Файл: Изучение покупательского спроса и формирование товарного ассортимента в магазине («1000 и одна туфелька»).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 137
Скачиваний: 1
Основные этапы спроса на продукцию предприятия представлены в таблице 4 [16. C. 181].
Спрос является формой проявления потребностей, его изучение в магазинах проводится, прежде всего, для более полного удовлетворения потребностей населения. Одним из условий развития торговли является соответствие товарных ресурсов и покупательского спроса с учетом глубокого знания спроса населения, для его реализации в товарной политике необходимо разрабатывать на основании изучения покупательского спроса соответствующие стратегические решения [8, С. 87].
Таблица 3 - Этапы спроса на продукцию предприятия
Этап |
Анализ этапа |
Подготовительный |
Определяется круг и количество информации, которая должна быть получена в результате опроса, в соответствии с этим составляется анкета (опросный лист). В соответствии с целями исследования круг информации может быть расширен или детализирован. Анкета должна состоять из трех блоков: сформированы цель опроса и правила заполнения анкеты; данные вопросы; определены социальноэкономические и демографические характеристики опрашиваемых. Анкета обязательно должна пройти предварительное тестирование с целью проверки правильности формулировки вопросов и ответов, и только после этого может использоваться для изучения спроса. Здесь также определяется круг лиц, которые должны быть опрошены. |
Основной |
Техническая обработка информации |
Заключительный |
Анализ результатов и составление отчета с рекомендациями. |
Информационно-методическое обеспечение этапов исследования спроса на продукцию предприятий представлено в таблице 4.
Таблица 4 - Информационно-методическое обеспечение этапов исследования спроса на продукцию
Этап |
Информация |
Методы изучения |
Подготовительный |
Информация, полученная в результате наблюдений, опроса, анкетирования |
Анкетирование, наблюдение, опрос |
Основной |
Информация, полученная после обработки подготовительных данных |
Учет замечаний и пожеланий покупателей по ассортименту и качеству товаров, имеющихся в продаже; опрос и др. |
Заключительный |
Информация, полученная после составления комплексных отчетов |
Сравнение, наблюдение, определение объемов продажи товаров и анализ товарных остатков, др. |
Выбор конкретного метода изучения спроса зависит от целей исследования технических возможностей, наличия финансовых ресурсов, квалифицированных кадров. В крупных магазинах, Торговых центрах, супермаркетах, гипермаркетах применяются разнообразные методы изучения покупательского спроса (рис. 5).
Одним из действенных методов изучения запросов покупателей является учет неудовлетворенного спроса, т.е. учет спроса на те товары, которых не было в продаже. Для этой цели применяются различные методы в зависимости от конкретных условий работы магазинов. Так, продавцы-консультанты на протяжении рабочего дня записывают в свои блокноты наименование и частоту спроса товаров, не имеющихся в продаже, или заполняют специальные бланки. В конце рабочего дня продавцы-консультанты информируют заведующего отделом или директора магазина о результатах своих наблюдений, которые потом обобщаются и анализируются.
Рисунок 5 - Методы изучения покупательского спроса
в торговых предприятиях
Удобнее применять контрольные листки, которые лежат на видном месте в торговом зале. Покупатель, не найдя в магазине интересующий его товар, записывает об этом в листке спроса, одновременно указывая свой домашний адрес или телефон. Заполненный листок опускается в ящик. Листки на столе может заменить журнал учета спроса, в котором покупатель также может сделать соответствующие записи. О поступлении отсутствующих товаров в продажу покупателю сообщается письменно или по телефону.
Учет неудовлетворенного спроса должен вестись не только по наименованиям, но и по фасонам, размерам, расцветкам. По данным учета неудовлетворенного спроса директор магазина должен принимать незамедлительные меры для завоза отсутствующих товаров. Одной из эффективных форм изучения неудовлетворенного спроса является также учет и анализ индивидуальных заказов и заявок покупателей на товары, которых не было в продаже в момент посещения магазина.
Учет замечаний и пожеланий покупателей по ассортименту и качеству товаров, имеющихся в продаже. Замечания и пожелания покупателей по фасонам, расцветкам, рисункам, оформлению, конструкции, упаковке и качеству продаваемых товаров продавцы должны записывать в свои блокноты и докладывать о них директору или заведующему отделом магазина в конце рабочего дня.
Директор магазина ежедневно группирует записи по видам товаров и содержанию замечаний, анализирует и сопоставляет их с предыдущими записями, определяет их типичность и актуальность. Результаты наблюдений продавцов и отдельные наиболее важные замечания, высказанные покупателями о том или ином товаре, директор должен записывать в «Журнал учета замечаний покупателей». Все отмеченные в журнале замечания сообщаются в промышленность и товароведам вышестоящей торговой организации для принятия соответствующих мер. Одной из форм учета замечаний покупателей о товарах, имеющихся в продаже, является учет и регистрация дефектов изделий, обнаруженных в момент реализации или после покупки товара покупателями.
Для более полного изучения спроса покупателей на товары по фасонам, моделям, рисункам, размерам и т.д., целесообразнее, чтобы в магазине спрос изучался в определенные периоды по небольшому кругу конкретного наименования товара.
С целью правильного учета реализованного спроса большое значение имеет определение объема продажи товаров по фасонам, расцветкам и размерам. Для этой цели следует периодически учитывать количество проданных товаров при помощи специального паспорта, в котором указываются: наименование товара, артикул, цена, поставщик, характеристика товара (фасон, цвет, модель и т.п.), а также остаток на начало изучаемого периода, приход, остаток на конец периода и количество реализованного товара. Учитывая и анализируя движение остатков по определенным наименованиям товаров, работники магазина получают возможность следить за полнотой ассортимента и предотвратить затоваривание не пользующимися спросом у покупателей товарами [4, С. 61].
В настоящее время определились два вида покупательских конференций (рис. 6).
Рисунок 6 - Виды покупательских конференций
В очных покупательских конференциях, кроме покупателей и работников магазинов, принимают участие товароведы магазинов и оптовых баз, представители поставщиков. На конференции обсуждаются мнения покупателей о торговом обслуживании и претензии к ассортименту и качеству товаров. Подготовка к конференции начинается задолго до ее проведения. Покупателям раздают пригласительные билеты в магазине, на близлежащих промышленных предприятиях, вкладывают их в покупки, вывешивают красочные объявления у входа в магазин, в клубах, кинотеатрах, с указанием места и цели конференции. Хорошо организованная конференция собирает большое количество покупателей и помогает улучшению работы торгового предприятия. В магазинах, где проводится заочная конференция, вывешивается плакат с просьбой к покупателям принять в ней участие. На столе в торговом зале лежат анкеты, которые могут быть различного содержания. Заочную покупательскую конференцию можно также проводить через газеты, путем публикации в них объявлений о целях конференции с указанием круга интересующих вопросов.
Среди различных методов изучения покупательского спроса одним из самых важных является выставка-продажа товаров. Особое значение она приобретает в настоящее время, когда ассортимент товаров все больше расширяется, покупательная способность беспрерывно растет и требования населения к ассортименту и качеству товаров повышаются. Выставки-продажи обеспечивают высокую культуру обслуживания населения. Наличие в продаже широкого ассортимента товаров дает возможность полнее удовлетворить спрос населения, повысить производительность труда продавцов, а также значительно увеличить товарооборот магазина. Выставки-продажи являются эффективным рекламным мероприятием. Выставки-продажи в основном проводятся в специализированных и узкоспециализированных магазинах, где возможно представить более широкий ассортимент товаров. Каждая выставка-продажа тщательно подготовляется, в ее организации принимают активное участие поставщики представленных на выставке товаров. О времени и месте проведения выставки-продажи покупателей широко информируют по радио, через газету, путем вложения в покупки пригласительных билетов, а также развешивания на видных местах красочных плакатов и объявлений.
Наиболее эффективными методами изучения спроса и сбора информации являются опросы - коммуникативные методы, которые предполагают ситуацию социального контакта с опрашиваемыми, классифицируются по разнообразным признакам и имеют ряд преимуществ:
- многовариантность, то есть возможность сбора именно тех данных, которые интересуют исследователя;
- скорость и время, то есть получение данных в течение небольшого промежутка времени;
- возможность получения количественной, статистической характеристики спроса;
- возможность выявления и моделирования связей.
- Проведение опросов, представляет собой процедуру, состоящую из ряда этапов, и требует серьезной предварительной подготовки. Итоговой и обобщающей работой по изучению спроса покупателей является составление директором магазина конъюнктурного обзора. Обзоры бывают месячными и квартальными. В них представляется анализ выполнения плана товарооборота, перечень товаров, отсутствующих в продаже, и товаров, на которые спрос удовлетворяется не полностью; приводятся замечания и предложения покупателей по качеству, оформлению, фасону, упаковке изделий, имеющихся в продаже. Если изучение спроса проводилось по определенным товарам, то указывается также объем проданных товаров и дается подробная характеристика изменения спроса на них. В конъюнктурных обзорах отражается также спрос населения на одноименные товары, изготовленные различными предприятиями, и отзывы покупателей о товарах-новинках, поступивших в продажу за истекший период. Формирование стратегии товарной политики в предприятиях подразумевает целостную процедуру.
Глава 2 Анализ изучения покупательского спроса и формирование товарного ассортимента на примере магазина № 3сети «1000 и одна туфелька»
2.1 Экономическая и организационная характеристика индивидуального предприятия «1000 и одна туфелька »
Объектом исследования является ИП «1000 и одна туфелька» - сеть специализированных магазинов обуви для детей и подростков. Направление деятельности - Дети, специализация - Детские товары — продажа в розницу.
Вот уже 14 лет сеть детской и подростковой обуви «1000 и одна туфелька» существует на рынке.
Открытие первого магазина было в 2001 году и находится он по адресу Индустриальный проспект дом 26/27. После того как магазин стал пользоваться популярностью, было решено открыть второй магазин в другой части города в 2006 году. В нашем городе мало где, можно увидеть большой выбор детской и подростковой обуви и покупатели постоянно жаловались, что приходится далеко ехать. Это и послужило в последующем открытию остальных магазинов
В 2007 году было принято решение открыть магазин на улице Одоевского, дом 27.
В июле 2009 были открыты магазины на проспекте Науки, дом 19/3, и на Транспотрном переулке, дом 1. Последующий, шестой магазин, был открыт в мае 2011 года по адресу Заневский проспект, дом 65, корпус 5. До конца 2016 года планируется открытие ещё двух магазинов в торгово-развлекательном центре «Лето» на Пулковском шоссе дом 25 и в торговом комплексе «Платформа» у метро Старая Деревня .
На настоящий момент открыто 18 магазинов в разных районах города Санкт-Петербурга.
Индивидуальным предпринимателем-владельцем сети детской и подростковой обуви «1000 и одна туфелька» является Герасимов О.Ю. Сеть магазинов «1000 и одна туфелька» ведет дело исключительно с добросовестными поставщиками, предоставляющими качественную сертифицированную продукцию в сроки, оговоренные в договоре. Именно качество продукции, широкий ее ассортимент и постоянное наличие товара, делает магазин конкурентоспособным.
В магазинах представлено более 3000 моделей летней, демисезонной и зимней обуви производства России, Турции, Польши, Италии, Румынии, Беларусии, Украины и Китая. Всегда в продаже модели с мембранными технологиями и сноубутсы, резиновые сапоги незаменимая обувь для питерской погоды. Сеть магазинов « 1000 и одна туфелька » предлагает широкий выбор правильной обуви от 16 до 43 размера [23].
Вся продукция перед поступлением на прилавки сети магазинов «1000 и одна туфелька» проходит тщательную отбраковку на складах, поэтому в продажу поступает только товары высокого качества.
В магазинах «1000 и одна туфелька» представлена обувь следующих торговых марок: АНТИЛОПА; БАГИРА; ЗЕБРА; КАКАДУ; КОТОФЕЙ; ЛЕЛЬ; МЕДВЕЖОНОК ПАНДА; СКОРОХОД; СМЕШАРИКИ; СУРСИЛ-ОРТО; -ТАШИ-ОРТО; ФЛОАРЕ; BEBETOM ORTOPEDIC; DEMAR; DISNEY; ELTEMPO; IMAC; INBLU; -JUNGLE; КШМА; MEGA ORTOPEDIC; MINIMEN ORTOPEDIQ ORSETTO и многие другие.