Файл: Организация закупочной работы на коммерческом предприятии.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 59

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Важным на данном этапе является определение оптимального ассортимента продаваемых товаров. Товарный ассортимент представляет собой совокупность ассортиментных групп определенного типа, предлагаемых производственно-сбытовыми (торговыми) предприятиями. В свою очередь, ассортиментная группа является совокупностью ассортиментных позиций и характеризуется:

- шириной, которую определяет количество предложенных ассортиментных групп;

- глубиной, которая отражает имеющееся количество позиций в каждой ассортиментной группе;

- насыщенностью, которая определяется общим количеством предложенных товаров;

- сопоставимостью, которая отражает взаимосвязь отдельных ассортиментных групп в контексте конечного потребления, диапазона цен, каналов распределения и т.д.[13]

Процесс формирования ассортимента товаров осуществляется следующим образом:

1) определяется перечень основных групп и подгрупп товаров, реализацией которых будет заниматься торговое предприятие;

2) определяется количество видов и разновидностей товаров в разрезе отдельных групп и подгрупп товаров;

3) разрабатывается конкретный ассортиментный перечень товаров для данного предприятия.[14]

Далее определяют уровень конкурентоспособности товаров, составляющих ассортимент. Оценка конкурентоспособности товаров может осуществляться на усмотрение руководства предприятия рейтинговым, матричным или табличным методами.

Чтобы оценить уровень конкурентоспособности товара следует учесть два аспекта, которые влияют на выбор товара покупателем. Первый  это полезный эффект, который получает потребитель, покупая товар, который имеет две составляющие: качество и сервис. Второй - это расходы, связанные с приобретением и эксплуатацией товара. Чем больше положительный эффект и меньшие затраты, тем более привлекательным для потребителя и конкурентоспособным является товар.[15]

Следующим подэтапом формирования товарной политики является выбор наиболее оптимального варианта ее реализации, который состоит из: количественной оценки товарной политики (определение показателей оценки товарного ассортимента:

- коэффициента широты ассортимента (по товарным группам и подгруппам);

- коэффициента глубины ассортимента;

- коэффициента гармоничности ассортимента;

- коэффициента обновления ассортимента;

- степени удовлетворения ассортимента потребителей (по данным анкетного опроса покупателей);


- доли товарной группы (или вида товара);

- доходы от реализации товара (или товарной группы, подгруппы));

- определение сильных и слабых сторон товарной политики и оценки ее оптимальности.[16]

Последним этапом является реализация разработанной товарной политики, включая ее анализ, контроль за ходом внедрения и корректировки в случае необходимости.

Эффективная товарная политика является залогом их коммерческого успеха в условиях жесткой конкурентной борьбы. Она должна базироваться только на запросах и предпочтениях конечных потребителей. При этом торговые предприятия должны отдавать предпочтение тем производителям, которые постоянно совершенствуют производственно-технологическую деятельность по повышению конкурентоспособности выпускаемой ими продукции.[17]

Подводя итог анализу теоретических аспектов, следует сделать вывод, что товарная политика торгового предприятия в значительной мере влияет на результаты его деятельности в условиях повышения уровня конкуренции и расширения ассортимента товаров в современной торговле. Товарная политика играет важную роль в осуществлении коммерческой и маркетинговой деятельности предприятия на рынке. Она заключается в определении и поддержании оптимальной ассортиментной структуры товаров, соответствующей не только потребностям целевого сегмента, но и целям предприятия. Были рассмотрены основные этапы формирования товарной политики, среди них значительное место занимает определение необходимых мер для продвижения именно наиболее востребованных потребителем товаров, что позволит повысить степень конкурентоспособности торгового предприятия в целом.

Глава 2. Анализ организации и эффективности товарной политики ООО Универсам «Ближний»

2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия

Объектом исследования является торговое предприятие ООО Универсам «Ближний», расположенное по адресу Ферганский пр-д, 3к1, Москва, 109507, является обществом с ограниченной ответственностью. Уставный фонд общества складывается только за счет вкладов учредителей. Понятие «с ограниченной ответственностью» означает, что все участники товарищества отвечают по своим обязательствам в пределах своих вкладов, а само общество отвечает по своим обязательствам всем своим имуществом, которое формируется за счет вкладов участников, полученных доходов и других законных источников.


Предприятие розничной торговли ООО Универсам «Ближний» работает на основании следующих регистрационных документов:

- Свидетельства о государственной регистрации юридического лица;

- Свидетельства о постановке на учет юридического лица в налоговом органе по месту нахождения на территории Российской Федерации.

Общество создается на неограниченный срок деятельности и основано на частной форме собственности. Общество имеет расчетный счет по основной деятельности, вправе в уставном порядке открывать другие счета в российских и зарубежных банках.

Предметом деятельности Общества являются: торговая деятельность, в том числе розничная торговля товарами и услугами.

По типу ООО Универсам «Ближний» является универсальным розничным предприятием, реализующим в основном пищевые продукты в широком ассортименте при индивидуальном методе обслуживания, через прилавок, также в магазине реализуется узкий ассортимент непродовольственных товаров.

ВООО Универсам «Ближний» соблюдаются требования основных нормативно-правовых документов, регулирующих вопросы деятельности предприятий торговли в РФ (Указы Президента России, Федеральные законы, Постановления Правительства РФ, Роспотребнадзора, ФНС России, Ростехрегулирования и др.).

Организационная структура управления показана на рисунке 1.

Служба безопасности

магазина

Программист

(системный администратор)

Зав. магазином

Директор

Гл. бухгалтер

охранник

продавцы

ст. оператор

оператор

бухгалтер

Администратор

торгового зала

товаровед

Ст. кассир

продавец гастрономического отдела

кассир

грузчик

фасовщик

Рисунок 1. Организационная структура управления торгового предприятия ООО Универсам «Ближний»

Согласно данным рисунка 1 можно сделать вывод, что организационную структуру управления предприятием можно отнести к таким видам структур, как линейно-функциональная. Здание ООО Универсам «Ближний» является встроенным, так как размещено на первом этаже жилого дома и занимает весь первый этаж и часть подвала.

В торговом зале универсама светло-серая отделка стен из пластика, натянуты подвесные потолки из пенопласта. Светлая отделка придает объем торговому залу. Предусмотрено люминесцентное освещение. Присутствует рекламное оформление интерьера.


Универсам выделяется объемной, вдоль всего магазина, вывеской с подсветкой. Вывеска оформлена ярко желтым и зеленым цветами на желтом фоне прекрасно сочетается с магазином. Фасад здания оформлен из ПВХ профиля. У магазина два входа с удобной широкой площадкой: один используется по назначению, во втором расположен банкомат.

Рентабельная работа магазина, повышения качества торгового обслуживания населения, рациональная организация торгово-технологического процесса во многом зависит от устройства, внутренней планировки и оборудования. В фирме «Овимекс» универсамом приобретено и установлено торговое оборудование отечественных и зарубежных производителей. Это прилавки-витрины, пристенные шкафы, низкотемпературные холодильники, холодильные камеры. Везде, и в прилавках, и в шкафах имеется подсветка для четкого обзора товара.

В магазине также имеются складские, служебные и бытовые помещения, где находятся рабочие места заведующей магазина, главного бухгалтера, приемщика, это комната для приемки товара по количеству и качеству, операторская, помещение для фасовки. Для работников магазина созданы наилучшие условия – комната для приема пищи, оборудованы гардероб-раздевалка и душевая. Складские помещения содержатся в чистоте и порядке. Большая часть товара находится в торговом зале универсама.

Все услуги в ООО Универсам «Ближний» предоставляются в полном объеме и соответствуют своему целевому назначению. На предприятии своевременно проводится контроль качества и безопасности оказываемых услуг, в соответствии с требованиями нормативных документов.

Для того чтобы узнать насколько эффективно работает исследуемое предприятие необходимо провести анализ хозяйственной деятельности предприятия. Анализ основных экономических показателей представлен в таблице 1.

Таблица 1

Анализ основных экономических показателей хозяйственной деятельностиООО Универсам «Ближний» за 2015-2017 гг.

Показатель

2015 г.

2016 г.

2017 г.

Отклонение 2016/ 2015

Отклонение 2017/ 2016

тыс. руб.

%

тыс. руб.

%

Товарооборот, тыс.руб., том числе:

66720,00

68160,00

68638,00

1440,00

102,16

478,00

100,70

Оборот по продовольственным товарам, тыс. руб.

65318,88

65092,80

64862,90

-226,08

99,65

-229,90

99,65

в % к товарообороту

97,90

95,50

94,50

-

-

-

-

Оборот по непродовольственным товарам, тыс. руб.

1401,12

3067,2

3775,10

1666,08

218,91

707,90

123,08

в % к товарообороту

2,10

4,50

5,50

-

-

-

-

Валовой доход, тыс.руб.

43200,00

43230,00

42138,00

30,00

100,07

1092,00

97,47

Уровень валового дохода к товарообороту, %

64,75

63,42

61,39

-

-

-

-

Товарооборот на 1 рубль валового дохода

1,54

1,57

1,63

0,03

101,95

0,06

103,82

Сумма валового дохода на 1 рубль товарооборота

0,64

0,63

0,61

-0,01

98,44

-0,02

96,83

Издержки обращения, тыс.руб.

21436,00

21744,00

22534,00

308,00

101,44

790,00

103,63

Уровень издержек обращения, %

32,13

31,90

32,83

-

-

-

-

Прибыль от продаж, тыс. руб.

21764,00

21486,00

19604,00

-278,00

98,72

-1882,00

91,24

Уровень прибыли к товарообороту, %

32,62

31,52

28,56

-

-

-

-

Балансовая прибыль, тыс.руб.

21624,00

21342,00

19458,00

-282,00

98,69

-1884,00

91,17

Налог (ЕНВД), тыс.руб.

3892,00

3842,00

3502,40

-50,00

98,72

-339,60

91,16

Уровень к товарообороту, %

5,83

5,64

5,10

-

-

-

-

Чистая прибыль, тыс.руб.

17732,00

17500,00

15955,60

-232,00

98,69

-1544,40

91,17

Уровень чистой прибыли к товарообороту, %

26,58

25,67

23,25

-

-

-

-

Численность работников всего, чел.

21,00

21,00

21,00

-

-

-

-

Выработка на 1 работника, тыс. руб.

3177,14

3245,70

3268,46

68,56

102,15

22,76

100,70

Фонд оплаты труда, тыс.руб.

4704,00

4860,00

4824,00

156,00

103,32

-36,00

99,26


Анализ данных таблицы 1 позволяет сделать вывод, что в 2016 г. товарооборот ООО Универсам «Ближний» по сравнению с предыдущим увеличился на 1440 тыс. руб. или на 2,16%, также рост наблюдается в 2017 г. на 478 тыс. руб. или на 0,7 %.

Так как, фактически весь рост товарооборота за последние 2 года связан с повышением цен на реализуемую продукцию, то валовой доход предприятия в данном периоде снизился. Если в 2016 г. он практически остался на прежнем уровне, увеличившись на незначительные 0,07% в сравнении с предыдущим годом, то в 2017 году этот показатель снизился на 2,53%, что говорит об ухудшении результатов экономической деятельности организации. В итоге, балансовая и чистая прибыль значительно уменьшились за анализируемый период. Так, в 2016 г. по данным показателям отмечалось падение на 1,31%, а в 2017 г. на 8,83%. То есть можно говорить, что, себестоимость товаров росла быстрее, чем уровень цен на них. Такой опережающий рост себестоимости был обусловлен инфляционным давлением.

По данным проведенных расчетов можно отметить, что общая сумма издержек ООО Универсам «Ближний»имеет положительную динамику роста в 2016 г. на 308 тыс. руб. или на 1,44%, и на 792 тыс. руб. или 3,63% в 2017 г., то есть темп роста ускоряется.

Уровень издержек в процентах к товарообороту в 2016 г. снизился на 0,23%, а в 2017г. он увеличился на 0,93% и составил 32,84%. Можно сделать вывод, что ООО Универсам «Ближний»способен контролировать уровень своих издержек, не позволяя им увеличиваться темпами, заметно превосходящими темпы роста товарооборота.

По показателю прибыли от продаж, которая по своей динамике является определяющей для балансовой прибыли, на предприятии также наблюдается снижение объемов в 2016-2017 гг. Прибыль от продаж, также как и балансовая, снизилась на 1,28% в 2016 г. и на 8,76% в 2017 г.

Таким образом, проведенный анализ основных экономических показателей, позволяет сделать вывод, что несмотря на рост товарооборота чистая прибыль предприятия снижается. Однако в целом предприятие является прибыльным и успешно осуществляет коммерческую деятельность на занимаемом рынке.

2.2. Анализ товарной политики предприятия и ее эффективности

Принципы товарной политики построены в соответствии с требованиями среднестатистического универсама. Однако, чтобы быть достаточно конкурентоспособными руководство пошло на такой шаг как «широкий ассортимент». Также руководство предприятия старается быть в курсе всех новинок, которые выпускают все пищевые предприятия.