Файл: Формы государственного устройства.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 69

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Федеративное государство — союзное государство и в политико-административном отношении не представляет собой единого целого. Оно состоит из территорий субъектов федерации. Государственные образования, входящие в состав федеративного государства, могут не являться государствами, потому что они не обладают полной независимостью и самостоятельностью по вопросам внешней и внутренней политической жизни. Степень суверенности может быть различной.

В федерации существуют уровни государственного аппарата: союзный и республиканский, федеральный. На высшем уровне федеративный характер государства выражается в создании двухпалатного союзного парламента, одна из палат (верхняя) которого отражает интересы субъектов федерации. Следующая палата сформирована для выражения интересов всего населения государства, всех его регионов. В федерации также существует государственный аппарат и на местном уровне.

Формальный признак федерации — это наличие двойного гражданства. Гражданин считается гражданином соответствующего государственного образования и гражданином федерации. Это обозначает, что количество прав и свобод у каждого гражданина, вне зависимости на территории какого субъекта проживания, один и тот же. В федеративном государстве функционирует правовая система, которая выстроена на основе единства и централизации. Принцип приоритета обще федерального закона над законами субъектов федерации является всеобщим и необходимым для всех видов федерации. Хотя некоторые субъекты федерации имеют право создавать свою правовую систему. Но зачастую им не предоставляется право принятия собственной конституции. Однако всегда при этом устанавливается принцип иерархии законов и субординации, в котором конституции субъектов федерации обязаны не противоречить союзной конституции, а республиканские законы не должны противоречить федеральным законам. Они должны осуществляться в соответствии с союзной конституцией. Так же такое правило касается и всех других законов.

Собственная судебная система — это право любого субъекта федерации. Конституция определяет процедуры, порядок организации и предмет деятельности судебных и других правоохранительных органов, устанавливая как бы образец для построения судебной системы в субъектах федерации. Высшая судебная инстанция федерации, чаще всего даже не рассматривает жалобы на решения судов субъектов федерации или рассматривает, но в достаточно редких случаях.


Основным вопросом федерации является разграничение компетенции между субъектами федерации и союзом. Зачастую решение этого вопроса зависит от характера отношений, которые складываются между федерацией и ее членами и юридическое положение государственных образований. В федерации существует или договорно-конституционный или конституционный принцип. Эти отношения в основе своей определяются федеративными договорами или конституцией федерации.

Все таки чаще вопрос полномочий федеральных и местных органов решается на основе трех принципов: 1) Принцип трех сфер полномочий предполагает установление федеральных полномочий, штатных, земельных, республиканских, кантональных и полномочий, которые относятся к совместной компетенции самой федерации и ее субъекта. 2) Принцип исключительной компетенции федерации. Принцип определения предметов ведения, по которым только федерация может издавать нормативные акты и принимать какие либо решения. Другие вопросы, которые не входят в предмет ведения федерации, представляют собой предмет ведения субъектов федерации; 3) Принцип совместной компетенции - принцип установления одного и того же перечня предметов ведения, как федерации, так и субъектов федерации. При совместной компетенции федеральные органы государственной власти по согласованию с органами власти субъектов федерации решают те вопросы, которые входят в предмет их ведения. Главная инициатива может исходить как от субъектов федерации, так и от федеральных органов. Процедура совместной компетенции может проявлять себя в различных формах, которые, чаще всего устанавливаются в конституции и других законах;

В практике некоторых федеративных государств (например, Российской Федерации) появился и такой способ распределения компетенции между союзным государством и входящими в него субъектами федерации, как взаимное делегирование полномочий - это делегирование будто бы снимает вопрос о полной подчиненности субъекта федерации центру, и свидетельствует о добровольном распределении. Субъекты федерации, отличающегося по своему статусу от других субъектов федерации, прежде всего большой самостоятельностью, добровольным делегированием полномочий, а не их централизованным распределением [14, c. 79].

Все же, иногда статус ассоциированного члена федерации используется и для юридического прикрытия намерения субъекта федерации выйти из состава федерации. Благодаря этому появились понятия об асимметричной федерации - разные политико-правовые отношения между федерацией в целом и ее отдельными субъектами. Выражаясь другими словами, современная практика федерализма, обогащенная разным опытом самоопределения народов после распада Советского союза выдала новые формы федеративной государственности.


Одним из основных вопросов федерации остается вопрос о выходе из состава федерации и праве наций на самоопределение. Конечно же, вступление в федерацию все таки дело добровольное. Но тогда исходя из этого появляется вопрос: можно ли на основе этого принципа осуществляться выход из состава федерации? Тогда конструктивный анализ конституций федераций показывает, что выход из состава федерации нигде не закрепляется за собой в конституции. Исключительным случаем конечно был распад СССР, в конституции которого такое право было предоставлено. Но это право было декларативным. Таким образом, отношения между субъектами федерации всегда являются очень близкими и тесными, имеет место кооперация хозяйственных связей, допускается перелив финансовых средств одного субъекта федерации другому путем предоставления дотаций, субсидий и т.п. Из этого следует, что односторонние желания субъекта федерации по вопросу о его выходе не может устроить всех других членов федерации, потому что при этом возможно причинение им ущерба или нарушение их интересов и прав. Необходимо дополнить желание субъекта федерации, поставившего вопрос о выходе из нее, согласием или утверждением со стороны федерации и ее регионов в целом.

В современном обществе социальная цена за реализацию принципа права наций на самоопределение в федеративном государстве становится столь огромной (конфликты, разрыв хозяйственных связей, возникающие проблемы этнических меньшинств и т.п.), что приверженцам и сторонникам приоритета права нации над правами человека необходимо ответить на те или иные вопросы и оценить, во что же могут обойтись народу, нации мифологические идеалы и утопии сепаратизма, обособления, отделения, выхода из федерации, образование самостоятельного государства.

Федерации так же делятся на два вида: национально-государственные и административно-территориальные [18, c. 24].

В многонациональном государстве, основой национально - государственной федерации лежат национальные факторы. Характерными чертами данной федерации являются автономии, республики, входящие в федерацию, и т.д., могут иметь место и культурные автономии. Основой административно-территориальной федерации, зачастую, положены географические, экономические транспортные и любые другие территориальные факторы. Огромную роль конечно же языковые традиции, исторические и другие культурные факторы.

Зачастую, форма государственного устройства государства зависит от того, с какими другими государствами оно вступает в тесные экономические , политические, взаимовыгодные и сотруднические связи. Основа, на которой они складываются. Исходя из этого мы понимает что, вступая в отношения с субъектами международной жизни для решения каких-то федеральных или государственных вопросов, государство вполне может поступиться и отказаться частью своего суверенитета, самостоятельности, иногда и независимости, ради достижения общих и великих целей во благо и процветание самого государства и его населения.


2.3. Конфедеративная форма государственного устройства

Конфедерация представляет из себя собой союз суверенных государств, образуемый для достижения общих определенных целей. Конфедерация - это форма государственного устройства, в которой государства, образующие конфедерацию, полностью сохраняют свою независимость, имеют собственные органы государственного плавления и государственной власти, они создают специальные объединенные органы, которые координируют действия в военных, внешнеполитических целях.

Исторические факты из истории швейцарской или же североамериканской и др. конфедераций позволяют нам выделить некоторые признаки, которые характерны для конфедеративной формы государственного устройства:

  • Свобода выхода из конфедерации. В отличие от федерации, где попытка выхода из союза федерации неосуществима и не рассматривается, выход из состава конфедерации означает расторжение договорной связи с союзом [11, c.97].
  • Большая часть конфедераций была образованна на основе соответствующих договоров. Договорная форма образования конфедерации.
  • Конфедерация сама по себе не обладает суверенитетом. Суверенитет принадлежит государствам, которые входят в нее. Это значит, что никакие решения союзной власти не имеют места быть и тем более не имеют силы на территории государства, входящего в состав конфедерации, без их непосредственного согласия.
  • Государственные органы в конфедерации образуются не все, а только те, которые необходимы для выполнения задач, выделенным по договорным актам в конфедерации.
  • Делегаты в представительных органах конфедерации представляют не население одного государства или его территориальные части, а непосредственно суверенитет самого государства, входящего в состав конфедерации.
  • Нуллификация — право данное субъектам конфедерации, такое право обозначает отказа в применении актов союзной власти либо отказ в признании.
  • Перечнем небольшого и в целом незначительного круга вопросов ограниченны предметы ведения конфедерации. Например, такие острые вопросы как - внешней политики, общей системы коммуникаций, формирование единой армии, разрешение споров между субъектами конфедераций, вопросы войны и мира.
  • Воинские формирования комплектуются субъектами конфедерации, иногда сохранялось их двойное подчинение государственным органам конфедерации и ее субъектам.
  • За счет добровольных взносов субъектов конфедерации формируется сам бюджет конфедерации.
  • Властными полномочиями не обладают постоянно действующие государственные органы конфедерации. Акты конфедеративной власти адресованы к органам власти субъектов конфедерации и не содержат норм прямого действия.
  • Конфедерация не обладает правом непосредственного налогообложения.
  • Таможенные и иные ограничения, препятствующие передвижению лиц, товаров, услуг и капиталов - субъекты конфедерации имеют право устанавливать .
  • Отсутствует единая система денежного обращения
  • Так же конфедерация не предусматривает союзного гражданства [1, c.36].

Зачастую, конфедеративные государства не долговечны, они либо распадаются, или иногда превращаются в федерацию, как к примеру, Швейцарский союз (1815-1848), или Германский союз (1815-1867).

Хотелось бы отметить, что в конфедерациях отсутствуют единая политическая, экономическая и правовая системы [12, c.48].

Кончено, конфедерации как формы союза государств, сохраняющих суверенитет в полной мере, в настоящее время в современном мире не осуществляет. Но ранее в истории и различных ее этапах конфедерации образовывались, хотя они после недолгого своего существования и распадались, или же обретали федеративный форм государственного устройства. Все же, совмещая в себе черты как государственной организации, так и международно-пpавовой она под натиском или действием тех или иных причин становится неактуальной. Теряет актуальность, необходимую для ее сохранения. Основное значение при этом имеют экономические и этнические факторы. Характерно обусловлено, что к федеративной форме устройства перешли только конфедерации с многонациональным составом, такие как Германия или Соединенные Штаты Америки, а конфедерации с многонациональным составом такие как Норвегия и Швеция, Австрия-Венгрия и ряд долгих существовавших конфедераций распались. В Истории самые известные две конфедерации: швейцарская и северо-американская [7, c.85].

Пример Соединенных Штатов Америки: Еще со времен обретения независимости американские штаты сохраняли власть за отдельными штатами, таким образом образовали де-факто конфедеративное государство. Первой общенациональной конституцией сохранили и конфедеративную форму. От каждого штата в состав Конгресса конфедераций избирались от 2 до 7 делегатов равные одному голосу. Набор в армию осуществлялся отдельными штатами по квотам,"соразмерным с числом белого населения". Учреждение исполнительной и судебной власти статьи конфедерации не предусматривали. Не принадлежали конфедерации и право взыскания налогов (Взносы на ее нужды определялись на основе стоимостной оценки и степени мелиоративной оснащенности земель штатов). Неактуальность конфедеративной формы устройства проявилась уже в годы войны за независимость — тогда Конгресс не мог содержать армию ввиду отказа штатов выплачивать взносы. Развал финансовой системы, так же большой экономический кризис и социальные потрясения — все то, на чем разрабатывалась конституция США 1787г., учредившая тогда еще федеральную форму государственного устройства [16, c. 68].