Файл: Роль мотивации в поведении организации (Теоретические аспекты мотивации трудовой деятельности).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 128
Скачиваний: 2
Кейс-стади – это метод выявления потребностей, когда работнику дается на рассмотрение та или иная возможная ситуация в компании, с тем чтобы выяснить, как он будет действовать. Кейсы должны базироваться на реальном фактическом материале или же быть приближенными к реальной ситуации. С помощью кейсов можно выяснить, какие стимулы применимы к сотруднику в зависимости от особенностей его характера, от приоритетных мотивов, ценностей и потребностей. Также кейсы помогают определить, стремится ли работник принести пользу компании, сделать максимальный вклад и обеспечить максимальный рост или же только хочет обезопасить себя и позаботиться о собственном карьерном продвижении.
- Мотивационный тест Герчикова. // [Электронный ресурс]. URL: http://b-t.com.ua/test_motype.php (дата обращения 15.03.2020)
Опросник
Внимательно прочитайте вопрос и все варианты ответов, которые для него приведены.
В каждом вопросе есть указание, сколько вариантов ответа Вы можете дать.
Большинство вопросов требуют дать только один или два варианта ответа.
1. Что Вы больше всего цените в своей работе? Можете дать один или два варианта ответа:
1) Что я в основном сам решаю, что и как мне делать.
2) Что она дает мне возможность проявить то, что я знаю и умею.
3) Что я чувствую себя полезным и нужным.
4) Что мне за нее относительно неплохо платят
5) Особенно ничего не ценю, но эта работа мне хорошо знакома и
привычна.
2. Какое выражение из перечисленных ниже Вам подходит более всего? Дайте только один ответ:
1) Я хочу обеспечить своим трудом себе и своей семье приличный
доход.
2) В своей работе я – полный хозяин.
3) У меня достаточно знаний и опыта, чтобы справиться с любыми трудностями в моей работе.
4) Я - ценный, незаменимый для организации работник.
5) Я всегда выполняю то, что от меня требуют.
Как Вы предпочитаете работать? Можете дать один или два варианта ответа:
1) Предпочитаю делать то, что знакомо, привычно.
2) Нужно, чтобы в работе постоянно появлялось что-то новое, чтобы,
но стоять на месте.
3) Чтобы было точно известно, что нужно сделать и что я за это
получу.
4) Предпочитаю работать под полную личную ответственность.
5) Готов(а) делать все, что нужно для организации.
4. Допустим, что Вам предлагают другую работу в Вашей организации. При каких условиях
Вы бы на это согласились? Можете дать один или два варианта ответа:
1) Если предложат намного более высокую зарплату.
2) Если другая работа будет более творческой, интересней, чем нынешняя.
3) Если новая работа даст мне больше самостоятельности.
4) Если это очень нужно для организации.
5) При всех случаях я предпочел (предпочла) бы остаться на той работе, к которой привык (привыкла).
5. Попробуйте определить, что для Вас означает Ваш заработок? Можете дать один или два
варианта ответа:
1) Плата за время и усилия, потраченные на выполнение работы.
2) Это, прежде всего, плата за мои знания, квалификацию.
3) Оплата за общие результаты деятельности организации.
4) Мне нужен гарантированный заработок - пусть небольшой, но, чтобы он был.
5) Какой бы он ни был, я его заработал(а) сам(а).
Как Вы относитесь к перечисленным ниже источникам дохода? Дайте только один ответ в каждом пункте.
6. Заработная плата и премии
1) Очень важно
2) Не очень важно
3) Совсем не важно
7. Доплаты за квалификацию
1) Очень важно
2) Не очень важно
3) Совсем не важно
8. Доплаты за тяжелые и вредные условия работы
1) Очень важно
2) Не очень важно
3) Совсем не важно
9. Социальные выплаты и льготы, пособия
1) Очень важно
2) Не очень важно
3) Совсем не важно
10. Доходы от капитала, акций
1) Очень важно
2) Не очень важно
3) Совсем не важно
11. Любые дополнительные приработки
1) Очень важно
2) Не очень важно
3) Совсем не важно
12. Приработки, но не любые, а только по своей специальности
1) Очень важно
2) Не очень важно
3) Совсем не важно
Доходы от Личного хозяйства, дачного участка и т.п.
1) Очень важно
2) Не очень важно
3) Совсем не важно
14. Выигрыш в лотерею, казино и пр.
1) Очень важно
2) Не очень важно
3) Совсем не важно
15. На каких принципах, по-Вашему, должны строиться отношения между работником и организацией? Дайте только один ответ:
1) Работник должен относиться к организации, как к своему дому, отдавать ей все и вместе
переживать трудности и подъемы. Организация должна соответственно оценивать преданность и труд работника.
2) Работник продает организации свой труд, и, если ему не дают хорошую цену, он вправе найти другого покупателя.
3) Работник приходит в организацию для самореализации и относится к ней, как к месту реализации своих способностей. Организация должна обеспечивать работнику такую возможность, извлекать из этого выгоду для себя и на этой основе развиваться.
4) Работник тратит на организацию свои силы, а организация должна взамен гарантировать ему зарплату и социальные блага.
16. Как Вы считаете, почему в процессе работы люди проявляют инициативу, вносят
различные предложения? Можете дать один или два варианта ответа:
1) Чувствуют особую ответственность за свою работу.
2) Из-за стремления реализовать свои знания и опыт, выйти за установленные работой рамки.
3) Чаще всего из-за желания улучшить работу своей организации.
4) Просто хотят «выделиться» или завоевать расположение начальства.
5) Хотят заработать, поскольку всякая полезная инициатива должна вознаграждаться.
17. Какое суждение о коллективной работе Вам ближе? Можете дать один или два варианта
ответа:
1) Коллектив для меня очень важен, одному хороших результатов не добиться.
2) Предпочитаю работать автономно, но чувствую себя так же хорошо, когда работаю вместе с интересными людьми».
3) Мне нужна свобода действий, а коллектив чаще всего эту свободу ограничивает.
4) Можно работать и в коллективе, но платить должны по личным результатам».
5) Мне нравится работать в коллективе, так как там я среди своих.
18. Представьте себе, что у вас появилась возможность стать владельцем Вашей организации.
Воспользуетесь ли Вы этой возможностью? Можете дать один или два варианта ответа:
1) Да, так как я смогу участвовать в управлении организацией.
2) Да, потому что это может увеличить мой доход.
3) Да, так как настоящий работник должен быть совладельцем.
4) Вряд ли: на заработке это не скажется участие в управлении меня не интересует, а работе
это помешает.
5) Нет, не нужны мне лишние заботы.
19. Представьте, пожалуйста, что Вы сейчас ищете работу. Вам предлагают несколько работ.
Какую из них Вы выберете? Можете дать один или два варианта ответа:
1) Наиболее интересную, творческую.
2) Наиболее самостоятельную, независимую.
3) За которую больше платят.
4) Чтобы за не слишком большие деньги не требовалось особенно «надрываться»
5) Не могу представить, что я уйду из нашей организации.
20. Что Вы, прежде всего, учитываете, когда оцениваете успехи другого работника, а Вашей организации? Можете дать один или два варианта ответа:
1) Его зарплату, доходы, материальное положение.
2) Уровень его профессионализма, квалификации.
3) Насколько хорошо он «устроился».
4) Насколько его уважают в организации.
5) Насколько он самостоятелен, независим.
21. Если положение в Вашей организации ухудшится, на какие перемены в Вашей работе и положении Вы согласитесь ради того, чтобы остаться на работе? Можете дать сколько угодно ответов:
1) Освоить новую профессию.
2) Работать неполный рабочий день или перейти на менее квалифицированную работу и меньше
получать.
3) Перейти на менее удобный режим работы.
4) Работать более интенсивно.
5) Соглашусь просто терпеть, потому что деваться некуда.
6) Скорее всего я просто уйду из этой организации.
22. Если Вы - РУКОВОДИТЕЛЬ, то что Вас привлекает, прежде всего, в этом положении?
Можете дать один или два варианта ответа:
1) Возможность принимать самостоятельные, ответственные решения.
2) Возможность принести наибольшую пользу организации.
3) Высокий уровень оплаты.
4) Возможность организовывать работу других людей.
5) Возможность наилучшим образом применить свои знания и умения.
6) Ничего особенно не привлекает, за положение руководителя не держусь.
23. Если Вы НЕ ЯВЛЯЕТЕСЬ РУКОВОДИТЕЛЕМ, то хотели бы Вы им стать? Можете дать
один или два варианта ответа:
1) Да, поскольку это даст возможность принимать самостоятельные, ответственною решения.
2) Не против, если это нужно для пользы дела.
3) Да, так как при этом я смогу лучше применить свои знания и умения.
4) Да, если это будет должным образом оплачиваться.
5) Нет, профессионал может отвечать только за самого себя.
6) Нет, руководство меня не привлекает, а хорошо заработать я могу и на своем месте.
7) Да, чем я хуже других?
8) Нет, это слишком большая нагрузка для меня.
Ключ к тесту
Идентификация типов трудовой мотивации
Вопросы |
Типы трудовой мотивации, идентифицируемые соответствующими |
||||
ИН |
ПР |
ПА |
ХО |
ЛЮ |
|
1 |
4 |
2 |
3 |
1 |
5 |
2 |
1 |
3 |
4 |
2 |
5 |
3 |
3 |
2 |
5 |
4 |
1 |
4 |
1 |
2 |
4 |
3 |
5 |
5 |
1 |
2 |
3 |
5 |
4 |
6 |
|||||
7 |
1 |
1 |
3 |
3 |
|
8 |
1 |
3 |
3 |
1 |
|
9 |
3 |
1 |
|||
10 |
3 |
3 |
3 |
1 |
3 |
11 |
1 |
3 |
1 |
||
12 |
1 |
1 |
3 |
3 |
|
13 |
1 |
||||
14 |
3 |
3 |
1 |
||
15 |
2 |
3 |
1 |
1 |
4 |
16 |
5 |
2 |
3 |
1 |
4 |
17 |
4 |
2 |
1 |
3 |
5 |
18 |
2 |
4 |
1 |
3,1 |
5 |
19 |
3 |
1 |
5 |
2 |
4 |
20 |
1 |
2 |
4 |
5 |
3 |
21 |
4,6 |
1,4,7 |
1,2,4,5 |
1,2,4 |
2,5 |
22 |
3,6 |
5 |
2 |
1 |
4 |
23 |
4,6 |
3,5 |
2 |
1,3 |
7,8 |
Представления о мотивационных типах (типология Герчикова)
Различают следующие "чистые" типы мотивации:
• люмпенизированный (избегательный класс);
• инструментальный (достижительный класс);
• профессиональный (достижительный класс);
• патриотический (достижительный класс);
• хозяйский (достижительный класс).
Каждый человек с точки зрения его мотивации представляет собой сочетание в некоторых пропорциях пяти чистых мотивационных типов
Люмпенизированный тип. Относится к избегательному классу мотивации.
Характеристика:
o все равно, какую работу выполнять, нет предпочтений;
o согласен на низкую оплату, при условии, чтобы другие не получали больше;
o низкая квалификация;
o не стремится повысить квалификацию, противодействует этому;
o низкая активность и выступление против активности других;
o низкая ответственность, стремление переложить ее на других;
o стремление к минимизации усилий.
Инструментальный тип. Относится к достижительному классу мотивации.
Характеристика:
o интересует цена труда, а не его содержание (то есть труд является инструментом для удовлетворения других потребностей, отсюда и название этого типа мотивации);
o важна обоснованность цены, не желает "подачек";
o важна способность обеспечить свою жизнь самостоятельно.
Профессиональный тип. Относится к достижительному классу мотивации.
Характеристика:
o интересует содержание работы;
o не согласен на неинтересные для него работы сколько бы за них не платили [2].
o интересуют трудные задания - возможность самовыражения;
o считает важной свободу в оперативных действиях;
o важно профессиональное признание, как лучшего в профессии.
Патриотический тип. Относится к достижительному классу мотивации.
Характеристика:
o необходима идея, которая будет им двигать;
o важно общественное признание участия в успехе;
o главная награда - всеобщее признание незаменимости в фирме.
Хозяйский тип. Относится к достижительному классу мотивации.
Характеристика:
o добровольно принимает на себя ответственность;
o характеризуется обостренным требованием свободы действий;
o не терпит контроля.
Формы стимулирования и их соответствие мотивационным типам
1. Негативные - неудовольствие, наказания, угроза потери работы.
2. Денежные - заработная плата, включая все виды премий и надбавок.
3. Натуральные - покупка или аренда жилья, предоставление автомобиля и др.