Файл: Формы государственного устройства.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 74

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В государственную вертикаль не входят местные органы власти и управления, в рамках компетенции установленной законом они самостоятельны в решении местных вопросов. "Представитель государства" закреплен за каждым самоуправляющимся коллективом. Он осуществляет контроль законности (контроль в отношении актов местных властей).

Территориально- самоуправляемые коллективы:

а) регионы: Регион в одно и то же время осуществляет функции административного округа (государственного уровня управления). Префект региона - высшее возглавляющее регион должностное лицо, которое подчиняется резиденту Франции и правительству, представляющее на территории региона государственную власть и являющееся прямым представителем премьер-министра и министров Франции. Поскольку префекты являются политическими служащими, то они должны относиться к государству лояльно.

в)коммуна: Коммуна -Юридическое лицо. Коммуна - объединение собственников и граждан , образующих на определенной территории естественно сообщество, которые возглавляют собственные избираемые власти, имеющие право осуществлять компетенцию, доверенную законом. В настоящее время насчитывается более 36 700 коммун только на территории Франции.

Важнейшими аспектами и отличиями коммуны являются название, население и их территория. Территориальные границы коммун, численность устанавливаются декретом и имеют огромную значимость для коммуны: в соответствии с численностью населения государство фиксирует нормы для выборов муниципальных советников, нормы дотаций и еще другие моменты. Изменение названия возможно только по установленной процедуре и вступает в силу после издания правительством специального декрета.

Довольно сложно назвать вопросы компетентные для коммуны, потому что государство само решает, что относится к категории «местные дела», в связи с отсутствием четкого определения этого выражения.

Функции, выполняемые государством:

а) Контрольные функции. Важнейшим элементом децентрализации власти является контроль со стороны государственной администрации: переподчинение органов исполнительной власти местным выборным органам, плохо подготовленным к реализации управленческих задач, передача территориальным коллективам функций, исполняемых ранее централизованно, - все это конечно же вызвало на всех уровнях системы разделения власти острую необходимость активного присутствия государства.

б) Источники финансирования. В зависимости от уровня системы разделения властей во Франции финансовые источники местных властей и их деятельности имеют весьма разное значение.


Если подводить итог то, можно заключить, что утилитаризм вызывался удобствами осуществления государственной администрации, потребностями единого рынка и не входил в связь с расовой, национальный, этнической структурой населения. Подавляющее большинство современных унитарных государств – государства многонациональные. Государство делится лишь на административно-территориальные части. Унитарное государство само по себе – это единое государственное образование. Существование общих для всей страны высших органов государственной власти и управления, единой судебной системы и конституции весьма характерно для такого государства.

Но всегда ведь существуют и исключения из правил. Такие исключения часто приводят к конфликтам на межнациональной, расовой или этнической основе, которые могут продолжаться весьма длительное время (на протяжении множества веков). Например, Северная Ирландия или Испания и Великобритания. В унитарном государстве не может быть чтобы местное самоуправление было поглощено государственной властью.

2.2. Федеративная форма государственного управления

Федерация или Федеративное государство - это объединенное союзное государство нескольких (не менее двух) относительно самостоятельных и автономных государственных образований. Форма государственного устройства, при котором входящие в состав федеральные единицы и государства субъекты федерации, имеют свои законодательные, исполнительные и судебные органы, конституции. Данная форма государственного устройства представляет из себя следствие добровольного объединения нескольких ранее самостоятельных государственных или образований в одно государство объединенное союзом. Исходя из этого определения, можно сделать вывод федеративного государственного устройства и учитывая всю его неоднозначность в различных странах, вероятно можно выделить некоторые общие черты, характерные для большинства государств из них: Из территорий ее отдельных субъектов состоит территория федерации: республик, штатов, земель и т.п.; Существует и гражданство федеральных единиц и единое союзное государство; Субъекты федерации имеют свои высшие законодательные, судебные и исполнительные органы и обладают правом принятия собственной конституции; Верховная законодательная, судебная и исполнительная власть принадлежит федеральным государственным органам. Компетенция субъектами федерации и самой федерацией разграничивается союзной конституцией; Основная общегосударственная деятельность представляется союзными государственными органами, которые в межгосударственных отношениях имеют право официально представлять федерацию [2, c. 27].


Всего федеративных государств – 22. В Америке – это Канада, Венесуэла, США, Мексика, Бразилия, Аргентина; в Океании – это Папуа-Новая Гвинея и Австралия. В Европе – это РФ, Югославия, Австрия, Бельгия, Швейцария и ФРГ; в Азии – это Индия, ОАЭ, Пакистан, Малайзия; Некоторые страны Африки тоже являются федеративными: такие как Эфиопия, Нигерия и Коморские острова. Обязательно следует отметить, что Швейцария и Канада официально являются в названии конфедерациями, но фактически конечно же являются федеративными государствами. Официальное же название носит для этих стран своеобразную дань традиции.

В зависимости от того, какое значение играет национальный фактор, можно провести классификацию федераций. Некоторые федерации построены по территориальному принципу, некоторые по национальному признаку, третьи же – на территориально-национальной основе [3, c.11].

Большинство федераций мира основаны в качестве формы децентрализации государственной власти, а не для решения национальных споров и вопросов связанных с национальностью. Однако, некоторые субъекты этих федераций представляют районы, в которых проживает обособленное этническое население. Такие федерации можно определить, как национально-территориальные. В современном мире сейчас из существующих федераций только две посторенные на этнической основе: Югославия и Бельгия. Все другие федеративные государства созданы на территориальной основе. В большинстве случаев это многонациональные страны, либо страны, в которых живущие там этнос не составляют компактных групп, либо страны, территориальное устройство которых построено так, чтобы не доминировала никакая этническая общность ни в одном субъекте федерации.

Можно сделать вывод, что федерации можно подразделить, в зависимости от признаков ее построения на:

1.территориальные;

2.национальные;

3.территориально-национальные.

Национальная федерация является сложным государственным устройством в связи с многонациональностью состава ее населения. Можно выделить следующие основные признаки большинства разновидностей национальной федерации:

  • субъекты федерации - национально-государственные образования, отличающиеся друг от друга национальным составом населения и, соответственно, его культурой;
  • в основе национальной федерации лежит право любой нации решать вопрос о своей государственности (право наций на самоопределение)
  • все субъекты современной национальной федерации имеют признаки государственного суверенитета: президент, парламент, судебная система, кабинет министров и т.д., и имеют право заключать экономические договоры, устанавливать дипломатические отношения с любым другим государством, заключать политические договоры;
  • на принципе добровольного объединения составляющих субъектов стоит национальная федерация, которая имеет одинаковые права, вне зависимости от численности населения и ее территории;
  • для того, чтобы обслуживать общенациональные интересы и в необходимых случаях координировать их, формируются высшие государственные органы из представителей субъектов федерации;

Территориальная федерация характеризуется значительным ограничением государственного суверенитета субъектов федерации:

  • Субъектам федерации запрещается содержать профессиональные вооруженные образования в мирное время. Управление вооруженными силами осуществляется союзными государственными органами,
  • субъекты федерации конституционно лишены права прямого представительства в международных отношениях;
  • верховенством обладает центральная власть по отношению к высшим государственным органам членов федерации. Перечень вопросов устанавливается конституционными нормами, по которым нормативно-правовые акты может издавать только союз, а оставшиеся вопросы могут решить только законотворческие органы субъектов федерации.
  • конституционное законодательство не предусматривает, а в некоторых случаях и запрещает субъектам федерации односторонний выход из союза;

Территориально-национальная федерация

Существуют такие государственные устройства, где сочетаются признаки национальной и территориальной федерации. Например это Российская федерация. Такое государство специфически нуждается в необходимости дифференцировать и интегрировать интересы всех его субъектов, как территориальных, так и национальных [19, c. 484].

Несколько признаков этой формы территориального устройства уже описаны выше. Чаще всего федерации образуются в результате договора между независимыми государствами, которые поняли необходимость государственного объединения для совместного выполнения своих общих интересов, либо как следствие присоединения к государству территорий с сохранением их определенной государственной обособленности, иногда в результате возрастания степени автономии территориальных единиц высшего уровня и приобретения ими государство подобных черт. Исходя из этого федерации делятся на договорные и конституционные. Например, земли Германии являются бывшей монархией, захваченные Пруссией, которая в прошлом веке объединила Германию; землями стали бывшие ганзейские города (Бремен, Гамбург). Часть нынешних земель была сформирована на базе бывших прусских провинций после второй мировой войны. А США появились в результате свергших в современной борьбе британское колониальное владычество, после принятия договора между тринадцатью штатами, свергший. Дальше они присоединяли новые территории и формировали их как штаты, еще присоединяли в штаты отдельные колонии (например, Гавайские острова) [5, c.79].


Федеративные государства так же называются союзными, что конечно же влияет на их официальные наименования, например Федеративная Республика Германия ― которая в более точном переводе звучит как Союзная Республика Германия, так же и названия ее федеральных органов переводится как ― Союзный канцлер, Союзный президент и т.д.

Федерализм конечно же, все таки демократическая форма организации государства, чем утилитаризм. В большинстве случаев федерации имеют республиканскую форму правления. Но всегда бывают исключения. К примеру, ОАЭ представляют собой федерацию монархий, и один из монархов-эмиров избирается своеобразным президентом этого государства. Схожая ситуация в Малайзии: часть субъектов федерации имеют республиканскую форму правления, но один из монархов-султанов избирается Верховным правителем, возглавляющих остальные субъекты федерации. Монархиями так же являются такие субъекты федерации, как Канада, Бельгия и Австралия, только субъекты этих федераций основаны по республиканскому принципу.

Демократичность федерального территориального устройства предполагает децентрализацию власти, ее евроцентризм, гарантирующий от диктатуры. Только это верно при условии, что федерация является не мнимой, а действительной, и что субъекты федерации были организованы демократическим способом. Иначе возникает децентрализованная бюрократическая диктатура, которая на положении человека сказывается еще хуже, чем централизованная.

В современном обществе есть ряд теоретических обоснований федерализма как предпочтительной системы организации управления. Концепция дуалистического федерализма, развившаяся на раннем его этапе и нашедшая известное отражение в Конституции США 1787 года, заключалась в идее равновесия между федерацией и ее субъектами, которые имеют каждый свою компетенцию и не вмешиваются в дела друг друга. Естественно, это было идеалистическое представление, потому что реальная власть отличалась довольно сильно изначально. Позже уже была разработана концепция кооперативного федерализма, основана на идее взаимного дополнения субъектов федерации и центра, и их взаимовыгодного сотрудничества.

Но так же федерация ― это все таки целостное суверенное государство с общей системой федеральных органов, общей конституцией, системой федеральных учреждений, общим гражданством и территорией. Гарантиям целостности многие государства уделяют повышенное внимание. Поэтому сейчас ни одна из существующих современных федеральных конституций не дает субъектам федераций права на выход из федерации.