Файл: Гостищев. Общая хирургия.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.03.2019

Просмотров: 52805

Скачиваний: 1935

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

 

245 

 

Рис. 52. Транспортная иммобилизация головы и шейного отдела позвоночника шиной 

Еланского. 

Иммобилизацию головы и шеи можно обеспечить наложением шин Крамера, 

предварительно изогнутых по контуру головы. Одну шину подкладывают под затылок и 
шею, а другую изгибают в виде полуовала, концы которого упираются в плечи. Шину 
фиксируют бинтами. 

При переломе ключицы для иммобилизации отломков пользуются повязкой Дезо или 

косыночной повязкой с валиком, уложенным в подмышечную впадину, или 8-образной 
повязкой (см. Десмургия). 

При переломе плечевой кости и повреждении плечевого или локтевого сустава 

иммобилизацию проводят большой лестничной шиной Крамера, которую предварительно 
моделирует на себе врач (рис. 54). Конечности придают положение, указанное на рисунке, 
с валиком подмышкой. Шина фиксируют все три сустава верхней конечности. Верхний и 
нижний концы шины скрепляют тесьмой из бинта, один конец которой проводят спереди, 
а другой - через подмышечную впадину со здоровой стороны. Нижний конец шины 
подвешивают на шею с помощью косынки или ремня. 

При отсутствии стандартных средств транспортную иммобилизацию при переломе 

плеча в верхней трети производят с помощью косыночной повязки. В подмышечную ямку 
помещают небольшой ватно-марлевый валик и прибинтовывают его к грудной клетке 
через здоровое плечо. Руку, согнутую в локтевом суставе под углом 60°, подвешивают на 


background image

 

246 

косынке, плечо прибинтовывают к туловищу. Для иммобилизации можно использовать 
бинтовую повязку Дезо. 

 

Рис. 53. Ватно-марлевый воротник, применяемый при транспортировке 

пострадавших с повреждением шейных позвонков. 

 

Рис. 54. Иммобилизация верхней конечности лестничной шиной: а - моделирование 

шины Крамера; б - вид наложенной шины Крамера


background image

 

247 

Для иммобилизации предплечья и кисти применяют малую лестничную шину, к 

которой прибинтовывают кисть и предплечье с фиксацией лучезапястного и локтевого 
суставов. Рука согнута в локтевом суставе, кисть и предплечье после наложения шины 
подвешивают на косынке. При отсутствии специальных шин предплечье подвешивают на 
косынке или иммобилизуют с помощью доски, картона, фанеры с обязательной 
фиксацией двух суставов. 

 

Рис. 55. Наложение шины Дитерихса: а - фиксация подошвы; б - вытяжение 

конечности в шине; в - вид наложенной шины. 

При переломе бедра, повреждении тазобедренного и коленного суставов применяют 

шины Дитерихса. Подошвенную пластину шины прибинтовывают 8-образной повязкой к 
подошве обуви пострадавшего. Наружную и внутреннюю пластины шины подгоняют под 
рост больного путём перемещения в скобах и фиксируют штифтом. Наружная планка 
должна упираться в подмышечную ямку, внутренняя - в паховую область, нижние концы 
планок - выступать за подошву на 10-12 см. Пластины пропускают через скобы 
подошвенной пластины и скрепляют хомутом. Через отверстие в подошве проводят шнур 
и завязывают его на палочке-закрутке. В области лодыжек и на пластинки костылей 
накладывают ватно-марлевые прокладки. Шину фиксируют ремнями к туловищу, а 
планки - между собой. Ногу вытягивают за скобы на подошвенной пластине (рис. 55) и 
закручивают палочку-закрутку. Шину прибинтовывают к ноге и туловищу. Под заднюю 
поверхность ноги подкладывают и прибинтовывают шину Крамера, чтобы предупредить 
смещение ноги в шине кзади. 

Для иммобилизации бедра можно использовать шины Крамера, соединённые между 

собой. Накладывают их с наружной, внутренней и задней сторон. Иммобилизация трёх 
суставов является обязательной. 

При переломе голени применяют шины Крамера (рис. 56), фиксируют конечности 

тремя шинами, создавая неподвижность в коленном и голеностопном суставах. Для 


background image

 

248 

иммобилизации голени и коленного сустава используют пневматические шины (рис. 57). 
При отсутствии транспортных шин для иммобилизации нижней конечности при переломе 
костей бедра или голени можно использовать подручные средства - доски, куски фанеры, 
лыжи, свёрнутое жгутом одеяло или придать неподвижность повреждённой конечности за 
счёт прибинтовывания её к здоровой ноге. 

 

Рис. 56. Транспортная иммобилизация нижней конечности лестничной шиной 

Крамера. 

При переломе костей таза пострадавшего транспортируют на носилках, лучше - с 

подложенным фанерным или дощатым щитом. Его ноги полусогнуты в тазобедренных 
суставах, под колени подкладывают валик из одежды, одеяла, вещевого мешка. 
Пострадавшего привязывают к носилкам. 

 

Рис. 57. Медицинские пневматические шины для кисти и предплечья (а), стопы и 

голени (б), коленного сустава (в). 


background image

 

249 

 

Рис. 58. Транспортировка пострадавшего с переломом позвоночника на щите. 

При переломе позвоночника в грудном и поясничном отделах транспортировку 

осуществляют на носилках со щитом в положении пострадавшего на спине, с небольшим 
валиком под коленями (рис. 58). Пострадавшего привязывают к носилкам. При 
необходимости транспортировать пострадавшего на мягких носилках его укладывают на 
живот, с валиком под грудью. При переломе шейного и верхнегрудного отделов 
позвоночника транспортировку осуществляют на носилках в положении пострадавшего на 
спине, под шею подкладывают валик. 

При переломах позвоночника, таза, тяжёлых множественных травмах применяют 

транспортную иммобилизацию с помощью носилок иммобилизационных вакуумных 
(НИВ). Они представляют собой герметичный двойной чехол, на который укладывают 
пострадавшего. Матрац зашнуровывают. Из чехла отсасывают воздух вакуумным отсосом 
с разрежением 500 мм рт.ст., выдерживают 8 мин, чтобы носилки приобрели жёсткость за 
счёт сближения и сцепления гранул пенополистирола, которым на две трети объёма 
заполнен матрац. Чтобы пострадавший занимал при транспортировке определённое 
положение (например, полусидя), ему придают такое положение в период удаления 
воздуха (рис. 59). 

 

Рис. 59. Носилки иммобилизационные вакуумные: а - общий вид носилок; б - носилки с 

пострадавшим в положении лёжа; в - носилки с пострадавшим в положении полусидя.