Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 72
Скачиваний: 2
ВВЕДЕНИЕ
Темa «Формы госудaрственного устройствa» очень интересна. Мой интерес к данной теме вызван тем, что опрeдeляeтся конечно же практичeскими потрeбностями государства.
Изучая формы государствeнного устройства, слeдуeт обратить вниманиe на многозначность понятия “ устройство государства” в тeории государства и права. В теории государства и права говорится об устройствe государства как формe государства, об устройствe - как формe правлeния, об устройствe - как тeрриториальной организации. Во всeх этих случаях рeчь идeт имeнно об устройствe государства, но только в разных аспeктах: тeрриториальном, политическом и структурном.
Тeриториальноe дeлeниe государства образуется из системы территориальных составных частей. Оно прeдставляeт собой географическую основу тeрриториального устройства.
Как и форма правлeния, территориальное устройство естественно тоже уходит своими корнями в глубь - древность. Уже древние восточные империи - делились на города, сатрапии, провинции, завоеванные территории и т.д. Имели эти территориальные образования и свои органы власти и управления.
Конечно же, государство - это не сумма его территориальных образований, но без этой структуры государство не может нормально функционировать.
Традиционная тeория государства и права всeгда выдeляла в формe государства три основных блока: форму правлeния, форму национально-государствeнного и административно-тeрриториального устройства, политичeский рeжим.
И eсли форма правлeния отвeчает на вопрос: «Как правит ? И кто?», то Политичeский рeжим больше описывает, каким способом осущeствляeтся власть государства в конкрeтном общeствe, форма жe национально-государствeнного и административно-тeрриториального устройства показывает способы объeдинeния насeлeния на опрeдeлeнной тeрритории, связь этого насeлeния чeрeз различныe политичeскиe образования и территориальные с государством в цeлом.
Таким образом, актуальность выбранной темы исследования предопределена тем, что рассмотрение формы государственного устройства показывает, каким образом организована власть в современном государстве, каким государственными органами представлена, какими способами происходит осуществление власти.
Объектом исследования являются общественные отношения, которые возникают в связи с функционированием той или иной формы государственного устройства. В качестве предмета исследования выступили основы, признаки, принципы различных моделей государственного устройства на современном этапе развития.
Целью исследования является комплексный и всесторонний анализ понятия формы государственного устройства, а также специфики унитарной, федеративной и конфедеративной формы устройства в современном мире. Исходя из обозначенной цели были поставлены следующие задачи:
- обозначить понятие формы государственного устройства;
- рассмотреть современные формы государственного устройства.
Формы государственного устройства
Форма государственного устройства носит естественный самостоятельный характер, так же в одних и тех же формах правления встречаются различные формы государственного устройства.
Форма государственного устройства - это способ территориальной организации государства или государств, образующих союз. Оно представляет собой внутреннее деление государства на составные части. Такие как суверенные государства, административно-территориальные единицы, автономные политические образования [9, c.38].
Вопрос о проблеме территориальной организации власти характерен именно для организованного государственного общества, потому что в нем люди управляются не непосредственно, а через организацию государство на определенной территории социально-производственного процесса: люди управляются потому что они на этой территории проживают [15, c. 876]. Главная и непосредственно первая задача государства - организовать социальный процесс, наладить жизненную позицию на своей территории. Государственное управление и власть государства строятся конечно же по территориальному принцип [8, c.204].
Различные факторы непосредственно влияют на форму государства: экономический строй общества, размеры территории государства, общий численный национальный состав населения, историческое наследие, культура и традиции, тип государства и др.
Форма государственного устройства является общей совокупностью способов устройства государственной власти применительно к территории, внутреннее деление государства на части и взаимоотношения между этими частями. Форма государcтвенного устройства дает возможность рассмотреть характер взаимоотношений между местными и высшими органами государственной власти а так же структуру государства. По структуре различаются унитарные (простые) и федеративные (сложные) и конфедеративные государственные устройства [6, c.20].
2. Классификация форм государственного устройства
2.1. Унитарная форма государственного устройства
Унитарное государство - форма государственного устройства, при которой его части являются административно-территориальными единицами и не имеют статуса государственного образования. В современном мире большая часть суверенных государств конечно же являются унитарными.
Виды унитарной государственной формы:
- Единое гражданство;
- Единая валюта или денежная единица;
- Единый общепринятый государственный язык;
- Единая система законодательства;
- Единый для всего государства учредительный нормативный правовой акт, нормы которого имеют верховенство на всей территории страны;
- Единые для всей страны высшие органы власти;
Составные части унитарного государства а это: графства, округа, области, департаменты, провинции и т.п государственным суверенитетом не обладают [4, c.17].
Административно-территориальное единицы не имеют своих внешнеполических органов, самостоятельных воинских формирований, и других аспектов государственности. В это же время местные органы власти в унитарном государстве обладают весомой и значительной самостоятельностью. Конечно по степени их зависимости местных органов власти от центральных органов, унитарное государственное устройство может быть децентрализованным или централизованным. Государство считается централизованным, если во главе местных органов власти стоят назначенные из центра чиновники, в подчинении у которых органы местного самоуправления. В децентрализованных унитарных государствах местные органы государственной власти пользуются значительной самостоятельностью в решении вопросов их жизни и избираются проживающим населением [10, c. 13].
Основное территориальное деление является политико-административным в большей части современных унитарных государств. Вместе с ним во многих государствах есть административно-территориальные единицы общего типа (например области в Болгарии), где действуют органы общей администрации, так и специального, где специализированные государственные органы (военные округа и т.п.).
Число ступеней политико-административного деления зависит от размеров территории страны и численности населения, но зависимость эта не самая крепкая: бывает в более крупных странах число ступеней значительно меньше, чем в менее крупных. Например, во Франции четыре уровня территориального деления, когда в Англии их всего три.
Нынешние тенденции в развитии политико-административного деления заключаются в регионализации и увеличении низовых единиц ― создании больших регионов, как путем укрупнения высших единиц, так и путем учреждения нового высшего их уровня, что было сделано, например, в Италии и Испании. Унаследованные от истории малые единицы, не могут непосредственно точным образом удовлетворить местные социальные потребности, а современные средства транспорта и связи позволяют оперативно решать вопросы обслуживания жителей в административных вопросах , а так же дают возможность быстро преодолевать расстояния. В данном случае необходимо подчеркнуть, что речь идет именно о тех тенденциях, которые проявились не всюду [13, c. 53].
Во некоторых странах процессы урбанизации привели к тому, что возникли большие городские агломерации, но как правило, они не имеют общих органов публичной власти и не преобразовали себя в единые территориальные структуры. Все чаще сельские поселения и городские общины создают синдикаты с общими органами, которым даются средства и полномочия общин. Если взглянуть на организацию публичной власти унитарные государства можно разделить на относительно децентрализованные и централизованные и децентрализованные.
Централизованные унитарные государства ― это государства с выраженными авторитарными политическими режимами. Государства в которых нет вообще не предусмотрена местная автономия, а функции власти на местах несут только назначенные администраторы. Возможно, в современном мире редко встречаются государства, где на местах отсутствуют выборные органы. Однако в странах с однопартийной системой есть формальное наличие местных выборных органов власти, которая не более чем ширма для всевластия на местах единоличных партийных руководителей, которые, в свою очередь, находятся под жестким контролем центральной партийной власти. В децентрализованных же унитарных государствах существует конституционное распределение полномочий между территориальными единицами высшего уровня и центральной властью . Это делает их намного ближе с федеративными государствами [20, c. 232].
К примеру, ст. 117 Конституции Итальянской Республики 1947 года, в пределах основных принципов, установления законами государства, и при условии непротиворечив национальным интересам и интересам других областей область может издавать законодательные нормы по 18 позициям (организация ведомств и административных единиц областного подчинения, границы общин, местная полиция, градостроительство, сельское и лесное хозяйство и др.), а также по другим вопросам, указанным конституционными законами. Области также могут наделяться правом издания норм для проведения в жизнь общегосударственных законов. Учитывая содержащиеся в статье оговорки, следует признать, что перечисленные предметы ведения образуют совместную сферу компетенция государства и властей, а исключительной сферы ведения в отличие от субъектов федераций области не имеют. Напротив, все, что находится за пределами ст.117, составляет исключительную сферу ведения государства [17, c. 9].
По вышеуказанным вопросам, кроме тех, которые общегосударственными законами передаются в ведение провинций, общин или иных местных единиц, области могут осуществлять административные функции, причем государство может передать областям и другие административные функции. Область осуществляет все эти функции, как правило, через провинции, общины или иные местные единицы.
Областям гарантируется финансовая автономия, но запрещается чинить препятствия свободному передвижению вещей и лиц, профессиональным и иным занятиям граждан.
Каждая область имеет устав, который в соответствии с Конституцией и законами республики устанавливает нормы, относящиеся к внутренней организации области, осуществлению права инициативы и референдума по законам и административным мероприятиям области, опубликованию областных законов и регламентных актов. Устав принимается областным советом абсолютным большинством его состава и утверждается законом республики. Пять областей, наделенных особыми формами и условиями автономии, имеют особые уставы, принятые конституционными законами. Здесь области имеют децентрализованную структуру. Общины и провинции, являющиеся автономными единицами, в рамках установленных законами республики принципов, обеспечивают областную и государственную децентрализацию. Для дальнейшей децентрализации территория провинций может разделяться на округа с исключительно административными функциями.
Относительно децентрализованными унитарными государствами являются такие государства, высшие территориальные единицы которых носят главным образом или исключительно административный характер, а само управляются лишь низовые единицы.
На примере Франции можно с легкостью рассмотреть унитарное государство: Франция - унитарное государство, и на основе принципов де концентрации и децентрализации решается проблема сосуществования местных и государственных интересов и запросов. Особенность самоуправления и строения власти во Франции в том, что одна и та же территория (к примеру регион или департамент) одновременно может иметь разный статус. Департамент возглавляется перфектом и является территориальным самоуправляющимся коллективом государственным административным округом, возглавляемым собственными выборными органами и наделенный собственной компетенцией.
На соблюдении двух условий основанная вся децентрализация. Первое условие: Законодательное закрепление независимости органов местной власти от государственных органов в вопросе принятия решений, распоряжения имуществом и средствами. Это выражается выборностью местных органов власти. Второе условие: признание и законодательное закрепление факта существования интересов, отличающихся от государственных. Это касается региона, коммуны и департамента.