Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 117
Скачиваний: 2
Введение
Бизнес-процессы компании являются динамическими системами, которые могут и должны проходить проверку на актуальность, и, при необходимости, изменяться под воздействием разных факторов: это как внешняя среда организации (экономическая, политическая части среды) так и внутренняя среда. В целом данные факторы непосредственно влияют на организацию и определяют ее стратегию, стратегические цели и показатели. При изменении стратегии и стратегических целей, возникает необходимость проверки бизнес-процессов на их согласованность со стратегией организации и ее стратегическими целями. Актуализация бизнес-процессов, согласно определённым целям, является комплексной задачей. В данной работе рассмотрены процессы моделирования, анализа и реорганизации бизнес-процессов компании ООО «Арктик СПГ», где основным фактором их изменения является изменения стратегических целей.
Цель работы – проведение реинжиниринга бизнес-процессов компании ООО «Арктик СПГ», с учетом новых стратегических целей определенных в компании на 2019-2021г, с целью выработать мероприятия по их реорганизации. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- провести описание компании и ее ключевых характеристик;
- формализовать стратегические цели компании;
- выявить и описать бизнес-процессы компании
- провести анализ бизнес-процессов компании;
- разработать рекомендации и мероприятия по реорганизации бизнес-процесса.
Объект исследования – бизнес процесс компании ООО «Арктик СПГ». Предмет исследования - методы и инструменты реинжиниринга бизнес-процессов.
При проведении исследования использовались такие методы, как: интервью, анализ документов, критические инциденты, диаграмма Исиакавы, дерево проблем, анализы бизнес процессов(анализы входов/выходов, функций). Построение моделей бизнес процессов проводилось на основе методологий IDEF0, ARIS EPC, кросс-функциональной диаграммы.
В работе использованы труды по анализу бизнес-процессов как российских, так и зарубежных авторов: Бьёрн А., Репин В.В., Елиферов В.Г, .К.С.Дрогобыцкая, монографии, периодические издания и, так же, материалы сети Internet.
Глава 1. Управление компании на основе реинжиниринга бизнес-процессов
1.1. Моделирование бизнес-процессов в компании: методы и инструменты
Потребность в описании и автоматизации бизнес-процессов возникла довольно давно. Однако, как прикладное направление бизнес-моделирования процессов развивается с начала 90-х годов. Серьезным шагом к пониманию того, что бизнес-процессами можно и нужно управлять стал труд М. Хаммера и Д. Чампи «Реинжиниринг корпорации: манифест революции в бизнесе». Эта книга акцентировала внимание не только на моделировании и описании бизнес-процессов, но и на радикальной перестройке – реинжинирингу.
На сегодняшний момент существует множество методов, подходов, специального программного обеспечения, консультационных центров, прикладных моделей, позволяющих описать процессы, проанализировать, и разработать пути их оптимизации. Данный процесс очень важен для организации, так как, не смотря даже на отработанные проектные технологии существует множество как внешних, так и внутренних причин, которые делают оптимизацию совершенно необходимой.
Современные компании сталкиваются в работе с большим количеством ограничений, условий, ресурсов и иных аспектов, что требует постоянного согласования множества областей между собой. Построение системы согласованных бизнес-процессов решает эти задачи интеграции таким образом, чтобы работа осуществлялась безостановочно. Основная цель моделирования и управления бизнес-процессами – повышение их эффективности, и выстраивание процессов таким образом, что бы они включали в себя самое необходимо – не больше, не меньше.
Базовая цель моделирования бизнес-процессов – описание реального хода бизнес-процесса компании, определение порядка и надежности выполнения действий и резервов для модификации/оптимизации.
Но прежде чем проводить моделирование, необходимо дать определение термину «бизнес-процесса».
«Бизнес-процесс – это цепь логически связанных, повторяющихся действий, в результате которых используются ресурсы предприятия для переработки объекта (физически или виртуально) с целью достижения определенных измеримых результатов или продукции для удовлетворения внутренних или внешних потребителей» [7].
Опираясь на данное определение, бизнес-процесс должен иметь четкие функции и последовательность, определять участников процесса, в том числе владельцев процесса, иметь входные и выходные потоки, требуемые ресурсы, определенную цель и измеряемые показатели, учитывать риски. В любой компании существует широкий ряд бизнес-процессов, которые принципиально отличаются друг от друга. В связи с этим принято классифицировать следующие группы процессов (см. рисунок 2):
- Основные процессы. Данные процессы приносят добавленную стоимость к продукту, то есть они являются основными процессами создания продуктов и услуг. Клиентами данных процессов являются внешние клиенты, конечные потребители, внутренние клиенты. Принято выделять не более 20 основных бизнес-процессов.
- Процессы управления. Данные процессы не создают непосредственно добавленную стоимость, они обеспечивают работу основных процессов, определяют цели и планы, контролируют их достижение, например управление финансами.
- Вспомогательные процессы. Это процессы, которые создают инфраструктуру организации. Данные процессы не создают добавочной стоимости.
- Процессы развития. Данные процессы призваны определять возможности организации в ее деятельности, например разработка стратегии, нового продукта, маркетинговые исследования.
Рисунок 2. Основные бизнес-процессы компании.
Моделирование бизнес-процессов в масштабе организации довольно сложная задача. Поэтому, в настоящее время наблюдается тенденция интеграции разнообразных методов моделирования, что, в свою очередь ведёт к созданию специальных средств – комплексных программных продуктов моделирования.
Одним из таких средств является современный программный продукт, носящий название ARIS (Architecture of Integrated Information Systems). «На сегодняшний день эту методологию называют наиболее популярной. Интегрированная среда ARIS относится к категории комплексных средств, предназначенных для» [5]:
- проектирования процессной системы управления предприятием;
- моделирования, анализа и оценки бизнес процессов;
-документирования бизнес-процессов в соответствии с требованиями международных стандартов;
-разработки, внедрения и сопровождения корпоративной информационной системы.
Этот объемный программный продукт позволяет моделировать и описывать бизнес-процессы в виде диаграмм, с описанием действий, процессов, историей и базой данных по каждому процессу. Всего система включает в себя три модуля - ARIS Toolset (базовая среда моделирования и анализа), ARIS Easy Design (упрощенная среда моделирования), ARIS for R/3 (инструментарий внедрения).
«Основная бизнес модель ARIS – eEPC (extended Event driven Process Chain) – расширенная модель цепочки процессов, управляемых событиями» [3].
Модель бизнес-процесса в системе ARIS представлена в виде диаграммы, элементами которой будут являться объекты (основные объекты это: функции, события, документы, организационные звенья и др.), связанные между собой (типы связей это: «выполняет», «принимает», «активирует» и др.).
Таким образом, бизнес-процесс начинает представлять собой поток последовательно выполняемых работ, расположенных в порядке их реализации (см. Рисунок. 3).
Рисунок. 3. Модель бизнес-процесса в системе ARIS
Важным моментом является то, что в системе ARIS управление процессами может быть отражено только с помощью входящих документов, которые регламентируют процедуру (это могут быть стандарты, методологии и др.). С другой стороны, если в модели попытаться отразить всю входящую информацию (которая может включать даже устные распоряжения руководителя) – она может стать нечитаемой. Основное и главное достоинство этого метода заключается в его комплексности – он позволяет увязывать между собой модели различных типов и, соответственно, рассматривать проект с разных точек зрения. Хотя этот момент может привести и к негативным последствиям: описание всех входящих потоков и содержания всех процессов — это довольно затратный процесс, требующий соответствующих затрат средств и времени. Кроме того, сама по себе инструментальная среда ARIS достаточно дорогостояща и сложна в использовании. Поэтому данный инструмент используют консалтинговые фирмы и крупные организации, которые в состоянии поддерживать и обслуживать эту систему.
«Стоит отметить, что основой популярных на сегодняшних день программных продуктов для моделирования (их начитывается несколько десятков) являются семейство стандартов IDEF - (Icam DEFinition, где Icam - это Integrated Computer-Aided Manufacturing). Метод IDEF0 считается классикой описания процессного подхода, и, естественно, структурирует проект в соответствии с бизнес-процессами (а не организационной структурой). Соответственно, в метод заложено несколько принципов» [9]:
- на верхнем уровне отражается только контекст (цель) системы/проекта;
- на втором уровне отражаются основные виды деятельности (тематически сгруппированные бизнес-процессы). В случае их большого количества они распределяются между вторым и третьим уровнем;
- бизнес-процессы детализируются до уровня элементарных операций;
- описание операции ведется посредством алгоритма ее выполнения.
Основные составляющие модели – это диаграммы, в которой функции связаны между собой дугами (см. рисунок 4).
Рис. 4. Функциональный блок бизнес-процесса в стандарте IDEF
«Место соединения дуги с блоком определяет, какая именно информация должна содержаться на конце дуги» [12]:
-Управляющая информация входит в блок сверху.
- Входная информация входит в блок слева.
- Результаты выходят из блока справа.
- Механизм (человек или автоматизированная система), который осуществляет операцию, входит в блок снизу.
При этом, каждый элемент модели может быть расшифрован более подробно (в данном случае мы видим прямую связь с методом декомпозиции). Считается, что общее число уровней в модели не должно превышать 5-6, в противном случае она будет очень сложна для понимания и чтения.
Моделирование процессов в соответствии с этой методологией требует строгости и точности, так как процессы должны быть логически связаны, не слишком глубоко декомпозированы, и в тоже время, необходимо разделять входы и выходы, соблюдать правила построения графиков. Считается, что этот метод универсален и может быть использован для моделирования бизнес-процессов в самых разных ситуациях. Вместе с тем, разработчики отмечают, что изначально он задумывался как инструмент для моделирования систем средней сложности, так как для больших проектов конечный результат может оказаться слишком сложен и перенасыщен информацией.
«Сегодня инструментами этой модели являются, например, программы Business Design Facility компании Texas Instruments и Design/IDEF компании Meta Software, которые применяются для моделирования и оценки бизнес-процессов» [15].
Помимо прочего, семейство IDEF насчитывает несколько методологий, помогающих всесторонне описать предприятие. Так, IDEF1 является методологией, помогающей выстроить взаимосвязи между информационными потоками, IDEF3 – позволяет моделировать технологические процессы и создавать их сценарии, IDEF4 – это методология объектно-ориентированного проектирования; IDEF5 – обеспечивает наглядное, графическое представление данных.
Так же широкое распространения получило программное обеспечение Business Studio, которая включила в себя модели IDEF, ARIS EPC, кросс-функциональную диаграмму.
Результатом проекта должны стать новые, более эффективные бизнес-процессы, комплект документации, регламентирующей процессы, а также организационная структура, соответствующая новым процессам.
Анализ бизнес-процессов - это работа со всей доступной информации, в том числе графическими схемами, показателями, претензиями и т.д.
Классификация видов методик анализа процессов приведена на рисунке 5. Данную классификацию вводит В.В.Репин в многочисленных своих работах и они является наиболее наглядной.