Файл: Организация закупочной работы на коммерческом предприятии.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 68

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В магазине организация снабжения продуктами производится по телефону по мере необходимости. Договор поставки определяет основные обязанности сторон по поставкам продукции, товаров.

Заведующая магазином осуществляет контроль поступающих продуктов и проверку соответствия его качества данным, указанным в сопроводительных документах (сертификатах, накладных), по органолептическим показателям, изложенным в нормативно – технической документации. Заведующая отвечает за качество поступающего сырья (продуктов).

Продукты в ООО Универсам «Ближний» получают по количеству и по качеству. Приемка товаров по качеству производится органолептически (по виду, цвету, запаху, вкусу). При этом проверяют соответствие стандартам, ТУ. К транспортным документам прикладываются сертификаты или удостоверения качества.

Таким образом, можно говорить о том, что в ООО Универсам «Ближний» существует устойчивая система хозяйственных связей. Так, предприятие организует хозяйственные связи с достаточно большим перечнем поставщиков, являющимися как производителями товаров, так и оптовыми посредниками.

Посредники предлагают достаточно широкий ассортимент товаров и более гибкие условия работы по доставкам в сравнении с непосредственными их производителями, однако стоимость, предлагаемых товаров у посредников, выше. По данным таблицы 20 также видно, что некоторые поставщики имели нарушения условий поставок, в связи с этим руководству ООО Универсам «Ближний» следует пересмотреть список поставщиков и возможно искать альтернативные варианты.

К организации и продовольственному снабжению в ООО Универсам «Ближний» предъявляются следующие требования: обеспечение широкого ассортимента товаров в достаточном количестве и надлежащего качества в течении года; своевременность и ритмичность завоза товаров; оптимальный выбор поставщиков и своевременное заключение с ними договоров на поставку товаров.

Следует отметить, что в рассматриваемом магазине предлагается ассортимент товаров первого спроса, то есть самые необходимые и востребованные продукты питания. Ассортимент магазина учитывает спрос всех групп населения. Семьи, молодые мамы с детьми покупают больший объем товаров, чем единичные посетители. Широта ассортимента, или количество товарных групп ООО Универсам «Ближний»в 1 зале равна 18 товарным группам. Глубина ассортимента в рамках всех групп составляет в пределах 10 разновидностей.

В таблице 2 представлены показатели ассортимента товаров и расчет коэффициентов.


Таблица 2

Показатели ассортимента товаров и расчет коэффициентов ООО Универсам «Ближний»

Показатель

Расчет

Результат, %

Коэффициент полноты

Кп = 18 / 19

Кп = 0,95

Коэффициент устойчивости

Куст = (85 + 85+86) / (86 ∙ 3)

Куст = 0,99

Коэффициент широты

Кш = 83 : 86

Кш = 0,96

Коэффициент новизны

Кн = (7/83)

Кн = 0,08

Суммарная глубина всех товарных групп составляет 86 разновидностей товаров. Фактическое количество всех групп товара на предприятии к 31.12.2017 составило18.

Согласно расчетам в таблице 2 коэффициент полноты ассортимента составил 0,95%, это говорит о соответствии фактического наличия товаров на предприятии нормативу.

Однако иногда на этот показатель оказывают искажающее влияние случайные факторы (например, разовое нарушение графика доставки). Чтобы исключить необъективность оценки ассортимента, проведены еще несколько проверок (5, 10,15.12.2017) и рассчитан коэффициент устойчивости ассортимента, составивший в итоге 0,99%, что говорит об отсутствии перебоев в наличии в продаже товаров, предусмотренных ассортиментным перечнем. Этот показатель определяет уровень обслуживания покупателей и свидетельствует о ритмичности поставки. Числовое значение коэффициентов полноты и устойчивости ассортимента находится в пределах от 0 до 1. При этом чем ближе они к 1, тем полнее и устойчивее ассортимент, лучше формируется. Оптимальные значения коэффициента устойчивости для универсамов и гастрономов - 0,9; для универмагов 0,8.

Так как рассчитанное значение коэффициента широты составило 0,96% и служит косвенным показателем насыщенности ассортимента можно сделать вывод, что представленный в исследуемой торговой точке ассортимент довольно широкий.


Коэффициент новизны для данной торговой точки составил 0,08. Столь малое значение коэффициента объясняется тем, что в настоящее время рынок насыщен и новые марки продуктов питания и промышленных товаров, практически не появляются.

Все рассчитанные показатели формирования ассортиментав рамках товарной политики ООО Универсам «Ближний» находятся в пределах нормы, что свидетельствует о вполне удовлетворительной работе рассматриваемого торгового предприятия, о наличии бесперебойной поставки товара и налаженном сбыте. Обновление ассортимента 0,08 при данном сбыте рациональное и соответствует принятым в этой сфере нормам.

Далее рассмотрим структуру товарооборота предприятия ниже в таблице 3.

Таблица 3

Структура товарооборота ООО Универсам «Ближний»

Группа товара

2015 г.

2016 г.

2017 г.

Отклонение

2016/ 2015

Отклонение 2017/ 2016

тыс. руб.

%

тыс. руб.

%

тыс. руб.

%

тыс. руб.

%

тыс. руб.

%

Мясная продукция, гастрономия

21550,56

32,30

23038,08

33,80

24091,94

35,10

1487,52

106,90

1053,86

104,57

Рыба мороженная, морепродукты, рыбная гастрономия

11809,44

17,70

8042,88

11,80

14963,08

10,90

-3766,56

68,10

-561,34

93,02

Курица, куриные полуфабрикаты, субпродукты

10808,64

8,70

10496,64

15,40

9540,68

13,90

4692,00

180,83

-955,96

90,89

Мороженные полуфабрикаты из теста

13811,04

20,70

14654,40

21,50

15924,02

23,20

843,36

106,11

1269,62

108,66

Молочная продукция, масло, сыры и др.

10808,64

16,20

7156,80

10,50

5834,24

8,50

-3651,84

66,21

-1322,56

81,52

Бакалея

1534,56

2,30

1704,00

2,50

1990,50

2,90

169,44

111,04

286,50

116,81

Прочее

1401,12

2,10

3067,20

4,50

3775,10

5,50

1666,08

218,91

707,90

123,08

Итого

66720,00

100,00

68160,00

100,00

68638,00

100,00

1440,00

102,16

478,00

100,70


Согласно представленным в таблице 3 данным наиболее популярной у покупателей группой товаров в ООО Универсам «Ближний» являются мясная продукция и мясная гастрономия. С 2015 по 2017 гг. наблюдается ежегодный прирост процентной доли в общей структуре товарооборота по данной группе. Динамика умеренная, но устойчивая. В 2016 году темп роста составил 6,9% год к году, а в 2017 году количество проданных товары по данной группе возросло еще на 4,57%.

Другой вид товаров, имеющих хороший спрос среди покупателей рассматриваемого магазина – это рыба, рыбная гастрономия, морепродукты. Данная группа находится на втором месте по реализуемому объему продукции ООО Универсам «Ближний». Однако, ее доля за два года незначительно уменьшилась с -5,9% до -0,9%.

Второй по объему продаж является группа товаров - курица, куриные полуфабрикаты, субпродукты. Если в 2016 году по данной группе наблюдалось увеличение процентной доли в структуре товарооборота на 6,7%, то в 2017 произошло незначительное снижение на 1,5%. Главным образом, данное снижение случилось за счет перемещения спроса в группу мясных продуктов и замороженных полуфабрикатов, по которым наблюдался рост потребительского спроса в 2016г.

Количество продаваемых замороженных изделий из теста (пельмени, вареники и др.) в 2015г.поудельному весу составило20,7% от всей структуры товарооборота, в 2016 г. доля составила 21,5%, то в 2017г. это соотношение также показало положительную динамику 23,2%.

По группам молочной продукции и бакалеи происходили незначительные изменения за анализируемый период. По группе бакалея за 2 года доля в общей структуре продаж увеличилась всего на 0,6% и составила 2,9% в 2017 году. По группе молочной продукции за два года доля упала почти на 7,7%% и составила 8,5% в 2017 году.

Группа Прочее представляет непродовольственные товары (пакеты, мешки для мусора, мешки пищевые, бумажные салфетки, полотенца и др.), реализуемые в данном магазине. Изменения спроса по данной группе также незначительны. За два года структура выросла на 3,4%. Потребительский спрос по данной группе устойчивый.

Для более подробного анализа ассортимента торгового предприятия проведем АВС – анализ в таблице 4.

Таблица 4

АВС-анализ ассортимента ООО Универсам «Ближний»

Группа

Объем продаж, тыс. руб.

Удельный вес, %

С нарастающим итогом, %

Группа

Мясная продукция, гастрономия

24091,94

35,10

35,10

А

Мороженные полуфабрикаты из теста (пельмени, вареники, чебуреки и др.)

15924,02

23,20

58,30

А

Курица, куриные полуфабрикаты, субпродукты

9540,68

13,90

72,20

А

Рыба мороженная, морепродукты, рыбная гастрономия

14963,08

0,90

83,10

В

Молочная продукция, масло, сыры и др.

5834,24

8,50

91,60

В

Прочее

3775,10

5,50

97,10

С

Бакалея

1990,50

2,90

100,00

С

Итого:

68638,00

100,00

-


Анализ таблицы 4 показывает, что наибольший вклад в товарооборот дают группы товаров мясная продукция, гастрономия, мороженые полуфабрикаты из теста, куриные полуфабрикаты, эти группы составляют основу товарооборота магазина.

Группы товаров прочее (это непродовольственные товары) и бакалея, относящиеся к категории С, являются проблемными группами и требуют рационализации. Продажи данных групп следует стимулировать, к примеру, акциями, скидками, или пересмотреть ценовую политику, можно снизить цены, или даже сократить данные группы, исключив проблемные товары.

В целом АВС-анализ показывает, что самым лучшим спросом пользуются готовые к употреблению продукты, такие как мясная гастрономия, также большой спрос на полуфабрикаты высокой степени готовности – это пельмени, вареники, чебуреки; также полуфабрикаты из курицы высокой степени готовности, в том числе полуфабрикаты для котлет, шницелей. Высокий спрос на данную продукцию обусловлен месторасположением магазина, и также тем, что он расположен на первом этаже жилого дома. Покупатели очень часто после работы заходят за продукцией высокой степени готовности, для того чтобы быстро приготовить ужин из данных товаров.

Для сравнения с конкурентами проведем анализ основных элементов товарной политики по 100 бальной шкале. Представим данные в форме таблицы 5.

Таблица 5

Оценка конкурентов с введением коэффициентов сравнения

Параметры сравнения

ООО Универсам «Ближний»

Фирмы конкуренты

Универсам «Авоська»

Универсам

«Доброном»

Универсам «Борисовский»

Месторасположение

80

90

50

50

Ассортимент товаров

65

90

100

90

Цены

65

65

60

60

Качество обслуживания

80

80

70

80

Ориентация на покупателя

80

85

80

85

Репутация

90

80

60

90

Скидки

65

75

65

50

Дополнительные услуги

75

75

20

20

Качество товара

80

80

65

80

Итого

670

720

570

605