Файл: Опека и попечительство. Патронаж над дееспособными гражданами (Понятие опеки и попечительства).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 368
Скачиваний: 4
Не каждый может выступать в «роли» патронатного воспитателя, их отбор проводится органами опеки и попечительства. Во главу угла ставятся высокий моральный уровень, личные качества и хорошая педагогическая подготовка воспитателей.
Патронатные воспитатели должны отвечать определенным требованиям по воспитанию ребенка. Основным требованием является взаимосвязь, психологический контакт и понимание между патронатным воспитателем и ребенком. В равной степени необходим положительный импульс в отношении к ребенку всех членов семьи патронатного воспитателя. Немаловажным условием считается желание ребенка воспитываться в патронатной семье.
Патронаж это воспитание и оказание необходимой помощи детям, нуждающимся в государственной защите, осуществляемое в формах патронатного воспитания либо социального патронажа.
Патронажное воспитание это воспитание ребенка, нуждающегося в государственной защите в семье патронатного воспитателя.
Социальный патронаж это оказание уполномоченной службой (организацией) необходимой помощи в воспитании и защите прав ребенка, находящегося в семье, но признанного в установленном порядке нуждающимся в государственной защите.
Следовательно, существуют две формы патронажа:
- Социальный патронаж – это обеспечение всех юридических действий социальных работников в кровной семье, оказание помощи в создании благоприятных, позитивных условий жизни, воспитании и защите прав и интересов ребенка, оставленного на воспитание в кровной семье.
- Патронатное воспитание – это особый вид устройства ребенка на воспитание в семье патронатного воспитателя.
Патронаж выполняется при обязательном условии разграничения ответственности по защите прав и законных интересов ребенка между родителями (законными представителями ребенка), патронажным воспитателем, уполномоченной службой (организацией) или учреждением, предоставляющим патронатное воспитание.
Патронаж дает возможность поддержать кровных родителей, оказавшихся в сложных жизненных условиях, без лишения родительских прав, при их непосредственном согласии (социальный патронаж); а так же, вид воспитания детей в семье, в тех случаях, когда родители не в состоянии подобающе выполнять свои функции (патронажное воспитание).
На практике, дети, находящиеся в детских домах или домах ребенка, направляются на патронатное воспитание. При этом, перечисленные детские учреждения, оставляют за собой функцию опекуна ребенка, а патронатные воспитатели обязаны взять на себя все бремя ответственности за жизнь и здоровье ребенка. Это оформляется трудовым договором между воспитателем и учреждением, где прописываются обязательства сторон и взаимная ответственность по защите прав ребенка.
Патронатное воспитание на сегодняшний день это наиболее адаптированная форма семейного устройства детей, в отличие от опеки, попечительства, усыновления. Она уместна для детей и с установленным статусом и без него. Дети направляются на тот срок, который нужен для ребенка. Четко регламентированы обязательства по защите прав ребенка и установлена ответственность сторон - учреждения (службы), патронажного воспитателя, и, если применяется социальный патронаж над семьей, то и кровного родителя
По сути, патронажное воспитание – это форма превентивной помощи семьям, оказавшимся в сложных жизненных обстоятельствах, а также единственный путь отыскать семью для тех детей, у которых нет родных (нет опекунов), детей школьного возраста, детей с проблемами в развитии и поведении (кого не берут на усыновление и в приемную семью). Это также форма первоочередной помощи для маленьких детей как альтернатива домам ребенка.
Патронаж над совершеннолетним дееспособным гражданином прекращается:
-по требованию самого гражданина, находящегося под патронажем (независимо от мотивов этого требования);
-при помещении подопечного в лечебное учреждение или учреждение социальной защиты населения;
-по просьбе попечителя (помощника) при наличии уважительных причин, делающих невозможным дальнейшее осуществление его обязанностей;
-при отстранении попечителя (помощника) от его обязанностей при ненадлежащем их выполнении, в том числе использование патронажа в корыстных целях, оставление подопечного без надзора и необходимой помощи.
Для прекращения патронажа необходимо решение соответствующего органа опеки и попечительства (принятие акта главой местной администрации). Патронаж прекращается также со смертью подопечного (без вынесения соответствующего решения)[30].
От прекращения опеки (попечительства) путем освобождения опекуна (попечителя) следует отличать его отстранение от исполнения им своих обязанностей. Подлежит отстранению тот, кто не хочет заботиться о подопечном, защищать его права и интересы, выполнять опекунские обязанности. При этом не имеет значения, наступили или нет негативные последствия неправомерного поведения опекуна (попечителя). Все равно органу опеки и попечительства следует его отстранить. Прекращая опеку (попечительство) в таких случаях, орган опеки и попечительства не только отстраняет опекуна (попечителя), но и вправе все имеющиеся у него материалы направить к прокурору. За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию подопечного ребенка, если это связано с жестоким обращением с ребенком, опекун (попечитель) может быть привлечен к уголовной ответственности.[31]
Заключение
Можно сделать вывод, что опека и попечительство - это сохранение личностных и имущественных прав и интересов граждан, которые не в состоянии произвести юридические операции. А для несовершеннолетних опека (попечительство) – еще и возможность воспитания, образования и проживания в семье опекуна. Но это возможно только при поддержке и сотрудничестве института опеки и попечительства. Нормы, регулирующие отношения опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми закреплены в Гражданском кодексе, Семейном кодексе Российской Федерации, Федеральном законе «Об опеке и попечительстве».
Непосредственно, тип социальной поддержки – опека и попечительство – являет собой универсальный образец личностного временного устройства, которая:
- координируется нормами государственного (конституционного) права;
- рассчитана для восполнения недостающей дееспособности подопечного лица, а также, в необходимых случаях, - и для обеспечения иных его интересов (дополнительная цель опеки над детьми - их воспитание);
- содержатся в осуществлении опекуном (попечителем) юридических или (и) фактических действий в интересах подопечного;
- может совершаться опекуном (попечителем) как бескорыстно, так и с получением выгоды в случаях, предусмотренных законодательством;
Перед институтом опеки и попечительства определены цели:
- определение опеки и попечительства в отношении нуждающихся в этом граждан;
- защиты прав и интересов граждан, находящихся под опекой и попечительством;
- обеспечение приемлемого уровня жизни граждан, находящихся под опекой или попечительством;
- государственной поддержки граждан, реализующих обязанности опекунов и попечителей;
- воплощение органами опеки и попечительства возложенных на них функций.
Задачами государственного регулирования деятельности по опеке и попечительству являются:
- гарантия своевременного выявления лиц, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, и их устройства;
- защита прав и законных интересов подопечных;
- гарантия достойного уровня жизни подопечных;
- гарантия исполнения опекунами, попечителями и органами опеки и попечительства возложенных на них полномочий;
- гарантия государственной поддержки физических и юридических лиц, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, осуществляющих деятельность по защите прав и законных интересов подопечных, и стимулирование такой деятельности[32].
Работа по опеке и попечительству осуществляется в соответствии со следующими принципами:
- свободное принятие гражданином обязанностей по опеке или попечительству и свободный отказ от исполнения опекуном или попечителем своих обязанностей;
- контроль за деятельностью по опеке и попечительству;
- обеспечение защиты прав и законных интересов подопечных[33].
В связи с трудными жизненными ситуациями такими как, смерть близкого и родного человека, лишение родительских прав, над лицами, не достигшими восемнадцатилетнего возраста, назначается опека и попечительство. Были случаи, когда дети на долгое время оставались оторванными от родителей (длительная командировка). В такие моменты родители сами просят установить опеку над их ребенком.
С того момента, когда возникла надобность установления опеки и попечительства, определяются временные рамки, которые регламентированы законом (месячный срок), в течение которых органами опеки и попечительства должен быть установлен опекун (попечитель). Опекуны (попечители) находятся для ребенка не сразу. В течение какого – то времени их функцию выполняют органы опеки и попечительства.
Делая вывод, можно заметить, что институт опеки и попечительства – это достаточно нелегкий, многосторонний и своеобразный гражданско-правовой институт.
Роль гражданско-правового института заключается в защите и охране приоритетных интересов и потребностей подопечных лиц. В связи с этим опека и попечительство включает в себя модель «устройства» физических лиц – трудовому и жилищному – как лиц, не достигших восемнадцатилетнего возраста, так и достигших, а так же ротация воли человека волей любого другого государственной, местной власти при решении жизненно-важного вопроса частной жизни.
Для того что бы в нашем обществе шли на спад такие негативные явления жизни как нищенство, детская безнадзорность, алкоголизм, наркомания, преступность и другие явления, органы опеки и попечительства всеми возможными способами и правилами, удовлетворяют интересы частного лица в сохранении жизни и здоровья, права, а также интересы общественные и публичные.
Я уверена, в пределах общегосударственного значения переоценить роль органов опеки и попечительства невозможно, так как это достаточно значимый и нужный институт. Существование не только отдельных групп лиц и граждан, но и общества в целом, а также, гарантированная правовая и социальная защита населения напрямую связаны с его плодотворной и эффективной работой.
На мой взгляд, забота о людях в современном обществе никогда не должна отходить на второй план, ведь для человека в любом возрасте нет ничего страшнее одиночества и чувства покинутости. Я думаю, это внимание и забота должны вознаграждаться всеми возможными способами.
Необходимо закрепить законом виды поощрения для тех лиц, которые смело взяли на себя ответственность за людей с ограниченными возможностями или детей, и заинтересовать, тем самым, многих других соотечественников к такому же действию.
Одновременно, защищая от разного рода злоупотреблений в этом виде деятельность и от недобросовестной работы, законом должны быть прописаны способы контроля и надзора за деятельностью опекунов, полагая тем самым строгое выполнение необходимых условий для подопечных лиц.
Библиография
Описание нормативно-правовых актов органов законодательной и исполнительной власти
- Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая, вторая, третья и четвертая. – Москва: Проспект, 2016 год. – 640с.
- Конституция Российской Федерации по состоянию на 2017 год. - Москва: Эксмо, 2017 – 32 с.
- Семейный кодекс Российской Федерации: текст с изменениями и дополнениями на 20 ноября 2016 года. – Москва: Эксмо, 2017 – 64 с.
- Указ Президента РФ от 28.12.2012 N 1688 "О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"
- Федеральный закон от 24.04.2008 N 48-ФЗ (ред. от 29.07.2017) "Об опеке и попечительстве"
Описание книг одного-трех авторов
- Ветошкин С.А.. Ювенальное право [Текст]: учеб, пособие / С. А. Ветошкин. Екатеринбург: Изд-во ГОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т»,2009. 230 с. - 2009 год
- Гражданское право. Часть первая: Учебник/отв.ред. Мозолин В.П., Масляев А.И.-М.: ЮристЪ, 2003. – 719с
- Козырева И.А. Семейные формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: учебное пособие/ А.В. Соколова, А.А. Баранова. - Сыктывкар, 2009. - 66 с
- Михеева Л.Ю. Устройство в семью детей: опыт законодательства Алтайского края [Текст]// Российский юридический журнал. - 2001. - № 3.- С.12.
- Социальная работа в вопросах и ответах: учебное пособие / Под ред. д-ра филос. наук, проф. Е.П. Агапова. - Ростов-на-Дону: Центр универсальной полиграфии, 2009. - 324 с