Файл: «Менеджмент человеческих ресурсов».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 55

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Процесс перехода к рыночной экономике, рыночным отношениям диктует необходимость реализации новых подходов к осуществлению деятельности любого предприятия, организации, учреждения.

Конкурентная среда, в которой находятся нынешние предприятия, обуславливает необходимость ориентации на целевой рынок, а также создания эффективной системы управления человеческими ресурсами.

Рассмотрение данного вопроса сказалось в результате анализа тенденций развития и управления человеческих ресурсов на предприятии в течение последних десятилетий (К.С. Безгин, Н.А. Жулина, Р.Г. Лаврентьев, В.И. Гончаров, А.Б. Зверинцев и др.).

Указанными авторами охвачен широкий круг научных проблем данной сферы. Однако, не до конца решены вопросы повышения квалификации и профессиональных навыков трудового ресурса в современных условиях интенсивного использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Решение указанной проблемы требует осуществления комплексного подхода к изучению понятий «ИКТ бизнес-процесса, повышение квалификации персонала,» и разработки системы управления человеческими ресурсами, что и вызвало актуальность данной работы.

Цель и задачи исследования. Целью работы является обзор и анализ теоретических и методических аспектов разработки системы управления человеческими ресурсами в условиях рыночной среды

Для достижения поставленной цели в работе поставлены и решены следующие задачи:

- рассмотрены особенности управленческой деятельности в системе современного менеджмента;

- охарактеризованы особенности управления человеческими ресурсами на предприятии;

- рассмотрена общая характеристика и организационная структура высшего учебного заведения (ВУЗа);

- представлен механизм управления человеческими ресурсами в ВУЗе и его оценка;

- изучено рациональное использование информационно-коммуникационных технологий как основу управления человеческими ресурсами на предприятии.

Объектом исследования является характеристика систем управления человеческими ресурсами.

Предметом исследования являются особенности создания эффективной системы управления человеческими ресурсами в ВУЗе.

Методы исследования. Анализ и синтез научной литературы и нормативных источников, обобщение факторов, влияющих на выбор и эффективное функционирование систем управления человеческими ресурсами, классификация групп лиц, принимающих участие в сфере ИТ, описание методов и моделей принятия управленческих решений, а также классификация ИТК в сфере управления человеческими ресурсами.


Структура работы обусловлена целью и задачами исследования и состоит из введения, трех разделов, выводов и списка использованной литературы. Общий объем работы – 44 страницы, 11 рисунков, 3 таблицы, список использованных источников – 37 наименований (на 4 страницах).

1. Теоретические основы управления предприятием

1.1 Особенности управленческой деятельности в системе современного менеджмента

Двадцать первое столетие характеризуется стремительным рыночным ростом организаций различного профиля, где экономический успех любого из них, в первую очередь, зависит от грамотного управления ими. Следовательно, важным фактором являются и профессиональные, и личные качества управляющих, топ-менеджеров.

Рассмотрим различные определения понятия «топ-менеджмента» ниже (табл. 1.1.).

Таблица 1.1

Характеристика определений понятия «топ-менеджмент»

Понятие

Определение

Источник

1

Топ-менеджмент

Управляющие высшего уровня иерархии, которые приближены к генеральному директору

Экономический словарь

[1]

2

Топ-менеджмент

Высшее руководство компании, к которым входят: генеральный директор, заместители директора, директоры по сферам направления

Энциклопедии и словари [2]

3

Топ-менеджмент

Первые лица компании, а именно: директора, президенты, председатели правления. Они могут быть собственниками или совладельцами.

Электронная статья «Рынок труда. О профессии финансиста» [3]

Под управлением персонала будем понимать целенаправленную деятельность руководящего состава предприятия, организации, компании, руководителей и специалистов подразделений, которая включает в себя разработку концепции и стратегии кадровой политики, принципов, способов и методов управления персоналом.

Схематическое представление системы управления персоналом представлено на рис.1.1.


Использование трудовых ресурсов (human labour management)

Управление персоналом ( personnel management)

Управление человеческими ресурсами (human resource management)

Социальный менеджмент (social management)

система

экономическая

социальная

человек

ресурс

личность

Рис. 1.1 – Схема концепции управления персоналом

Основными принципами управления персонала являются:

- научности;

- демократического централизма;

- плановости;

- первого лица;

- единства распоряжения;

- контроля выполненных решений и т.д.

Следует понимать, что управление персоналом сложноструктурированный, многофункциональный этап, содержание которого заключается в планировании кадровой работы, разработки оперативного плана работы с персоналом, определении кадрового потенциала и потребностей предприятия в персонале, подбор, найм кадров и т.д. [4-6].

Одним из ключевых моментов в исследовании менеджмента современного предприятия является рассмотрение понятия «трудовая/профессиональная деятельность». Это объясняется тем, что труд, как отдельная категория, создает ценности и может удовлетворять различные потребности как общества в целом, так и отдельного человека в частности. Также следует отметить, что каждая деятельность человека включает в себя элементы труда.

Сущность труда имеет две производные:

1. источник богатства и доходов;

2. мера поведения человека, его самоутверждение, самореализация.

То есть труд человека, кроме материального стимулирования, также может иметь и моральное, эстетическое стимулирование [5].

Под трудовой/профессиональной деятельностью понимают зафиксированный во времени и пространстве набор действий и функций, осуществляемый людьми в трудовой организации.

Рассмотрим основные задания трудовой деятельности (рис. 1.2.).

Рис. 1.2 – Основные задания трудовой деятельности

Процесс профессиональной деятельности характеризуется следующими показателями [6-7]:

• материальные ценности;

• нравственные ценности;

• услуги на удовлетворение потребностей человека;

• новые потребности человека и их удовлетворение.

Свойства профессиональной деятельности представлены на рис. 1.3 [6].

Рис. 1.3 – Свойства трудовой деятельности субъектов труда

Под трудовыми отношениями будем понимать добровольную юридическую связь между субъектами труда.


Трудовые отношения представляют социальную систему, которая имеет определенные элементы, подсистемы. Этими элементами являются права и обязанности сторон. Поэтому такая система является динамичной, показатели которой постоянно меняются. Стабильной она бывает только в определенный период времени.

Субъектами труда, трудовых отношений являются:

1. работник;

2. работодатель.

Определим основные характеристики субъектов труда (табл. 1.2.) [7,8].

Таблица 1.2

Основные характеристики субъектов трудовых отношений

Субъект труда

Общая характеристика

1

Работник

1. Физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем.

2. В качестве работников могут быть лица, достигшие возраста шестнадцати лет (либо лица, не достигшие указанного возраста в случаях, установленных Трудовым кодексом России).

3. Своим трудом выполняет определенную трудовую функцию.

2

Работодатель

1. Физическое лицо либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником (либо иной субъект, предусмотренный Трудовым кодексом России).

2. Заключать трудовые договоры в качестве работодателей имеют право физические лица, достигшие возраста восемнадцати лет, при условии наличия у них гражданской дееспособности в полном объеме, а также лица, не достигшие указанного возраста, - со дня приобретения ими гражданской дееспособности в полном объеме.

3. Физические лица, зарегистрированные в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также частные нотариусы, адвокаты и т.д.

4. Физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями.

Как уже отмечалось выше, субъектами трудовых отношений являются работник и работодатель. Объектом является процесс труда с нормами внутреннего трудового распорядка.

Под трудовыми отношениями будем понимать такие отношения, которые возникают между работником и работодателем в качестве соглашения о личном выполнении работником за плату трудовых функций.

Основанием для возникновения трудовых отношений является трудовой договор, который заключается между работником и работодателем в соответствии с Трудовым кодексом России.

Такие отношения возникают в результате:

- избрания на должность;


- избрания по конкурсу на замещение соответствующей должности;

- назначения на должность или утверждения в должности;

- судебного решения и т.д. [7,8].

Следует отметить, что изменения трудовых правоотношений урегулированы законодательством, в котором перечислены:

- четкий перечень оснований;

- порядок изменений трудовых правоотношений;

- порядок прекращения трудовых правоотношений.

Управление на предприятии требует комплексного, системного подхода, основным элементом которой является исследование, анализ рыночной среды.

Определить понятие рыночной среды сложно, так как сущность его многогранна, а, как известно, рыночная среда формируется под влиянием большого количества экономических, политических и культурных факторов.

Следует понимать, что влияние рыночной среды может быть как положительным (создание благоприятных условий для ведения бизнеса), так и отрицательным (ставящим под угрозу деятельность всего предприятия). Такими факторами влияния являются цены на рынке, спрос и предложение на товар, индивидуальные предпочтения потребителей и другие [9].

Если рассматривать понятие «рыночная среда» с позиции современного менеджмента, то оно представляет собой совокупность сил и факторов, которые оказывают влияние на результаты деятельности предприятия, организации, учреждения.

Структура рыночной среды состоит из двух уровней:

- макросреда.

- микросреда [10, 11].

Макросреда определяет условия осуществления деятельности предприятия, а также определяет границы допустимого и недопустимого.

Составляющие макросреды изображены на рисунке 1.4.

Составляющие макросреды рыночной среды

социальная

политическая

экономическая

технологическая

правовая

геополитическая

Рис. 1.4 – Составляющие макросреды рыночной среды

Составляющие макросреды рассмотрим ниже [9].

К социальной составляющей относится:

- численность и структурный состав населения;

- уровень образования,

- традиции;

- трудовой этикет и др.

К социальной составляющей относится:

- уровень экономического развития;

- доходы населения;

- уровень безработицы

- уровень инфляции и др.

К правовой составляющей относится:

- права потребителей продукции;

- порядок регистрации предприятия;

- наличие соответствующего документационного обеспечение и др.

К политической составляющей относится:

- политика органов государственной власти