Файл: Развитие воображения в дошкольном возрасте (Анализ понятия «воображение» в научной литературе и особенности воображения детей дошкольного возраста).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 152
Скачиваний: 2
«Уровень развития воображения детей наиболее часто оценивают по трем показателям:
- показатели, которые определяют мотивационно-потребностные элементы, в том числе и интерес. Сюда относится: понятие использованного материала, позитивное отношение к творчеству, проявление интереса к деятельности, проявление заинтересованности, концентрация в задачах, образное представление, эмоциональная отзывчивость, умение «входить» в изображаемые, скорость реакции и ориентировки в вымышленных ситуациях; условные ситуации; скорость реакции и ориентировки в воображаемых условиях;
- показатели, которые определяют обладание методами творческих действий, наличие операционных и структурных частей воображения, уровень направленности воображения, формирование новых комбинаций из освоенных до этого элементов, изменение использованного материала, способность войти в положение персонажа, независимость в поиске методов оптимального решения задач, передачи единства замысла в действии, нахождение уникальных способов решения заданий;
- показатели качества продукции детского творчества: нахождение соответствующих изобразительных средств реализации образов, сюжета, разнообразие стиля исполнения и характер собственного взаимоотношения, соотношение детской продукции художественным элементарным условиям»[21].
С целью изучения уровня воображения у дошкольников были отобраны специальные методики исследования.
На первом этапе диагностики развития воображения у детей группы МБ ДОУ «Зареченский детский сад» была использована констатирующая методика Е. Торренса «Неполные фигуры». «Этот тест служит для анализа и изучения креативных способностей у детей и основана она на такой особенности воображения, как видеть целое раньше частей. Ребенок должен «сложить» общую картину из частей, увидеть ее»[22].
Ход исследования:
Детям были розданы листы с тремя нарисованными геометрическими фигурами – квадрат, треугольник и круг (смотреть рисунок 1 в Приложении А). Необходимо дорисовать их таким образом, чтобы получилось осмысленное изображение какого-либо предмета. При этом дорисовывание разрешается как внутри, так и за пределами фигуры, а также при любом удобном для ребенка повороте листа.
Анализ результатов по этому методу определяется следующим способом: нужно подсчитать показатель (коэффициент) оригинальности, а именно количество неповторяющихся изображений в группе. Если фигура превращается в один и тот же элемент, то это изображение считается одинаковым.
Далее следует сопоставить рисунки, изображенные каждым из детей группы на основании одной и той же фигуры, которую нужно было дорисовать. Если два ребенка превратили круг в смайлик, то этот рисунок не засчитывается ни одному из них.
Таким образом, коэффициент оригинальности будет равен количеству рисунков, не повторяющихся по характеру использования заданной фигурки у самого ребенка и ни у кого из детей группы.
Все сведения по проведенному исследованию занесены в таблицу 1 (смотреть Приложение Б), где по вертикали расположены имена детей, по горизонтали – фигурки и под каждой фигуркой записано, что изобразил ребенок. Названия повторяющихся изображений зачеркивают, и количество не зачеркнутых ответов и будет являться коэффициентом оригинальности каждого ребенка.
«Персональные значения коэффициента оригинальности суммируются и делятся на количество детей в группе. Так можно рассчитать среднее число коэффициента оригинальности по группе»[23]. Таким же способом можно изучить и качественную характеристику уровней выполнения детьми задания. По таблице 1 (смотреть Приложение Б), можно увидеть что средний коэффициент оригинальности по группе равен 0,8 и в группе отсутствуют дети которые бы не поняли задания, но у многих присутствовали примитивные, шаблонные изображения, что говорит о недостаточном уровне развития воображения. Присутствуют много повторяющихся изображений, такие мячик, дом, елочка.
Вторым этап диагностики уровня развития воображения у детей старшей группы стало тестирование детей по методике В. Синельникова, В. Кудрявцева «Солнце в комнате». Это исследование направлено на оценку реализации воображения детей, на выявление способностей ребенка к видоизменению «нереального» в «реальное» в заданной ситуации степенью устранения приведенных несоответствий.
«Раздаточным материалом для проведения данного исследования служило изображение комнаты, в которой находится человек и солнце одновременно. Ребенка сперва спрашивают, что находится в комнате. Акцентируют внимание на то, что в комнате изображено и солнце» [24].
В таблице 2 (смотреть Приложение В) были зафиксированы попытки всех детей группы исправить данный рисунок.
Обработка полученных данных проводилась по пятибалльной системе:
1) Отсутствие решения, непринятие или непонимание задания («Не знаю», «Картинка верная») - 1 балл.
2) Формальное устранение несоответствия (зачеркнуть, закрасить солнышко) - 2 балла.
3) Содержательное устранение несоответствия:
а) простой ответ (перерисовать солнышко в другом месте – на улице) - 3 балла.
б) сложный ответ (переделать рисунок - «Сделать из солнца лампу») - 4 балла.
4) Конструктивный ответ – отделить несоответствующий элемент от других, но сохранив его («Сделать как будто это картина», «Дорисовать окно» и т.д.) - 5 баллов.
«В зависимости от полученных по данному заданию баллов можно судить об уровне развития воображения дошкольника: 1-2 балла - низкий уровень;
3-4 - средний; 5баллов – высокий»[25].
Из проведенной диагностики по данной методике было выявлено, что 6 детей из 20 не поняли задание, подсчитав, что изображение правильное и исправлять ничего не нужно, 4 ребенка предложили перенести солнце во двор, 8 детей из 20 предложили закрасить солнце, только 2 ребенка получили 4 балла, они предложили превратить солнце в мячик, сделать из него колобка.
Третьим этапом исследования развития воображения у дошкольников Зареченского детского сада послужил эксперимент по методике «Складная картинка».
Смысл этой диагностики состоит в том, чтобы изучить насколько у детей развито умение видеть целое из частей.
С целью выполнения данного исследования понадобилась складывающаяся картонная картинка с рисунком гуся, которая имеет имеющая четыре сгиба (размер 10х15 см).
Сначала дети смотрят на картинку в целом, воспитатель задает вопросы и складывает картинку, далее спрашивает ребенка, что в таком сложенном состоянии станет с гусем. Ребенок дает ответ, после этого изображение складывается под другим углом.
Всего должно быть применено пять вариантов складывания картинки –«угол», «мостик», «домик», «труба», «гармошка».
Все решения детей фиксируются. После выполнения всех заданий, данные обрабатываются по трехбалльной системе. Каждому заданию соответствует одна позиция при сгибании рисунка. Максимальная оценка за каждое задание -3 балла. Всего –15 баллов.
Выделяются следующие уровни ответов:
-отсутствие ответа, непринятие задания («не знаю», «не произойдет ничего») -1 балл;
-ответ описательного типа, перечисление деталей рисунка («у гуся нет головы», «он разделился» т.д.) -2 балла;
-ответы комбинирующего типа -сохранение целостности изображения при сгибании рисунка («гусь нырнул», «заплыл за лодку»), видение новых композиций, принятие других форм при складывании рисунка( «гусь похож на домик») и т. д. - 3 балла.
Все ответы детей по данной проведенной диагностике по методике «Складная картинка» зафиксирована в таблице 3 (смотреть Приложение Г).
По результатам двух проведенных исследований можно вывести средние показатели по всей группе детей и составить одну общую таблицу 4 (смотреть Приложение Д).
Итак, уровень развития воображения детей наиболее часто оценивают по трем показателям: показатели, которые определяют мотивационно-потребностные элементы; показатели, которые определяют обладание методами творческих действий и показатели качества продукции детского творчества.
Проведенное исследование в старшей группе МБ ДОУ «Зареченского детского сада» показало, что творческое воображение детей данной группы находится на низком уровне развития. Многим детям характерны однообразные ответы, неумение выходить за границы данной ситуации. Это свидетельствует о потребности составления и реализации с данной группой детей программы педагогической работы, которая будет направленной на развитие воображения.
2.2 Программа развития воображения детей дошкольного возраста
Воображение ребенка наиболее сильно развивается в процессе деятельности. Педагогу следует грамотно организовать работу и приложить все усилия для организации таких занятий, которые способствовали бы развитию воображения.
В целом развитию и формированию воображения содействуют разновидности таких действий, как игра, лепка, речевое развитие, рисование, конструирование, ручной труд.
Программа основана на базе научных исследованиях о формировании воображения детей дошкольного возраста следующих авторов как В.И. Волынкин, Л.Н. Азарова, И.Ю. Глебова, Л.Ю. Субботина.
Цель этой программы – развитие воображения у дошкольников и выявления их творческого потенциала.
Результат данной цели будет определяться посредством установленных задач:
-формирование творческого воображения, моторики рук, креативности и творческого потенциала ребенка с помощью лепки;
- развитие воображения, речи и словарного запаса;
- развитие воображения детей, стремления к творчеству, с помощью изобразительной деятельности;
- развитие интеллектуальных способностей (мышление), памяти и внимания;
- умения общаться друг с другом во время совместной работы в коллективе, оказывать помощь.
«Так, программа содержит в себе три ключевых направлений в работе:
- игровая – словесная деятельность;
- ручной труд – лепка;
- изобразительная деятельность»[26].
Программа развития воображения детей дошкольного возраста подробно изложена в таблице 4 (смотреть Приложение Д).
Данная программа рассчитана на 12 недель. Обучение проводится три раза в неделю и предполагает проведение 36 занятий с продолжительностью 40 минут.
В соответствии с разработанной программой занятий развитие воображения дошкольников осуществляется в три этапа:
1) Первый этап – формирующий – на данном этапе (9 часов) главной целью проводимых занятий будет выступать формирование основных навыков и умений, которые необходимы для создания образов воображения. Дети будут учиться строить знакомые им предметы и вещи по образцам с помощью взрослого. Так же проводятся тренировки умения выделять образ предмета среди множества других и пытаться воссоздать его;
2) Второй этап – основной – на данном этапе (21 час) главной целью будет уже обучение сюжетному видению на основе наглядных признаков. Дети должны научиться анализу объекта и ситуации, умению выделить главные и второстепенные признаки объекта, рассмотреть связи предметов по содержанию; планировать этапность своей деятельности, составлять рабочий замысел и план действий, уметь дополнять изображение или поделку новыми элементами;
3) Третий этап – заключительный – на данном этапе (6 часов) основное внимание на занятиях уделяется способам и приемам 40 комбинирования образов, развитию способности включать разные элементы и знакомые детям фигуры в изображения.
Какое будет начало и окончание занятие является ключевым моментом проведения урока, так как это позволяет ребенку собраться, создать позитивные эмоции и положительное настроение всей группы, содействует сплоченности всех детей в группе.
Занятие по данной программе будет начинаться с игры «Привет». Воспитатель хлопает по ладошкам ребенка и приветствует его «Привет, Костя!», ребенок в ответ хлопает по ладошкам воспитателя. И так с каждым ребенком по очереди. Далее ребята хлопают по ладошкам своим «соседям», а потом все хором кричат «Привет!».
Ритуалом окончания занятия станет игра «Солнечные лучики». Все дошкольники встают в круг, тянут ручки в центр круга и сцепляют их. Получается «солнце из рук», все стоят несколько секунд, ощущая себя лучиком солнышка.
Ожидаемые результаты реализации данной программы:
- повышение уровня развития творческого воображения;
- формирование у детей интереса к творчеству, к новым способам самовыражения;