Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 119
Скачиваний: 2
Рисунок 5. Классификация методов анализа бизнес-процессов.
Методики анализа процессов можно условно разделить на два вида: качественный и количественный.
Методики качественного анализа процессов основаны на:
- анализе субъективных оценок процесса сотрудниками организации и внешними специалистами;
- визуальном анализе графических схем процессов;
- сравнении процесса с некоторыми типовыми требованиями.
SWOT-анализ процесса
В процессе проведения SWOT-анализа выявляют его сильные и слабые стороны, возможности улучшения и угрозы ухудшения. В таблице 1 приводится пример SWOT-анализа процесса.
Таблица 1
Пример SWOT-анализа процесса
Сильные стороны |
Слабые стороны |
1. Есть руководитель — лидер. |
1. Клиенты не удовлетворены сроками поставки продукции. |
Возможности |
Угрозы |
1. Повышение эффективности за счет внедрения системы CRM. |
1. Потеря клиентов вследствие длительных сроков поставки. |
SWOT-анализ процесса проводят следующим образом:
- проведение анкетирования руководителей и специалистов организации;
- обработка результатов анкетирования с оценкой количества сходных по смыслу ответов и формированием рейтинга ответов;
- построение таблицы SWOT-анализа процесса.
SWOT-анализ является качественным методом предварительной оценки процесса. Данные, которые получают SWOT-анализом, в дальнейшем используются для поиска проблемных мест в процессе.
Анализ проблем процесса: выделение проблемных областей
Выделение проблемных областей это самый простой инструмент качественного анализа процесса. С его помощью определяют области и направления для дальнейшего более глубокого анализа. Для выявления проблемных областей формируют укрупненную схему процесса, с отображенными на ней основными группами выполняемых функций и их исполнителей. После этого на схеме нужно указать проблемные области и дать их краткую характеристику.
Так же для определения проблем процессов используют метод критического инцидента. Он призван, прежде всего, идентифицировать проблемы. При его реализации выбираются участники проведения анализа, то есть непосредственные участники процесса. Затем участникам предлагают ответить на вопросы, направленные на установление трудностей при реализации, замечаний и проблем. Собранные ответы сортируются, и определяется наиболее часто встречающиеся инциденты.
Ранжирование процессов на основе субъективной оценки
Ранжирование призвано выделить на подготовительной стадии анализа характеристику каждому крупному процессу организации для принятия решения по приоритетности.
Визуальный анализ графических схем процесса
Визуальный анализ графических схем процессов связан с анализом входов, выходов, ресурсов, функций процесса, но при этом имеет ряд существенных ограничений прежде всего связанных со знаниями об идеальном процессе, поэтому графический анализ необходимо проводить в тесной связи с экспертами и специалистами исследуемой организации.
Анализ процесса по отношению к типовым требованиям
Каждый процесс предприятия можно анализировать на предмет удовлетворения некоторым требованиям. Но в мире нет стандартов регламентирующих каждый бизнес-процесс. В данном случае часто опираются на требования стандарта ИСО 9001.
«Стандарты ИСО серии 9000 рекомендуют использовать цикл PDCA (Plan-Do-Check-Act) для создания системы постоянного улучшения процесса. Применение данного цикла также является обязательным требованием, которое необходимо предъявлять к процессам.
Кроме указанных выше требований, процесс должен включать известную схему управления по отклонениям: «планирование процесса — выполнение процесса — учет — контроль — принятие решений» [Репин, 2004, с 167].
Измерение и анализ показателей процесса
Показатели процесса являются важнейшими элементами анализа, так как дают объективную оценку. Процесс характеризуют следующие группы показателей:
- показатели процесса;
- показатели продукта процесса;
- показатели удовлетворенности клиентов процесса.
Показатели процесса определяются числовыми величинами, характеризующими течение самого процесса и затраты на него (временные, финансовые, ресурсные, человеческие и т. д.). Показатели могут быть абсолютными и относительными (приведенными к объему услуг, сезонным колебаниям, тарифным изменениям и другим внешним факторам, не зависящим от управления проверяемого процесса).
Показатели продукта (услуги) — числовые величины, характеризующие продукт (услугу) как результат выполнения процесса (абсолютный объем услуг, объем услуг относительно заказанного или необходимого, количество ошибок и сбоев при оказании услуги, номенклатура оказанных услуг и т. д.).
Показатели удовлетворенности клиентов процесса — числовые величины, характеризующие степень удовлетворенности потребителя результатами процесса (выходом, услугой и т. д.). При этом следует различать удовлетворенность потребителя (внутреннего и внешнего) выходом процесса и удовлетворенность конечного потребителя полученной продукцией или услугой.
Так же для анализа бизнес-процессов, в особенности проблем бизнес-процессов может быть использована диаграмма Исикавы. Разновидность диаграммы Исикавы – карта процессов (см. рисунок 6), предназначенная в большей степени именно для исследования бизнес-процессов и их совершенствования. Условно говоря, она рассматривает каждый шаг процесса с точки зрения «рыбьего скелета» (классической версии диаграммы Исикавы).
В начале моделируются отдельные диаграммы для каждого шага, после чего проводится их совместный анализ. В процессе устанавливаются причины, имеющие наибольшую важность, и рассматриваются решения, которые могут снизить негативное влияние на показатели процессов.
Рисунок 6. Карта бизнес-процесса.
Еще одним методом поиска корневой проблемы является метод «Дерево проблем» или «5 почему?», который основывается на постоянном повторения вопроса почему каждому предыдущему ответу, до тех пор когда ответов больше нет. В большинстве случаев достаточно пяти уровней «почему» для выявления корневой проблемы. Анализ происходит в следующем порядке:
- определяется отправная точка (можно использовать данные критических инцидентов);
- собирается рабочая группа специалистов, и с помощью мозгового штурма определяются ответы на вопрос «почему» каждого уровня ответов.
При этом если заменить слово «почему» на «каким образом», то данный методом можно использовать для поиска решений проблем.
Таким образом, моделирование бизнес-процессов является масштабным проектом, требующий знаний нотаций для описания бизнес-процессов, методов сбора информации и проведения анализа бизнес-процессов.
Глава 2. Моделирование бизнес-процессов ООО «Арктик СПГ»
2.1. Описание компании, предпосылки анализа и программа исследования.
Описание и характеристики ООО «Арктик СПГ»
ООО «Арктик СПГ», созданное в июне 2003 года, успешно работает на рынке турбомашинного оборудования России более десяти лет и является совместным предприятием - единственным официальным изготовителем сухих газодинамических уплотнений (СГУ) «Арктик СПГ», входящих в состав компрессоров и турбомашин, на территории России, Беларуси и Украины. Учредителями ООО «Арктик СПГ» являются компания JohnCrane (Великобритания) и ПАО НПО «Искра» (г. Пермь, Россия). Компания JohnCrane –мировой лидер в области разработки, изготовления и обслуживания механических уплотнений, уплотнительных систем и систем фильтрации, гидродинамических подшипников, муфт для трансмиссионных систем, оборудования для механизированной эксплуатации и системы мониторинга. ПАО НПО «Искра» – ведущий российский производитель газоперекачивающих агрегатов и центробежных компрессоров.
Арктик СПГ - Искра владеет 2мя производственно-административными корпусами общей площадью 2325 м2. На территории которых размещены:
- Токарный участок
- Сварочное производство
- Балансировочный участок
- Стенд спекания и установки полимерных уплотнений
- Участок сборки и испытания панелей управления
- Измерительный комплекс
- Стенд динамических испытаний уплотнений на рабочих условиях
- Склад запасных частей
Важно отметить, что СГУ, муфты, подшипники и системы фильтрации не являются самостоятельными узлами, а эксплуатируются в составе газоперекачивающих установок. Схема ГПУ с приводом от газовой турбины приведена ниже, с указанием мест установки, СГУ, муфт и подшипников. Причем наиболее сложным элементом является система СГУ.
СГУ
Муфтыы
Подшипники
Рис. 7. Схема газоперекачивающей установки
В процессе своей деятельности ООО "Арктик СПГ - Искра" тесно взаимодействует с несколькими международными партнерами, перечень которых представлен в таблице 2.
Таблица 2
Список иностранных партнеров ДКИ
Компания |
Сфера взаимодействия |
Арктик СПГ Франция |
Проектирование и поставка пластинчатых муфт |
Арктик СПГ Великобритания |
Проектирование и поставка СГУ |
Арктик СПГ Индия |
Проектирование и поставка пластинчатых муфт |
Арктик СПГ Германия |
Проектирование и поставка подшипников |
Арктик СПГ Indufil(Голландия) |
Проектирование и поставка систем фильтрации |
Арктик СПГ Sigma (Чехия) |
Выполнение работ по сервисному обслуживанию СГУ |
Арктик СПГ Ближний Восток |
Выполнение работ по сервисному обслуживанию СГУ |
Арктик СПГ Япония |
Поставка запасный частей для СГУ |
Ключевые характеристики
Основным характеристиками компании можно выделить следующее:
- Высокая интегрированность в международную производственную сеть Арктик СПГ;
- Широкие финансовые возможности;
- Широкое разнообразие Заказчиков, требующих различного подхода;
- Направленность на локализацию
- Высокое качество продукции
Предпосылки к анализу Бизнес-процессов
Основными предпосылками к изменению бизнес-процессов являются необходимость локализации производства деталей СГУ, из-за требований Заказчика к импортозамещению и снижению себестоимости СГУ.
Программа исследования
Программа исследования Проведя исследование теоритических основ совершенствования бизнес-процессов, необходимо составить программу исследования включая методы которые будут использоваться в исследовании:
-
- Этап 1. Сбор общих данных о компании. Определение стратегии компании. Определение предпосылок совершенствование бизнес-процессов
На данном этапе необходимо провести описание компании, на каких рынках она осуществляет свою деятельность, ключевые характеристики компании, предпосылки для анализа бизнес-процессов. Данная информация должна быть получена посредством анализа основных документов компании годовых отчетов, бизнес-планов и проведением интервью с топ-менеджерами компании.
-
- Этап 2. Формализация стратегических целей компании.
На данном этапе необходимо провести формализацию стратегии компании с составление карты стратегических целей. Данная информация является результатом первого этапа, но ее необходимо визуализировать и согласовать с руководителем предприятия для дальнейшей работы.