Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 57
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы управления предприятием
1.1 Особенности управленческой деятельности в системе современного менеджмента
1.2 Особенности управления человеческими ресурсами на предприятии
2. Функциональные особенности системы управления человеческими ресурсами высшего учебного заведения
2.1 Общая характеристика и организационная структура ВУЗа
2.2 Механизм управления человеческими ресурсами в ВУЗе и его оценка
- характер политической борьбы разных сил;
- возможности развития политической силы и др.
К технологической составляющей относится:
- факторы научно-технического прогресса;
- создание новых отраслей и производства;
- технология производства продукции и др.
К геополитической составляющей относится:
- мировая система принятия решений в разных сферах деятельности и ее составляющие [10].
Микросреда составляет внутреннюю среду и ту часть внешней среды, с которой предприятие имеет конкретное и непосредственное взаимодействие.
Внутренняя среда формируется в зависимости от миссии и целей организации, от организационной структуры и перечнем предоставляемых услуг предприятием, организацией, учреждением.
Внутренняя среда формируется в зависимости от потребителей, конкурентов, партнеров, поставщиков [11, 12].
1.2 Особенности управления человеческими ресурсами на предприятии
Современные зарубежные концепции и подходы к управлению персоналом выделяют следующие принципы управления персоналом:
- ориентация на стратегический подход к управлению персоналом;
- подход к работнику как решающего фактора эффективности и конкурентоспособности организации;
- экономическая целесообразность инвестиций в формирование и развитие человеческих ресурсов;
- социальное партнерство и демократизация управления;
- обогащение труда и повышения качества трудовой жизни;
- непрерывное обучение и развитие человеческих ресурсов;
- профессионализация управления персоналом.
Под методами управления понимается совокупность способов и приемов воздействия на объект управления для достижения целей, поставленных организацией. Само слово «метод» имеет греческое происхождение и означает, способ достижения цели. С помощью методов управления происходит реализация содержания организационной и управленческой деятельности. В управлении организацией могут применяться как определенные методы отдельно, так и многочисленные их сочетания, которые органично дополняют друг друга и находятся в равновесии по отношению к самому процессу управления (рис.1.5.) [11, 12].
МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ
Административные методы
Базируются на применении власти и нормативном обеспечении трудовой деятельности. Административные методы управления реализуются в форме организационного и нормативного воздействия. (Организационные регламентирование, нормирование, инструктирование и влияние выражается в форме приказа, распоряжения или указания)
Экономические методы
Элементы экономического механизма, с помощью которого обеспечивается функционирование и развитие организации.
Роль экономических методов заключается в мобилизации трудовых ресурсов на достижение определенного результата (мотивация трудовой деятельности, элементы социального обеспечения сотрудников)
Социально-психологические методы
Основанные на учете индивидуальных психологических особенностях сотрудников организации и различных социальных групповых процессах. Инструментарий социологических методов составляет анкетирование, интервьюирование, социометрический метод, метод наблюдения и т. д.
Рис. 1.5 – Особенности методов управления
Для осуществления качественного управления предприятие должно располагать соответствующими ресурсами (рис.1.6) [13, 14].
НЕОБХОДИМЫЕ РЕСУРСЫ ПРЕДПРИЯТИЯ
Рис. 1.6 – Ресурсы предприятия, необходимые для качественного управления
Под человеческими ресурсами [15] будем понимать персонал организации, который характеризуется достигнутыми уровнями:
- компетенции;
- желаниями;
- мотивациями;
- стремлениями.
Управление человеческими ресурсами ставит своей целью наиболее эффективное использование труда персонала с целью получения максимальной экономической выгоды. Этот процесс основан не только на умении организовать коллектив с количественной и качественной точки зрения, но также и на умении использовать психологические приемы.
Разница между человеческими ресурсами и персоналом состоит в том, что человеческие ресурсы связаны, прежде всего, с решением глобальных долгосрочных задач, а просто персонал – с решением оперативных задач [16, 17].
Основными целями управления человеческими ресурсами являются:
1. статический анализ ситуации с кадровым составом предприятия, своевременное обеспечение ними;
2. создание наиболее комфортных условий для деятельности сотрудников с целью получения их максимальной эффективности.
Условия эффективного управления человеческими ресурсами представлены ниже (рис.1.7) [18].
Условия эффективного управления человеческими ресурсами
1. Цели должны быть сформулированы четко, а также иметь реально достижимые границы.
2. Анализ работы предприятия быть глубоким и комплексным; персонал должен быть полностью обеспечен всеми необходимыми для работы ресурсами.
3. Каждый работник должен выполнять те обязанности, которые соответствуют уровню его квалификации.
4. Трудовой процесс необходимо осуществлять с использованием самых современных технологий.
Рис. 1.7 – Условия эффективного управления человеческими ресурсами
Следует понимать, что управление персоналом сложноструктурированный, многофункциональный этап, содержание которого заключается в планировании кадровой работы, разработки оперативного плана работы с персоналом, определении кадрового потенциала и потребностей предприятия в персонале, подбор, найм кадров и т.д.
Однако управление персоналом и управление человеческими ресурсами на предприятии стоит отличать.
Итак, под человеческими ресурсами будем понимать персонал организации, который характеризуется достигнутыми уровнями:
- компетенции;
- желаниями;
- мотивациями;
- стремлениями.
2. Функциональные особенности системы управления человеческими ресурсами высшего учебного заведения
2.1 Общая характеристика и организационная структура ВУЗа
Двадцать первый век ознаменовал переход общества к информационному, одним из условий которого является предоставление услуг в сфере образования и науки в виде информационных.
Под информационной деятельностью в рамках предоставления образовательных услуг будем понимать совокупность действий сотрудников профессорско-преподавательского состава, высококвалифицированных преподавателей, органов государственного управления, направленных на удовлетворение информационных потребностей студентов.
Информационной потребностью студента, прежде всего, является получение высокого уровня профессиональных знаний, ориентированных на ведение информационно-аналитической деятельности в соответствии с современным рыночным условиям [19,20].
И именно ВУЗ – мощный научно-образовательный комплекс высшего IV уровня аккредитации, один из ведущих вузов страны, ориентирован на предоставление такого высокого уровня знаний студентов [21].
Наименование: Высшее учебное заведение.
Основным видом деятельности является предоставление образовательных услуг.
Дополнительные услуги, предоставляемые ВУЗом:
- развитие фундаментальных и прикладных исследований;
-поддержание связи с ведущими научно-исследовательскими центами и учреждениями нашей страны;
- разработка и внедрение научных разработок;
- международное сотрудничество с учебными заведениями.
Структура университета:
- 8 факультетов (математический, физический, экономический, биологический, химический, иностранных языков, филологический, юридический)
- Институт экономической кибернетики;
- кафедра философии.
Количество штатных сотрудников: 700 человек.
Миссия: на основе знаний и опыта профессорско-преподавательского состава и научных сотрудников влиять на общество и науку, форсировать национальные и европейские культурные ценности путем подготовки нового поколения профессионалов, элитных специалистов, готовых успешно работать в стремительно развиваются условиях рыночных отношений [22].
Цель: подготовка высококвалифицированных специалистов, способных обеспечить стабильное прогрессивное развитие экономики и общества
Форма собственности организации: государственная.
Организационно-правовая форма организации: некоммерческая организация, образовательное учреждение, основанное и действует на основании законодательства РФ об образовании, что имеет статус юридического лица и реализует в соответствии с лицензией образовательные программы высшего профессионального образования.
Сфера человеческой деятельности организации: образовательная.
Проявление критериев организации [9]:
- объединение людей – есть;
- наличие миссии и главной цели – есть;
- разделение обязанностей, делегирование полномочий – есть;
- организационный стержень – есть;
- правила поведения – есть;
- организационная форма – есть.
Историческая форма организации: объединение организации-цеха и организации-предприятия.
Модель организации: модель системы (стремление к модели баланса интересов).
Организационная структура:
Линейно-функциональная.
Обобщенная организационная структура университета представлена на рис.2.1 [23].
РЕКТОР
Отделы и службы
Ректорат
Ученый Совет
Научные подразделе-ния
Факультеты
Админ-хоз. подразделе-ния
Другие подразделе-ния
Кафедры
Рис. 2.1 – Организационная структура университета
Тип руководства [4,8]:
Демократический централизм.
Анализ внешней среды.
Поставщики.
Поставщиками ВУЗе есть:
- общеобразовательные школы;
- техникумы;
- профессиональные лицеи;
- другие высшие учебные заведения.
Конкуренты.
В сфере предоставления образовательных услуг поставщики и конкуренты в значительной степени пересекаются. В данном случае исключением является только общеобразовательные школы.
Покупатели (клиенты).
Услуги направлены, в первую очередь, на школьников, людей, которые закончили учебные заведения первого, второго, третьего и четвертого уровней аккредитации.
Государство и его структуры.
На ВУЗы непосредственное влияние имеет Министерство образования и науки, а также Министерство финансов.
Культура, мораль, традиции.
В двадцать первом веке наличие высшего образования является модным веяниям, что увеличивает спрос на образовательные услуги.
Экономические, политические факторы, международное окружение.
Так как ВУЗ имеет студентов-контрактников, большую роль на функционирование данного заведения играет экономическое положение дел в стране (возможность оплачивать образовательные услуги, наличие иностранных студентов-контрактников).
Организационная структура: механистическая, линейно-функциональная.
Проявление законов организации:
Закон синергии, который подразумевает, что возможности организации как единого целого превышают сумму возможностей ее отдельных частей.
То есть, например, деятельность факультета математики превышает возможности отдельной кафедры прикладной математики и теории систем управления, которая входит в состав факультета.
А деятельность всего университета превышает возможности отдельных факультетов, входящих в ее состав [4,8].
Закон развития, заключается в том, что организация стремится достичь наибольшего суммарного потенциала при прохождении всех этапов жизненного цикла.
ВУЗ ежегодно проводит приемную компанию. И каждый факультет/кафедра стремится набрать как можно больше студентов, заполнить бюджетные места, и, соответственно, дальше контрактные места для пополнения спецфонда (за счет которого осуществляются надбавки сотрудникам).