Файл: Развитие воображения в дошкольном возрасте (Анализ понятия «воображение» в научной литературе и особенности воображения детей дошкольного возраста).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 129

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В 6 – 7 лет воображение имеет интенсивный характер. «Воссоздаваемые образы выступают в различных ситуациях, характеризуются специфичностью и содержательностью, начинают появляться элементы творчества»[13].

Дети в таком возрасте начинают произвольно запоминать и воображение из механически воспроизводящего действительность начинает преобразовываться в творческое. Оно объединяется с мышлением, включается в процесс планирования действий. Действия ребенка в итоге начинает иметь сознательный, целенаправленный характер.

«К возрасту около 6-7 лет развитие аффективного воображения у детей достигает того уровня, когда многие из них оказываются способными представлять и жить в воображаемом мире»[14].

Кроме своей познавательно-интеллектуальной функции воображение у ребенка осуществляет защитную функцию. Воображение защищает растущую, уязвимую, легкоранимую душу ребенка от чрезмерного волнения, тяжелых переживаний и травм.

С помощью познавательной функции воображения, дети лучше узнают окружающий мир, проще и эффективнее решают возникающие перед ними проблемы.

Познавательное воображение в старшем дошкольном возрасте меняется и становится контролируемым. Создаются действия воображения: замысел в форме наглядной модели, образ воображаемого предмета или существа, образ действия с предметом или с существом и т.д. Воображение приобретает самостоятельность, перестаёт только сопутствовать рассматриваемым рисункам, прослушиваемым сказкам. Воображение в данном возрасте соединяется с мышлением в процессе творчества, и выполняет определенную функцию – оно преобразует наглядную, образную сущность проблемы и этим способствует её решению.

В качестве особенностей воображения у детей дошкольного возраста можно выделить некоторые угрозы, сопряженные с формированием воображения у детей. Одна из которых – появление детских страхов. В возрасте четырех - пяти лет у ребенка могут возникать некоторые страхи – боязнь темноты, нечистой силы и так далее. В этом случае, нужно помогать ребенку избавиться от них. Необходимо стремиться, не допускать на детей воздействий, которые могут травмировать и спровоцировать в воображении образы, которых ребенок будет бояться.

«Вторая опасность, которая имеется в развитии детского воображения, это то, что ребенок может целиком уйти в мир своих фантазий. Ведь уже со старшего дошкольного возраста все выдуманные ситуации ребенок может проигрывать про себя, никак не сопровождая это внешними действиями. В этом и таится опасность ухода от реальности в мечту, фантазию. Жить без мечты невозможно, но если ребенок живет только ими, и не воплощает их в жизнь, то это не очень хорошо»[15] .


Таким образом, можно сделать вывод, что воображение играет очень важную роль в жизни каждого человека, помогает ему выходить из жизненных ситуаций, принимать нестандартные решения, составлять планы на будущее.

Определение понятия «воображение» давали многие ученые и авторы, начиная с Сократа и Платона, основываясь на все их определения можно выделить одно наиважнейшее значение воображения как психического процесса – возможность представлять результат труда, конечный и промежуточные продукты.

Главными же особенностями воображения в дошкольном возрасте является то, что:

  • воображение приобретает произвольный характер, предусматривающий создание образов, планирование и реализацию замыслов;
  • воображение превращается в особую деятельность
  • фантазирование, с помощью которого ребенок осваивает приемы и средства создания образов;
  • воображение сводится на внутренний план, отходит необходимость у ребенка в наглядной помощи для создания образов.

Методы, формы, приемы развития воображения дошкольников

Воображение ребенка активно создается и стремительно формируется при помощи различных «детских» видов деятельности, такие как игры, разнообразные вариации художественного творчества, конструирования, лепки, чтения сказок, просмотра мультиков, самостоятельного сочинительства и тому подобное.

Детское воображение – это далеко не бесполезное действие, в отсутствии его во взрослой жизни нереально достигнуть определенных высот. Когда малыш фантазирует, его мозг стремительно развивается. Именно поэтому при ежедневных прогулках необходимо уделять внимание различным видам фантазий. Детей обязательно необходимо хвалить за фантазии, и ни в коем случае не ругать, идеальным вариантом станет процесс совместного фантазирования.

Методами развития воображения дошкольников является: речевое развитие, игры, изобразительная деятельность, конструирование, ручной труд.

Основным методом формирования воображения у дошкольников является игра. В ней воображение детей проявляется наиболее обширно.

Игровая деятельность – главный вид деятельности детей дошкольного возраста, характеризующийся воссозданием в своеобразной форме действий и отношений взрослых.

Игра для детского воображения чрезвычайно важна. Именно при помощи игр дети делают для себя первые открытия, обучаются владению собственным телом, осваивают детали разговорной речи, обучаются быстро думать и фантазировать. Воображение создается и формируется в различных видах игровой деятельности: релятивной, дидактической, социальной, ролевой и др.


Предельно живо и ярко фантазия детей проявляется в сюжетно-ролевой игре. При этом воображение функционирует в разных направлениях. Во-первых, ребенок начинает иначе использовать предметы и придает им различные образы. В течение часа предмет может приобретать до 20 различных значений. Например, носовой платок может быть фатой для невесты, кроликом, одеялом для куклы, флагом, шарфом и так далее. Необычайную находчивость дети проявляют и в создании игровой ситуации. Одна и та же комната может превращаться в магазин, в море, дремучий лес, поле сражения и прочее.

Стоит какое-либо скучное занятие перевести в план ролевого действия, как оно сразу же охотно выполняется ребенком. Например, мальчик долго и с увлечением резал бумагу ножницами, но убирать за собой отказался, и никакие угрозы и уговоры мамы не помогали. Но стоило дедушке мальчика предложить игру в магазин, где он покупает бумажки, как мальчик с радостью собрал все до мельчайшего обрезка и отнес их «покупателю».

«Среди дидактических игр можно выделить три вида, которые наиболее успешно сплавляются с задачей развития воображения, это:

- словесные – когда ребенок вместе со взрослыми рассуждает, анализирует, отвечает на вопросы, выполняет различные задания, при которых происходит обмен мнениями;

- настольно – печатные – когда в игре используются различные карточки, поля для игровых действий, картинки, пазлы и готовые печатные игры с определенными правилами;

- игры с игрушками и предметами – когда дети используют в играх детскую посуду, транспорт, куклы, домики и прочие элементы»[16].

Подобная игровая деятельность отображает понятие ребенка об окружающем его мире. В процессе игр ребенок обладает возможностью приобрести сведения о человеческих взаимоотношениях, природных явлениях и животных, видах труда, различных событиях, фактах и тому подобное.

Главным условием в любой игре является ее соотношение возрасту ребенка и уровню его интеллектуального развития. Дошкольнику необходимо осознавать назначение той или иной игрушки, знать как с ней обращаться, игра должна вызывать интерес и желание поиграть. Слишком простые игры могут не вызывать интерес у ребенка, а слишком сложную игру он может не понять. По этой причине все игры должны развивать способности ребенка, совершенствовать его возможности, способствовать его развитию в целом.

Формирование детского воображения в игре зависит в значительной степени от чтения книг, от того, насколько дети проникаются чувствами, выраженными в ней. Новые впечатления и эмоции поддерживают заинтересованность к теме игры и обогащают ее содержание.


Развивающая среда для игры старших дошкольников включает в себя два основных компонента: это играющий вместе с детьми взрослый человек, и предметная среда.

«Для развития творческого воображения особенно важны игры, в которые присутствуют элементы фантазирования, придумывания. При совместной игре с взрослыми дети осваивают умения комбинировать сюжетные события и в дальнейшем используют их в самостоятельных играх»[17].

Среди различных типов игр наиважнейшее место в развитии воображения занимает театрализованная игра. «Театрализованная игра способствует развитию творческих способностей ребенка, а кроме того их познавательной активности, нравственному развитию и формированию воображения. В ходе игры дети, обычно понимают, кого или что они изображают, но часто не знают, как это надо делать. В связи с этим интонации детей в таких играх бывают маловыразительными, а движения несколько однообразными и неуверенными»[18].

Воображение и творческое мышление непосредственно взаимосвязаны, и не могут существовать без друг друга. Для этого, что бы развивать детское воображение, кроме игр, с раннего возраста нужно совершенствовать творческие способности с помощью применения методов изобразительной деятельности, ручного труда и конструирования.

Такие виды деятельности детей, как рисование, лепка, аппликация дают возможность успешно содействовать развитию творческого воображения у дошкольников и по этой причине эти методы так часто применяются во всех детских учреждениях.

При помощи бумаги, красок и кисти или карандашей, с помощью рисования, ребенок воплощает собственные представления.

Вариантов рисования огромное множество – рисование по сюжетам сказок, по сюжетам мультфильмов, можно предложить нарисовать несуществующее животное, пейзажи и натюрморты, и многое другое.

Вся практика формирования воображения с помощью рисования в дошкольном возрасте усваивается при участии картинок. Можно предоставить готовое изображение, а можно призвать ребенка дорисовать что- либо на свое усмотрение.

Поделки из пластилина, картона, бумаги, природных элементов содействуют повышению креативного мышления. Использование такого рода технологии как аппликация не только развивает воображение, но и обеспечивает работу мелкой моторики рук.

Н. Б. Халезова считает: «Создание ребенком даже самых простых скульптур – творческий процесс. Так шарообразный комок глины маленькому ребенку представляется мячом, апельсином, яблоком, а согнутый до соединения концов столбик – кольцом, браслетом, баранкой и т.д.»[19]. При процессе лепки масштаб поделки не ограничивается форматом листа, как в рисовании и аппликации. Он каждый раз зависит только от самого ребенка, его замысла и идеи, от его умений и индивидуальных особенностей.


«В процессе лепки, рисования, конструировании возможно применять такие игровые методы, как обыгрывание предметов, игрушек; обыгрывание готового изображения; обыгрывание еще незаконченного (создаваемого) изображения; обыгрывание изобразительного материала; обыгрывание инструментов; игровые приемы с элементами ролевого поведения и т.д.» [20].

Итак, только систематический подход к организации театрализованной деятельности создает ее эффективность в формировании творческого воображения у ребенка.

Можно сделать вывод, что наиболее популярными методами, приемами развития воображения дошкольников является: речевое развитие, игры, конструирование, ручной труд, изобразительная деятельность. При прослушивании сказок, рассказов, находясь на спектаклях, рассматривая произведения искусства, живописи и скульптуры, ребёнок учится воспроизводить изображённые события в голове, у него развивается воображение.

Важную роль в формировании и развитии воображения ребенка играет и взрослый – его креативность в проведении занятий, его педагогическая позиция, его личность в целом. Воспитатель обязан не только создать условия для проявления воображения у детей, но и в процессе деятельности должен обогащать воображение и фантазии дошкольников, применять специальные упражнения и занятия, которые стимулировали бы развитие детского воображения, напоминать родителям о важности таких занятий дома и т.д.

2 ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

2.1 Организация и методы исследования

Развитие воображения, ровно, как и другого познавательного процесса, обуславливает скорость и простоту понимания новых знаний и умений, способность их применения для решения разных задач, что приобретает особую значимость для подготовки к школьному обучению. По этой причине немаловажно установления уровня сформулированности у детей разных психических процессов, в том числе и воображения.

Изучение уровня развития воображения у детей дошкольного возраста была исследована в старшей группе МБ ДОУ «Зареченского детского сада». Данную группу посещают 20 детей, 11мальчиков и 9 девочек.