Файл: «Менеджмент человеческих ресурсов».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 57

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- характер политической борьбы разных сил;

- возможности развития политической силы и др.

К технологической составляющей относится:

- факторы научно-технического прогресса;

- создание новых отраслей и производства;

- технология производства продукции и др.

К геополитической составляющей относится:

- мировая система принятия решений в разных сферах деятельности и ее составляющие [10].

Микросреда составляет внутреннюю среду и ту часть внешней среды, с которой предприятие имеет конкретное и непосредственное взаимодействие.

Внутренняя среда формируется в зависимости от миссии и целей организации, от организационной структуры и перечнем предоставляемых услуг предприятием, организацией, учреждением.

Внутренняя среда формируется в зависимости от потребителей, конкурентов, партнеров, поставщиков [11, 12].

1.2 Особенности управления человеческими ресурсами на предприятии

Современные зарубежные концепции и подходы к управлению персоналом выделяют следующие принципы управления персоналом:

- ориентация на стратегический подход к управлению персоналом;

- подход к работнику как решающего фактора эффективности и конкурентоспособности организации;

- экономическая целесообразность инвестиций в формирование и развитие человеческих ресурсов;

- социальное партнерство и демократизация управления;

- обогащение труда и повышения качества трудовой жизни;

- непрерывное обучение и развитие человеческих ресурсов;

- профессионализация управления персоналом.

Под методами управления понимается совокупность способов и приемов воздействия на объект управления для достижения целей, поставленных организацией. Само слово «метод» имеет греческое происхождение и означает, способ достижения цели. С помощью методов управления происходит реализация содержания организационной и управленческой деятельности. В управлении организацией могут применяться как определенные методы отдельно, так и многочисленные их сочетания, которые органично дополняют друг друга и находятся в равновесии по отношению к самому процессу управления (рис.1.5.) [11, 12].

МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ

Административные методы


Базируются на применении власти и нормативном обеспечении трудовой деятельности. Административные методы управления реализуются в форме организационного и нормативного воздействия. (Организационные регламентирование, нормирование, инструктирование и влияние выражается в форме приказа, распоряжения или указания)

Экономические методы

Элементы экономического механизма, с помощью которого обеспечивается функционирование и развитие организации.

Роль экономических методов заключается в мобилизации трудовых ресурсов на достижение определенного результата (мотивация трудовой деятельности, элементы социального обеспечения сотрудников)

Социально-психологические методы

Основанные на учете индивидуальных психологических особенностях сотрудников организации и различных социальных групповых процессах. Инструментарий социологических методов составляет анкетирование, интервьюирование, социометрический метод, метод наблюдения и т. д.

Рис. 1.5 – Особенности методов управления

Для осуществления качественного управления предприятие должно располагать соответствующими ресурсами (рис.1.6) [13, 14].

НЕОБХОДИМЫЕ РЕСУРСЫ ПРЕДПРИЯТИЯ

Рис. 1.6 – Ресурсы предприятия, необходимые для качественного управления

Под человеческими ресурсами [15] будем понимать персонал организации, который характеризуется достигнутыми уровнями:

- компетенции;

- желаниями;

- мотивациями;

- стремлениями.

Управление человеческими ресурсами ставит своей целью наиболее эффективное использование труда персонала с целью получения максимальной экономической выгоды. Этот процесс основан не только на умении организовать коллектив с количественной и качественной точки зрения, но также и на умении использовать психологические приемы.

Разница между человеческими ресурсами и персоналом состоит в том, что человеческие ресурсы связаны, прежде всего, с решением глобальных долгосрочных задач, а просто персонал – с решением оперативных задач [16, 17].

Основными целями управления человеческими ресурсами являются:

1. статический анализ ситуации с кадровым составом предприятия, своевременное обеспечение ними;

2. создание наиболее комфортных условий для деятельности сотрудников с целью получения их максимальной эффективности.

Условия эффективного управления человеческими ресурсами представлены ниже (рис.1.7) [18].

Условия эффективного управления человеческими ресурсами


1. Цели должны быть сформулированы четко, а также иметь реально достижимые границы.

2. Анализ работы предприятия быть глубоким и комплексным; персонал должен быть полностью обеспечен всеми необходимыми для работы ресурсами.

3. Каждый работник должен выполнять те обязанности, которые соответствуют уровню его квалификации.

4. Трудовой процесс необходимо осуществлять с использованием самых современных технологий.

Рис. 1.7 – Условия эффективного управления человеческими ресурсами

Следует понимать, что управление персоналом сложноструктурированный, многофункциональный этап, содержание которого заключается в планировании кадровой работы, разработки оперативного плана работы с персоналом, определении кадрового потенциала и потребностей предприятия в персонале, подбор, найм кадров и т.д.

Однако управление персоналом и управление человеческими ресурсами на предприятии стоит отличать.

Итак, под человеческими ресурсами будем понимать персонал организации, который характеризуется достигнутыми уровнями:

- компетенции;

- желаниями;

- мотивациями;

- стремлениями.

2. Функциональные особенности системы управления человеческими ресурсами высшего учебного заведения

2.1 Общая характеристика и организационная структура ВУЗа

Двадцать первый век ознаменовал переход общества к информационному, одним из условий которого является предоставление услуг в сфере образования и науки в виде информационных.

Под информационной деятельностью в рамках предоставления образовательных услуг будем понимать совокупность действий сотрудников профессорско-преподавательского состава, высококвалифицированных преподавателей, органов государственного управления, направленных на удовлетворение информационных потребностей студентов.

Информационной потребностью студента, прежде всего, является получение высокого уровня профессиональных знаний, ориентированных на ведение информационно-аналитической деятельности в соответствии с современным рыночным условиям [19,20].


И именно ВУЗ – мощный научно-образовательный комплекс высшего IV уровня аккредитации, один из ведущих вузов страны, ориентирован на предоставление такого высокого уровня знаний студентов [21].

Наименование: Высшее учебное заведение.

Основным видом деятельности является предоставление образовательных услуг.

Дополнительные услуги, предоставляемые ВУЗом:

- развитие фундаментальных и прикладных исследований;

-поддержание связи с ведущими научно-исследовательскими центами и учреждениями нашей страны;

- разработка и внедрение научных разработок;

- международное сотрудничество с учебными заведениями.

Структура университета:

- 8 факультетов (математический, физический, экономический, биологический, химический, иностранных языков, филологический, юридический)

- Институт экономической кибернетики;

- кафедра философии.

Количество штатных сотрудников: 700 человек.

Миссия: на основе знаний и опыта профессорско-преподавательского состава и научных сотрудников влиять на общество и науку, форсировать национальные и европейские культурные ценности путем подготовки нового поколения профессионалов, элитных специалистов, готовых успешно работать в стремительно развиваются условиях рыночных отношений [22].

Цель: подготовка высококвалифицированных специалистов, способных обеспечить стабильное прогрессивное развитие экономики и общества

Форма собственности организации: государственная.

Организационно-правовая форма организации: некоммерческая организация, образовательное учреждение, основанное и действует на основании законодательства РФ об образовании, что имеет статус юридического лица и реализует в соответствии с лицензией образовательные программы высшего профессионального образования.

Сфера человеческой деятельности организации: образовательная.

Проявление критериев организации [9]:

- объединение людей – есть;

- наличие миссии и главной цели – есть;

- разделение обязанностей, делегирование полномочий – есть;

- организационный стержень – есть;

- правила поведения – есть;

- организационная форма – есть.

Историческая форма организации: объединение организации-цеха и организации-предприятия.

Модель организации: модель системы (стремление к модели баланса интересов).

Организационная структура:


Линейно-функциональная.

Обобщенная организационная структура университета представлена на рис.2.1 [23].

РЕКТОР

Отделы и службы

Ректорат

Ученый Совет

Научные подразделе-ния

Факультеты

Админ-хоз. подразделе-ния

Другие подразделе-ния

Кафедры

Рис. 2.1 – Организационная структура университета

Тип руководства [4,8]:

Демократический централизм.

Анализ внешней среды.

Поставщики.

Поставщиками ВУЗе есть:

- общеобразовательные школы;

- техникумы;

- профессиональные лицеи;

- другие высшие учебные заведения.

Конкуренты.

В сфере предоставления образовательных услуг поставщики и конкуренты в значительной степени пересекаются. В данном случае исключением является только общеобразовательные школы.

Покупатели (клиенты).

Услуги направлены, в первую очередь, на школьников, людей, которые закончили учебные заведения первого, второго, третьего и четвертого уровней аккредитации.

Государство и его структуры.

На ВУЗы непосредственное влияние имеет Министерство образования и науки, а также Министерство финансов.

Культура, мораль, традиции.

В двадцать первом веке наличие высшего образования является модным веяниям, что увеличивает спрос на образовательные услуги.

Экономические, политические факторы, международное окружение.

Так как ВУЗ имеет студентов-контрактников, большую роль на функционирование данного заведения играет экономическое положение дел в стране (возможность оплачивать образовательные услуги, наличие иностранных студентов-контрактников).

Организационная структура: механистическая, линейно-функциональная.

Проявление законов организации:

Закон синергии, который подразумевает, что возможности организации как единого целого превышают сумму возможностей ее отдельных частей.

То есть, например, деятельность факультета математики превышает возможности отдельной кафедры прикладной математики и теории систем управления, которая входит в состав факультета.

А деятельность всего университета превышает возможности отдельных факультетов, входящих в ее состав [4,8].

Закон развития, заключается в том, что организация стремится достичь наибольшего суммарного потенциала при прохождении всех этапов жизненного цикла.

ВУЗ ежегодно проводит приемную компанию. И каждый факультет/кафедра стремится набрать как можно больше студентов, заполнить бюджетные места, и, соответственно, дальше контрактные места для пополнения спецфонда (за счет которого осуществляются надбавки сотрудникам).