Файл: Опека и попечительство. Патронаж над дееспособными гражданами (Понятие опеки и попечительства).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 335

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

При обозначении правовых форм устройства нуждающихся в заботе граждан, необходимо законодательно обеспечить противоположные и удовлетворяющие друг друга интересы. При исполнении опеки реализуются прежде всего интересы подопечного лица, а также интересы того физического лица, которое изъявило желание стать опекуном (попечителем).

Исходя из значимости для общества каждого отдельного индивидуума, независимо от его возраста, поведения, материального благосостояния и иных его характеристик, можно сделать вывод, что вслед за консолидацией семьи перед государством стоит задача всемерной поддержки опеки (попечительства).

Эволюция и совершенствование данной формы устройства, на протяжении веков демонстрирующей свою способность обеспечивать выживание отдельных категорий лиц, необходимо признать задачей общегосударственного масштаба. Это означает обеспечение эффективности данного института в рамках его государственной поддержки. И здесь вновь находят встречное удовлетворение два интереса - интерес частного лица в самосохранении (возможно, даже не осознанный им в силу ряда причин) и интерес общественный, публичный. Он заключается в сохранении жизни, здоровья, интеллектуального потенциала данной личности, а также в обеспечении безопасности общества в целом, устранении детской безнадзорности, нищенства, профилактике алкоголизма, наркомании, снижении уровня преступности, в первую очередь подростковой.

Следовательно, опека (попечительство) являет собой форму индивидуального временного устройства физических лиц, которая:

1. предназначена для восполнения недостающей дееспособности подопечного лица, а также, в необходимых случаях, - и для обеспечения иных его интересов (например, дополнительная цель опеки над несовершеннолетними детьми - их воспитание);

2. состоит в выполнении опекуном (попечителем) юридических или (и) фактических действий в интересах подопечного;

3. осуществляется опекуном (попечителем) безвозмездно или на условиях встречного предоставления;

4. решает общегосударственные задачи, поэтому ее установление и надлежащее осуществление должны обеспечиваться организационной и контрольной деятельностью органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Глава 3. Патронаж

Особым видом попечительства является патронаж. Он назначается дееспособным гражданам, достигшим совершеннолетнего возраста, которые по заключениям медицинских учреждений не могут без дополнительной помощи осуществлять свои права и исполнять обязанности


Патронаж над дееспособными гражданами

1. По просьбе совершеннолетнего дееспособного гражданина, который по состоянию здоровья не может самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять обязанности, над ним может быть установлено попечительство в форме патронажа.

2. Попечитель (помощник) совершеннолетнего дееспособного гражданина может быть назначен органом опеки и попечительства только с согласия такого гражданина.

3. Распоряжение имуществом, принадлежащим совершеннолетнему дееспособному подопечному, осуществляется попечителем (помощником) на основании договора поручения или доверительного управления, заключенного с подопечным. Совершение бытовых и иных сделок, направленных на содержание и удовлетворение бытовых потребностей подопечного, осуществляется его попечителем (помощником) с согласия подопечного.

4. Патронаж над совершеннолетним дееспособным гражданином, установленный в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, прекращается по требованию гражданина, находящегося под патронажем.

Попечитель (помощник) гражданина, находящегося под патронажем, освобождается от выполнения лежащих на нем обязанностей в случаях, предусмотренных статьей 39 настоящего Кодекса.[26]

3.1 Патронаж над дееспособными гражданами

Институт патронажа над дееспособными гражданами ранее в законодательстве Российской Федерации отсутствовал. Прежде, по нормам брачно-семейного законодательства (КоБС) в случаях, указанных в п. 1 статьи 41 ГК РФ, над дееспособными совершеннолетними гражданами устанавливалось попечительство (с определенными ограничениями). Такой подход не в полной степени совпадал с правовой природой попечительства и защитой имущественных прав полностью дееспособных граждан, хотя и нуждающихся в помощи.

Потребность усиления охраны прав, интересов совершеннолетних лиц, которые сами не в состоянии в полной мере о себе позаботиться, обусловила включение норм о патронаже в ГК РФ. Ситуации, вызывающие надобность в патронаже, связаны с состоянием здоровья, обусловленным преклонным возрастом, тяжелым соматическим расстройством, инвалидностью, невозможностью из-за физического недуга свободно передвигаться за пределами своего дома и т. п. При этом сохраняется интеллект, способность разумно оценивать свои поступки и действия.


Такой гражданин нуждается только в опоре. Необходимость в помощнике, как правило, возникает, если рядом нет близких людей, готовых оказать свое содействие, в чем бы оно ни выражалось. По смыслу п. 1 ст. 41 ГК патронаж - разновидность попечительства, предусмотренного ст. 35 ГК РФ. С таким подходом трудно согласиться. Попечительство над дееспособными совершеннолетними лицами имеет свои специфические правовые признаки. Важный из них - компенсация дееспособности лица. Непосредственно, при патронаже речь идет о полностью дееспособных гражданах, нуждающихся только в помощи. Она может быть активной и пожизненной, разовой и систематической, затрагивать оформление мелких и крупных сделок распоряжения имуществом. Вид этой помощи определяется лицом, находящемся под патронажем. Поэтому вернее было бы говорить о патронаже над дееспособными гражданами как совершенно независимом правовом способе помощи со стороны лиц, которым они доверяют. При отсутствии таких лиц гражданин может быть помещен в одно из специализированных учреждений (интернат, дом инвалидов) на полное государственное попечение. Однако временное нахождение в подобных учреждениях не исключает патронажа.

В пункте 2 ст. 41 ГК РФ использована уже более точная терминология. Лицо, осуществляющее патронаж, именуется помощником. Его статус отличается от регламентируемых ст. 35 ГК прав и обязанностей попечителя. Поступки, действия помощника связаны не правовыми предписаниями, а волей дееспособного совершеннолетнего гражданина. Чтобы обезопасить его от всякого рода случайностей, скрытой недобросовестности помощника, устанавливается определенный порядок оформления его отношений с лицом, находящимся на патронаже. Помощник назначается постановлением органов опеки и попечительства после того, как между ним и этими органами будет заключен договор патронажа, на что требуется согласие подлежащего патронажу лица[27].

Настоящий пункт посвящается защите помощником только имущественных прав лица, находящегося под патронажем. Она осуществляется по смыслу п. 3 ст. 41 ГК на основании договора поручения или доверительного управления, заключаемого между помощником и лицом, находящимся на патронаже.

По моему мнению, подобного рода условия неоправданно усложняют не только правовую, но и фактическую сторону патронажа, препятствуют его использованию по назначению. Это обстоятельство вызывается смешением института попечительства самого по себе и патронажа. Получается, что объединенные договором патронажа стороны связаны намерениями находящегося на патронаже лица. Если же возникнет надобность в совершении сделок, требующих нотариального удостоверения, помощник может действовать на основании доверенности.


Патронаж, как самостоятельный вид помощи дееспособным, но беспомощным гражданам, может быть как безвозмездным, так и оплачиваемым за счет патронируемого лица из получаемых им доходов. Вознаграждение может выражаться в предоставлении благ как имущественного, так и неимущественного характера (пользование дачей, автомашиной, комнатой в квартире, личной библиотекой и т. п.).

При отсутствии всяких средств у лица, нуждающегося в помощнике, в исключительных случаях труд последнего может оплачиваться органами социальной помощи, различного рода фондами. Все эти важные для договора патронажа обстоятельства следует отразить в его тексте. В нем должны быть четко зафиксированы права и обязанности сторон (помощника и органов опеки и попечительства), а также права и обязанности лица, ради которого этот договор заключается. В тексте договора могут быть оговорены важные для беспомощного гражданина детали (доставка ему продуктов, приготовление пищи, уборка, организация медицинской помощи, чтение вслух для слепых и т. п.). Договор патронажа предполагает существование систематического надзора (контроля) за его осуществлением со стороны органов опеки и попечительства, а в необходимых случаях - отчетности помощника. Особого внимания заслуживают действия помощника, даже если они основаны на доверенности, по отчуждению имущества, имущественных, жилищных и других жизненно важных прав лица, пользующегося договором патронажа. Ни одна из имущественных сделок, требующих нотариального удостоверения, не может быть совершена от имени находящегося на патронаже без согласия органов опеки и попечительства. Для обеспечения большей безопасности беспомощных лиц требуется особая тщательность в подборе помощника.

Патронаж может быть прекращен по одностороннему заявлению помощника, лица, которое пользуется его помощью, органов опеки и попечительства, а также прокурора. При этом не имеют значения побуждения, вызвавшие желание физического лица прекратить отношения по патронажу. Для органов опеки и попечительства, прокурору основанием для постановки вопроса о прекращении этого договора служит недобросовестное исполнение обязанностей помощником . Прекращается договор патронажа и смертью помощника, либо лица, пользовавшегося его помощью. Связывая освобождение помощника (его отстранение) от принятых на себя обязательств, ст. 39 ГК исходит из понимания патронажа как разновидности попечительства, с чем трудно согласиться.

Таким образом, под патронажем как отдельной формой попечительства следует рассматривать регулярное (постоянное) оказание помощи в осуществлении прав, их защите и исполнении обязанностей совершеннолетнему дееспособному гражданину, нуждающемуся в такой помощи по состоянию своего здоровья: тяжелая болезнь, физические недостатки, немощность по старости. Факт наличия у гражданина, нуждающегося в помощи, детей или других родственников, обязанных по закону оказывать ему поддержку и материальную помощь, не является помехой для установления патронажа.


Попечитель (помощник) назначается органом опеки и попечительства по личному заявлению дееспособных лиц, нуждающихся в помощи. Их согласие на установление патронажа и назначение конкретного лица их попечителем (помощником) является обязательным условием. Вместе с тем это лицо должно отвечать требованиям п. п. 2, 3 ст. 35 ГК. Кроме того, попечитель (помощник) совершеннолетнего дееспособного гражданина должен назначаться, как правило, по месту жительства подопечного[28].

Назначение попечителя (помощника) может быть обжаловано заинтересованными лицами в суд[29]. Надзор за его деятельностью осуществляют органы опеки и попечительства по месту жительства подопечного. С жалобой на его действия в эти органы могут обратиться как сам подопечный, так и (в его интересах) любые другие лица (родственники, соседи, медицинские и социальные работники и др.)

3.2 Патронаж над несовершеннолетними гражданами

Патронаж выступает в виде формы содержания ребенка в семье, который опирается непосредственно на взаимном согласии, закрепленным договором, между лицом, выразившим желание взять ребенка на воспитание (патронатный воспитатель) и органом опеки и попечительства. Под патронажем понимается непостоянное проживание в семье патронатного воспитателя, на срок, установленный договором.

Патронаж во многом похож на опеку и попечительство, так как деятельность патронатного воспитателя очень схожа с деятельностью опекунов и попечителей. Главное отличие патронажа состоит в том, что проживание ребенка в семье реализуется за счет источников финансирования местного бюджета, а так же включает в себя заработную плату патронатных воспитателей и выплату им определенных льгот.

Борьбу за права и интересы подопечных возлагают за себя патронатные воспитатели, осуществляя при этом все действия, предусмотренные в законодательстве.

Патронатные воспитатели обязаны создать оптимальные условия и благоприятную семейную атмосферу для жизни, воспитания и получения полноценных знаний, приобретения большого жизненного багажа с эмоциональным и душевным равновесием, воспитать достойного, законопослушного гражданина нашего общества, а так же, неустанно заботиться о его здоровье. Патронатный воспитатель, используя свой жизненный опыт, опыт современной педагогической науки, определяет способы воспитания ребенка с учетом мнения самого ребенка, а также рекомендаций органов опеки и попечительства.