Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 166
Скачиваний: 2
Родителям предлагалось ответить на ряд вопросов. После завершения ответы подвергались анализу, в зависимости от вариантов ответов:
«а» - высокий уровень адаптации;
«б» - средний уровень адаптации, возможная дезадаптация;
«в» - низкий уровень адаптации.
В анкетировании приняли участие 100% родителей. Из данных полученных при анкетировании родителей можно сделать вывод, что большинство обучающихся 1 «А» класса успешно проходят процесс адаптации (26 человек, 86,6%). Большинство ребят с удовольствием идут в школу, восприняли адекватно новый распорядок дня и практически приспособились к нему, впечатления от школы накладывают эмоциональный отпечаток, большинство из ребят делятся этими впечатлениями с близкими, если у ребят возникают трудности, то они обращаются за помощью к родителям, выполнение заданий дома носит дозированный характер.
Однако по ответам родителей, можно сделать вывод, что некоторые дети без особой охоты идут в школу (14 человек). Некоторые дети спокойно относятся к своим удачам и неудачам, что также является признаком возможной дезадаптации (9 человек). Родители, в большинстве, положительно относятся к школе и классному руководителю (26 человек).
Констатирующий этап исследования позволил нам сделать определенные выводы об уровне адаптации первоклассников МАОУ «СОШ №12 им. В.Ф.Маргелова» г. Кунгура к школе.
Общий эмоциональный фон детей положительный. Большинство детей имеют хорошее настроение, положительные эмоции, у них не наблюдается преобладание отрицательных эмоций, плохого настроения и неприятных переживаний, что свидетельствовало бы о нарушении адаптационного процесса. Большее количество детей не переутомляются, у них наблюдается положительное отношение к школе. Несмотря на положительное отношение большинства детей к школе, имеются дети с явными признаками дезадаптации. В процессе исследования выявлены дети с низкой школьной мотивацией - 5 школьников (16,7%) и негативным отношением к школе, школьной дезадаптацией - 4 ребенка (13,3%). Данные констатирующего этапа обуславливают необходимость разработки специального социально-педагогического комплекса мероприятий по содействию адаптации первоклассников МАОУ «СОШ №12 им. В.Ф.Маргелова» г. Кунгура к школе.
Опираясь на результаты проведенного констатирующего эксперимента, изученную литературу, проанализированный опыт по проблеме адаптации первоклассников к школе, мы разработали комплекс мероприятий, направленный на содействие адаптации первоклассников к школе. Базой эксперимента явилось МАОУ «СОШ №12 им. В.Ф.Маргелова» г. Кунгура.
Констатирующий эксперимент показал, что серьезных проблем в сфере учебной деятельности у детей нет. У первоклассников отмечается положительный эмоциональный фон, большая часть детей не чувствует переутомление от учебной деятельности и положительно относятся к школе.
Однако, несмотря на это, нам удалось выявить детей с явными признаками школьной дезадаптации. А именно: 5 школьников (16,7%) с низкой школьной мотивацией и негативным отношением к школе, 4 ребенка (13,3%) с школьной дезадаптацией.
Данные констатирующего эксперимента обуславливают актуальность разработки комплекса мероприятий для содействия адаптации первоклассников к школе.
Цель комплекса мероприятий: помощь в адаптации первоклассников к школе.
Комплекс ориентирован на содействие формированию дружеских отношений в классе, развитию уверенности в себе и своих учебных возможностях, обеспечении чувства психологической защищенности, предупреждении неблагоприятных факторов, влияющих на психическое здоровье детей.
Реализация комплекса мероприятий предусматривает решение следующих задач:
обучающие:
Содействовать формированию у учащихся представления о своей новой роли, о новых условиях жизнедеятельности в школе.
Познакомить детей с правилами поведения на уроке и перемене.
Ознакомить детей с правилами содержания классного кабинета.
Способствовать формированию четких представлений о хороших и плохих поступках.
Содействовать воспитанию положительного отношения первоклассников к школе.
Способствовать воспитанию уважительного отношения к сверстникам.
Способствовать развитию познавательной активности младших школьников.
Способствовать развитию эмоционально-положительного отношения к совместной деятельности.
Срок реализации мероприятий: 12 месяцев.
Возрастная группа - учащиеся 1 класса МАОУ «СОШ №12 им. В.Ф.Маргелова» г. Кунгура, 6-8 лет.
Тематический план занятий представлен в Приложении.
Разработанный комплекс состоит из 10 мероприятий. Каждое мероприятие имеет следующую структуру:
-информационный этап (освоение соответствующих знаний и умений); -практический этап (применение знаний и умений на практике); -рефлексивный этап (анализ полученного опыта, возможности его применения в реальных жизненных ситуациях).
В зависимости от темы занятия, тот или иной этап может быть преобладающим.
На занятиях используются следующие формы работы с учащимися:
- индивидуальная,
- групповая,
- фронтальная.
В ходе проведения комплекса мероприятий, первоклассники получат новые знания о школе, распорядке дня, правилах поведения в школе. Эти знания необходимы, чтобы помочь ребенку быстрей вжиться в новую для него роль школьника.
Основной формой занятий является - игра.
Для первоклассников еще очень актуальны виды деятельности, которыми они занимались в дошкольном детстве. Это, прежде всего, относится к игре. Поэтому следует, активно включать игру в учебный процесс, а не запрещать игру, не исключать ее из жизни первоклассника. В первом классе игра имеет особое значение для формирования умения учиться - основной деятельности, которой занимается теперь ребенок.
Игры с правилами так же, как и учебная деятельность, развивает самооценку, самоконтроль и самостоятельность. В процессе этих игр ребенок усваивает систему эталонов - этических, сенсорных, практических и др. Игры очень важны для формирования произвольного поведения, воображения, творчества ученика, так необходимого ему для обучения.
Мероприятия были включены в план работы классного руководителя и проводились во время классных часов.
Условиями эффективности реализации комплекса мероприятий является положительный настрой учащихся, достаточное обеспечение дидактическими и методическими материалами, связь семьи и школы.
Ожидаемые конечные результаты:
- обретение учащимися учебной мотивации;
- знание и соблюдение общепринятых норм поведения в школе;
- установление контакта с учителем и со сверстниками.
При разработке и реализации комплекса мероприятий мы руководствовались следующими принципами:
- Гуманизма - признание ценности ребенка как личности, создание условий для развития его творческого потенциала, склонностей, оказание помощи в интеграции его в общество.
- Природосообразности - учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, опора на положительное в ребенке, развитие инициативы и самостоятельности ребенка.
- Культуросообразности - учет условий, в которых находится человек, а также культуры данного общества в процессе воспитания и образования; приобщение ребенка к различным культурам общества совместными усилиями семьи и школы; формирование у школьника знаний правил общества, в котором он находится, навыков культуры поведения.
Все мероприятия были успешно проведены. В качестве примера представим описание двух занятий, которые, на наш взгляд, вызвали наибольший интерес у учащихся.
Цель: сплочение группы в процессе преодоления трудностей, создание атмосферы взаимного доверия и поддержки в детском коллективе.
В процессе выполнения «Веревочного курса» была создана атмосфера творческого поиска, прорабатывались возможности принятия нестандартных решений, оказания взаимопомощи и поддержки в коллективе. На примере увлекательных, но довольно сложных упражнений дети учились решать общую задачу, вырабатывать тактику и стратегию ее решения. Участвуя в «Веревочном курсе», ребята начали преодолевать барьеры в общении, узнавать друг друга ближе, это способствовало естественному и быстрому сплочению группы.
В «Веревочный курс» были включены упражнения: «Узелки», «Электрическая цепь», «Биг-мак», «Сидячий круг», «Отжимания», «Все на борт», «Бревно», «Тролли», «Прогулка слепых», «Паутина».
Работа была представлена следующими этапами: разминка, основная часть, рефлексия.
Во время разминки учащиеся знакомились друг с другом и мной в качестве инструктора в процессе выполнения несложных заданий.
Основная часть включала в себя комплекс упражнений. Всей команде необходимо было из пункта «А» попасть в пункт «Б», преодолев разнообразные сказочные препятствия, которые устроили пираты, гоблины и другие сказочные персонажи.
Заключительная часть предполагала анализ результатов. Учащиеся высказывали свои впечатления, что за приключение пережил каждый участник, и, конечно же, делились этим с друзьями.
В ходе занятия основная цель достигнута. Наблюдая за действием учащихся, стоит сказать, что они сплотились в ходе занятия, помогали друг друга, прислушивались к мнениям товарищей по команде. В ходе выполнения упражнений царила благоприятная атмосфера.
Занятие 3. «Школьные тропинки»
Цель - познакомить детей с основными помещениями школы.
Занятие проходило в игровой форме, была реализована Квест-игра. Другими словами «Квест-игра» - это поисковая деятельность.
Участие принимали работники библиотеки, гардероба, столовой, учитель физкультуры и др.
Перед занятием была проделана следующая предварительная работа: Мы совместно с другими работниками школы составили карту путешествия, предупредил работников школы о мероприятии.
Занятие состояло из следующих этапов: организационный, основной, заключительный.
На организационном этапе мы создали положительный эмоциональный настрой в классе благодаря приветствию, прочтению стихотворения о школе; мы познакомили детей с темой занятия, предложили им выступить в роли путешественников. Первоклассники получили карту путешествия. Также на данном этапе мы познакомили учащихся с основными правилами игры, указали на необходимые меры безопасности.
Основной этап предполагал непосредственно путешествие по школе. Мы загадали загадку, отгадав которую дети отправились на «станцию». Например:
Учитель:
Снаружи смотришь - Дом, как дом,
Но нет жильцов обычных в нём.
В нём книги интересные
Стоят рядами тесными (библиотека)
На каждой станции детей ожидал сотрудник образовательного учреждения (библиотекарь, повар, работник гардероба), который рассказывал что-либо интересное о станции, о правилах поведения в данном помещении.
Последней станцией был класс. Я поздравила детей с завершением путешествия, рассказала о правилах поведения в классе, необходимостью ухаживать за ним, украшать, убирать.
На заключительном этапе осуществлялась рефлексия в форме беседы. Мы с учащимися вспомнили, на каких станциях побывали, кого встретили, какие правила запомнили, где больше всего понравилось.
На вопрос, что понравилось, ответы детей были следующие: «Понравилось бегать от станции к станции», «понравилось дружно отвечать на вопросы», «Понравилось узнавать много нового о библиотеке, столовой, физкультурном зале».
Я совместно с классным руководителем еще раз поздравила учеников с началом школьной жизни, пожелала быть добрыми и честными.
В ходе занятия ученики проявляли себя достаточно активно. Хочется отметить, что ребята следовали от станции к станции дружно, на станциях не перекрикивали друг друга, давали каждому возможность высказаться.
При реализации комплекса мероприятий, в общем, и проведении конкретных занятий, в частности, мы столкнулись со следующими трудностями: отсутствие у некоторых первоклассников склонности к самораскрытию. Для решения проблем мы стремились к созданию на занятиях атмосферы открытости, доверительности. Правила, которые предъявлялись к участникам занятий: взаимоуважение сторон, отсутствие критичности, формирование у учащихся установки на совместное решение проблемы. В результате происходило встречное движение - первоклассники становились более искренними и открытыми, уверенными в своих силах.
Анализ результатов формирующего этапа исследования будет рассмотрен в следующем параграфе.
2.3.Сравнительный анализ и обобщение результатов опытно - экспериментальной работы по содействию адаптации первоклассников к школе
На заключительном этапе экспериментальной работы была проведена контрольная диагностика.
Цель контрольного эксперимента - выявление и сравнительный анализ данных констатирующего и контрольного эксперимента.