Файл: Формы государственного устройства.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 80

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2 Элементы формы государства

2.1 Форма государственного устройства

Форма государственного устройства - это национальное и административно-территориальное строение государства, которое раскрывает характер взаимоотношений между его составными частями, между центральными и местными органами государственного управления, власти[10].

В отличии от форм правления организация государства рассматривается с точки зрения распределения государственной власти и государственного суверенитета в центре и на местах, их разделение между составными частями государства.

Форма государственного устройства показывает:

- из каких частей состоит внутренняя структура государства;

- как устроено правовое положение этих частей и каковы взаимоотношения этих органов;

- как строятся отношения между центральными и местными государственными органами;

- в какой государственной форме выражаются интересы каждой нации, проживающей на этой территории.

Внутреннее деление государства, правовое положение его частей, их взаимоотношение друг с другом и с центральными органами власти охватываются понятием «территориальное устройство государства». Территориальное устройство - историческое следствие той предпосылки государства, которая сформировалась в результате замещения кровнородственных связей с соседскими и эволюционировала в принцип разделения людей не по их происхождению, а по проживанию на определенной территории. Естественно, что по тому же принципу должны были строиться и государственные органы, управляющие людьми. [11]

Рассматривая формы территориального устройства, теория государства и права встречается с таким многообразием форм территориального устройства, которое позволяет многогранно оценивать эти формы, и вследствие этого вынуждена прибегать к их классификации по объективным признакам.

Объединения монархических государств существуют в форме личной или реальной уний. Совместным у обеих форм является тот факт, что они возникают вследствие совпадения монархов двух или нескольких государств в одном лице.

Личная уния образуется в результате случайного, непреднамеренного совпадения независимых друг от друга прав на корону в нескольких государствах на основе различных порядков престолонаследия. Она продолжается до тех пор, пока эти различные правомочия персонифицированы в одном лице. Как только по закону корона опять переходит к другим лицам, личная уния тотчас же прекращается. Так в позапрошлом веке прекратилась личная уния между Великобританией и Ганновером в 1837 г., между Нидерландами и Люксембургом в 1983 г., вследствие различия системы престолонаследия - когнатической в Великобритании и Нидерландах и агнатической в Ганновере и Люксембурге. При этом в двух первых государствах на престол вступали женщины, которые в двух других государствах вообще исключались из престолонаследия.


Политическое значение личных уний может оказаться весьма значительным и привести к полному слиянию разных государств (Кастилия и Арагон, Англия и Шотландия и др.). Между государствами, объединенными общим монархом, невозможна война. Однако, в большинстве случаев, сколько-нибудь существенного сближения между ними не происходит.

Реальная уния возникает в результате соглашения государств, в силу которого у них появляется общий монарх. Члены реальной унии независимы друг от друга, и соединение не ограничивает их суверенитетов. Не образуется ни общей территории, ни единого подданства, ни общих законов, ни общих финансов и т.п. Представляя, по существу, международно-правовое соглашение, она имеет значение преимущественно в области внешних сношений, выступает скорее в качестве военного союза, как носитель единой внешней политики и т.п.

Реальные унии появляются лишь в Новое время, т.к. предполагают развитый монархический порядок и оформившееся единство государства. С политической точки зрения они очень часто представляют собой результат стремлений основать единое государство.

Реальными были унии между Норвегией и Швецией (1815 г.), Австро-Венгрия.

Реальные унии прекращаются либо из-за превращения в единое государство, либо из-за расширения союза вследствие того, что во входящих в унию государствах корона переходит к другим монархам конституционным или иным путем.

Империя - сложное государство, созданное насильственным путем. Степень зависимости составных частей империи бывает различной. В прошлом входящие в империю образования при неразвитости транспортных средств и средств связи мало соприкасались с имперской властью. В Новое время, особенно в ХХ веке, положение, разумеется, существенно меняется[12].

Некоторые государствоведы пришли к выводу, что у составных частей империи никогда не было единого государственно-правового статуса.

Круг империй достаточно широк. Они существовали во все исторические эпохи. Империями были и Римское государство последнего периода своего существования, и Великобритания, и Россия.

Фузия (слияние государств) и инкорпорация (внешне оформляемое как слияние, присоединение одного государства к другому) - последние виды уний, рассматриваемых государствоведением.

Фузией было, например, воссоединение ФРГ и ГДР, инкорпорацией, как полагают многие, - присоединение Эстонии, Латвии и Литвы к СССР в 1940 г.

По форме государственного устройства все государства можно подразделить на три основные группы: - унитарное; - федеративное; - конфедеративное.


Унитарное государство - это цельное единое государственное образование, состоящее из административно-территориальных единиц, которые подчиняются центральным органам власти и признаками государственной независимости не обладают[13].

Унитарное государство содержит в себе следующие признаки:

- унитарное устройство предполагает единые, общие для всей страны: высшие исполнительные, представительные и судебные органы, которые осуществляют верховное руководство соответствующими органами;

- на территории унитарного государства существуют одна конституция, единая система законодательства, одно гражданство;

- составные части унитарного государства (области, департаменты, округа, провинции, графства) государственным суверенитетом не обладают;

- унитарное государство, на территории которого проживают небольшие по численности национальности, широко допускает национальную и законодательную автономию;

- все внешние межгосударственные сношения осуществляют центральные органы, которые официально представляют страну на международной арене;

- имеет единые вооруженные силы, руководство которыми осуществляется центральными органами государственной власти.

Различия в степени и формах контроля центральной власти над местными органами управления позволяют говорить о централизованных и децентрализованных унитарных государствах, но эти различия касаются относительно узкой сферы управления.

Унитарное государство считается самой простой формой правления. Это единое централизованное государственное образование, которое делится только на административно-территориальные единицы. Унитарное государство характеризуется наличием общих для всей страны высших органов законодательной власти, органов управления (исполнительных органов), единой судебной системы и конституции. Унитарными государствами являются Англия, Франция, Италия, Венгрия, Монголия, Турция, Япония, Финляндия. Унитарная система предоставляет незначительные автономии своим территориям, основное управление осуществляется непосредственно из столицы. Территориальные единицы - департаменты во Франции, провинции в Италии, округа в Швеции - в основном существуют для административного удобства.

Федерация - представляет собой добровольное объединение ранее самостоятельных государственных образований в одно союзное государство[14].


Федеративное государственное устройство неоднородно. В различных странах оно имеет свои уникальные особенности, которые определяются историческими условиями образования конкретной федерации и прежде всего национальным составом населения страны, своеобразием культуры и быта народов, входящих в союзное государство. Тем не менее можно выделить наиболее общие черты, которые характерны для большинства федеративных государств:[15]

1. Территория федерации состоит из территорий ее отдельных субъектов: штатов, земель, республик и т.д.

2. В союзном государстве верховная исполнительная, законодательная и судебная власть принадлежит федеральным государственным органам.

3. Субъекты федерации имеют право принятия собственной конституции, имеют свои высшие исполнительные, законодательные и судебные органы

4. В большинстве федерации существует союзное гражданство и гражданство федеральных единиц.

5. При федеральном государственном устройстве в парламенте имеется палата, представляющая интересы членов федерации.

6. Основную общегосударственную внешнеполитическую деятельность в федерациях осуществляют союзные федеральные органы. Они официально представляют федерацию в межгосударственных отношениях (США, Бразилия, Индия, ФРГ и др.).

Федеральная система управления состоит из подразделений, ведущих значительную собственную политическую жизнь (штаты в США, кантоны в Швейцарии, земли в Германии). Эти единицы не могут быть произвольно отменены или изменены центральным органом власти на законных основаниях. Каждое из этих образований имеет свое административно-территориальное деление. Наряду с существованием и деятельностью высших органов государственной власти, общих для всей федерации, у каждого из них есть свои высшие и местные государственные органы. Аналогичная ситуация с конституцией и другими федеральными законами, с судебными, прокурорскими и другими органами. Примеры федеративного устройства штата включают Австралию, Германию, Канаду, Индию, США, Россию и т. Д.

Федерации строятся по территориальному и национальному признаку, который в значительной мере определяет характер, содержание, структуру государственного устройства.

Территориальная федерация характеризуется значительным ограничением государственного суверенитета субъектов федерации. Национальные федерации характеризуются более сложным государственным устройством. Основное различие между территориальной и национальной федерацией состоит в различной степени суверенности их субъектов. Центральная власть в территориальных федерациях обладает верховенством по отношению к высшим государственным органам членов федерации. Национальное государство ограничивается суверенитетом национальных государственных образований.


Конфедерация - это временный юридический союз суверенных государств, созданный для обеспечения их общих интересов[16]. При конфедеративном устройстве государства - члены конфедерации сохраняют свои суверенные права, как во внешних, так и во внутренних делах. В отличие от федеративного устройства конфедерация характеризуется следующими чертами:

- в отличие от федерации, конфедерация не имеет своих общих законодательных, исполнительных и судебных органов;

- конфедеративное устройство не имеет единой армии, единой системы налогов, единого государственного бюджета;

- сохраняет гражданство тех государств, которые находятся во временном союзе;

- государства могут договориться о единой денежной системе, о единых таможенных правилах, о межгосударственной кредитной политике на время существования союза.

Как правило конфедеративные государства недолговечны, либо они распадаются, либо превращаются в федерацию: Германский союз (1815-1867), Швейцарский союз (1815-1848) и США, когда в 1781 году была законодательно утверждена конфедерация.

2.2 Политический режим государства

Форма государственного режима представляет собой совокупность методов и способов осуществления власти государством. Государственный режим – важнейшая часть политического режима, существующего в обществе.[17]

Государственные режимы могут быть демократическими и антидемократическими.

Для рабовладельческих государств характерны и деспотия, и демократия, для феодализма – и неограниченная власть феодала, монарха, и народное собрание; для современного государства – и тоталитаризм и правовая демократия. Можно выделить наиболее общие черты, присущие той или иной разновидности государственного режима.

Антидемократический режим имеет следующие признаки:

- главное, что определяет характер государственной власти, это соотношение государства и личности. Если государство в лице его различных органов подавляет личность, ущемляет его права, препятствует ее свободному развитию, то такой режим называется антидемократическим.

- характеризуется полным (тотальным) контролем государства над всеми сферами общественной жизни.

- свойственно огосударствление всех общественных организаций (профсоюзов, молодежных, спортивных и т.д.).