Файл: Развитие воображения в дошкольном возрасте (Анализ понятия «воображение» в научной литературе и особенности воображения детей дошкольного возраста).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 146

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ПРИЛОЖЕНИЕ Д

Таблица 4

Средние показатели дошкольников МБ ДОУ «Зареченский детский сад» по результатам проведенных диагностик

Название методики

Средний бал по группе

Методика «Неполные фигуры»

0,8

Методика «Солнце в комнате»

2,1

Методика «Складная картинка»

9,75

ПРИЛОЖЕНИЕ Е

Таблица 5

Программа развития воображения детей дошкольного возраста

Неделя

Среда

Четверг

Пятница

1

Формирующий этап

Занятие «Групповое рисование по замыслу на тему «Дерево».

Задачи:

- вызвать интерес к рисованию;

- изучить различные оттенки одного цвета;

-развитие воображения.

Содержание занятия: детям предоставляется большой ватман, на котором есть контур дерева. Дети все вместе

(можно группами по 5человек) должны раскрасить его разными оттенками красок.

Упражнение лепка из пластилина на тему «Осень».

Задачи:

- освоение лепки

основных фигур;

- развитие творческих

способностей и

воображения;

- совершенствовать

умение работать в группе;

- научить работать по

замыслу.

Содержание занятия:

детям выдается

пластилин, воспитатель

показывает образец

слепленных листьев

(круглый, овальный).

Дети должны слепить

похожие листья. Далее

нужно их приклеить на рисунок большого дерева, который был нарисован на предыдущем занятии.

Словесная игра «Противоположности»

Содержание занятия:

Детям предлагается по очереди придумать слова, противоположные по смыслу предложенным:

Худой-толстый,

легкий -тяжелый,

трусливый -храбрый,

твердый –мягкий и т.д.

Далее можно пройтись по синонимам: красивый -прекрасный, хороший –добрый и т.д.

2

Формирующий этап

Занятие «рисование

по замыслу на тему

«Ладошка».

Задачи:

- вызвать интерес к

рисованию;

- развитие

воображения.

Упражнение - лепка из пластилина на тему

«Ладошка».

Задачи:

- освоение лепки по

замыслу;

- развитие

Словесная игра «Съедобное -несъедобное» Содержание занятия: Воспитатель встает в центр круга, бросает каждому ребенку


Продолжение таблицы 5

Содержание

занятия: детям

предоставляется по

листочку, каждый

должен обвести

карандашом на нем

свою руку и

раскрасить ее.

Далее воспитатель

вырезает рисунок

ладошки каждого

ребенка и

подписывает его.

творческих

способностей и

воображения.

Содержание занятия:детям выдается рисунок

ладошки, сделанный на

предыдущем занятии, и

пластилин. Воспитатель

показывает образец

вылепленных украшений

для руки – часы, кольцо.

Мальчики должны по образцу слепить часы и прилепить на рисунок,девочки – кольцо и браслет.

по очереди мяч и называет какую-то вещь или предмет, если данная вещь съедобная, ребенок должен поймать мяч, если нет – отбить.

3

Формирующий этап

Занятие

«Рисование по

замыслу на тему

«Песочница».

Задачи:

-вызвать интерес к

рисованию;

-развитие

воображения.

Содержание

занятия:

детям предоставляется раскраска с

песочницей.

Упражнение - лепка из пластилина на тему «Игрушка».

Задачи:

- освоение лепки

основных фигур;

-развитие

воображения;

- научить работать по

замыслу.

Содержание занятия:

детям выдается рисунок с

предыдущего занятия по

рисованию «Песочница».

Каждый ребенок должен

Словесно-двигательная

игра «Чтоб бывает?»

Содержание занятия:

Дети встают в

полукруг. Воспитатель

берет мяч. По очереди

кидает каждому ребенку и

спрашивает «Что бывает

желтым?». Ребенок ловит

мяч, и кидая его обратно,

отвечает – лимон, далее

другой ребенок ловит,

отвечает – солнце и так

далее.

Продолжение таблицы 5

Каждый ребенок

должен дорисовать в

ней знакомые

предметы – лопатки,

ведерки, мячи и т.д. и

раскрасить их.

выбрать из своего

рисунка игрушку и с

помощью воспитателя

слепить ее.

Все игрушки можно

поместить на круглый

желтый лист,

имитирующий песочницу.

Игра проводится

несколько раз точно

также, но по другим

цветам.

4

Основной этап

Занятие

«Дорисовывание на

тему «Овощи».

Задачи:

- показать приёмы

дорисовывания из

простых фигур;

-развитие

творческого

воображения;

- пробудить

интерес к природе.

Содержание

занятия: детям

предоставляется

листок с овалом,

кругом и

треугольником. Каждый ребенок

должен

самостоятельно

дорисовать каждую

фигуру до знакомого

ему овоща по образцу

воспитателя – круг –

помидор, овал –

огурец, треугольник –

морковь.

Упражнение - лепка из

пластилина на тему

«Лукошко».

Задачи:

- освоение лепки

«колбаской» и

соединения разных

деталей;

- развитие

воображения;

- научить работать по

замыслу.

Содержание занятия: детям выдается рисунок с

предыдущего занятия по

рисованию «Овощи».

Каждый ребенок

должен слепить для

своего рисунка лукошко

по образцу воспитателя

(налепить под рисунок

овощей на листик).

Словесная игра

«Овощи и фрукты»

Содержание занятия:

Дети встают в

полукруг. Воспитатель

берет мяч. По очереди

кидает каждому ребенку и

спрашивает «Какой ты

знаешь овощ?». Ребенок

ловит мяч, и кидая его

обратно, отвечает –

помидор, далее другой

ребенок ловит, отвечает – капуста и т.д.

Игра проводится

второй раз точно также,

но по фруктам.


Продолжение таблицы 5

5 Основной этап

Занятие «Курочка

ряба».

Задачи:

- развивать

воображение, чувство

цвета, формы и

композиции;

- вспомнить

любимые сказки.

Содержание

занятия: ребята с

воспитателем

вспоминают и вместе

рассказывают сказку

«курочка ряба». По

картинке из сказки, с

помощью воспитателя

каждый ребенок

рисует курочку и

раскрашивает ее.

Занятие - лепка «Яйца

Курочки рябы».

Задачи:

- развивать умение

объемной лепки,

- развивать

способность складывать

поделки в композицию;

- развивать

воображение,

- вспомнить любимые

сказки.

Содержание занятия:

ребята берут свои

рисунки Рябы с

предыдущего занятия. Каждый лепит несколько

яиц из пластилина,

украшает их, и

прилепляет на свой

рисунок.

Занятие «Новое

назначение предмета»

Задачи: развивать

творческое воображение

детей.

Содержание занятия:

Ребята сидят в кругу.

Ведущий запускает

какой-то предмет (зонтик,

скакалку, линейку, газету

и т.д.). Каждый ребенок

должен придумать новое

назначение для этого

предмета. Например,

зонтик можно

использовать как

украшение, скакалку

можно использовать как

веревку, линейку – как

средство от мух и т.д.

Побеждает тот, кто

предложит самое

невероятнее применение

данного предмета.

6 Основной этап

Занятие

«Рисование по

замыслу на тему

«Небо».

Задачи:

- вызвать интерес к

рисованию;

- показать приёмы

рисования ватными

палочками;

-развитие

воображения.

Содержание

занятия: детям

предоставляется

только тема занятия.

Упражнение

«сказочный дом из

зерна».

Задачи:

- освоение рельефной

лепки;

- научить создавать

уплощенные фигурки,

украшать изделия

подручными

материалами,

- развивать творческие

способности;

Занятие «Что бывает на

небе».

Задачи:

- повышать словарный

запас;

- учить описывать

природные явления;

- развивать воображение

детей.

Содержание занятия:

Воспитатель достает большую картину неба,

сделанную из рисунков

ребят на предыдущем

занятии.

Продолжение таблицы 5

Каждый ребенок

должен

самостоятельно

нарисовать небо,

добавить туда все что

придет в голову –

звезды, луну, месяц.

Фон рисуется

большой кистью. Все

объекты рисуются

ватными палочками и

гуашью.Все картины

соединяются скотчем

в одну картину неба.

- совершенствовать

умение оформлять

поделки;

- научить работать по

замыслу.

Содержание занятия:

детям выдаются листы

картона. Их они должны

застелить пластилином.

Далее на нем

предлагается выложить

волшебный дом из зерна,

макарон, семян и других

подручным материалов.

После работы каждыйребенок должен

рассказать о своем

сказочном домике, кто в

нем живет и т.д.

Дети должны по

очереди перечислить что

бывает на небе (звезды,

солнце, луна, комета и

т.д.).

В конце воспитатель

дополняет ответы и с

картинками показывает,

что еще бывает, по мимо

перечисленного (северное

сияние, спутник, черные

дыры и т.д.).

7 Основной этап

Занятие

«Рисование по

замыслу на тему

«Фантастические

цветы».

Задачи:

- вызвать интерес

рисованию;

- показать приёмы

декорирования

лепестков;

-развитие

творческого

воображения и

чувство цвета;

- пробудить

интерес к цветам,

природе.

Упражнение

«сказочный лес из

макарон».

Задачи:

- освоение рельефной

лепки;

- научить создавать

уплощенные фигурки,

украшать изделия

подручными

материалами,

- развивать творческие

способности;

Игра – упражнение

«Опиши соседа»

Задачи:

- учить внимательно

рассматривать человека,

давать словесный

портрет;

- развитие

воображения и

словарного запаса.

Содержание занятия: Один ребенок берет

рамку или обруч,

изображая из себя

портрет. Воспитатель

предлагает детям


Продолжение таблицы 5

Содержание

занятия: детям

предоставляется

только тема занятия.

Каждый ребенок

должен

самостоятельно

нарисовать

выдуманный им

несуществующий

цветок.

Все рисунки детей

дальше объединяются

на один круглый

плакат. Данную

«клумбу» вывешивают

на выставку.

- совершенствовать

умение оформлять

поделки;

- научить работать по

замыслу.

Содержание занятия:

детям выдаются листы

картона. Их они должны

застелить пластилином.

Далее на нем

предлагается выложить

волшебный лес, деревья

из макарон.

рассмотреть его и

описать.

Можно разделить

детей на пары и

попросить по очереди

описать своего соседа.

8

Основной

этап

Занятие

«Рисование по

замыслу на тему

«Новое животное».

Задачи:

- вызвать интерес к

рисованию;

-развитие

воображения.

Содержание

занятия: детям

предоставляется

только тема занятия.Каждый ребенок

должен самостоятельно

нарисовать

выдуманное им

несуществующее

животное.

В конце каждый

ребенок должен

рассказать о своем

животном, как зовут,

что он ест, где живет и

т.д.

Упражнение «дом для

животного».

Задачи:

- освоение рельефной

лепки;

- научить создавать

уплощенные фигуры,

- развивать творческие

способности;

- совершенствовать

умение оформлять

поделки; - научить работать по замыслу.

Содержание занятия:

детям выдаются картинки

несуществующих

животных с предыдущего

занятия (каждый своему).

Занятие «Домашние

животные».

Задачи:

- развитие

воображения и фантазии

детей;

- развивать актерские

способности.

Содержание занятия:

Детям по очереди

необходимо изобразить

домашних животных

(ласковую кошечку, быка в ярости, игривого жеребенка, веселую

козочку, валяющегося в

грязи поросенка,

бодливую корову и т.д.).

Другой вариант игры –

воспитатель может

раздать каждому ребенку

картинку того животного,

Продолжение таблицы 5

На листе картона с

помощью пластилина

ребенок должен

выложить дом для

придуманного им

несуществующего

животного.

которого ему надо

показать. А остальные

дети должны угадать,

кого он показывает.

9

Основной

этап

Занятие «Рисование на

камешках»

Задачи:

- показать разные

приемы рисования;

-развитие

воображения;

- учить создавать

художественные

образы на основе

природных форм.

Содержание

занятия: каждому

ребенку выдается по

камушку для

рисования.

По образцу

воспитателя ребенок

должен

самостоятельно

разукрасить камень.

Групповое занятие

«Украсим елочку».

Задачи:

- освоение лепки

пластилином;

- развитие творческих

способностей и

воображение детей;

- учить оформлять

поделки;

- развивать мелкую

моторику рук;

- укреплять

взаимоотношения в

группе;

- учить работать

слаженно.

Содержание занятия:

Воспитатель на

большом мате рисует

заранее зеленую елочку. Детям раздается

разноцветный пластилин,

из которого каждый

ребенок должен слепить

украшения на елочку и

прилепить

Игра «Угадай

настроение».

Задачи:

- учить описывать

настроение человека по

выражению лица;

- развивать воображение

детей.

Содержание занятия:

Воспитатель

изображает на лице

восторг, испуг, грусть,радость. Дети определяют

настроение. Затем дети

самостоятельно пытаются

передать настроение

выражением лица:

задумчивость, восторг,

печаль, усталость и т.д.


Продолжение таблицы 5

10

Основной

этап

Занятие

«Волшебные кляксы».

Задачи:

- развивать

воображение и

интерес к рисованию;

- развивать

Художественные

способности детей.

Содержание

занятия: детям

предлагается сначала

создать кляксу, можно

просто нарисовать ее,

а можно капнуть на

середину листа, потом

сложить его, далее

раскрыть и получается

клякса.

После создания

кляксы, ребенку

предлагается

рассмотреть ее,

покрутить лист.

Если ребенок в

своей кляксе что-то

видит, то ему дается

предлагается

изобразить это на

кляксе.

Занятие «Микробы»

Демонстрационный

материал: видеопоказ

отрывка из мультфильма

«Фиксики» о микробах,

картинки с микробами.

Задачи:

-дать представление

детям о микробах;

- учить создавать

объемные поделки;

- развивать

воображение и общее

умение работать с

пластилином.

Содержание занятия:

просмотр отрывка из

мультфильма «Фиксики»,

предварительная беседа о

микробах, показ

некоторых картинок.

Далее детям

предлагается

самостоятельно придумать и слепить из

пластилина микробов.

Занятие «На что

похоже»

Задачи:

- развитие

воображения и фантазии

детей.

Содержание занятия:

Воспитатель предлагает детям

совместно рассмотреть

какой-нибудь предмет и

описать, на что это

похоже. Играть в данную

игру лучше на прогулке,

там можно совместно

разглядывать облака, и

каждый ребенок должен

сказать на что похоже

облако (на подушку, на

собачку, лошадку и т.д.).

Таким же образом

можно рассматривать,

например, лужи.

Продолжение таблицы 5

После этого дети

рассматривают готовые

работы.

Потом всех микробов,

сделанными детьми,

воспитатель ставит на

одну пластину.

11

Заключи

тельный

этап

Занятие «На что

похожи наши

ладошки».

Задачи: развитие

воображения и

внимания;

- развить любовь к

рисованию и

творчеству.

Содержание занятия:

Предложить детям

опустить ладонь в

краску или обвести

карандашами

собственную ладошку

(или две) и придумать,

пофантазировать «Что

это может быть?»

(дерево, птицы,

бабочка и т.д.).

Далее на основе

обведенных ладошек

создать рисунок.

Занятие – лепка из

теста «Зимние забавы».

Задачи:

- освоение лепки из

теста;

- развивать творческие

способности;

- совершенствовать

умение оформлять

поделки;

- развивать

эстетическое восприятие

формы

- научить работать по

замыслу.

Содержание занятия:

Воспитатель раздает

детям тесто, из которого

каждый ребенок по

образцу должен

Занятие «Если б я

писал книжку».

Задачи:

- развитие

воображения и фантазии

детей;

- развивать память и

словарный запас.

Содержание занятия:

Воспитатель просит

детей вспомнить как

выглядит Чебурашка, что

в нем было особенного.

Объясняет, что можно

взять любого человека,

животное и наделить его

необычными

характеристиками, чтобы

он был запоминающимся.

Дети должны по

очереди назвать наиболее