Файл: Развитие воображения в дошкольном возрасте (Анализ понятия «воображение» в научной литературе и особенности воображения детей дошкольного возраста).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 147
Скачиваний: 2
- создание группового фотоальбома, выставки поделок и рисунков,
- проведение итогового мониторинга уровня развития творческого воображения у детей данной возрастной группы.
Развивая творческие способности детей на занятиях по данной программе необходимо соблюдать следующие правила:
- предоставлять ребенку независимость в проявлении инициативы, обеспечить физическое и психическое пространство;
- предоставлять ребенку нужно количество бумаг, цветных карандашей, фломастеров, пластилина и т.д.;
- изображение рисунков, лепки, выдуманных сказок и других результатов работы на уроках не должны критиковаться педагогом;
- после занятий все результаты работ должны вывешиваться в удобном месте в группе и коллективно обсуждаться.
Итак, для благоприятной тенденции повышения уровня развития воображения у дошкольников была создана специальная программа, основанная на базе научных исследованиях о формировании воображения детей дошкольного возраста. При создании данной программы были взяты основы научных исследований таких авторов, как В.И. Волынкин, Л.Н. Азарова, И.Ю. Глебова, Л.Ю. Субботина. В соответствии с разработанной программой занятий развитие воображения дошкольников осуществляется в три этапа: формирующий, основной и заключительной. Составленная программа занятий должна повысить уровень развития воображения и может быть внедрена для реализации в дошкольные образовательные учреждения, а также может применяться родителями самостоятельно для занятий с детьми в домашних условиях.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итог о проделанной работе, можно выделить главные особенности нашего исследования:
1) Воображение является фундаментом мышления, оно значимо и необходимо в жизни каждого человека начиная с детского возраста и заканчивая взрослой жизнью, для этого именно с детства его формированию стоит уделять повышенное внимание;
2) Воображение находится в тесной связи с творчеством, а также с таким качеством как креативность. Эти качества в современном обществе высоко ценятся, так как именно творческие люди готовы к созданию нового, умеют находить креативные решения, решать сложные задачи оригинальными способами;
3) Воображение перекликается со многими другими психическими процессами такими, как ощущение, восприятие, память, мышление. Развитию воображения способствуют игровая деятельность, сочинение рассказов, рисование и лепка, чтение книг, разнообразные ситуации незавершенности и т.д.;
4) Процесс воображения зависит от деятельности человека, его речевого развития и жизненного опыта. Формирование, развитие и закрепление уровня воображения требует внимательности со стороны взрослых;
5)Воображение дошкольника имеет свои особенности и стадии развития. Первоначальные формы воображения возникают в раннем детстве и идут в параллель с зарождением сюжетно-ролевой игры и развитием знаково-символической функции сознания. В последующем воображение дошкольника развивается по четырем линиям: расширение круга замещаемых предметов и совершенствование операции замещения; совершенствование операций воссоздающего воображения; формирование творческого воображения, самостоятельное использование творческих операций; воображение становится опосредованным и преднамеренным.
В теоретической части нами была проанализирована сущность понятия «воображение», его этапы развития, были проведены методики Е. Торренса «Неполные фигуры», В. Синельникова, В. Кудрявцева «Солнце в комнате» и «Складная картинка».
Согласно результатам проведенного исследования был сделан вывод о необходимости создания систематизированной программы занятий по развитию воображения детей и проведения данной программы с детьми дошкольного возраста. Разработанная программа развития воображения дошкольников состоит из трех этапов работы и содержит в себе 36 занятий.
Для реализации цели развития воображения дошкольников необходимо соблюдение определенных психолого-педагогических условий. Дошкольный возраст предполагает использование особых методов работы: игра, конструирование, речевое развитие, изобразительная деятельность и трудовая деятельность. Именно на данных базисных видах деятельности основана предлагаемая программа. Для реализации данной программы развития воображения дошкольников в полной мере необходимо включение ее в план воспитательной работы.
В заключение можно подметить, что методы для развития воображения детей не заканчиваются на применении данной программы, имеются множество инновационных видов развития детского воображения, таких как 3D-ручка, 5D-фильмы, раскраски, оживающие на экране телефона при скачивании определенной программы и т.д. Прогресс не стоит на месте и предлагает большое количество новейших методов по развитию воображения, важно донести значение и роль воображения детей до их родителей, чтобы развитие воображения становилось комплексным, не только в стенах дошкольного образовательного учреждения, но и в домашних условиях.
Таким образом, в силу важности и значимости воображения для ребенка необходимо всеми способами помогать его развитию. Решающим фактором при этом является необходимость в новых впечатлениях и общение со взрослым, открывающим способы получения впечатлений. Воспитывая детское воображение, необходимо добиваться, чтобы оно было связано с жизнью, чтобы оно было творческим отображением нашей действительности.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Азарова Л.Н. Как развивать творческую индивидуальность младших школьников: учебное пособие. Изд. 2 // под ред. Л.Н. Азаровой. – М.: Просвещение, 2008. 678 с.
2. Акимова М.К., Гуревич К.М. Психологическая диагностика: учебник для вузов. Изд. 2 // под ред. М.К.Акимовой, К.М. Гуревича. – СПб: ПИТЕР, 2012. 765 с.
3. Ануфриева Г., Вдовкина С., Огороднова О. Воображение и творчество // Дошкольное воспитание – 2010 – № 12 С.119- 120.
4. Бабаева Т.И. Игра и дошкольник. Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности // под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой. – СПб: Детство-пресс, 2009. 345 с.
5. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте: учебное пособие. Изд. 2 // под ред. Л.И. Божович. – СПб.: Питер, 2017. 478 с.
6. Волынкин В.И. Художественно-эстетическое воспитание и развитие дошкольников: учебное пособие. Изд. 2// под ред. В.И. Волынкина. –М.: Феникс, 2017.
7. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте // под ред. Л.С. Выготского. – М.: Просвещение 2001. 600 с.
8. Глебова И.Ю. Методы и приемы развития творческого воображения дошкольников в процессе лепки // Актуальные задачи педагогики –Молодой ученый–2013–№ 18–с. 31-34
9. Григорьева О. А. Особенности развития творческого воображения старших дошкольников // Молодой ученый – 2018 – № 20 – С. 568-569.
10. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности // под ред. Е.П. Ильина. – СПб.: Питер, 2009. 340 с.
11. Климов Е.А. Основы психологии: учебник для вузов. Изд. 2. // под ред. Е.А. Климова. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 2008. 420 с.
12.Коломенский Я.Л., Гутковская Е.Л., Панько Е.А. Основы профессионального самосовершенствования педагога дошкольного учреждения// под ред. Е. Я.Л. Коломенский. – СПб.: Питер, 2008. 740 с.
13.Коджаспирова Г.М. Педагогика: учебник // под ред. Г.М. Коджаспировой. – М.: КНОРУС, 2010. 564 с.
14. Куревина О.А. Синтез искусств в эстетическом воспитании детей дошкольного и школьного возраста: учебное пособие. Изд. 2// под ред. О.А. Куревиной. – М.: Линка-Пресс, 2011. 435 с.
15. Маклаков А. Г. Общая психология: учебное пособие. Изд. 2. [Текст] // под ред. А.Г. Маклакова – М.: Знание, 2012. 502 с.
16. Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. Как играть с детьми. Изд. 2 // под ред. Н.Я. Михайленеко. – М., Академия, 2012. 235 с.
17. Мухортова Д.Д., Мурадова В.И. Развитие воображения // Вопросы дошкольной педагогики – 2016 – №3 – с. 52-54.
18. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: учебник // под ред. С.Л. Рубинштейна. – Спб.: Питер, 2012. 570 с.
19.Скоробогатов В. А., Коновалова Л. И. Феномен воображения. Философия для педагогики и психологии. Изд. 3// под ред. В.А. Скоробогатова – М.: Союз, 2011. 670 с.
20. Смирнова О. Е. Детская психология: учебное пособие. Изд. 3 // под ред. О.Е. Смирновой. – М.: Владос-пресс, 2014. 413 с.
21. Столяренко Л.Д. Основы психологии: учебное пособие. Изд. 4 // под ред. Л.Д. Столяренко – Ростов-на-Дону: Феникс, 2012. 580 с.
22. Субботина Л.Ю. Развитие воображения у детей: пособие для родителей и педагогов. Изд. 2// под ред. Л.Ю. Субботиной. – Ярославль: Академия развития, 2009. 656 с.
23. Халезова Н.Б. Книга для воспитателя детского сада. Изд. 2 // под ред. Н. Б. Халезова, Н. А. Курочкина, Г. В. Пантюхина. – М.: Просвещение, 2001. 715 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Рисунок 1. Раздаточный материал для проведения диагностики Е. Торренса «Неполные фигуры»
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
Таблица 1
Результаты проведения исследования диагностики по методике
Е. Торренса «Неполные фигуры»
№ п/п |
Ф.И. ребенка |
Квадрат |
Треугольник |
Круг |
Коэффицент |
1 |
Рома Д. |
телевизор |
елочка |
солнце |
0 |
2 |
Даша М. |
машина |
дом |
цветок |
0 |
3 |
Ксения Л. |
телефон |
гриб |
смайлик |
2 |
4 |
Миша Б. |
телевизор |
пирамидка |
тучка |
2 |
5 |
Катя Д. |
дом |
змей |
яблоко |
1 |
6 |
Лиана Р. |
окно |
елочка |
цветок |
0 |
7 |
Костя Р. |
машина |
флажок |
солнце |
1 |
8 |
Даша К. |
книга |
дом |
шарик |
2 |
9 |
Федя Х. |
окно |
смайлик |
мячик |
0 |
10 |
Алена В. |
машина |
елочка |
солнце |
0 |
11 |
Виктор Г. |
телевизор |
дом |
цветок |
0 |
12 |
Лена Ж. |
сумка |
елочка |
игрушка |
2 |
13 |
Маша К. |
дом |
конфетка |
смайлик |
1 |
14 |
Оля Р. |
телевизор |
елочка |
колобок |
1 |
15 |
Глеб З. |
машина |
дом |
колесо |
1 |
16 |
Костя Ю. |
стол |
машина |
солнце |
1 |
17 |
Миша Я. |
картина |
дом |
цветок |
1 |
18 |
Артем Д. |
дом |
елочка |
мячик |
0 |
19 |
Вова Ж. |
машина |
змей |
часы |
1 |
20 |
Слава П. |
телевизор |
дом |
солнце |
0 |
ИТОГО |
16 |
ПРИЛОЖЕНИЕ В
Таблица 2
Результаты диагностики по методике В. Синельникова, В. Кудрявцева «Солнце в комнате»
№ п/п |
Ф.И. ребенка |
Результаты диагностики |
1 |
Рома Д. |
1 |
2 |
Даша М. |
1 |
3 |
Ксения Л. |
3 |
4 |
Миша Б. |
4 |
5 |
Катя Д. |
2 |
6 |
Лиана Р. |
1 |
7 |
Костя Р. |
2 |
8 |
Даша К. |
3 |
9 |
Федя Х. |
1 |
10 |
Алена В. |
2 |
11 |
Виктор Г. |
2 |
12 |
Лена Ж. |
3 |
13 |
Маша К. |
4 |
14 |
Оля Р. |
2 |
15 |
Глеб З. |
3 |
16 |
Костя Ю. |
2 |
17 |
Миша Я. |
1 |
18 |
Артем Д. |
2 |
19 |
Вова Ж. |
2 |
20 |
Слава П. |
1 |
ПРИЛОЖЕНИЕ Г
Таблица 3
Результаты диагностики по методике «Складная картинка»
№ п/п |
Ф.И. ребенка |
Результаты диагностики |
1 |
Рома Д. |
8 |
2 |
Даша М. |
8 |
3 |
Ксения Л. |
11 |
4 |
Миша Б. |
12 |
5 |
Катя Д. |
11 |
6 |
Лиана Р. |
7 |
7 |
Костя Р. |
10 |
8 |
Даша К. |
12 |
9 |
Федя Х. |
7 |
10 |
Алена В. |
9 |
11 |
Виктор Г. |
10 |
12 |
Лена Ж. |
9 |
13 |
Маша К. |
13 |
14 |
Оля Р. |
12 |
15 |
Глеб З. |
12 |
16 |
Костя Ю. |
10 |
17 |
Миша Я. |
8 |
18 |
Артем Д. |
9 |
19 |
Вова Ж. |
9 |
20 |
Слава П. |
8 |