Файл: Развитие воображения в дошкольном возрасте (Анализ понятия «воображение» в научной литературе и особенности воображения детей дошкольного возраста).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 146
Скачиваний: 2
ПРИЛОЖЕНИЕ Д
Таблица 4
Средние показатели дошкольников МБ ДОУ «Зареченский детский сад» по результатам проведенных диагностик
Название методики |
Средний бал по группе |
Методика «Неполные фигуры» |
0,8 |
Методика «Солнце в комнате» |
2,1 |
Методика «Складная картинка» |
9,75 |
ПРИЛОЖЕНИЕ Е
Таблица 5
Программа развития воображения детей дошкольного возраста
Неделя |
Среда |
Четверг |
Пятница |
1 Формирующий этап |
Занятие «Групповое рисование по замыслу на тему «Дерево». Задачи: - вызвать интерес к рисованию; - изучить различные оттенки одного цвета; -развитие воображения. Содержание занятия: детям предоставляется большой ватман, на котором есть контур дерева. Дети все вместе (можно группами по 5человек) должны раскрасить его разными оттенками красок. |
Упражнение лепка из пластилина на тему «Осень». Задачи: - освоение лепки основных фигур; - развитие творческих способностей и воображения; - совершенствовать умение работать в группе; - научить работать по замыслу. Содержание занятия: детям выдается пластилин, воспитатель показывает образец слепленных листьев (круглый, овальный). Дети должны слепить похожие листья. Далее нужно их приклеить на рисунок большого дерева, который был нарисован на предыдущем занятии. |
Словесная игра «Противоположности» Содержание занятия: Детям предлагается по очереди придумать слова, противоположные по смыслу предложенным: Худой-толстый, легкий -тяжелый, трусливый -храбрый, твердый –мягкий и т.д. Далее можно пройтись по синонимам: красивый -прекрасный, хороший –добрый и т.д. |
2 Формирующий этап |
Занятие «рисование по замыслу на тему «Ладошка». Задачи: - вызвать интерес к рисованию; - развитие воображения. |
Упражнение - лепка из пластилина на тему «Ладошка». Задачи: - освоение лепки по замыслу; - развитие |
Словесная игра «Съедобное -несъедобное» Содержание занятия: Воспитатель встает в центр круга, бросает каждому ребенку |
Продолжение таблицы 5
Содержаниезанятия: детям предоставляется по листочку, каждый должен обвести карандашом на нем свою руку и раскрасить ее. Далее воспитатель вырезает рисунок ладошки каждого ребенка и подписывает его. |
творческих способностей и воображения. Содержание занятия:детям выдается рисунок ладошки, сделанный на предыдущем занятии, и пластилин. Воспитатель показывает образец вылепленных украшений для руки – часы, кольцо. Мальчики должны по образцу слепить часы и прилепить на рисунок,девочки – кольцо и браслет. |
по очереди мяч и называет какую-то вещь или предмет, если данная вещь съедобная, ребенок должен поймать мяч, если нет – отбить. |
|
3 Формирующий этап |
Занятие «Рисование по замыслу на тему «Песочница». Задачи: -вызвать интерес к рисованию; -развитие воображения. Содержаниезанятия: детям предоставляется раскраска с песочницей. |
Упражнение - лепка из пластилина на тему «Игрушка». Задачи: - освоение лепки основных фигур; -развитие воображения; - научить работать по замыслу. Содержание занятия: детям выдается рисунок с предыдущего занятия по рисованию «Песочница». Каждый ребенок должен |
Словесно-двигательная игра «Чтоб бывает?» Содержание занятия: Дети встают в полукруг. Воспитатель берет мяч. По очереди кидает каждому ребенку и спрашивает «Что бывает желтым?». Ребенок ловит мяч, и кидая его обратно, отвечает – лимон, далее другой ребенок ловит, отвечает – солнце и так далее. |
Продолжение таблицы 5
Каждый ребенок должен дорисовать в ней знакомые предметы – лопатки, ведерки, мячи и т.д. и раскрасить их. |
выбрать из своего рисунка игрушку и с помощью воспитателя слепить ее. Все игрушки можно поместить на круглый желтый лист, имитирующий песочницу. |
Игра проводится несколько раз точно также, но по другим цветам. |
|
4 Основной этап |
Занятие «Дорисовывание на тему «Овощи». Задачи: - показать приёмы дорисовывания из простых фигур; -развитие творческого воображения; - пробудить интерес к природе. Содержание занятия: детям предоставляется листок с овалом, кругом и треугольником. Каждый ребенок должен самостоятельно дорисовать каждую фигуру до знакомого ему овоща по образцу воспитателя – круг – помидор, овал – огурец, треугольник – морковь. |
Упражнение - лепка из пластилина на тему «Лукошко». Задачи: - освоение лепки «колбаской» и соединения разных деталей; - развитие воображения; - научить работать по замыслу. Содержание занятия: детям выдается рисунок с предыдущего занятия по рисованию «Овощи». Каждый ребенок должен слепить для своего рисунка лукошко по образцу воспитателя (налепить под рисунок овощей на листик). |
Словесная игра «Овощи и фрукты» Содержание занятия: Дети встают в полукруг. Воспитатель берет мяч. По очереди кидает каждому ребенку и спрашивает «Какой ты знаешь овощ?». Ребенок ловит мяч, и кидая его обратно, отвечает – помидор, далее другой ребенок ловит, отвечает – капуста и т.д. Игра проводится второй раз точно также, но по фруктам. |
Продолжение таблицы 5
5 Основной этап |
Занятие «Курочка ряба». Задачи: - развивать воображение, чувство цвета, формы и композиции; - вспомнить любимые сказки. Содержание занятия: ребята с воспитателем вспоминают и вместе рассказывают сказку «курочка ряба». По картинке из сказки, с помощью воспитателя каждый ребенок рисует курочку и раскрашивает ее. |
Занятие - лепка «Яйца Курочки рябы». Задачи: - развивать умение объемной лепки, - развивать способность складывать поделки в композицию; - развивать воображение, - вспомнить любимые сказки. Содержание занятия: ребята берут свои рисунки Рябы с предыдущего занятия. Каждый лепит несколько яиц из пластилина, украшает их, и прилепляет на свой рисунок. |
Занятие «Новое назначение предмета» Задачи: развивать творческое воображение детей. Содержание занятия: Ребята сидят в кругу. Ведущий запускает какой-то предмет (зонтик, скакалку, линейку, газету и т.д.). Каждый ребенок должен придумать новое назначение для этого предмета. Например, зонтик можно использовать как украшение, скакалку можно использовать как веревку, линейку – как средство от мух и т.д. Побеждает тот, кто предложит самое невероятнее применение данного предмета. |
6 Основной этап |
Занятие «Рисование по замыслу на тему «Небо». Задачи: - вызвать интерес к рисованию; - показать приёмы рисования ватными палочками; -развитие воображения. Содержание занятия: детям предоставляется только тема занятия. |
Упражнение «сказочный дом из зерна». Задачи: - освоение рельефной лепки; - научить создавать уплощенные фигурки, украшать изделия подручными материалами, - развивать творческие способности; |
Занятие «Что бывает на небе». Задачи: - повышать словарный запас; - учить описывать природные явления; - развивать воображение детей. Содержание занятия: Воспитатель достает большую картину неба, сделанную из рисунков ребят на предыдущем занятии. |
Продолжение таблицы 5
Каждый ребенок должен самостоятельно нарисовать небо, добавить туда все что придет в голову – звезды, луну, месяц. Фон рисуется большой кистью. Все объекты рисуются ватными палочками и гуашью.Все картины соединяются скотчем в одну картину неба. |
- совершенствовать умение оформлять поделки; - научить работать по замыслу. Содержание занятия: детям выдаются листы картона. Их они должны застелить пластилином. Далее на нем предлагается выложить волшебный дом из зерна, макарон, семян и других подручным материалов. После работы каждыйребенок должен рассказать о своем сказочном домике, кто в нем живет и т.д. |
Дети должны по очереди перечислить что бывает на небе (звезды, солнце, луна, комета и т.д.). В конце воспитатель дополняет ответы и с картинками показывает, что еще бывает, по мимо перечисленного (северное сияние, спутник, черные дыры и т.д.). |
|
7 Основной этап |
Занятие «Рисование по замыслу на тему «Фантастические цветы». Задачи: - вызвать интерес рисованию; - показать приёмы декорирования лепестков; -развитие творческого воображения и чувство цвета; - пробудить интерес к цветам, природе. |
Упражнение «сказочный лес из макарон». Задачи: - освоение рельефной лепки; - научить создавать уплощенные фигурки, украшать изделия подручными материалами, - развивать творческие способности; |
Игра – упражнение «Опиши соседа» Задачи: - учить внимательно рассматривать человека, давать словесный портрет; - развитие воображения и словарного запаса. Содержание занятия: Один ребенок берет рамку или обруч, изображая из себя портрет. Воспитатель предлагает детям |
Продолжение таблицы 5
Содержание занятия: детям предоставляется только тема занятия. Каждый ребенок должен самостоятельно нарисовать выдуманный им несуществующий цветок. Все рисунки детей дальше объединяются на один круглый плакат. Данную «клумбу» вывешивают на выставку. |
- совершенствовать умение оформлять поделки; - научить работать по замыслу. Содержание занятия: детям выдаются листы картона. Их они должны застелить пластилином. Далее на нем предлагается выложить волшебный лес, деревья из макарон. |
рассмотреть его и описать. Можно разделить детей на пары и попросить по очереди описать своего соседа. |
|
8 Основной этап |
Занятие «Рисование по замыслу на тему «Новое животное». Задачи: - вызвать интерес к рисованию; -развитие воображения. Содержание занятия: детям предоставляется только тема занятия.Каждый ребенок должен самостоятельно нарисовать выдуманное им несуществующее животное. В конце каждый ребенок должен рассказать о своем животном, как зовут, что он ест, где живет и т.д. |
Упражнение «дом для животного». Задачи: - освоение рельефной лепки; - научить создавать уплощенные фигуры, - развивать творческие способности; - совершенствовать умение оформлять поделки; - научить работать по замыслу. Содержание занятия: детям выдаются картинки несуществующих животных с предыдущего занятия (каждый своему). |
Занятие «Домашние животные». Задачи: - развитие воображения и фантазии детей; - развивать актерские способности. Содержание занятия: Детям по очереди необходимо изобразить домашних животных (ласковую кошечку, быка в ярости, игривого жеребенка, веселую козочку, валяющегося в грязи поросенка, бодливую корову и т.д.). Другой вариант игры – воспитатель может раздать каждому ребенку картинку того животного, |
Продолжение таблицы 5
На листе картона с помощью пластилина ребенок должен выложить дом для придуманного им несуществующего животного. |
которого ему надо показать. А остальные дети должны угадать, кого он показывает. |
||
9 Основной этап |
Занятие «Рисование на камешках» Задачи: - показать разные приемы рисования; -развитие воображения; - учить создавать художественные образы на основе природных форм. Содержание занятия: каждому ребенку выдается по камушку для рисования. По образцу воспитателя ребенок должен самостоятельно разукрасить камень. |
Групповое занятие «Украсим елочку». Задачи: - освоение лепки пластилином; - развитие творческих способностей и воображение детей; - учить оформлять поделки; - развивать мелкую моторику рук; - укреплять взаимоотношения в группе; - учить работать слаженно. Содержание занятия: Воспитатель на большом мате рисует заранее зеленую елочку. Детям раздается разноцветный пластилин, из которого каждый ребенок должен слепить украшения на елочку и прилепить |
Игра «Угадай настроение». Задачи: - учить описывать настроение человека по выражению лица; - развивать воображение детей. Содержание занятия: Воспитатель изображает на лице восторг, испуг, грусть,радость. Дети определяют настроение. Затем дети самостоятельно пытаются передать настроение выражением лица: задумчивость, восторг, печаль, усталость и т.д. |
Продолжение таблицы 5
10 Основной этап |
Занятие «Волшебные кляксы». Задачи: - развивать воображение и интерес к рисованию; - развивать Художественные способности детей. Содержание занятия: детям предлагается сначала создать кляксу, можно просто нарисовать ее, а можно капнуть на середину листа, потом сложить его, далее раскрыть и получается клякса. После создания кляксы, ребенку предлагается рассмотреть ее, покрутить лист. Если ребенок в своей кляксе что-то видит, то ему дается предлагается изобразить это на кляксе. |
Занятие «Микробы» Демонстрационный материал: видеопоказ отрывка из мультфильма «Фиксики» о микробах, картинки с микробами. Задачи: -дать представление детям о микробах; - учить создавать объемные поделки; - развивать воображение и общее умение работать с пластилином. Содержание занятия: просмотр отрывка из мультфильма «Фиксики», предварительная беседа о микробах, показ некоторых картинок. Далее детям предлагается самостоятельно придумать и слепить из пластилина микробов. |
Занятие «На что похоже» Задачи: - развитие воображения и фантазии детей. Содержание занятия: Воспитатель предлагает детям совместно рассмотреть какой-нибудь предмет и описать, на что это похоже. Играть в данную игру лучше на прогулке, там можно совместно разглядывать облака, и каждый ребенок должен сказать на что похоже облако (на подушку, на собачку, лошадку и т.д.). Таким же образом можно рассматривать, например, лужи. |
Продолжение таблицы 5
После этого дети рассматривают готовые работы. Потом всех микробов, сделанными детьми, воспитатель ставит на одну пластину. |
|||
11 Заключи тельный этап |
Занятие «На что похожи наши ладошки». Задачи: развитие воображения и внимания; - развить любовь к рисованию и творчеству. Содержание занятия: Предложить детям опустить ладонь в краску или обвести карандашами собственную ладошку (или две) и придумать, пофантазировать «Что это может быть?» (дерево, птицы, бабочка и т.д.). Далее на основе обведенных ладошек создать рисунок. |
Занятие – лепка из теста «Зимние забавы». Задачи: - освоение лепки из теста; - развивать творческие способности; - совершенствовать умение оформлять поделки; - развивать эстетическое восприятие формы - научить работать по замыслу. Содержание занятия: Воспитатель раздает детям тесто, из которого каждый ребенок по образцу должен |
Занятие «Если б я писал книжку». Задачи: - развитие воображения и фантазии детей; - развивать память и словарный запас. Содержание занятия: Воспитатель просит детей вспомнить как выглядит Чебурашка, что в нем было особенного. Объясняет, что можно взять любого человека, животное и наделить его необычными характеристиками, чтобы он был запоминающимся. Дети должны по очереди назвать наиболее |