Файл: Формы государственного устройства.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 73

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- личность в антидемократическом государстве, фактически лишена каких-либо субъективных прав, хотя формально они могут провозглашаться даже в Конституции.

- реально существует главенство государства над правом, что является следствием произвола, нарушением законности, ликвидации правовых начал в общественной жизни.

- характерный признак - всеохватывающая милитаризация общественной жизни, наличие огромного военно-бюрократического аппарата, военно-промышленного комплекса, довлеющего над мирной экономикой.

- антидемократический режим игнорирует интересы национальных государственных образований, особенно национальных меньшинств.

- антидемократическое государство во всех разновидностях не учитывает особенностей религиозных убеждений населения. Отрицает полностью религиозное мировоззрение или отдает предпочтение одной из религий.

Деспотический режим (от греческого “despotic” – неограниченная власть). Этот режим характерен для абсолютной монархии, когда власть осуществляется исключительно одним лицом, становящимся деспотом. Деспотизм возник в древности и характеризовался крайним произволом в правлении, полным бесправием и подчинением деспоту со стороны его подданных, отсутствия правовых и моральных начал в управлении.

При деспотии осуществляется жесткое подавление любой самостоятельности, недовольства, возмущения и даже несогласия подданных.

Тиранический режим также основан на единоличном правлении. Однако в отличие от деспотии, власть тирана устанавливается насильно, захватническим путем, часто смещением законной власти с помощью государственного переворота. Она лишена правовых и нравственных начал, построена на произволе, подчас терроре о геноциде.

Тоталитарный режим характеризуется наличием одной официальной идеологии, которая формируется и задается общественно-политическим движением, политической партии, правящей элитой, политическим лидером, вождем народа, в большинстве случаев харизматическим

Тоталитарный режим допускает только одну партию – правящую, а другие стремится разогнать, запретить или уничтожить. В государственном управлении тоталитарный режим определяется крайним централизмом. Практически управление выглядит как исполнение команды сверху, при которой инициатива не поощряется, а строго наказывается. Местные органы власти и управления становятся простыми передатчиками команд. Особенности регионов не учитываются.[18]


Центром тоталитарной системы является вождь. Его фактическое положение «сакрализуется». Он объявляется самым мудрым, непогрешимым, справедливым, неустанно думающим о благе человека.

Тоталитарный режим широко и постоянно применяет террор по отношению к населению. Физическое насилие уже не становится самоцелью, как при деспотии и тирании, оно выступает как главное условие для укрепления и осуществления власти.

При тоталитарном режиме устанавливается полный контроль над всеми сферами жизни общества.

Милитаризация так же одна из основных характеристик тоталитарного общества. Идея о военной опасности, об “отчужденной крепости “становится необходимой для сплочения общества, для построения его по принципу лагеря. Государство как бы берет на себя заботу о каждом члене общества.

Фашистский режим одна из крайних форм тоталитаризма, прежде всего характеризуемую националистической идеологией, представлениями о превосходстве одних наций над другими, крайней агрессивностью.

Фашизм основывается на национальной расистской демагогии, которая возводится в ранг официальной идеологии. Целью фашистского государства объявляется охрана национальной общности, решение геополитических, социалистический задач, защита чистоты расы. Главная предпосылка фашистской идеологии такова: люди отнюдь не равны. Поэтому фашистский режим, как правило, человеконенавистнический, агрессивный, ведущий в итоге к страданиям, прежде всего своего народа. Но фашистские режимы возникают при социальных расстройствах общества, обнищании масс. В их основе лежат определенные общественные и политические движения, в которых внедряются национальные идеи, популистские лозунги, геополитические интересы, и т.д.

Авторитарный режим. Использование насилия становится характерным для авторитарного режима. Вот почему государство не может существовать без опоры на полицейский и военный аппараты. Суд в таком государстве – вспомогательный инструмент, поскольку широко используются внесудебные органы принуждения людей. Оппозиции при авторитаризме не допускается. В политической жизни могут участвовать и несколько партий, но все партии должны ориентироваться на линию, выработанную правящей партией, в противном случае они запрещаются. Оппозиционеры, как организации, так и граждане жестоко наказываются. Власть применяет к инакомыслящим законные и незаконные методы расправы. Личность в авторитарном государстве фактически не может пользоваться конституционными правами и свободами, даже если они и провозглашаются формально, т.к. отсутствует механизм их реализации. Она лишена гарантий своей безопасности и взаимоотношений с властью. Авторитарная власть признает, что доверие народа – великая сила, и поэтому она культивирует фанатизм в массах по отношению к себе, используя демагогию и превращение населения в простой объект манипуляций.


Либерально – демократический. Обусловливается, прежде всего, исходя из потребностей товарно-денежной, рыночной организации экономики. Рынок требует равноправных, свободных и независимых партнеров. В либерально-демократическом обществе провозглашаются свобода слова, мнений, форм собственности, дается простор частной инициативе. Права и свободы не только закрепляются в конституции, но и становятся осуществимыми. Таким образом, экономическую основу либерализма составляет частная собственность.[19]

При либерализме власть формируется путем выборов, исход их зависит и от финансового положения партий.

Либеральный режим может существовать только на демократической основе, он вырастает из собственно демократического режима.

Собственно, демократический режим (“demarcate” - народовластие) – это одна из разновидностей либерального режима, основанного на признании равенства и свободы всех людей, участии народа в управлении государством. Конкретно режим демократического государства выражается в следующем:

- Во-первых, такой режим предоставляет свободу личности в сфере экономической деятельности, которая составляет материальную основу благополучия.

- Во-вторых, реальная гарантированность личных прав и свобод гражданина, его возможность выражать собственное мнение.

- В-третьих, создает эффективные механизмы прямого воздействия населения страны на характер государственной власти.

- В-четвертых, личность защищена от произвола, беззакония, т.к. ее права находятся под постоянной защитой органов правосудия.

- В-пятых, демократическая республика является следствием реального разделения властей, как в унитарных, так и в федеративных государствах.

- В-шестых, демократическая власть в одинаковой мере учитывает интересы большинства и меньшинства, национальные и индивидуальные особенности населения.

- В-седьмых, демократические методы позволяют преодолевать возникающие социальные противоречия, обеспечивая компромисс между гражданами и государственными органами.

- В-восьмых, основным принципом деятельности демократического государства является плюрализм.

- В-девятых, демократический государственный режим основан на законах, которые отражают объективные потребности развития личности и общества, поэтому он обеспечивает стабильный правопорядок, низкий уровень преступности.

Исходя из вышеизложенного, форма государства может быть осмыслена только в единстве трех составляющих элементов: форма правления, форма государственного устройства и форма государственного режима. Изменения, происходящие в современном цивилизованном мире, несомненно потребуют корректировки.


Заключение

Проведём анализ некоторых возможных вариантов форм пост-тоталитарного государства, их особенности и перспективы.

Парламентская республика, скорее всего, окажется недееспособной. В парламенте, сформированном не на партийной, а на индивидуальной основе, скорее всего не сможет сложится устойчивое большинство и оппозиция. При этом фракционная структура находится в зачаточном состоянии: политические течения не устоялись, фракции малочисленны, количество их велико, а персональный состав подвижен, внутри-фракционная дисциплина отсутствует, межфракционные отношения нестабильны. В таких обстоятельствах неизбежны постоянные правительственные кризисы (если правительство вообще удастся сформировать), частые смены кабинета, а, следовательно, и курса. Общество может совсем потерять управляемость, а там недалеко докатиться и до возрождения тоталитаризма.

В президентской республике правительство более независимо от раздираемого противоречиями парламента, а потому способно к радикальному реформированию. Президентская республика также соответствует традициям пост-тоталитарных обществ, но в этом и кроется ее основная опасность. У президента и правительства велик соблазн не тратить время на поиски компромиссов с парламентом, а превратив его в чисто декоративный орган, быстро проводить реформы. Однако от усиления авторитарности рукой подать до новой диктатуры. И все же, при отсутствии в обществе ясно выраженных социально - политических интересов и нормальной партийной системы президентская республика кажется наиболее предпочтительной, если не единственно возможной, формой пост-тоталитарного государства. Серьезные потрясения переживает пост-тоталитарное национально-государственное устройство. В многонациональных унитарных государствах неизбежное в переходный период ослабление центральной власти и межрегиональных экономических связей вызывает самоизоляцию административных единиц: игнорирование местными руководителями законов и распоряжений правительства, переход в режим натурального хозяйства. Но по мере возникновения рыночных связующих механизмов и усиления новых государственных структур эти тенденции ослабевают, и государственное единство постепенно восстанавливается.

В многонациональных федерациях центробежные процессы осложняются стремлениями наций к подлинному внутреннему, а часто и внешнему, самоопределению. Проявляются ранее подавляемые силой различные (в том числе территориальные) споры и противоречия. Помочь сохранить единое государство способно, как это ни парадоксально при неразберихе в национально - государственном устройстве - использование различных политико-правовых режимов для субъектов, претендующих на разный уровень самостоятельности: автономия, федеративные или даже конфедеративные отношения. Тогда между всеми «самоопределяющимися регионами» остаются определенные связи, а главное - снижается опасность военного разрешения конфликтов.


Цель пост-тоталитарного национально-государственного устройства бывших федераций - не сохранить государственное единство (это часто нереально), а избежать крови при распаде. Возникающим новым национальным государствам необходимо уделять особое внимание обеспечению прав национальных меньшинств и непреклонно придерживаться принципов нерушимости границ, пусть даже установленных прежним режимом крайне неудачно, случайно, а то и просто абсурдно.

Политический режим пост-тоталитарного государства можно назвать становящейся демократией. Большая часть западных демократических институтов, оттачиваемых длительное время и в их реалиях, не могут быть реализованы сразу и в «чистом» виде. Такие, отработанные в других странах конструкции, приходится адаптировать к пост-тоталитарным реалиям, а также к особенностям исторического развития, обычаев и национального менталитета. Процесс адаптации - дело исключительно деликатное и кропотливое. Очень важно при этом, чтобы необходимые заимствования и модификации не выдернули из пост-тоталитарного развития и не извратили тенденции к становлению демократии.

Список использованных источников

  1. Российская Федерация. Конституция(1993). Конституция Российской Федерации с изм. от 30.12.2008 г. // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс». – Послед. обновление 30.12.2010.
  2. Алексеев, С.С. Общая теория права. -2-е изд., переруби, и доп./(учебник) [Текст] -М.: Проспект, 2009 - 576 с.- ISBN-978-5-392-00484-3.
  3. Григорьева, И.В Теория государства и права [Текст]\учебное пособие/И.В. Григорьева, - Тамбов: Издат-во Тамб. гос. техн. ун-та. 2009. – 304 с. – ISBN 978-5-8265-0782-7.
  4. Иванов, А.А. Теория государства и права [Текст]/ учебник/ Иванов А. А., Иванов В.А., - М.: «Юнити-Дана».2007 - 303 с.- ISBN-5-238-01064-8.
  5. Кулапов, В.Л. Теория государства и права [Текст]/ учебник/ Кулапов В.Л., Малько А.В., - М.: Норма. 2009 – 384 с. – ISBN – 978-5-468-00155-4.
  6. Лазарев, В.В. Теория государства и права Текст: учебник / Лазарев В.В., Липень С.В. Изд. 4-е, испр. и доп. - М.: «Юрайт», 2010 - 640с. - ISBN 978-5-9916-0840-4,978-5-9692-0976-3.
  7. Марченко, М.Н. Теория государства и права: [Текст]: учебник /Марченко М.Н. – М.: Проспект, 2008 - 637с. -ISBN 978-5-482-01953-5.
  8. Матузов, Н.И. Теория государства и права: [Текст]: учебник/Матузов Н. И.- М.: «Юрист» 2006 - 768с.- ISBN 5-7975-0269-0.
  9. Мелехин, А. В. Теория государства и права: [Текст]: учебник. Мелехин А.В.- М.: «Маркет ДС»2007 - 640с. (Университетская серия). - ISBN 5-7958-0139-9.
  10. Перевалов, В.Д. Теория государства и права: [Текст]: учебник. / Перевалов В. Д. -М.: «Высшее образование», 2008. ISBN-978-5-9692-0250-4.
  11. Раймон Арон. Демократия и тоталитаризм = Démocratie et totalitarisme / Перевод с французского Г.И.Семенова. — М.: Текст, 1993.
  12. Хропанюк, В.Н. Теория государства и права / [Текст] учебник под ред. В.Г. Стрекозова. М.: «Интерстиль», «Омега-Л».2008 - 384 с. ISBN-5-978-5-370-00916-5, ISBN-5-98119-500-2.