ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.03.2019
Просмотров: 53468
Скачиваний: 1953
245
Рис. 52. Транспортная иммобилизация головы и шейного отдела позвоночника шиной
Еланского.
Иммобилизацию головы и шеи можно обеспечить наложением шин Крамера,
предварительно изогнутых по контуру головы. Одну шину подкладывают под затылок и
шею, а другую изгибают в виде полуовала, концы которого упираются в плечи. Шину
фиксируют бинтами.
При переломе ключицы для иммобилизации отломков пользуются повязкой Дезо или
косыночной повязкой с валиком, уложенным в подмышечную впадину, или 8-образной
повязкой (см. Десмургия).
При переломе плечевой кости и повреждении плечевого или локтевого сустава
иммобилизацию проводят большой лестничной шиной Крамера, которую предварительно
моделирует на себе врач (рис. 54). Конечности придают положение, указанное на рисунке,
с валиком подмышкой. Шина фиксируют все три сустава верхней конечности. Верхний и
нижний концы шины скрепляют тесьмой из бинта, один конец которой проводят спереди,
а другой - через подмышечную впадину со здоровой стороны. Нижний конец шины
подвешивают на шею с помощью косынки или ремня.
При отсутствии стандартных средств транспортную иммобилизацию при переломе
плеча в верхней трети производят с помощью косыночной повязки. В подмышечную ямку
помещают небольшой ватно-марлевый валик и прибинтовывают его к грудной клетке
через здоровое плечо. Руку, согнутую в локтевом суставе под углом 60°, подвешивают на
246
косынке, плечо прибинтовывают к туловищу. Для иммобилизации можно использовать
бинтовую повязку Дезо.
Рис. 53. Ватно-марлевый воротник, применяемый при транспортировке
пострадавших с повреждением шейных позвонков.
Рис. 54. Иммобилизация верхней конечности лестничной шиной: а - моделирование
шины Крамера; б - вид наложенной шины Крамера.
247
Для иммобилизации предплечья и кисти применяют малую лестничную шину, к
которой прибинтовывают кисть и предплечье с фиксацией лучезапястного и локтевого
суставов. Рука согнута в локтевом суставе, кисть и предплечье после наложения шины
подвешивают на косынке. При отсутствии специальных шин предплечье подвешивают на
косынке или иммобилизуют с помощью доски, картона, фанеры с обязательной
фиксацией двух суставов.
Рис. 55. Наложение шины Дитерихса: а - фиксация подошвы; б - вытяжение
конечности в шине; в - вид наложенной шины.
При переломе бедра, повреждении тазобедренного и коленного суставов применяют
шины Дитерихса. Подошвенную пластину шины прибинтовывают 8-образной повязкой к
подошве обуви пострадавшего. Наружную и внутреннюю пластины шины подгоняют под
рост больного путём перемещения в скобах и фиксируют штифтом. Наружная планка
должна упираться в подмышечную ямку, внутренняя - в паховую область, нижние концы
планок - выступать за подошву на 10-12 см. Пластины пропускают через скобы
подошвенной пластины и скрепляют хомутом. Через отверстие в подошве проводят шнур
и завязывают его на палочке-закрутке. В области лодыжек и на пластинки костылей
накладывают ватно-марлевые прокладки. Шину фиксируют ремнями к туловищу, а
планки - между собой. Ногу вытягивают за скобы на подошвенной пластине (рис. 55) и
закручивают палочку-закрутку. Шину прибинтовывают к ноге и туловищу. Под заднюю
поверхность ноги подкладывают и прибинтовывают шину Крамера, чтобы предупредить
смещение ноги в шине кзади.
Для иммобилизации бедра можно использовать шины Крамера, соединённые между
собой. Накладывают их с наружной, внутренней и задней сторон. Иммобилизация трёх
суставов является обязательной.
При переломе голени применяют шины Крамера (рис. 56), фиксируют конечности
тремя шинами, создавая неподвижность в коленном и голеностопном суставах. Для
248
иммобилизации голени и коленного сустава используют пневматические шины (рис. 57).
При отсутствии транспортных шин для иммобилизации нижней конечности при переломе
костей бедра или голени можно использовать подручные средства - доски, куски фанеры,
лыжи, свёрнутое жгутом одеяло или придать неподвижность повреждённой конечности за
счёт прибинтовывания её к здоровой ноге.
Рис. 56. Транспортная иммобилизация нижней конечности лестничной шиной
Крамера.
При переломе костей таза пострадавшего транспортируют на носилках, лучше - с
подложенным фанерным или дощатым щитом. Его ноги полусогнуты в тазобедренных
суставах, под колени подкладывают валик из одежды, одеяла, вещевого мешка.
Пострадавшего привязывают к носилкам.
Рис. 57. Медицинские пневматические шины для кисти и предплечья (а), стопы и
голени (б), коленного сустава (в).
249
Рис. 58. Транспортировка пострадавшего с переломом позвоночника на щите.
При переломе позвоночника в грудном и поясничном отделах транспортировку
осуществляют на носилках со щитом в положении пострадавшего на спине, с небольшим
валиком под коленями (рис. 58). Пострадавшего привязывают к носилкам. При
необходимости транспортировать пострадавшего на мягких носилках его укладывают на
живот, с валиком под грудью. При переломе шейного и верхнегрудного отделов
позвоночника транспортировку осуществляют на носилках в положении пострадавшего на
спине, под шею подкладывают валик.
При переломах позвоночника, таза, тяжёлых множественных травмах применяют
транспортную иммобилизацию с помощью носилок иммобилизационных вакуумных
(НИВ). Они представляют собой герметичный двойной чехол, на который укладывают
пострадавшего. Матрац зашнуровывают. Из чехла отсасывают воздух вакуумным отсосом
с разрежением 500 мм рт.ст., выдерживают 8 мин, чтобы носилки приобрели жёсткость за
счёт сближения и сцепления гранул пенополистирола, которым на две трети объёма
заполнен матрац. Чтобы пострадавший занимал при транспортировке определённое
положение (например, полусидя), ему придают такое положение в период удаления
воздуха (рис. 59).
Рис. 59. Носилки иммобилизационные вакуумные: а - общий вид носилок; б - носилки с
пострадавшим в положении лёжа; в - носилки с пострадавшим в положении полусидя.