Файл: Развитие воображения в дошкольном возрасте (Анализ понятия «воображение» в научной литературе и особенности воображения детей дошкольного возраста).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 127

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Представим на минуту, что люди не умели бы фантазировать. Мы лишились бы почти всех научных открытий и произведений искусства. Пользуясь богатым воображением, человек может "жить" в разное время. Прошлое зафиксировано в образах памяти, будущее отображается в мечтах и фантазиях. Дети не поняли бы сказок и не смогли бы играть во многие игры. А как они смогли бы усваивать школьную программу без воображения? Лишите людей фантазии и прогресс остановится.

На сегодняшний день, в современном обществе, когда бурно развиваются новые технологии, вопрос формирования воображения у подрастающего поколения является наиболее актуальным. Социальные, научные, экономические и многие другие преображения в обществе создают потребность в необходимости формирования и обучения творчески активных личностей, которые станут обладать возможностями нестандартно решать жизненные проблемы, а также адаптироваться к часто меняющимся условиям.

В соответствии с этим появляется существенная задача по формированию творческого потенциала и воображения детей как нового поколения, поскольку способность и умение создать что-то новое, а так же нестандартное мышление развивается у ребенка в детском возрасте через развитие воображения. По этой причине необходимо уделять как можно больше внимания развитию у детей фантазии, речи, наблюдательности, а также творческих и художественных способностей.

Актуальность выбранной темы исследования обусловлена участившимися тенденциями формирования творческих способностей и воображения в области дошкольного образования.

Изложенные аргументы определили выбор темы исследования – развитие воображения в дошкольном возрасте.

Объектом исследования является воображение детей дошкольного возраста.

Предмет исследования – программа развития воображения детей дошкольного возраста.

Основная цель написания этой курсовой работы является теоретическое обоснование и разработка программы развития воображения детей дошкольного возраста.

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

- дать анализ понятия «воображения» в научной литературе;

- рассмотреть особенности воображения детей дошкольного возраста;

- изложить основные методы, формы и приемы развития воображения у детей дошкольного возраста;

- изучить организацию и методы исследования (диагностики) уровня развития воображения в средней группе;

- разработать и исследовать программу развития воображения для дошкольников;


- проанализировать результаты научного исследования.

В структурном отношении работа представлена в двух главах, разделенных на четыре параграфа, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Во введении указаны тема, актуальность, предмет и объект исследования, основная цель и задачи, практическая значимость работы; кратко отражены содержания глав и информационная база исследования.

Первая глава содержит теоретические основы развития воображения дошкольников, анализ понятия «воображения» разных авторов в научной литературе, а также особенности формирования воображения у детей разного возраста и методы его развития.

Вторая глава включает в себя исследование проблем развития воображения дошкольников, проведения диагностики, составлению программы развития воображения детей дошкольного возраста.

В заключении содержатся итоги результатов исследования, а так же сделаны выводы о других методах развития воображения детей дошкольного возраста.

Работа выполнена с использованием следующих методов: метод анализа и синтеза, исторический метод, метод сравнения, метод проведения интервью, сравнительный метод.

Теоретической основой для написания работы явились труды таких авторов как О.А. Григорьева, Л.С. Выготский, Д.Д. Мухортова, Л.Н. Азарова, Л.И. Божович, И.Ю. Глебова, Л.Ю. Субботина и других.

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

1.1 Анализ понятия «воображение» в научной литературе и особенности воображения детей дошкольного возраста

Воображение в жизни людей имеет особую значимость и является одним из важных познавательных процессов.

«Творческий человек с развитым воображением всегда находит выход из любых трудных жизненных ситуаций, принимает нестандартные решения, составляет планы на будущее и тому подобное. У такого человека множество шансов и возможностей в современном обществе. Следовательно, воображение человека является наиважнейшим качеством, которое нужно развивать с самого детства»[1].


Дать понятие воображению стремился еще сам Сократ. «Он определял понятие воображение, как неотделимую часть искусства, а искусство представляется подражанием космосу или деятельности людей и животных»[2].

Аристотель и Платон определили сущность и раскрыли основные черты воображения. «Платон считал, что воображение – это смешение чувственного ощущения и мнения, однако по мнению Аристотеля, воображение это определенный род деятельности, специфическим продуктом которого являются познавательные образы окружающей действительности»[3].

«К. Маркс считал, что воображение помогает человеку приступая к работе «видеть» цель своей деятельности, представлять конечный результат. Воображение порождает «образ» того, что лишь только должно создаться в процессе творческой работы»[4].

Отечественные и зарубежные авторы изучали понятие «воображение» с разных точек зрения.

Л. Н. Коган и А. Г. Спиркин считали, что «воображение – это психологическая деятельность, заключающаяся в создании представлений и мысленных ситуаций, никогда в целом непосредственно не воспринимавшихся человеком»[5].

Автор Я. Л. Коломенский охарактеризовал понятие «воображение» ровно как конфигурацию отражения реальности, заключающуюся в формировании новых идей и образов на основе существующих взглядов. «Под воображением он понимал некий способ овладения человеком сферой возможного будущего, придающий его деятельности целеполагающий и проектный характер»[6].

Писатель Л. С. Рубинштейн утверждал, что в отсутствии воображения любой труд человека был бы невозможен, так как невозможно работать, не представляя себе конечного результата. Без воображения невозможен прогресс ни в науке, ни в искусстве, ни в технике. По мнению Л. С. Рубинштейна: «воображение связано с нашей способностью и необходимостью творить новое. При этом воображение – это отлёт от прошлого опыта, преобразование его, это преобразование данного, осуществляемое в образной форме»[7].

Изучение понятия воображения экспериментальным путем более глубоко началось в 50-е года 20- го века как западными, так и российскими психологами.

С каждым годом вопросы изучения данной проблемы развивались, разрабатывались новейшие методы, с помощью которых детально исследовали функцию воображения, рассматривали вопросы взаимоотношения воображения с иными познавательными процессами.


Российскими и зарубежными психологами и педагогами понятие «творчество» связано с понятием «воображение», любая трактовка понятия «творчества» сходится в одно – это развитие ребенка по созданию новых, необычных, оригинальных ценностей, которая никак не может формироваться без помощи воображения.

«А.В. Запорожец отмечал, что воображение является одним из важнейших компонентов творчества, без которого немыслимо создание нового»[8].

Писатель Л. С. Выготский говорил: «творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека, потому что опыт представляет материал, из которого создаются построения фантазии. Чем богаче опыт человека, тем больше материал, которым располагает его воображение»[9].

Воображение - базовый компонент творческой деятельности человека, который проявляется в создании образов результатов деятельности, который также гарантирует создание определенного поведения человека в различных ситуациях. Совместно с этим, воображение выступает как средство развития образов, не предопределяющих деятельность, а заменяющих ее.

«Выделяют следующие виды воображения: преднамеренное или активное, с помощью него можно создать новые образы; непреднамеренное или пассивное, при котором образы возникают спонтанно, без усилий воли; продуктивное, когда возникают новые образы, которые до этого не существовали; репродуктивное или воссоздающее, при котором, с помощью описания конкретных образов, реальность воспроизводится в изначальном виде»[10].

Выделяют следующие функции воображения:

‒ Познавательная – до того, как сложится само понятие, воображение помогает человеку домысливать, достраивать не хватающую информацию о предмете.

‒ Целеполагание и планирование – помогает представить путь достижения какой-либо цели, заранее представить результат, какой хочешь получить и т. д.

‒ Побудительная – с помощью этой функции можно сформировать мечту, которая побуждает человека к деятельности.

‒ Защитная – в воображении человек может воссоздать различные ситуации, результаты от какой-либо деятельности и таким образом отсеять возможные неприятности.

‒ Социальная – воображение, которое помогает в общении, к примеру с помощью ее, человек может поставить себя на место другого человека.

С целью правильно формировать процесс обучения и воспитания, следует выявить особенности воображения у детей дошкольного возраста.


«Несомненно, воображение у взрослого и у ребенка дошкольного возраста разное и работает иначе. Невзирая на то, что существует мнение, будто у ребенка воображение богаче, так как они живут больше в фантастическом мире, чем в реальном, воображение у ребенка беднее, чем у взрослого. В процессе взросления и развития ребенка развивается и его воображение»[11].

«Французский психолог Т. Рибо отмечал, что основной закон развития воображения проходит в трёх стадиях:

- детство и отрочество – господство фантазии, игр, сказок, вымысла;

- юность – сочетание вымысла и деятельности, «трезвого расчетливого рассудка»;

- зрелость – подчинение воображения уму, интеллекту»[12].

До трехлетнего возраста фантазия у ребенка развивается внутри других психических процессов. В данный промежуток времени у детей познавательное воображение развивается с помощью отделения образа от предмета и обозначению его с помощью фраз. Эмоциональное воображение формируется в следствии осознания ребенком своего «Я», психологического отделения себя от других людей и от совершаемых действий.

В три года начинается формирование словесных форм воображения и воображение уже является самостоятельным процессом. Дети в таком возрасте уже могут заменять одни предметы другими, применять одни предметы в роль других. При этом воображение ребенка будет сосредоточено на тот предмет, который он видит и может обыграть. В данном возрасте у ребенка доминирует репродуктивное воображение, которое автоматически воссоздает приобретенные им эмоции в форме образов. Данными впечатлениями могут быть те, которые дети получили в результате восприятия реальности – поездки, путешествия, прогулки, игры с детьми и взрослыми, чтения книг, прослушивания сказок, просмотра мультфильмов и т.д.

Дети от 3-5 лет могут переживать за судьбу колобка или ненавидеть злого волшебника, угрожать злодею, бояться Бабу-Ягу, придумывать спасение для зайчика от хитрой лисы и пр. Все что происходит в сказке, на словах, в мультике, вызывает у ребенка более сильные эмоции, он искренне верит в воображаемого героя и хочет ему помочь.

Еще одной отличительной особенностью воображения детей дошкольного возраста является повышенная эмоциональность. Созданные персонажи, герои мультиков и сказок, имеют для детей личную значимость и живут в их сознании как реальные.

В возрасте 4 – 5 лет дети планируют или начинают планировать свою деятельность, создают в голове определенный план предстоящих ему действий. В данный промежуток времени фантазия детей развивается по другому. Отрицательные эмоциональные переживания символически выражаются в героях услышанных или увиденных ими сказок. Вслед за этим ребенок строит воображаемые ситуации, которые сужают угрозы его «Я».