Файл: Организация закупочной работы на коммерческом предприятии.pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 64
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы управления товарной политикой торгового предприятия
1.1. Понятие и значение товарной политики на предприятии
Глава 2. Анализ организации и эффективности товарной политики ООО Универсам «Ближний»
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия
2.2. Анализ товарной политики предприятия и ее эффективности
На основе данных таблицы 5по основным показателям конкурентов, можно сделать вывод, что такие конкуренты как магазин «Авоська» и магазин «Борисовский» являются наиболее развитыми в этом сегменте рынка потребителей. Выигрывают они по отношению к другим магазинам практически по всем показателям, но в основном: в широком ассортименте продовольственных товаров, в сложившейся репутации в связи с успешной и длительной работой с покупателями, качеству обслуживания. Следует отметить, важное отличие, реализуемых товаров, всех прямых конкурентов от ООО Универсам «Ближний».
Самое главное отличие товарной политики конкурентов - это наличие у всех трех магазинов ассортименте групп готовой продукции. Ведь насколько известно готовые блюда очень гармонично дополняют ассортимент продовольственного магазина. Спрос на готовую продукцию в последние несколько лет устойчиво растет, поскольку покупатели пользуются возможностью, снять с себя нагрузку работы на кухне после рабочей смены. К тому же цены на готовые блюда довольно демократичные. У всех конкурентов в ассортименте предлагаются готовые салаты, а также вторые готовые блюда, которые при отпуске по пожеланию покупателя могут разогреваться. Помимо этого, в универсаме «Доброном» дополнительно реализуется разнообразная выпечка, наличие этой группы изделий привлекает очень широкий сегмент потребителей, во-первых это школьники, студенты, а также семейные пары с детьми, и в тоже время пожилые люди также предпочитают часто покупать выпечку.
Таким образом, товарная политика ООО Универсам «Ближний» значительно уступает своим конкурентам по структуре ассортимента, но с другой стороны у универсама есть и другие конкурентные преимущества. Наглядно признаки конкурентоспособности, анализируемых магазинов, представлены на рисунке 2.
Рисунок 2. Признаки конкурентоспособности товарной политики анализируемых магазинов
По данным рисунка 2 можно отметить, что в целом товар и качество товаров в ООО Универсам «Ближний»и у его конкурентов примерно одинаковый, так как продовольственные товары закупаются зачастую у одних и тех же поставщиков. ООО Универсам «Ближний»отличается хорошей репутацией, ориентируется на покупателя, предлагая ассортимент товаров, пользующихся первым спросом, также магазин имеет удачное месторасположения. Предприятие предлагает дополнительный ассортимент непродовольственных товаров (пакеты, мешки, бумажные салфетки, бумажные полотенца и др.), таким образом, руководство предприятия расширяет и доформирует ассортимент продовольственных товаров. По показателям таблицы и рисунка, по анализируемым конкурентам видно, что ООО Универсам «Ближний»является достаточно конкурентоспособным предприятием и вполне успешно работает на рынке продовольственных товаров. Так же положительными сторонами являются специализированный подход к покупателям, качество обслуживания, предоставление услуг. Как было отмечено выше к существенным недостаткам можно отнести отсутствие, а ассортименте группы готовых блюд.
Показателем результативности хозяйственной деятельности предприятия в целом, а товарной политики в частности является прибыль. Анализ прибыли ООО Универсам «Ближний» приведен в таблице 6.
Таблица 6
Анализ прибыли ООО Универсам «Ближний» 2015-2017 гг.
Показатель |
2015 г. |
2016 г. |
2017 г. |
Отклонение 2016/ 2015 |
Отклонение 2017/ 2016 |
||
тыс. руб. |
% |
тыс. руб. |
% |
||||
Товарооборот, тыс.руб. |
66720,00 |
68160,00 |
68638,00 |
1440,00 |
102,16 |
478,00 |
100,70 |
Валовой доход, тыс.руб. |
43200,00 |
43230,00 |
42138,00 |
30,00 |
100,07 |
1092,00 |
97,47 |
Уровень к товарообороту, % |
64,75 |
63,42 |
61,39 |
- |
- |
- |
- |
Прибыль от продаж, тыс. руб. |
21764,00 |
21486,00 |
19604,00 |
-278,00 |
98,72 |
-1882,00 |
91,24 |
Уровень к товарообороту, % |
32,62 |
31,52 |
28,56 |
- |
- |
- |
- |
Налоги, тыс.руб. |
3892,00 |
3842,00 |
3502,40 |
-50,00 |
98,72 |
-339,60 |
91,16 |
Уровень к товарообороту, % |
5,83 |
5,64 |
5,10 |
- |
- |
- |
- |
Балансовая прибыль, тыс.руб. |
21624,00 |
21342,00 |
19458,00 |
-282,00 |
98,69 |
-1884,00 |
91,17 |
Уровень к товарообороту, % |
32,41 |
31,31 |
28,35 |
- |
- |
- |
- |
Чистая прибыль, тыс.руб. |
17732,00 |
17500,00 |
15955,60 |
-232,00 |
98,69 |
-1544,40 |
91,17 |
Уровень к товарообороту, % |
26,58 |
25,67 |
23,25 |
- |
- |
- |
- |
Анализируя данные таблицы 6, следует отметить повышение цен на закуп товаров, которые определяют динамику себестоимости. Рост по данному показателю составил 6% и 6,3% в 2016 г. и в 2017 г. соответственно. В итоге, в структуре товарооборота ООО Универсам «Ближний» уровень себестоимости значительно повысился. Рост уровня себестоимости в структуре товарооборота негативно влияет на показатели валового дохода, уменьшая их, что ведет к снижению итоговых показателей прибыльности предприятия.
Определяющим для показателей прибыли организации является величина валового дохода, который в 2016 г. остался на прежнем уровне, незначительно увеличившись на 0,07% по итогам года. В 2017 г. наблюдалось заметное снижение по этому показателю на 2,53%.
Балансовая и чистая прибыль за последние 2 года упали значительно, так как валовый доход фактически снизился за анализируемый период, а издержки продолжили свой рост как в 2016 г., так и в 207 г. Если в 2016 г. прибыль снизилась на 1,31%, то в 2017 г. произошло резкое падение на 8,84%.
Аналогично, прибыль от продаж снижалась, повторяя динамику балансовой и чистой прибыли, несмотря на рост товарооборота. Падение прибыли от продаж в 2016 г. составило 1,28% и 8,74% в 2017 г.
Таким образом, несмотря на увеличения объема продаж, ошибки в товарной политике обусловили снижение чистой прибыли. Решению данной проблемы руководство должно посвятить свои силы в первую очередь.
2.3. Рекомендации по совершенствованию товарной политики предприятия
Выявленные в ходе анализа проблемы предприятия, позволяют сформулировать направления стратегического развития товарной политики на будущий период. Как показал проведенный анализ, в магазине предлагается группы товаров первого спроса, то есть самые необходимые – это мясо, рыба, курица, бакалея, хлеб, чай. При этом прямые конкуренты универсама реализуют не только широкий ассортимент продовольственных товаров, но и также дополнили его реализацией готовой продукции: салатами, готовыми вторыми блюдами, ООО универсам «Доброном» также дополнительно реализует различные выпеченные изделия.
В связи с этим для повышения эффективности товарной политики предлагается расширить ассортимент ООО Универсам «Ближний» новой группой товаров «Салаты». В настоящее время готовые салаты пользуются широким спросом у покупателей. Данная группа является достаточно широкой, так как поставщики-производители предлагают разнообразные готовые изделия – капуста квашеная, капуста с яблоками, винегрет, сельдь под шубой, морковь по-корейски, салат столичный и многие другие.
Однако следует отметить, что в торговом зале магазина все торговое оборудование размещено максимально эффективно и для размещения еще одной торговой витрины нет места. В связи с этим предлагает совместить две витрины с мясной продукцией и мясом птицы в одну, путем приобретения двухуровневой витрины (рисунок 9).
Таким образом, мясная продукция и мясо птицы будут размещаться в одной витрине, но на разных уровнях, на нижнем уровне – мясные полуфабрикаты, на верхнем – полуфабрикаты из птицы.
Рисунок 3. Двухуровневая охлаждающая витрина
Также следует отметить, что специалисты торгового дела отмечают, что 68% покупателей, попадая в замкнутое пространство магазина, начинают его обход, двигаясь справа налево (против часовой стрелки). Исходя из этого, должно быть продумано размещение входа в магазин (вход — справа, выход — налево) и размещение самих витрин. Следовательно, организуя перепланировку ООО Универсам «Ближний», необходимо правильно разместить отделы, то есть ближе ко входу следует разместить отделы с более дорогими товарами – салаты, мясной, рыбный отдел.
В таблице 7 представлены единовременные затраты на приобретение торгового оборудования в магазине.
Таблица 7
Единовременные затраты на приобретение витрины
Статья затрат |
Количество, шт. |
Цена, руб. |
Сумма, руб. |
Двухуровневая охлаждающая витрина |
1 |
51000 |
51000 |
Доставка |
- |
3000 |
3000 |
Итог |
- |
- |
54000 |
Таким образом, приобретя новое торговое оборудование, магазин понесет дополнительные затраты, однако они будут единовременными и в тоже время позволят сократить, используемую для реализации товаров площадь и в освободившейся витрине разместить для реализации разнообразные виды салатов. Следует отметить, что по оценкам экспертов продуктового рынка розничной торговли группа товаров «Салаты», является очень широкой, и спрос на рынке на нее в последние несколько лет значительный, данная группа способствует повышению объемов продаж предприятия до 7% в год.
В связи с этим при введении новой товарной группы планируется (по самому пессимистическому сценарию) повышение прибыли ООО Универсам «Ближний»на 2,0% в будущем плановом году.
По данным расчетов во второй главе чистая прибыль ООО Универсам «Ближний»в 2017 г. составила 15955,60 тыс. руб. Следовательно, прирост прибыли от введения новой товарной группы «Салаты» ожидается 319112 163500 руб. в год.
Определим экономическую эффективность от расширения ассортимента в ООО Универсам «Ближний»в таблице 8.
Таблица 8
Экономическая эффективность от расширения ассортимента товаров в ООО Универсам «Ближний»
Показатели эффективности |
Расчет |
Результат |
Экономический эффект, руб. |
319112-54000 |
265112 |
Экономическая эффективность, руб. |
265112/54000 |
4,91 |
Как видно по данным расчетов в таблице 8, расширение ассортимента товаров магазина, введением новой группы «Салаты» позволит повысить прибыль предприятия за минусом капитальных вложений, на 265112 руб., а экономическая эффективность составит 4,91 руб. на каждый затраченный на закупку оборудования рубль.
Таким образом, расширение ассортимента, введение новой популярной у покупателей товарной группы поспособствует повышению объемов продаж, а также привлечению новых покупателей, повышению интереса основных покупателей к предложениям магазина. В дальнейшем руководству торгового предприятия рекомендуется отслеживать спрос на новую группу, расширять ассортимент данной группы в случае высокого спроса, а также предлагается расширять группу готовых блюд, введением группы готовых блюд из рыбы, мяса, выпечки. Данные готовые блюда можно закупать на комбинатах питания, заключив договор, или также по договору в кулинариях, расположенных неподалеку, поскольку при оптовой закупке готовой продукции, кулинарии будут реализовывать ее уже не по розничным, а по сниженным оптовым ценам.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, в курсовой работе было рассмотрено управлениетоварной политикиторгового предприятия с теоретической и практической (на примере ООО Универсам «Ближний») точек зрения.
Товарная политика - это комплекс мероприятий по созданию и управлению продукцией предприятия для удовлетворения потребностей потребителей и достижения предприятием собственных целей. Эффективная товарная политика является залогом их коммерческого успеха в условиях жесткой конкурентной борьбы. Она должна базироваться только на запросах и предпочтениях конечных потребителей.
Объектом практического исследования в данной работе являлось торговое предприятие ООО Универсам «Ближний». По типу ООО Универсам «Ближний»является универсальным розничным предприятием, реализующим в основном пищевые продукты, также в магазине реализуется узкий ассортимент непродовольственных товаров.
Проведенный анализ основных экономических показателей, показал, что в 2016 г. товарооборот ООО Универсам «Ближний» по сравнению с предыдущим увеличился на 2,16%, также рост наблюдается в 2017 г. на 0,7 %.