Файл: Формы государственного устройства.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 78

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Существовали и другие классификации. Например, Монтескье обращал внимание на различные принципы - силы которые, по его мнению, движут государственную жизнь. Он полагал, что добродетель воплощается в демократии (республике), умеренность - в аристократии, честь - в монархии, страх - в деспотии. Кроме того, французский политолог и философ Раймон Арон писал: «Республика - это система, в которой верховная власть находится в руках всего народа или его частей, монархия - это система, в которой правят, но придерживаются постоянных и четких законов; наконец, деспотизм - это система, в которой правят, но без законов, на основе произвола. Следовательно, все три типа правления определяются количеством людей, обладающих властью. Однако верховная власть принадлежит одному человеку как при монархии, так и при деспотизме. Поэтому классификация предполагает наличие другого критерия: осуществляется ли власть в соответствии с постоянными и твердыми законами. В зависимости от того, соответствует ли верховная власть отдельного правителя закону или он вообще чужд любому закону, основополагающим принципом системы является либо честь, либо страх.»[6]

Как бы то ни было, зафиксированное Геродотом деление форм правления дошло до наших дней. Фишеровский словарь права называет его классическим. Правда среднее звено геродотовской триады - аристократическая форма - было утрачено в ходе развития государственности, а стало быть, и в отражающей это развитие теории. В результате сегодня идет речь о различении монархии и республики, правда отдельные элементы аристократической формы правления существуют и сейчас (например, палата лордов в английском парламенте).

Монархия как форма правления отличается следующими признаками:

  1. существование единоличного носителя верховной власти - монарха (фараона, короля, царя, императора, великого князя, шаха, эмира и т.п.), который, как правило, пользуется этой властью пожизненно;
  2. преемственность верховной власти определяется наследственным порядком, регулируемым законом о престолонаследии или обычаем;
  3. монарх представляет государство по собственному праву, которое не производно от власти народа (чаще всего подчеркивается божественное происхождение монарха, благодаря чему верховный правитель либо сам объявляется богом, как в Древнем Египте, либо становится помазанником Божьим, что практиковалось в христианских странах, в частности в католических странах иногда получая корону из рук Папы Римского, и т.п.);
  4. отсутствием юридической ответственности монарха как главы государства.

Эти признаки в своей идеальной совокупности встречаются достаточно редко. В Византии, например, где из 109 царствовавших императоров 74 были убиты, во всех 74 случаях престол переходил к цареубийце не по наследству, а по праву захвата. И при коронации императора Цхимисхия патриарх Полуевкт провозгласил даже новый догмат: таинство помазания на царство смывает все грехи, в том числе и грех цареубийства. Римские легионеры назначали и смещали императоров. Как свидетельствуют историки, арагонские феодалы возводили на престол королей по формуле: «Мы, которые стоим столько же, сколько и Вы, и которые можем больше, чем можете Вы, мы назначаем Вас нашим королем и сеньором при том условии, что Вы будете соблюдать наши привилегии. А если нет, - нет». Реальная история оказывается весьма далекой от идеальных моделей теоретиков.[7]

История государственности была по существу историей монархий, и в ходе ее эта форма правления существенно видоизменялась. Вот почему первым основанием классификации монархий является их разделение по тем историческим эпохам, в которых они существовали и существуют. В историческом разрезе монархии подразделяются на восточно-деспотические, основанные на азиатском способе производства; античные (рабовладельческие), в число которых входят рабовладельческие государства, выросшие на основе классической древности ( например, монархия рабовладельческого Рима); феодальные, к которым относятся раннефеодальные, отличавшиеся большой степенью децентрализованности, сословно - представительные, в которых власть монарха была ограничена тем или иным сословно - территориальным представительством (во Франции - Генеральными штатами, в Англии - парламентом, в Испании - кортесами и т.п.), и абсолютные (абсолютизм, самодержавие), в которых власть полностью принадлежит одному лицу и складываются такие государственные институты, как наемная армия (в России ее не было), чиновничество, королевская казна с системой податей и т.д.; буржуазные, в которых власть короля ограничивается конституцией и парламентом и которые подразделяются на дуалистические, когда монарх сохраняет всю полноту исполнительной власти (в частности, назначает министров, ответственных перед ним), и парламентарные, когда монарх как глава исполнительной власти ограничен в правах и, в частности, назначаемые им министры зависят от вотума доверия парламента (например, Великобритания, Швеция).[8]


Институт монархии сохранился сегодня почти в 30 странах мира, включая Испанию, Швецию, Великобританию, Иорданию, Кувейт, Саудовскую Аравию и др.

Монархии разделяют на: абсолютные и конституционные.

При абсолютной монархии глава государства (монарх) концентрирует в своих руках всю полноту законодательной, исполнительной и судебной власти. Расцвет абсолютизма в Европе наступил в XVII-XVIII веках. В современном мире абсолютные монархии сохранились в основном в Азии: Саудовская Аравия, Бруней, Оман, Катар. Там эмиры и султаны иногда имеют консультативные органы – «квазипарламенты», но у них очень ограниченные политические возможности.

При конституционной (парламентской) монархии законы принимаются парламентом и утверждаются монархом. Однако эта прерогатива монарха, как и большинства других его полномочий, носит формальный характер: из-за сложившейся политической практики и конституционных обычаев монарх не отказывается подписывать законы, принятые парламентом. Согласно конституционным положениям, правительство несет ответственность не перед монархом, а перед парламентом. В настоящее время парламентскими монархиями являются Великобритания, Бельгия, Голландия, Дания, Швеция, Испания, Люксембург.

Часто задают вопрос: почему некоторые государства все еще сохраняют монархическую форму правления, если реальная власть не принадлежит монарху? Социологи, проводящие опросы общественного мнения в европейских странах, утверждают, что большинство граждан видят в монархии символ единства нации, воплощение политических традиций и гарантий политической стабильности, поскольку власть монарха не зависит от игры политических сил.

Республика как форма правления отличается следующими признаками:

  1. выборностью органов государственной власти на определенный срок и их коллегиальным характером;
  2. наличием выборного на определенный срок главы государства;
  3. производным характером государственной власти, которая пользуется властными полномочиями по поручению суверенного народа, а не по собственному праву;
  4. юридической ответственностью главы государства.

По историческим периодам своего существования республики классифицируются на античные (государства - полисы - Афины, Рим и т.д.); средневековые (феодальные), к числу которых относятся торгово-промышленные республики в Италии (Венеция, Флоренция), Нидерландах, России (Новгородская, Псковская); буржуазные, когда республиканская форма правления достигает своего расцвета, становясь способом политической организации гражданского общества.


Среди республиканских форм правления бывают президентские и парламентские.

Президентская республика предполагает, что в стране проводятся отдельные выборы парламента и президента, и это должно укрепить независимость этих двух ветвей власти. Политологи считают США классической президентской республикой. В этой стране Конгресс не имеет права распускать правительство или смещать президента, ему предоставляется только право инициировать импичмент против президента в исключительных случаях (нарушение Конституции, совершение преступлений и т. Д.); В свою очередь президент не имеет права распускать парламент и назначать новые выборы. Президентские республики распространены в Латинской Америке. Современные Соединенные Штаты также являются президентской республикой.

В Европе парламентские республики довольно широко распространены (Италия, Германия, Греция, Ирландия, Португалия, Австрия). При парламентской форме правления реальная власть принадлежит главе правительства - премьер-министру или канцлеру. Президент (глава государства) выполняет в основном представительские функции. Премьер-министр может распустить парламент и назначить новые выборы.

Франция, Португалия, Финляндия имеют свои особенности, связанные с прямыми президентскими выборами населения, поэтому иногда политическую структуру этих государств называют «смешанными формами правления», сочетающими элементы президентских и парламентских форм; их обычно называют полу-президентскими.

Республиканская форма правления появляется там, где происходит политическое объединение свободных граждан, являющихся самостоятельными субъектами общественной и хозяйственной жизни.

Тоталитаризм - это форма правления, где в стране нет контроля над государственной властью, и, следовательно, правящий класс стремится консолидировать свою власть любыми возможными способами. Государство обычно находится под контролем одного человека, фракции или правящей партии с идеологией, которая контролирует все общественные и частные аспекты жизни людей. Это имеет место в Китае, где правящая партия диктует дела страны и годами консолидировала свою власть. Государство также контролирует поток информации в страну и из страны. Это означает, что есть СМИ, контролируемые государством, и правительство фильтрует интернет-контент. Существует также контроль над рыночной экономикой, при которой государство владеет богатством нации, а людей осталось немного.


Особенности устройства верховной власти тоталитарного государства не охватываются ни понятием монархии, ни понятием республики, эти признаки дают основание для выделения третьего вида формы правления - формы правления тоталитарного государства[9].

Форма правления тоталитарного государства обычно является извращенной формой республики и отличается следующими признаками:

  1. наличием правящей партии, составляющей ядро политической системы и играющей руководящую роль в управлении всеми государственными и общественными делами страны;
  2. совпадением вождя партии и главы государства в одном лице, стремящихся к пожизненному сохранению своих политических постов (в некоторых странах с тоталитарной формой правления даже намечалась тенденция наследственной передачи власти, например, в КНДР и СРР);
  3. наделением главы государства диктаторскими полномочиями;
  4. формальным характером партийных и государственных выборов;
  5. повышенной ролью партийной и государственной бюрократии, решающей все конкретные дела общественной и государственной жизни;
  6. отсутствием юридической ответственности главы государства и партии.
  7. Тоталитаризм предполагает функционирование соответствующего политического режима.

Обобщение исторического опыта функционирования тоталитарных государств свидетельствует, что они оказываются достаточно эффективными тогда, когда страна развивается экстенсивно. В этом случае тоталитарно устроенная власть в состоянии обеспечивать постоянное привлечение все новых и новых человеческих, сырьевых и иных ресурсов для решения экономических и политических проблем преимущественно внеэкономическими, т.е. политическими средствами. Тоталитарное правление успешно достигает поставленных перед ним целей, если действует по принципу «результат любой ценой». Когда же общество вынуждено развиваться интенсивно, этот тип правления оказывается малоэффективным, более того, он превращается в препятствие на пути прогресса страны. Органически присущая ему централизация управления, при которой команды принимаются лишь на самом «верху», исключает квалифицированные планирование и решения, поскольку центр в принципе не может обладать сколько-нибудь полной информацией об имеющихся на местах возможностях конкретных подходов к достижению конкретных целей. При указанном органическом пороке руководства страной из единого центра действие таких существенных факторов, как централизованное распределение материальных благ, исключающее личную заинтересованность исполнителя, боязнь ответственности, скованность идеологическими догмами и т.д., отступали на второй план.