Файл: Теории обучения и воспитания.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 156

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Младший школьный возраст является достаточно значимым периодом жизни, поскольку в это время закладываются основы характера и поведения, проявляется темперамент, а также стремление занять определенный социальный статус в обществе. Приобретая новые качества и навыки, школьник учится действовать в разных жизненных обстоятельствах самостоятельно, благодаря чему на его плечи ложится личная ответственность за свои действия и поступки.

Все это приводит к тому, что у ребенка меняется мировосприятие и повышается уровень интеллектуального развития. Как и в любом жизненном периоде, здесь есть свои психологические особенности, зная которые, младший школьный возраст можно использовать в качестве закладки основных жизненных ценностей ребенка, а также приобретения положительных качеств.

Возникающая в это время утомляемость может быть связана с интенсивным физическим ростом ребенка, который опережает его психо­эмоциональное развитие.

Главной задачей детей в этот период становится учебная деятельность, направленная на освоение новых знаний и умение воспринимать новую информацию.

Именно поэтому в это время происходит следующее [33]:

  • наглядно-образное мышление сменяется словесно-логическим;
  • доминирующей мотивацией становится достижение знаний и получение хороших отметок в качестве поощрения;
  • смена распорядка дня и референтной группы, а также новые требования приводят к смене восприятия ребенком своего места в коллективе, при котором он начинает осознавать себя в качестве человека с самостоятельным мнением.

Младший школьный возраст характеризуется самоутверждением ребенка, которое может проявляться по-разному. Если у одних детей становление происходит вместе с хорошей учебой и поведением, то у других это может происходить абсолютно наоборот.

Поэтому важно учитывать психологические особенности младших школьников, которые заключаются в стремлении к постоянной активности, необходимости делиться со взрослыми своими успехами и результатами, а также в потребности похвалы. Последнее, между прочим, является чрезвычайно важным моментом в жизни ребенка, поскольку похвала придает ему уверенность в правильно выбранной позиции по тому или иному вопросу.

В этом возрасте все школьники стараются копировать друг друга, и психологи отмечают так называемое коллективное поведение. В этом ничего плохого нет, поскольку это очень важный период в жизни каждого человека, при котором ребенок начинает чувствовать ответственность не только за себя самого, но и за своих товарищей. У него появляется чувство сопереживания за своих друзей, а также понимание долга, преданности и дружбы.


Все вышеизложенное доказывает необходимость участия социального педагога в решении проблемы адаптации первоклассников к условиям школьного обучения. Именно социальный педагог призван помочь ребенку в процессе адаптации к школьной жизни: принять на себя новую социальную роль, усвоить правила и нормы обучения в школе, наладить отношения с одноклассниками и классным руководителем.

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по содействию адаптации первоклассников к школе

2.1. Описание и анализ результатов констатирующего эксперимента

Целью констатирующего этапа экспериментальной работы является изучение уровня адаптации первоклассников к школе.

В исследовании уровня адаптации первоклассников к школе приняли участие учащиеся 1 «а» (30 человек, возраст 6-7 лет), их родители (30 человек).

Диагностический комплекс состоит из следующих методик (табл. 1).

Таблица 1

Методики определения уровня адаптации первоклассников к школе

Составляющие

адаптации

Показатели

Диагностические

методики

Организационная

адаптация

сформированность позиции школьника; принятие ребенком школьных правил

Опрос учащихся с использованием методики изучения школьной мотивации Н.Г. Лускановой

Учебно-мотивационная

адаптация

наличие потребности в знаниях, успеваемость

Опрос учащихся с использованием методики изучения школьной мотивации Н.Г. Лускановой

Психологическая

адаптация

эмоциональное состояние ребенка в школе

Цветовой тест отношений Люшера

Социальная адаптация

формирование адекватного поведения, установление контактов с учащимися и учителем

Опрос классного руководителя и родителей учащихся первого класса


Представим технологию проведения и основные результаты диагностирования ниже.

1) Опрос учащихся с использованием методики изучения школьной мотивации Н.Г. Лускановой (прил. 1).

Учащимся предлагалось ответить на вопросы индивидуально, в процессе беседы с психологом. Инструкция такова: «Сейчас я прочитаю десять вопросов, на которые каждый из вас ответит в своем листочке. Правильных и неправильных ответов в этом задании нет. Каждый из вас отвечает так, как считает нужным».

После инструкции зачитываются вопросы:

  1. Тебе нравится в школе или не очень?
  2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе хочется остаться дома?
  3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу необязательно приходить всем ученикам, ты бы пошел в школу?
  4. Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?
  5. Ты бы хотел, чтобы не задавали домашних заданий?
  6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались только определенные предметы?
  7. Ты часто рассказываешь о школе родителям?
  8. Ты бы хотел, чтобы у тебя был менее строгий учитель?
  9. У тебя в классе много друзей?
  10. Тебе нравятся твои одноклассники?

Процедура обработки результатов. Листы с ответами испытуемых на предложенные вопросы обрабатываются, и имеющаяся в них информация переносится в специальную таблицу.

При обработке анкеты выделяют следующие уровни (табл. 2):

Таблица 2

Уровни школьной мотивации по Н.Г. Лускановой

Уровень

Описание уровня

Уровень I (25 - 30)

Высокий уровень школьной мотивации

Уровень II (20 - 24)

Хорошая школьная мотивация

Уровень III (15 - 19)

Положительное отношение к школе, но школа привлекает детей внеучебной деятельностью

Уровень IV (10 - 14)

Низкая школьная мотивация

Уровень V (ниже 10)

Негативное отношение к школе, школьная дезадаптация

Для большинства учащихся первого класса привлекательными являются ситуации внеучебного характера с внешними школьными атрибутами (таблица 1). Данная категория учащихся положительно относится к школе, предъявляемые требования воспринимает адекватно.

Также в процессе исследования выявлены дети с низкой школьной мотивацией - 5 школьников (16,7%): Коля Н., Ирина У., Юра Д., Артур Н., Иван В. С негативным отношением к школе, школьной дезадаптацией выявлено 4 ребенка (13,3%): Вадим Ф., Максим В., Елизавета Г., Алексей Ж.


Результаты проведения анкеты школьной мотивации Н.Г. Лускановой представлены ниже в таблице 3.

Таблица 3

Результаты проведения анкеты школьной мотивации Н.Г. Лускановой

Количество

Человек

Уровень

Описание уровня

баллов

о/

%

Продолжение таблицы 3

Уровень I (25 - 30)

Высокий уровень школьной мотивации

3

3

10,0%

Уровень II (20 - 24)

Хорошая школьная мотивация

6

6

20,0%

Уровень III (15 - 19)

Положительное отношение к школе, но школа привлекает детей внеучебной деятельностью

12

12

40,0%

Уровень IV (10 - 14)

Низкая школьная мотивация

5

5

16,7%

Уровень V (ниже 10)

Негативное отношение к школе, школьная дезадаптация

4

4

13,3%

Таким образом, анализ таблицы 3 позволяет сделать вывод, что большинство детей (12 человек) имеют положительное отношение к школе, однако школа привлекает их внеучебной деятельностью.

В процессе исследования выявлены дети с низкой школьной мотивацией - 5 школьников (16,7%) и негативным отношением к школе, школьной дезадаптацией - 4 ребенка (13,3%).

2) Цветовой тест отношений Люшера.

Цель: изучение эмоциональных компонентов отношений человека к значимым для него людям и отражающим как сознательный, так и частично неосознаваемый уровни этих отношений.

Проведение обследования. Учащемуся предлагается рассмотреть цветные карточки и ответить на ряд вопросов:

  1. На какой цвет похоже твое настроение, когда ты идешь в школу?
  2. На какой цвет похоже твое настроение, когда ты общаешься с родителями?
  3. На какой цвет похоже твое настроение, когда ты общаешься с классным руководителем?
  4. На какой цвет похоже твое настроение, когда общаешься с одноклассниками на перемене?

Пятым вопросом является предложение выбрать самый привлекательный из предложенных ребенку цветов. Его убирают, а из оставшихся ребенок вновь выбирает самый привлекательный для него цвет, и т.д. Когда остается три цветных карточки, инструкция изменяется: теперь ребенку предлагается выбрать цвет, который ему совсем не нравится, самый непривлекательный.

Данный тест дал возможность проанализировать адаптированность учащихся к семейной обстановке и к процессу обучения (отношение к школе). Общий результат оценивается по преобладающему эмоциональному фону и физиологической работоспособности (наличие или отсутствие переутомления).


Осуществляя диагностику, мы получили следующие результаты.

  1. 60% учащихся первого класса (18 человек) имеют положительный эмоциональный фон.
  2. У 23 детей (76,7% учащихся) эмоциональный фон характеризуется доминированием хорошего настроения. Из них соответственно: 5 учеников (16,7%) - преобладание положительных эмоций, 18 школьников (60%) - эмоциональное состояние в норме, адаптация протекает хорошо. У 23,3% учащихся (Андрей А., Аня К., Ярослав М., Евгения С., Ева С., Полина Ч., Тимур Б.) наблюдается преобладание отрицательных эмоций, плохого настроения и неприятных переживаний, что свидетельствует о нарушении адаптационного процесса.
  3. Для 26 учащихся (86,7%) характерно отсутствие переутомления. У 46,7% учащихся (14 детей) наблюдается состояние компенсируемой усталости, самовосстановление оптимальной работоспособности у этих учащихся происходит за счет периодического снижения активности; 1 ученик (3,3%) показал состояние перевозбуждения, компенсирующее усталость (Дима Ж.).
  4. Положительное отношение к школе отмечается у 70% учащихся исследуемой группы (21 ребенок).
  5. Благополучную обстановку в семье отмечают 93,3% первоклассников. (28 детей)
  6. Следует отметить, что у 8 учащихся (26,7%) наблюдаются инфантильные установки по отношению к классному руководителю.
  7. Результаты данного исследования выявили негативное отношение к школе - 2 ребенка (6,6%) (Ева С., Тимур Б.) и к одноклассникам - 1 человек (3,3%) (Ярослав М.).

Таким образом, мы видим, что общий эмоциональный фон детей положительный. Большинство детей имеют хорошее настроение, положительные эмоции, у них не наблюдается преобладание отрицательных эмоций, плохого настроения и неприятных переживаний, что свидетельствует о нарушении адаптационного процесса. Большее количество детей не переутомляются, у них наблюдается положительное отношение к школе. Опрос классного руководителя и родителей учащихся первого класса, помогающий определить эмоциональный настрой ребенка, его взаимоотношение со сверстниками, какова его познавательная активность, насколько он дисциплинирован, проявляет ли он признаки агрессии, наблюдается ли страх перед чем-либо, двигательную активность, успеваемость.

При определении уровня адаптации первоклассников к школе, я не разрабатывала собственную критериально-уровневую характеристику, а пользуюсь известной критериально-уровневой характеристикой адаптации А.Л. Венгера.

Согласно этим данным:

  • высоким уровнем адаптации с точки зрения классного руководителя обладают 9 человек (30%);
  • средний уровень адаптации наблюдается у 15 учеников (50%);
  • школьная дезадаптация по мнению педагога - 6 человек (20%). Таким образом, исследование показало, что высокий уровень адаптации присутствует у 9 школьников.