сделать следующий вывод. Мы видим, что выросло число детей с положительным отношением к школе. У детей отмечается доминирование хорошего настроения, положительный эмоциональный фон. Изменение показателей в лучшую сторону свидетельствуют об эффективности реализации комплекса мероприятий по содействию адаптации у первоклассников.

  1. Анкетирование педагога.

Согласно данным контрольного анкетирования педагога, можно сделать следующий вывод. Педагог отметил положительную динамику протекания адаптационного периода первоклассников.

Высоким уровнем адаптации с точки зрения классного руководителя обладают 11 человек (36,6%);

- средний уровень адаптации наблюдается у 16 учеников (53,3%);

- школьная дезадаптация с точки зрения педагога характерна для 3 человек (10%).

Сравнительный анализ констатирующего и контрольного диагностирования уровня школьной адаптации, по мнению учителя, представлен на рисунке 1.

Рис1. Сравнительный анализ констатирующего и контрольного диагностирования уровня школьной адаптации, по мнению учителя

  1. Анкетирование родителей.

Стоит отметить, что во время контрольного этапа исследования, родители были наиболее открыты и расположены к диагностированию. В ходе личной беседы они отметили изменения учащихся в лучшую сторону. Положительные изменения произошли в эмоциональном фоне учащихся, большинство детей с желанием и охотой идут в школу, самостоятельно решают домашнее задание, выстраивают дружеские отношения с педагогом и сверстниками.

Интерпретация контрольного анкетирования родителей позволила сделать следующий вывод. В анкетировании приняли участие 100% родителей. Большинство обучающихся 1 «А» класса успешно проходят процесс адаптации (28 человек, 93,3%). Большинство ребят с удовольствием идут в школу, адаптировались к новому распорядку дня и приспособились к нему, впечатления от школы накладывают положительный эмоциональный отпечаток, большинство из ребят делятся этими впечатлениями с близкими.

Число детей, которые без особой охоты идут в школу, сократилось (9 человек). Родители, в большинстве, положительно относятся к школе и классному руководителю (28 человек). Таким образом, подводя итог практической части дипломного исследования, можно сделать следующий вывод.


Констатирующий этап экспериментальной работы был направлен на изучение уровня адаптации первоклассников к школе. Анализ школьной мотивации позволил сделать вывод, что большинство детей (12 человек) имеют положительное отношение к школе, однако школа привлекает их внеучебной деятельностью. В процессе исследования выявлены дети с низкой школьной мотивацией - 5 школьников (16,7%) и негативным отношением к школе, школьной дезадаптацией - 4 ребенка (13,3%). Общий эмоциональный фон детей положительный, что свидетельствует об отсутствии у них нарушения адаптационного процесса. Большее количество детей не переутомляются, у них наблюдается положительное отношение к школе.

Несмотря на положительное отношение большинства детей к школе, имеются дети с явными признаками дезадаптации. В процессе исследования выявлены дети с низкой школьной мотивацией - 5 школьников (16,7%) и негативным отношением к школе, школьной дезадаптацией - 4 ребенка (13,3%).

Трудности в установлении взаимоотношений между первоклассниками так же негативно сказывались на учебе. Некоторое число конфликтов возникало непосредственно в процессе уроков, из-за чего концентрация внимания учеников на познавательной деятельности снижалась.

В связи с этим был разработан комплекс мероприятий по содействию адаптации первоклассников к школе.

Цель комплекса мероприятий: помощь в адаптации первоклассников к школе.

Комплекс ориентирован на содействие формированию дружеских отношений в классе, развитию уверенности в себе и своих учебных возможностях, обеспечении чувства психологической защищенности, предупреждении неблагоприятных факторов, влияющих на психическое здоровье детей через проведение комплекса мероприятий.

Разработанный комплекс состоял из 10 мероприятий. Каждое мероприятие имело следующую структуру: информационный этап (освоение соответствующих знаний и умений); практический этап (применение знаний и умений на практике); рефлексивный этап (анализ полученного опыта, возможности его применения в реальных жизненных ситуациях).

На занятиях использовались следующие формы работы с учащимися: индивидуальная, групповая, фронтальная.

При разработке и реализации комплекса мероприятий мы руководствовались следующими принципами: гуманности, учета возрастных и индивидуальных особенностей младшего школьника, сотворчества.

После реализации комплекса мероприятий автором было проведено контрольное диагностирование, направленное на выявление и сравнительный анализ данных констатирующего и контрольного эксперимента. Методики диагностирования были идентичны методикам констатирующего эксперимента.


В результате проведения диагностик мы сделали вывод, что комплекс реализуемых мероприятий является эффективным.

Число детей с высоким уровнем школьной мотивации увеличилось, дети заинтересованы самим процессом получения знаний, большинство учащихся поменяли свое негативное отношение к школе.

Родители отмечают, что дети с удовольствием идут в школу, адаптировались к новому распорядку дня и приспособились к нему, впечатления от школы накладывают положительный эмоциональный отпечаток, большинство из ребят делятся этими впечатлениями с близкими.

Таким образом, сравнительный анализ свидетельствуют об эффективности разработанного комплекса мероприятий по содействию адаптации к школе.

Заключение

Изучив теоретическую базу по проблеме исследования, нам удалось сделать следующий вывод.

Школьная адаптация - приспособление ребенка к первичному учебному коллективу (классу), нормам поведения и взаимоотношений в новом коллективе. В процессе школьной адаптации происходит включение ребенка в систему взаимоотношений класса с его традициями, нормами жизни, ценностными ориентациями

Основными показателями успешной адаптации ребенка к школе являются положительное отношение ребенка к школе, принятие школьных норм и правил, сформированность мотивации учения, хорошее эмоциональное самочувствие ребенка, формирование адекватного поведения.

Младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства.

Младший школьный возраст является достаточно значимым периодом жизни, поскольку в это время закладываются основы характера и поведения, проявляется темперамент, а также стремление занять определенный социальный статус в обществе.

Готовность ребенка к школе определяется уровнем развития личности в интеллектуальном, мотивационном, коммуникативном и физическом отношениях. Адаптация детей к школе в значительной степени определяется уровнем социально-педагогической деятельности.

Цель социально - педагогической деятельности - создание педагогических и социально - психологических условий, позволяющих ребёнку успешно функционировать и развиваться в педагогической среде (школьной системе отношений). Социально - педагогическая деятельность по адаптации первоклассников к школе осуществляется работой психолога, социального педагога, классного руководителя, а также ведется работа с семьей для выявления уровня подготовки школьников, в рамках этой работы осуществляются следующие направления деятельности: