Файл: Развитие воображения в дошкольном возрасте (Анализ понятия «воображение» в научной литературе и особенности воображения детей дошкольного возраста).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 133

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- создание группового фотоальбома, выставки поделок и рисунков,

- проведение итогового мониторинга уровня развития творческого воображения у детей данной возрастной группы.

Развивая творческие способности детей на занятиях по данной программе необходимо соблюдать следующие правила:

- предоставлять ребенку независимость в проявлении инициативы, обеспечить физическое и психическое пространство;

- предоставлять ребенку нужно количество бумаг, цветных карандашей, фломастеров, пластилина и т.д.;

- изображение рисунков, лепки, выдуманных сказок и других результатов работы на уроках не должны критиковаться педагогом;

- после занятий все результаты работ должны вывешиваться в удобном месте в группе и коллективно обсуждаться.

Итак, для благоприятной тенденции повышения уровня развития воображения у дошкольников была создана специальная программа, основанная на базе научных исследованиях о формировании воображения детей дошкольного возраста. При создании данной программы были взяты основы научных исследований таких авторов, как В.И. Волынкин, Л.Н. Азарова, И.Ю. Глебова, Л.Ю. Субботина. В соответствии с разработанной программой занятий развитие воображения дошкольников осуществляется в три этапа: формирующий, основной и заключительной. Составленная программа занятий должна повысить уровень развития воображения и может быть внедрена для реализации в дошкольные образовательные учреждения, а также может применяться родителями самостоятельно для занятий с детьми в домашних условиях.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итог о проделанной работе, можно выделить главные особенности нашего исследования:

1) Воображение является фундаментом мышления, оно значимо и необходимо в жизни каждого человека начиная с детского возраста и заканчивая взрослой жизнью, для этого именно с детства его формированию стоит уделять повышенное внимание;

2) Воображение находится в тесной связи с творчеством, а также с таким качеством как креативность. Эти качества в современном обществе высоко ценятся, так как именно творческие люди готовы к созданию нового, умеют находить креативные решения, решать сложные задачи оригинальными способами;

3) Воображение перекликается со многими другими психическими процессами такими, как ощущение, восприятие, память, мышление. Развитию воображения способствуют игровая деятельность, сочинение рассказов, рисование и лепка, чтение книг, разнообразные ситуации незавершенности и т.д.;


4) Процесс воображения зависит от деятельности человека, его речевого развития и жизненного опыта. Формирование, развитие и закрепление уровня воображения требует внимательности со стороны взрослых;

5)Воображение дошкольника имеет свои особенности и стадии развития. Первоначальные формы воображения возникают в раннем детстве и идут в параллель с зарождением сюжетно-ролевой игры и развитием знаково-символической функции сознания. В последующем воображение дошкольника развивается по четырем линиям: расширение круга замещаемых предметов и совершенствование операции замещения; совершенствование операций воссоздающего воображения; формирование творческого воображения, самостоятельное использование творческих операций; воображение становится опосредованным и преднамеренным.

В теоретической части нами была проанализирована сущность понятия «воображение», его этапы развития, были проведены методики Е. Торренса «Неполные фигуры», В. Синельникова, В. Кудрявцева «Солнце в комнате» и «Складная картинка».

Согласно результатам проведенного исследования был сделан вывод о необходимости создания систематизированной программы занятий по развитию воображения детей и проведения данной программы с детьми дошкольного возраста. Разработанная программа развития воображения дошкольников состоит из трех этапов работы и содержит в себе 36 занятий.

Для реализации цели развития воображения дошкольников необходимо соблюдение определенных психолого-педагогических условий. Дошкольный возраст предполагает использование особых методов работы: игра, конструирование, речевое развитие, изобразительная деятельность и трудовая деятельность. Именно на данных базисных видах деятельности основана предлагаемая программа. Для реализации данной программы развития воображения дошкольников в полной мере необходимо включение ее в план воспитательной работы.

В заключение можно подметить, что методы для развития воображения детей не заканчиваются на применении данной программы, имеются множество инновационных видов развития детского воображения, таких как 3D-ручка, 5D-фильмы, раскраски, оживающие на экране телефона при скачивании определенной программы и т.д. Прогресс не стоит на месте и предлагает большое количество новейших методов по развитию воображения, важно донести значение и роль воображения детей до их родителей, чтобы развитие воображения становилось комплексным, не только в стенах дошкольного образовательного учреждения, но и в домашних условиях.


Таким образом, в силу важности и значимости воображения для ребенка необходимо всеми способами помогать его развитию. Решающим фактором при этом является необходимость в новых впечатлениях и общение со взрослым, открывающим способы получения впечатлений. Воспитывая детское воображение, необходимо добиваться, чтобы оно было связано с жизнью, чтобы оно было творческим отображением нашей действительности.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Азарова Л.Н. Как развивать творческую индивидуальность младших школьников: учебное пособие. Изд. 2 // под ред. Л.Н. Азаровой. – М.: Просвещение, 2008. 678 с.

2. Акимова М.К., Гуревич К.М. Психологическая диагностика: учебник для вузов. Изд. 2 // под ред. М.К.Акимовой, К.М. Гуревича. – СПб: ПИТЕР, 2012. 765 с.

3. Ануфриева Г., Вдовкина С., Огороднова О. Воображение и творчество // Дошкольное воспитание – 2010 – № 12 С.119- 120.

4. Бабаева Т.И. Игра и дошкольник. Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности // под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой. – СПб: Детство-пресс, 2009. 345 с.

5. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте: учебное пособие. Изд. 2 // под ред. Л.И. Божович. – СПб.: Питер, 2017. 478 с.

6. Волынкин В.И. Художественно-эстетическое воспитание и развитие дошкольников: учебное пособие. Изд. 2// под ред. В.И. Волынкина. –М.: Феникс, 2017.

7. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте // под ред. Л.С. Выготского. – М.: Просвещение 2001. 600 с.

8. Глебова И.Ю. Методы и приемы развития творческого воображения дошкольников в процессе лепки // Актуальные задачи педагогики –Молодой ученый–2013–№ 18–с. 31-34

9. Григорьева О. А. Особенности развития творческого воображения старших дошкольников // Молодой ученый – 2018 – № 20 – С. 568-569.

10. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности // под ред. Е.П. Ильина. – СПб.: Питер, 2009. 340 с.

11. Климов Е.А. Основы психологии: учебник для вузов. Изд. 2. // под ред. Е.А. Климова. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 2008. 420 с.

12.Коломенский Я.Л., Гутковская Е.Л., Панько Е.А. Основы профессионального самосовершенствования педагога дошкольного учреждения// под ред. Е. Я.Л. Коломенский. – СПб.: Питер, 2008. 740 с.

13.Коджаспирова Г.М. Педагогика: учебник // под ред. Г.М. Коджаспировой. – М.: КНОРУС, 2010. 564 с.

14. Куревина О.А. Синтез искусств в эстетическом воспитании детей дошкольного и школьного возраста: учебное пособие. Изд. 2// под ред. О.А. Куревиной. – М.: Линка-Пресс, 2011. 435 с.


15. Маклаков А. Г. Общая психология: учебное пособие. Изд. 2. [Текст] // под ред. А.Г. Маклакова – М.: Знание, 2012. 502 с.

16. Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. Как играть с детьми. Изд. 2 // под ред. Н.Я. Михайленеко. – М., Академия, 2012. 235 с.

17. Мухортова Д.Д., Мурадова В.И. Развитие воображения // Вопросы дошкольной педагогики – 2016 – №3 – с. 52-54.

18. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: учебник // под ред. С.Л. Рубинштейна. – Спб.: Питер, 2012. 570 с.

19.Скоробогатов В. А., Коновалова Л. И. Феномен воображения. Философия для педагогики и психологии. Изд. 3// под ред. В.А. Скоробогатова – М.: Союз, 2011. 670 с.

20. Смирнова О. Е. Детская психология: учебное пособие. Изд. 3 // под ред. О.Е. Смирновой. – М.: Владос-пресс, 2014. 413 с.

21. Столяренко Л.Д. Основы психологии: учебное пособие. Изд. 4 // под ред. Л.Д. Столяренко – Ростов-на-Дону: Феникс, 2012. 580 с.

22. Субботина Л.Ю. Развитие воображения у детей: пособие для родителей и педагогов. Изд. 2// под ред. Л.Ю. Субботиной. – Ярославль: Академия развития, 2009. 656 с.

23. Халезова Н.Б. Книга для воспитателя детского сада. Изд. 2 // под ред. Н. Б. Халезова, Н. А. Курочкина, Г. В. Пантюхина. – М.: Просвещение, 2001. 715 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Рисунок 1. Раздаточный материал для проведения диагностики Е. Торренса «Неполные фигуры»

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Таблица 1

Результаты проведения исследования диагностики по методике

Е. Торренса «Неполные фигуры»

п/п

Ф.И. ребенка

Квадрат

Треугольник

Круг

Коэффицент

1

Рома Д.

телевизор

елочка

солнце

0

2

Даша М.

машина

дом

цветок

0

3

Ксения Л.

телефон

гриб

смайлик

2

4

Миша Б.

телевизор

пирамидка

тучка

2

5

Катя Д.

дом

змей

яблоко

1

6

Лиана Р.

окно

елочка

цветок

0

7

Костя Р.

машина

флажок

солнце

1

8

Даша К.

книга

дом

шарик

2

9

Федя Х.

окно

смайлик

мячик

0

10

Алена В.

машина

елочка

солнце

0

11

Виктор Г.

телевизор

дом

цветок

0

12

Лена Ж.

сумка

елочка

игрушка

2

13

Маша К.

дом

конфетка

смайлик

1

14

Оля Р.

телевизор

елочка

колобок

1

15

Глеб З.

машина

дом

колесо

1

16

Костя Ю.

стол

машина

солнце

1

17

Миша Я.

картина

дом

цветок

1

18

Артем Д.

дом

елочка

мячик

0

19

Вова Ж.

машина

змей

часы

1

20

Слава П.

телевизор

дом

солнце

0

ИТОГО

16


ПРИЛОЖЕНИЕ В

Таблица 2

Результаты диагностики по методике В. Синельникова, В. Кудрявцева «Солнце в комнате»

п/п

Ф.И. ребенка

Результаты диагностики

1

Рома Д.

1

2

Даша М.

1

3

Ксения Л.

3

4

Миша Б.

4

5

Катя Д.

2

6

Лиана Р.

1

7

Костя Р.

2

8

Даша К.

3

9

Федя Х.

1

10

Алена В.

2

11

Виктор Г.

2

12

Лена Ж.

3

13

Маша К.

4

14

Оля Р.

2

15

Глеб З.

3

16

Костя Ю.

2

17

Миша Я.

1

18

Артем Д.

2

19

Вова Ж.

2

20

Слава П.

1

ПРИЛОЖЕНИЕ Г

Таблица 3

Результаты диагностики по методике «Складная картинка»

п/п

Ф.И. ребенка

Результаты диагностики

1

Рома Д.

8

2

Даша М.

8

3

Ксения Л.

11

4

Миша Б.

12

5

Катя Д.

11

6

Лиана Р.

7

7

Костя Р.

10

8

Даша К.

12

9

Федя Х.

7

10

Алена В.

9

11

Виктор Г.

10

12

Лена Ж.

9

13

Маша К.

13

14

Оля Р.

12

15

Глеб З.

12

16

Костя Ю.

10

17

Миша Я.

8

18

Артем Д.

9

19

Вова Ж.

9

20

Слава П.

8