Файл: Организационная культура в менеджменте и ее влияние на деятельность компании (Понятие и сущность организационной культуры).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 451

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. Современное состояние организационной культуры в системе российского менеджмента

1.1 Понятие и сущность организационной культуры

1.2 Роль и место организационной культуры в развитии экономики предприятий России и в мировом масштабе

1.3 Формирование организационной культуры на предприятии пищевой промышленности

2. Комплексный анализ деятельности и оценка организационной культуры на ЗАО «Карачевмолпром» за 2016-2018 гг.

2.1 Общая характеристика деятельности предприятия

2.2 Анализ внешней среды предприятия

2.3 Оценка организационной культуры предприятия

3. Проект бизнес-плана по разработке программы модернизации мероприятий организационной культуры ЗАО «Карачевмолпром»

3.1 Концепция структуры бизнес-плана по модернизации организационной культуры предприятия

3.2 Организационный план

3.3 План действий

3.4 Финансовый план

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ПРИЛОЖЕНИЯ

С приходом на завод новых держателей контрольного пакета акций не ОАО «Карачевмолпром» резко изменилась ситуация в лучшую сторону как для поставщиков сырья, так и для коллектива завода. Возросла закупочная цена на молоко, расчеты за которое производятся своевременно.

Инвестиции, вложенные в завод, дали возможность руководству решить ряд проблем: оптимизировать структуру основных и оборотных средств, технически модернизировать производство, расширить рынок сбыта, увеличить объемы выпускаемое продукции.

Каждый год предприятие вводит в эксплуатацию новые объекты основных средств, модернизирует устаревшее оборудование, повышает качество выпускаемой продукции.

ЗАО «Карачевмолпром» является юридическим лицом, находящимся по адресу: 242500 , Брянская обл., г Карачев, ул. Калинина д. 1.

На данный момент генеральным директором является Резников А.Я. Сейчас ЗАО «Карачевмолпром» занимаются такими видами деятельности:

- производство обработанного жидкого молока;

- производство сметаны и жидких сливок;

- производство кисломолочной продукции.

В городе Карачев- это единственное предприятие занимающееся переработкой молока ЗАО «Карачевмолпром» производит натуральную молочную продукцию. На нашем молоке, кефире и сметане выросло целое поколение. Выбирая молоко ЗАО «Карачевмолпром» Липецк, Курск, Москва и жители других городов полагаются на качество, доступность и широту ассортимента.

2.2 Анализ внешней среды предприятия

Изучение непосредственного окружения ЗАО «Карачевмолпром» направлено на анализ состояния тех составляющих внутренней среды, с которыми общество находится в непосредственном взаимодействии.

  1. Производители аналогичной продукции (внутриотраслевая конкуренция).

Молочный рынок России, по сведениям многих аналитических агентств, не достиг еще своего насыщения, сейчас он насыщен только на 60­70%. Несмотря на то, что здесь появляются новые марки, существует возможность для расширения производства, наращивания объемов. Такую ситуацию уже давно используют предприятия-лидеры отрасли, однако, и на местных рынках отнюдь не затишье.

В Брянске, как и в большинстве регионов России, отдается предпочтение пастеризованному молоку, доля потребителей стерилизованного хоть и увеличивается с каждым годом, но говорить о выраженной тенденции пока рано. Причинами меньшего, чем на пастеризованное молоко, спроса могут быть: сравнительно высокая цена на стерилизованное молоко, относительная новизна этого продукта, а также убеждение в том, что молоко с высокими сроками хранения не является «живым».


ЗАО «Карачевмолпром» работает, главным образом, на региональном рынке, а именно, города Карачева и города Брянска. Здесь находится подавляющее большинство клиентской базы предприятия.

В каждом регионе маркой-лидером оказывается продукция местных производителей. Отчасти эта ситуация вполне закономерна: у молочных продуктов сравнительно небольшой срок годности, поэтому географическая близость производителя становится для покупателя решающим фактором выбора.

В Брянской области практически в каждом районе находится местный завод, который в том или ином объеме производит молочную продукцию для населения (23 завода). Среди крупнейших предприятий молочной отрасли Брянщины можно отметить «Стародубский ТнВ» и «Брянский молочный комбинат».

Однако не только брянская продукция присутствует в молочных отделах области. Огромную долю занимает продукция московских производителей (Лианозовский, Царицынский молкомбинаты, Очаковский молочный завод, «Кампина», «Эрманн», «Данон», производителей из соседних областей - Липецкой, Орловской, Воронежской, с каждым годом расширяют своё наступление белорусские производители.

2. Конкуренты.

ЗАО «Карачевмолпром» производит свою продукцию, ориентируясь на покупателя со средними и низкими доходами. Продукция завода имеет высокое качество и в связи с этим недостаточно низкие цены. Продукция имеет красочную упаковку и красивые этикетки, что делает ее более привлекательной для покупателя. Среди основных конкурентов Карачевского молочного завода можно отметить ТнВ «Сыр Стародубский»,ОАО «Брянский молочный комбинат», ЗАО «Молочные продукты» (Орел), «ЮниМилк-Орел» (Орловский молочный комбинат), СПК «Почеп-молоко», 000 «Виста» (Беларусь), которые имеют большую долю на рынке и наиболее прочные позиции на полках магазинов Брянска и Карачева, а некоторые из них имеют и собственные торговые марки, известные не только в нашей области, но и за ее пределами. Это условие не позволяет пока добиться высоких результатов на рынке Брянска и Брянской области. Конечно, потребители Карачевского района отдадут предпочтение молочной продукции производства ЗАО «Карачевмолпром», а потребительские предпочтения жителей г. Брянска рассеиваются на продукцию крупнейших производителей, указанных выше.

Разделение предприятий, специализированных на молочной продукции, по долям представлено в таблице 1.

Таблица 1

Доля предприятий молочной продукции на рынке г.Брянска

Название предприятия

Доля, %

ОАО "Брянский молочный комбинат"

33%

"ЮниМилк-Орёл"

16%

ТнВ "Стародубский сыр"

15%

ЗАО "Карачевмолпром"

14%

ЗАО "Молочные продукты"

8%

СПК Почеп-молоко"

4%

Прочие

10%


Так же конкурентом в отношении кисломолочных продуктов является «Брянский гормолзавод», выпускающий бифилайф детский, но это очень узкая ниша и скорее может выступать как товар-заменитель.

Конкурентным же преимуществом является качество продукции, так как она производится без добавления растительных жиров, из 100% натурального сырья.

3. Поставщики.

Анализ поставщиков направлен на выявление тех аспектов в деятельности субъектов, снабжающих ЗАО «Карачевмолпром» сырьем, информационными ресурсами, финансами, от которых зависят эффективность работы предприятия, себестоимость и качество производимых им продуктов.

Управляющие должны внимательно следить за ценами на необходимое сырье, поскольку рост цен на него и дополнительные материалы может вызвать увеличение цены и на продукцию. Нехватка же сырья и дополнительных материалов может нарушить график выполнения работы.

Поставщиками для ЗАО «Карачевмолпром» являются:

  1. Поставщик творожных изделий - ЗАО «АльтерВест», г. Москва.
  2. Поставщики сырья:

-молока - фермерские хозяйства и личные подсобные хозяйства Брянской области и близлежащих областей;

-закваски для кисломолочных продуктов – ООО «Бифилайф», г. Москва;

-наполнители фруктовые - ООО «Зеленый город», г. Нижний Новгород;

3. Поставщики упаковки:

-ООО «Арго», Владимирская область;

-ООО «Технотроид», г. Москва;

4. Поставщики вспомогательных материалов: различные фирмы г.Брянска, Брянской области, г. Москвы, Московской области.

5. Поставщики рекламных материалов:

- типография «Абрис», г. Брянск;

- рекламное агентство «Радиус», г.Брянск;

  1. Поставщик оборудования - ЗАО «Тагрис», г. Москва.

Положительной стороной в настоящее время можно отметить наличие конкуренции между поставщиками, что позволяет производителю выбрать для себя наиболее приемлемый вариант. Тем более, что существует угроза некачественного сырья и частых браков поставок. Ещё одним минусом является отсутствие поставщиков комплектующих на устаревшее оборудование, так как не все предприятия имеют средства и возможности для приобретения нового оборудования.

4. Потенциальные производители аналогичной продукции.

На рынке молочной продукции Карачевского района каждый производитель занимает свою нишу и пытается удержать и увеличить свою долю. На этом рынке конкуренция слабая. Поэтому ЗАО «Карачевмолпром» - лидер продаж молочной продукции в этом районе.

Конкуренция же на рынке города Брянска более острая, и ЗАО «Карачевмолпром» уже далеко не занимает лидирующие позиции. Все производители на данном рынке имеют свои преимущества, они достаточно давно находятся на данном рынке, имеют своих потребителей. Наиболее сильными конкурентами являются ОАО «Брянский молочный комбинат» с долей рынка 35% и «Стародубский ТнВ» с долей рынка 200/0. Если рассматривать их конкурентоспособность, то можно сказать, что качество этой продукции не хуже, чем у ЗАО «Карачевмолпром», а цены у Брянского молочного комбината выше, при этом его ассортимент гораздо больше (это почти в 2,8 раза), чем у Карачевского завода. Сравнивая же ЗАО «Карачевмолпром» и «Стародубский ТнВ», можно сказать, что качество их продукции примерно одинаковое, однако, ассортимент по фасованной молочной продукции, не считая сыров, у Стародубского завода более узкий. С этими конкурентами ЗАО «Карачевмолпром» придется вести борьбу за потребителя со средними доходами (низкими со Стародубским заводом и белорусскими производителями).


Учитывая все выше сказанное можно сказать, что существует барьер для повышения доли на рынке и занятия более прочной и значимой позиции.

Предприятия на этом рынке уже имеют устоявшиеся каналы сбыта, у покупателей уже сложилась лояльность к определенному производителю.

5. Партнёры завода.

ЗАО «Карачевмолпром» реализует продукцию через фирменные магазины, торговые сети, оптовых и розничных партнёров, среди которых: 

- сеть гипермаркетов «Линия»;

- сеть супермакетов «Журавли»;

- сеть магазинов «Магнит»;

- супермакеты «Калита»;

- сеть магазинов «Свенская ярмарка»; и др.

6. Производители товаров-заменителей.

Как уже говорилось выше, конкурентом в отношении кисломолочных продуктов является «Брянский гормолзавод», выпускающий бифилайф детский, но это очень узкая ниша и скорее может выступать как товар­заменитель. Но конкретных товаров-заменителей у молока нет. Исключением можно назвать соки и другие напитки в том случае, когда молоко и другая молочная продукция выступает в качестве продукта, утоляющего жажду. А также в качестве товара-заменителя может выступать козье молоко, его употребляют люди, у которых наблюдается аллергия на белок коровьего молока. Среди производителей такого молока, поставивших его производства на технологические рельсы, можно отметить только одного московского производителя, который разливает данный продукт в упаковку Тетра Пак, что выносит продукт в нишу для потребителей с высокими и средними доходами. Остальные же потребители, которые вынуждены отказываться от коровьего молока, приобретают козье молоко «с рук».

Следовательно, для производителей молока нет прямой угрозы со стороны товаров-заменителей, которая могла бы явно свидетельствовать о том, что при кризисе на молочном рынке потребитель переключится на товар-заменитель.

2.3 Оценка организационной культуры предприятия

Практическую работу по созданию, поддержанию и развитию организационной культуры на ЗАО «Карачевмолпром» осуществляют две категории специалистов. Прежде всего - это руководители предприятия - именно они являются основными носителями, создателями культуры, на их личном примере, энтузиазме и каждодневной деятельности чаще всего культура и держится. Кроме них, работы, связанные с организационной культурой осуществляют специалисты-профессионалы - менеджеры.


Исходя из существующих видов корпоративных культур (культура власти, ролевая культура, культура задачи, культура личности), на ЗАО «Карачевмолпром» преобладает ролевая культура, так как она характеризуется строгим функциональным распределением ролей и специализацией участков. Этот тип организаций функционирует на основе системы правил, процедур и стандартов деятельности, соблюдение которых должно гарантировать ее эффективность. Основным источником власти являются не личные качества, а положение, занимаемое в иерархической структуре. Такая организация способна успешно работать в стабильной окружающей среде.

Организационная культура ЗАО «Карачевмолпром» складывалась в течение многих лет и неоднократно претерпевала изменения. Она включает в себя миссию, доминирующие моральные нормы и ценности, сложившиеся нормы поведения и укоренившиеся ритуалы, традиции и сводится к корпоративно-социальной ответственности перед своими клиентами, сотрудниками и обществом в целом. Организационная культура на ЗАО «Карачевмолпром» состоит из следующих компонентов (рисунок 10).Рассмотрим основные компоненты организационной культуры предприятия.

Первый компонент - философия предприятия, включающая миссию и стратегические цели организации.

Стратегическими целями на предприятии являются:

- удовлетворение материальных и иных потребностей населения, а также членов самой организации;

- достижение передового уровня квалификации персонала;

- обеспечение торговой деятельности и заготовительной деятельности;

- эффективное управление ресурсами и затратами;

- развитие организационной культуры, ориентированной на достижение результата.

Рисунок 3

Компоненты организационной культуры

ЗАО «Карачевмолпром»

Компоненты организационной культуры

Философия

Организационные нормы поведения

Доминирующие ценности

Психологический климат

Знаково-символическая система

Стратегические цели ЗАО «Карачевмолпром» отражены в уставе, в котором указано общее положение, цели, задачи и предмет деятельности, правомочия потребительского общества, структура организации управления и контроля общества, трудовые отношения, а также учёт отчётности и условия реорганизации и ликвидации организации, в случае его нестабильности, неплатёжеспособности, банкротстве или по решению общего собрания.

В самом общем виде основные принципы организационной философии на ЗАО «Карачевмолпром» могут быть представлены следующим образом (рисунок 4)